ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В
РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ 7
1.1 Основные теории о взаимодействии норм международного права и российской правовой системы 7
1.2. Конституционные основы соотношения международного и
внутригосударственного права в Российской Федерации 18
1.3. Основные способы и формы реализации международно-правовых норм в
правовой системе РФ 26
2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РФ 35
2.1. Нормы международного права в публичном праве РФ 35
2.2. Нормы международного права в частном праве РФ 41
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Частью каждого из компонентов правовой системы Российской Федерации должны в соответствии с Конституцией Российской Федерации стать нормы международного права - общепризнанные принципы и нормы и международные договоры. Это означает, то что общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации становятся частью правовых норм Российской Федерации, правовой деятельности согласно реализации правовых норм, правовых теорий.
Конституция РФ вводит в российскую правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права. В международном праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь - закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором.
Это в полной мере относится к понятию «нормы международного права». Обычные нормы международного права устанавливаются обычной практикой государства и являются нормой международного права для государств, которые признают международное право. Примером этого является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, которая предусматривает обычные нормы международного права в связи с применением стран. Однако некоторые нормы международного права не признаются или по-разному интерпретируются всеми странами. Например, в современном международном праве существует обычное правило об иммунитете государства. Однако у стран разные подходы к объему исключений. В некоторых странах предполагается, что в современном международном праве существует правило, согласно которому иностранные инвесторы должны выплачивать быструю и эффективную компенсацию за национализацию. Другие страны не признают это правило.
В этом случае, как мы полагаем, следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему только те обычные нормы международного права, которые наше государство признаёт в качестве таковых. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств, в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) - основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов — их императивность (неоспоримое право).
Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно — правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.
Реализация общепризнанных принципов и норм международного права в национальном законодательстве представляет собой как научную, так и практическую проблему. Е.Н. Щербак выделяет следующие тенденции развития российского права в условиях глобализации:
1) гармонизация российского и международного права;
2) применение для правового регулирования общественных отношений норм-принципов;
3) зарождение в качестве источника права прецедента, создаваемого не только национальными судами, но и международными.
Вышеуказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, затрагивающие общепризнанные принципы и нормы международного права.
Предметом исследования выступают нормы российского международного права; научные изыскания по теме исследования; судебная практика.
Целью исследования выступает изучение общепризнанных принципов и норм международного права.
Исходя из цели, можно обозначить задачи исследования:
- дать общую характеристику общепризнанных принципов и норм международного права;
- изучить вопрос влияния общепризнанных принципов и норм международного права на российские отрасли права.
- произвести анализ судебной практики по выбранной теме исследования.
Методы исследования избраны с учетом поставленной цели и задач, объекта и предмета исследования. Методологическую основу исследования составляют положения теории познания и общей теории права.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический, историко-правовой, системно-структурный, догматический.
Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных ученых по вопросам сущности и свойств Конституции РФ.
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, а также других нормативных актов, регулирующих сущность и свойства Конституции РФ, проблемы теории и практики.
Текст работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права.
Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права в частности относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Закрепленное в Конституции Российской Федерации уточненное и расширенное в нормативных правовых актах указание российским законодателем на приоритетное применение общепризнанных принципов и норм международного права гарантирует их применение и использование в национальном судопроизводстве Российской Федерации в согласии с национальным правом.
Международное право содержит все ценности и достижения, которые выработало человечество за тысячи лет, и выступает основой, на которой суверенное Российское государство строит собственный правопорядок.
На основании проведенного всестороннего исследования представляется необходимым устранить имеющиеся споры, конфликты по данной проблематике на законодательном уровне. Норма Конституции о приоритете международного права над национальным является без сомнения базовой и обязательной, но национальные интересы России при формировании своей правовой системы должны быть в приоритете.
Положения ст. 15 Конституции РФ1в части, касающейся преимущественного права применения международного договора в случае несоответствия закону, следует толковать расширительно, а не буквально. Если рассматривать Конституцию РФ как особый правовой акт, находящийся на вершине российской правовой системы и не имеющий общих признаков обычного закона, то тогда международный договор не может обладать большей юридической силой.
В связи с необходимостью устранения двойственности толкования предмета правового регулирования предлагается внести изменения в действующее законодательство. Наиболее сложной и практически невыполнимой является процедура внесения поправок в ст. 15 Конституции РФ, т. к. согласно гл.9 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется созвать Конституционное Собрание - орган, который в современной России еще ни разу не был собран. Целесообразно, с точки зрения автора, внести изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая дословно повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией и законами РФ, в целях соблюдения национальных интересов применяются правила внутригосударственного законодательства».
Исходя из того, что важным фактором, воздействующим на процесс реализации международно-правовых норм, является правосознание граждан, по отношению к которым на передний план выдвигается проблема знания прав, предусмотренных международными нормами, умение правильно использовать эти нормы, весьма актуальной на сегодняшний день является проблема укрепления международного правосознания граждан. С ней связана задача оптимизации процесса формирования на территории России единого международно-правового информационного пространства, решению которой могла бы способствовать, в том числе, и активизация деятельности юридических клиник вузов, а также центральных и региональных СМИ по распространению международно-правовых знаний среди широких слоев населения.
Завершая, можно констатировать, что процесс совершенствования внутригосударственного механизма реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров призван способствовать усилению взаимодействия системы международного права и национальной правовой системы и дальнейшему повышению роли Российской Федерации в обеспечении единства международной и внутренней законности.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г (в ред. от 21.07.2014г) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398. Российская газета 1993 г. 25 декабря.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. Точка доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.06.2019)
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. Точка доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.06.2019)
Конвенция МОТ от 21 июня 1982 года №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» // (Заключена в г. Женеве 21.06.1982) Точка доступа: http://www. consultant.ru
Конвенция МОТ от 29 июня 1967 года №128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» // Точка доступа: http://www. consultant.ru
Конвенция МОТ от 28 июня 1962 года №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства» // Точка доступа: http://www. consultant.ru
Конвенция МОТ от 28 июня 1952 года №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» // Точка доступа: http://www.consultant.ru
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (ред. от 1 июля 2017 года №139-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 27. Ст. 3936.
Конвенция Содружества Независимых Г осударств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года // Бюллетень международных договоров. 1999 Точка доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.06.2019)
Федеральный закон от 15 июля 1995 года №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 12 марта 2014 года № 29-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 11. Ст. 1094.
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (ред. от 5 марта 2013 года №4) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 5.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П // Собрание законодательства РФ. 2015. N 30. Ст. 4658.
О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. N 51 (часть I). Ст. 7229
Литература
Видюков В.А., Проулочнов Д.В. Влияние международного права на развитие российского трудового законодательства // Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития. 2016. № 12. С. 13-18.
Душина Т.В. К проблеме места и роли общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2015. № 2. С. 11-15
Ершов В.В. Актуальные проблемы экспертной деятельности Общественной палаты Российской Федерации в свете современного правопонимания, правотворчества и правоприменения // Российское правосудие. 2017. №5. С. 105-106.
Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в РФ: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2018. С. 70.
Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: Статут, 2017. 416 с.
Ковалев А.А., Черниченко С.В. Международное право. М.: Омега-Л, 2017. 831 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2017. 1008 с
Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2015. № 12. С. 112-115.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Норма, 2015. 432 с.
Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 1008 с.
Ордина О.Н. Международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, как источники административного права // Административное право и процесс. 2015. №3. С. 63-65.
Разумов Ю.А. Место норм международного права в правовой системе Российской Федерации // Международное право и международные организации. 2018. №2. С. 246-250.
Чирков С.А. К вопросу о международном праве социального обеспечения // СПС «http://www.consultant.ru», 2019.
Щербак Е.Н. Административно-правовое регулирование на наднациональном уровне мирового рынка высшего образования // Право и государство: теория и практика. 2017. № 10. С. 103-108.