НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В
РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ 7
1.1 Основные теории о взаимодействии норм международного права и российской правовой системы 7
1.2. Конституционные основы соотношения международного и
внутригосударственного права в Российской Федерации 18
1.3. Основные способы и формы реализации международно-правовых норм в
правовой системе РФ 26
2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РФ 35
2.1. Нормы международного права в публичном праве РФ 35
2.2. Нормы международного права в частном праве РФ 41
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В
РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ 7
1.1 Основные теории о взаимодействии норм международного права и российской правовой системы 7
1.2. Конституционные основы соотношения международного и
внутригосударственного права в Российской Федерации 18
1.3. Основные способы и формы реализации международно-правовых норм в
правовой системе РФ 26
2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РФ 35
2.1. Нормы международного права в публичном праве РФ 35
2.2. Нормы международного права в частном праве РФ 41
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Частью каждого из компонентов правовой системы Российской Федерации должны в соответствии с Конституцией Российской Федерации стать нормы международного права - общепризнанные принципы и нормы и международные договоры. Это означает, то что общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации становятся частью правовых норм Российской Федерации, правовой деятельности согласно реализации правовых норм, правовых теорий.
Конституция РФ вводит в российскую правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права. В международном праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь - закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором.
Это в полной мере относится к понятию «нормы международного права». Обычные нормы международного права устанавливаются обычной практикой государства и являются нормой международного права для государств, которые признают международное право. Примером этого является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, которая предусматривает обычные нормы международного права в связи с применением стран. Однако некоторые нормы международного права не признаются или по-разному интерпретируются всеми странами. Например, в современном международном праве существует обычное правило об иммунитете государства. Однако у стран разные подходы к объему исключений. В некоторых странах предполагается, что в современном международном праве существует правило, согласно которому иностранные инвесторы должны выплачивать быструю и эффективную компенсацию за национализацию. Другие страны не признают это правило.
В этом случае, как мы полагаем, следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему только те обычные нормы международного права, которые наше государство признаёт в качестве таковых. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств, в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) - основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов — их императивность (неоспоримое право).
Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно — правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.
Реализация общепризнанных принципов и норм международного права в национальном законодательстве представляет собой как научную, так и практическую проблему. Е.Н. Щербак выделяет следующие тенденции развития российского права в условиях глобализации:
1) гармонизация российского и международного права;
2) применение для правового регулирования общественных отношений норм-принципов;
3) зарождение в качестве источника права прецедента, создаваемого не только национальными судами, но и международными.
Вышеуказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, затрагивающие общепризнанные принципы и нормы международного права.
Предметом исследования выступают нормы российского международного права; научные изыскания по теме исследования; судебная практика.
Целью исследования выступает изучение общепризнанных принципов и норм международного права.
Исходя из цели, можно обозначить задачи исследования:
- дать общую характеристику общепризнанных принципов и норм международного права;
- изучить вопрос влияния общепризнанных принципов и норм международного права на российские отрасли права.
- произвести анализ судебной практики по выбранной теме исследования.
Методы исследования избраны с учетом поставленной цели и задач, объекта и предмета исследования. Методологическую основу исследования составляют положения теории познания и общей теории права.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический, историко-правовой, системно-структурный, догматический.
Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных ученых по вопросам сущности и свойств Конституции РФ.
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, а также других нормативных актов, регулирующих сущность и свойства Конституции РФ, проблемы теории и практики.
Текст работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
Конституция РФ вводит в российскую правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права. В международном праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь - закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором.
Это в полной мере относится к понятию «нормы международного права». Обычные нормы международного права устанавливаются обычной практикой государства и являются нормой международного права для государств, которые признают международное право. Примером этого является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, которая предусматривает обычные нормы международного права в связи с применением стран. Однако некоторые нормы международного права не признаются или по-разному интерпретируются всеми странами. Например, в современном международном праве существует обычное правило об иммунитете государства. Однако у стран разные подходы к объему исключений. В некоторых странах предполагается, что в современном международном праве существует правило, согласно которому иностранные инвесторы должны выплачивать быструю и эффективную компенсацию за национализацию. Другие страны не признают это правило.
В этом случае, как мы полагаем, следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему только те обычные нормы международного права, которые наше государство признаёт в качестве таковых. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств, в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) - основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов — их императивность (неоспоримое право).
Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно — правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.
Реализация общепризнанных принципов и норм международного права в национальном законодательстве представляет собой как научную, так и практическую проблему. Е.Н. Щербак выделяет следующие тенденции развития российского права в условиях глобализации:
1) гармонизация российского и международного права;
2) применение для правового регулирования общественных отношений норм-принципов;
3) зарождение в качестве источника права прецедента, создаваемого не только национальными судами, но и международными.
Вышеуказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, затрагивающие общепризнанные принципы и нормы международного права.
Предметом исследования выступают нормы российского международного права; научные изыскания по теме исследования; судебная практика.
Целью исследования выступает изучение общепризнанных принципов и норм международного права.
Исходя из цели, можно обозначить задачи исследования:
- дать общую характеристику общепризнанных принципов и норм международного права;
- изучить вопрос влияния общепризнанных принципов и норм международного права на российские отрасли права.
- произвести анализ судебной практики по выбранной теме исследования.
Методы исследования избраны с учетом поставленной цели и задач, объекта и предмета исследования. Методологическую основу исследования составляют положения теории познания и общей теории права.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический, историко-правовой, системно-структурный, догматический.
Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных ученых по вопросам сущности и свойств Конституции РФ.
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, а также других нормативных актов, регулирующих сущность и свойства Конституции РФ, проблемы теории и практики.
Текст работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права.
Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права в частности относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Закрепленное в Конституции Российской Федерации уточненное и расширенное в нормативных правовых актах указание российским законодателем на приоритетное применение общепризнанных принципов и норм международного права гарантирует их применение и использование в национальном судопроизводстве Российской Федерации в согласии с национальным правом.
Международное право содержит все ценности и достижения, которые выработало человечество за тысячи лет, и выступает основой, на которой суверенное Российское государство строит собственный правопорядок.
На основании проведенного всестороннего исследования представляется необходимым устранить имеющиеся споры, конфликты по данной проблематике на законодательном уровне. Норма Конституции о приоритете международного права над национальным является без сомнения базовой и обязательной, но национальные интересы России при формировании своей правовой системы должны быть в приоритете.
Положения ст. 15 Конституции РФ1в части, касающейся преимущественного права применения международного договора в случае несоответствия закону, следует толковать расширительно, а не буквально. Если рассматривать Конституцию РФ как особый правовой акт, находящийся на вершине российской правовой системы и не имеющий общих признаков обычного закона, то тогда международный договор не может обладать большей юридической силой.
В связи с необходимостью устранения двойственности толкования предмета правового регулирования предлагается внести изменения в действующее законодательство. Наиболее сложной и практически невыполнимой является процедура внесения поправок в ст. 15 Конституции РФ, т. к. согласно гл.9 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется созвать Конституционное Собрание - орган, который в современной России еще ни разу не был собран. Целесообразно, с точки зрения автора, внести изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая дословно повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией и законами РФ, в целях соблюдения национальных интересов применяются правила внутригосударственного законодательства».
Исходя из того, что важным фактором, воздействующим на процесс реализации международно-правовых норм, является правосознание граждан, по отношению к которым на передний план выдвигается проблема знания прав, предусмотренных международными нормами, умение правильно использовать эти нормы, весьма актуальной на сегодняшний день является проблема укрепления международного правосознания граждан. С ней связана задача оптимизации процесса формирования на территории России единого международно-правового информационного пространства, решению которой могла бы способствовать, в том числе, и активизация деятельности юридических клиник вузов, а также центральных и региональных СМИ по распространению международно-правовых знаний среди широких слоев населения.
Завершая, можно констатировать, что процесс совершенствования внутригосударственного механизма реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров призван способствовать усилению взаимодействия системы международного права и национальной правовой системы и дальнейшему повышению роли Российской Федерации в обеспечении единства международной и внутренней законности.
Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права в частности относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Закрепленное в Конституции Российской Федерации уточненное и расширенное в нормативных правовых актах указание российским законодателем на приоритетное применение общепризнанных принципов и норм международного права гарантирует их применение и использование в национальном судопроизводстве Российской Федерации в согласии с национальным правом.
Международное право содержит все ценности и достижения, которые выработало человечество за тысячи лет, и выступает основой, на которой суверенное Российское государство строит собственный правопорядок.
На основании проведенного всестороннего исследования представляется необходимым устранить имеющиеся споры, конфликты по данной проблематике на законодательном уровне. Норма Конституции о приоритете международного права над национальным является без сомнения базовой и обязательной, но национальные интересы России при формировании своей правовой системы должны быть в приоритете.
Положения ст. 15 Конституции РФ1в части, касающейся преимущественного права применения международного договора в случае несоответствия закону, следует толковать расширительно, а не буквально. Если рассматривать Конституцию РФ как особый правовой акт, находящийся на вершине российской правовой системы и не имеющий общих признаков обычного закона, то тогда международный договор не может обладать большей юридической силой.
В связи с необходимостью устранения двойственности толкования предмета правового регулирования предлагается внести изменения в действующее законодательство. Наиболее сложной и практически невыполнимой является процедура внесения поправок в ст. 15 Конституции РФ, т. к. согласно гл.9 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется созвать Конституционное Собрание - орган, который в современной России еще ни разу не был собран. Целесообразно, с точки зрения автора, внести изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая дословно повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией и законами РФ, в целях соблюдения национальных интересов применяются правила внутригосударственного законодательства».
Исходя из того, что важным фактором, воздействующим на процесс реализации международно-правовых норм, является правосознание граждан, по отношению к которым на передний план выдвигается проблема знания прав, предусмотренных международными нормами, умение правильно использовать эти нормы, весьма актуальной на сегодняшний день является проблема укрепления международного правосознания граждан. С ней связана задача оптимизации процесса формирования на территории России единого международно-правового информационного пространства, решению которой могла бы способствовать, в том числе, и активизация деятельности юридических клиник вузов, а также центральных и региональных СМИ по распространению международно-правовых знаний среди широких слоев населения.
Завершая, можно констатировать, что процесс совершенствования внутригосударственного механизма реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров призван способствовать усилению взаимодействия системы международного права и национальной правовой системы и дальнейшему повышению роли Российской Федерации в обеспечении единства международной и внутренней законности.
Подобные работы
- ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАКТИКЕ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие внутригосударственного и международного права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие внутригосударственного и международного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация норм международного права во внутригосударственное (Владивостокский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование деятельности в морских портах Российской Федерации: соотношение международного и национального права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Применение правовых позиций ЕСПЧ в практике арбитражных судов РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Применение международного права в судебной системе РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



