ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Категория взаимодействия в философии, психологии и педагогике 6
1.2. Педагогические условия взаимодействия образовательной организации и
родителей обучающихся младшего школьного возраста на современном этапе 13
1.3. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей
обучающихся младшего школьного возраста 25
Выводы по I главе 30
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.. ..31 2.1.Организация исследования по определению актуального уровня удовлетворенности родителей обучающихся младшего школьного возраста
взаимодействием с образовательной организацией 31
2.2.Обработка результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Разработка рекомендаций для классных руководителей по организации эффективного взаимодействия с родителями обучающихся младшего
школьного возраста 45
Выводы по II главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В жизни ребенка основными институтами воспитания являются семья и школа. На сегодняшний день в системе образовании на передний план выступают проблемы их взаимодействия. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетным в воспитании, так как решение воспитательных задач приводит к успеху только при условии их эффективного взаимодействия.
В современном обществе значительнее стала прослеживаться тенденция к разделению функций воспитания в семье и в школе. Обе стороны предъявляют друг другу свои требования. Так педагоги выделяют проблему отсутствия интереса у родителей к школьной жизни, отсутствие моральных ценностей в семье, пассивность и отсутствие должного внимания к воспитанию ребенка. В свою очередь родители находят проблемой чрезмерные учебные нагрузки, равнодушие педагогов, неудовлетворенность качеством знаний, умений и навыков.
Семья - это место рождения, среда обитания, определенный моральнопсихологический климат, а также первая школа отношений с людьми для ребенка. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям[50]. Если родители не транслируют общечеловеческие, культурные и нравственные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть действенным и всесторонним.
Для усиления мотивации современной семьи к осуществлению воспитания детей от педагогической науки и практики требуется разработка научно-методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания.
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми [40].
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей [47].
Анализ современного состояния работы школ в направлении воспитания подрастающего поколения показал, что существующий формально-административный подход школы к организации сотрудничества с семьей, а также недостаточное владение педагогами содержанием, формами и методами взаимодействия с родителями, не способствуют обеспечению результативности процесса воспитания школьников.
На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей указывают многие исследователи: П. П. Блонский, А. Я. Варга, П. Ф. Вирениус, Л. С. Выготский, Т. П. Гаврилова, А. И. Захаров, С. А. Золотарев, П. Ф. Каптерев, Т. В. Кравченко, А. С. Макаренко, В. В. Столин, Е. Т. Соколова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, О. Л. Хромова и др.
Цель исследования - изучение удовлетворенности родителей обучающихся взаимодействием с образовательной организацией для дальнейшей разработки рекомендаций по улучшению качества взаимодействия.
Объект исследования - эффективное взаимодействие родителей обучающихся младшего школьного возраста и образовательной организации.
Предмет исследования - уровень удовлетворенности родителей обучающихся младшего школьного возраста взаимодействием с образовательной организацией.
Для реализации исследования мы поставили перед собой ряд задач:
1. Изучить литературные источники по исследуемой проблеме с целью выявления особенностей взаимодействия как психолого-педагогического процесса....
Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом.
В соответствие с поставленной целью нами были изучены литературные источники различного характера (учебные пособия, монографии, энциклопедии, статьи), благодаря чему нам удалось решить обозначенные задачи.
Мы рассмотрели сущность понятия взаимодействие с точки зрения философии, психологии и педагогики. Основываясь на взгляды мыслителей и научных деятелей, мы проанализировали содержание и структуры таких категорий как «взаимодействие», «общение» и «воздействие». Мы пришли к выводу о том, что психолого-педагогическое взаимодействие является двусторонним, двунаправленным процессом, в котором осуществляется обмен действиями, операциями и их вербальными и невербальными сигналами между участниками деятельности, вместе с этим это обмен установок, эмоциональных состояний, смыслов, ценностей, т.е. всего того, что оказывает влияние на внутренний мир человека.
Были рассмотрены педагогические условия взаимодействия педагогов образовательной организации и родителей, обучающихся начальной школы, обозначенные в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования. К ним относится:
• учет запросов и удовлетворение потребностей родителей в сфере образования;
• участие обучающихся, их родителей, педагогических работников в проектировании и развитии основной образовательной программы начального общего образования и условий ее реализации;
• учет специфики возрастного психофизического развития
обучающихся;
формирование психолого-педагогической
педагогических, административных работников и родителей обучающихся;
• формирование психолого-педагогической компетентности родителей;
• вариативность направлений психолого-педагогического
сопровождения участников образовательных отношений, дифференциация и индивидуализация обучения.
Нами были рассмотрены основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся. Формы взаимодействия разнообразны и отличаются друг от друга по особенностям организации процесса, но они объединены единой целью - улучшение развития ребенка в целом, создание тождественности между взглядами родителей обучающихся и педагогов на воспитание, формирование здоровых отношений родителей к воспитанию ребенка.
После анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования было определено содержание эксперимента, а также направления по определению уровня удовлетворенности взаимодействием родителей обучающихся начальной школы с образовательной организацией.
Удовлетворенность родителей обучающихся является важным условием эффективного взаимодействия с образовательной организацией, что главным образом влияет на воспитательный и образовательный процессы в формировании личности ребенка. Для определения актуального уровня удовлетворенности родителей обучающихся взаимодействием с образовательной организацией было проведено исследование на базе 4 «а», «б» классов МБОУ «Средняя школа № 3» г. Норильска. Экспериментальную группу составили обучающиеся в количестве 38 человек, родители обучающихся в количестве 35 человек и педагоги в количестве 2 человек...
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2015. 375 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - Спб.: Питер, 2011. - 400 с.
3. Артемьева Е.Н., Каретникова У.Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС [Текст] / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 2. - С. 33-36.
4. Беспалько В.П. Качество образовательного процесса [Текст] / В.П. Беспалько // Школьные технологии. 2007. - №3. - С. 164-166.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
6. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187 с.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 477 с.
8. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
9. Валеева Р.А. Теория обучения: учебное пособие / авт. -сост.: В.Г. Закирова, С.Г. Григорьева, Л.Р. Каюмова. - Казань: Казан. Ун.-т, 2018 -165 с.
10. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 51-55.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Юрайт, - 2016. 365 с.
12. Гурова В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М., 2006.
13. Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста [Текст] / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Маркова. - М.: Просвещение, 1978. - 180 с.
14. Дарижапова М.Н. Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М.Н. Дарижапова // Вестник бурятского государственного университета. - 2015. - №11. - С.47.
15. Закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.07.2019).....52