Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №95279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Общее понятие о творчестве 8
1.2. Виды творческой деятельности 11
1.3. Задатки, способности, талант, одаренность, гениальность 15
1.4. Особенности психического развития слабовидящих младших
школьников 15
1.5. Творческие возможности слабовидящих младших школьников с
учетом их психического развития 29
1.6. Внеурочная деятельность как средство развития творческих
способностей слабовидящих младших школьников 30
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Методические рекомендации 36
2.2. Методы и методики диагностики творческого развития младших
школьников с нарушением зрения 41
2.2.1. Наблюдение за творческой деятельностью обучающихся
младшего школьного возраста 41
2.2.2. Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов) 42
2.2.3. Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей 44
2.2.4. Тест креативности Э. Торренса 47
2.2.5. Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» 52
2.2.6. Методика «Геометрическая сказка» 54
2.2.7. Методика «Создай свою мелодию» 56
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58
3.1. Упражнения, реализуемые во внеурочной деятельности как
средства развития творческих способностей слабовидящих младших школьников 58
3.2. Программа внеурочной деятельности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 113


Роль зрения в познавательной деятельности младшего школьника велика. И. М. Сеченов в своих трудах писал о том, что человеческий глаз различает восемь категорий признаков предмета: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет адекватно отражать действительные пространственные отношения [8]. Иначе говоря, зрение является главным источником поступающей из внешнего мира человека информации, необходимой для его дальнейшей жизни.
Обладая высокой чувствительностью к световым раздражителям, зрительный анализатор воспринимает световые стимулы и преобразует их в ощущения, которые в свою очередь посредством мышления создают наиболее полное восприятие, обеспечивающее познание окружающего мира, практическую деятельность, эстетические переживания [18]. Выпадение такого важного элемента всей сенсорной системы человеческого организма ведет к нарушению психического развития. Это нарушение носит название «психическая депривация» и «является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [18]. Преодоление данной проблемы происходит путем развития компенсаторных возможностей индивида. В случае со слабовидящими обучающимися младшего школьного возраста средствами компенсации утраченной способности являются слуховые, осязательные, мышечно-суставные и обонятельные ощущения, а также развитие зрительного восприятия, остающимся доминантной системой. Развитие данных систем способствует не только ослаблению влияния депривационного поражения и устранению его последствий, но и развитию творческого мышления.
Зрение является главным источником информации о внешнем мире, но не единственным. Вместе с ним в познавательной деятельности участвуют такие системы, как слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Работая совместно, эти системы позволяют человеку наиболее полно познать действительный мир таким, какой он есть, упорядочить знания о нем и преобразовать в доступную для понимания информацию. Угнетение одного познавательного элемента ведет к изменению работы остальных. Те части системы, что не подверглись разрушающему воздействию патологии, распределяют между собой функции утраченного органа. Это способствует появлению новообразований, которые Л. С. Выготский определял как «реакцию организма на дефект» [6].
Педагогический аспект в данном вопросе заключается в использовании остаточного зрения и компенсаторных возможностей слабовидящих детей в процессе их обучения и воспитания. Цель - не просто приспособить слабовидящего обучающегося к существующим условиям жизни, а именно разносторонне развить, научить адаптироваться и трудиться и интегрировать его в общество, используя различные методы и приемы, виды и формы обучения и воспитания, применяя разнообразные средства взаимодействия с ним.
Одним из средств взаимодействия с младшим школьником является творчество, которое можно рассматривать с двух сторон: создание исключительно нового продукта и воспроизведение продукта, созданного ранее, но являющимся новым для самого субъекта. Всё это является результатом их креативного мышления, которое само по себе развиться не может. В этом им должен помочь взрослый - родитель и педагог.
Актуальность работы. В современном мире в связи со стремительным развитием научно-технического прогресса, с ухудшением условий жизни и труда человека, экологического состояния и с другими факторами всё чаще стали встречаться дети с тем или иным нарушением в онтогенезе. Врожденная или приобретенная патология требует оперативного вмешательства для коррекции состояния и положения ребенка для его дальнейшего развития и жизни в пределах его функциональной нормы.
Развитие творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста способствует всестороннему (полноценному) формированию личности, нестандартно и эффективно подходить к решению задач, воспитанию культурных, эстетических и общечеловеческих норм, успешной реализации коррекционной программы и адаптации к образовательной среде и социуму в целом, развитию общей и мелкой моторики и др. Нельзя не отметить, что творческая деятельность позволяет обучающемуся познать себя и свои интересы, что дает основу для дальнейшей самореализации и самообучения. В данных результатах раскрываются главные цели и задачи творческого развития младших школьников.
В рамках поставленной темы выпускной квалификационной работы мы будем рассматривать обучающихся начальной школы с различными по этиологии, патогенезу и клиникоморфологической картине нарушениями зрения, но имеющих остаточное зрение разной степени, т. е. слабовидящих, но не имеющих сопутствующих патологий.
Цель работы - создание проекта программы развития творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект - творческие способности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет - психофизиологические возможности развития творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи:
1) рассмотреть теорию о творческой и внеурочной деятельности;
2) изучить особенности психического развития слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста;
3) проанализировать возможности развития слабовидящими обучающимися младшего школьного возраста творческой деятельности с учетом их психических особенностей;
4) рассмотреть методики, позволяющие диагностировать уровень развития творческих способностей и развить творческий потенциал слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста;
5) составить проект программы развития творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и реализуемые в ее рамках упражнения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наличие нарушения зрения у слабовидящих обучающихся значительно снижает их творческие возможности по сравнению с нормально видящими. Однако возникшие трудности могут быть легко компенсированы в процессе трудовой деятельности. Взрослые (родители, опекуны и тифлопедагог) должны помочь ребенку реализовать творческие задатки, которые есть абсолютно у любого человека, независимо от наличия или отсутствия патологического состояния, тем самым предоставив ему возможность реализовать себя в любом из видов творческой деятельности.
Отличие слабовидящих детей от слепых детей заключается в использовании остаточного зрения как ведущей анализаторной системы. Оно дает наиболее полную информацию об окружающем мире, а дополненное деятельностью других анализаторов позволяют слабовидящим успешно ориентироваться во всех сферах жизни. Опираясь на эти данные и учитывая такие особенности, как недостаточность чувственного опыта и зрительных образов, ограниченность и фрагментарность восприятия, слабо дифференцированные и схематичные представления, механизация, малая осмысленность образов и т.д., тифлопедагоги создают методики для реализации себя слабовидящим в творческой деятельности.
Во 2 главе были рассмотрены методические рекомендации по адаптации диагностического процесса и методы и методики диагностики творческого развития слабовидящих детей, такие как наблюдение за творческой деятельностью в естественной среде ребенка, опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов), тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей, тест креативности Э. Торренса, методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», собственные методики «Геометрическая сказка» и «Создай свою мелодию». Все они направлены на определение уровня развития творческого мышления, воображения, креативности, выявление эмоциональной реакции на творческую деятельность и направленности интересов диагностируемого школьника. Основанные на диагностированных особенностях обучающегося, внеурочные творческие занятия будут лучше восприниматься младшими школьниками и иметь коррекционно-развивающую направленность, и тем самым можно добиться наилучшего результата.
Третья глава представляет собой проект программы внеурочной деятельности по развитию творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста. Содержание главы включает в себя методический сборник различных упражнений и техник для развития творческих способностей обучающихся с нарушением зрения и примерную программу творческого развития во внеурочной деятельности «Юные творцы», основанную на информационных данных образовательной организации ГБОУ СО «ЕШИ № 10» (методических рекомендациях, учебных планах, реализуемых программах). Указанные упражнения направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие необходимых для творчества качеств. Главное требование, предъявляемое взрослому, - это дать ребенку самостоятельно справится с заданием. Конечно, взрослый выступает организатором деятельности, и его помощь для слабовидящего - необходимое средство для решения задачи и достижения поставленной цели, но она должна сводиться к минимуму. Именно самостоятельный поиск решения задачи и свобода выбора инструментария и развивает творческое мышление. Реализуются данные упражнения в рамках программы развития творческих способностей слабовидящих младших школьников во внеурочной деятельности («Юные творцы»), а также в программах внеурочной деятельности, которые уже используются в образовательной организации (ГБОУ СО «ЕШИ № 10»).
Все это (знание о психических особенностях и возможностях слабовидящих младших школьников, методические рекомендации и сами методики диагностики творческого развития, упражнения по развитию творческих способностей и т.д.) должны помочь взрослым (родителям, опекунам и тифлопедагогам) правильно организовать диагностический и образовательный процесс во внеурочной деятельности, соответственно творческим задаткам, возможностям и направленности интересов слабовидящего ребенка.
Таким образом, поставленная цель выпускной квалификационной работы - создание сборника упражнений для развития творческих способностей слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, была успешно достигнута.



1. Авдеева Н. Н. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2009. 811 с.
2. Бычкова Е. Н. Развитие творческих способностей младших
школьников во внеурочной деятельности. URL:
https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/889/1/%D0%91%D1%8B%D1%87% D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%9D.%D0%9F%D0% 9F%D0%9E%D0%B 1 %D0%B7 1101.pdf (дата обращения: 02.02.22).
3. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как
основные компоненты в структуре креативности. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/beglost-gibkost-i-originalnost-kak-osnovnye- komponenty-v-strukture-kreativnosti (дата обращения: 14.04.2021).
4. Восприятие - что это такое в психологии. URL:
https://srazu.pro/vosprivatie/vosprivatie-v-psixologii.html (дата обращения: 21.03.2020).
5. Внеурочная деятельность по ФГОС в школе URL:
https: //www.rastut- goda.ru/questions-of-pedago gy/7935-vneurochnaya- deyatelnost-shkolnikov.html (дата обращения 13.10.21).
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психол. очерк. М., 1967. 93 с.
7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998. 366 с.
8. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. 240 с.
9. Ермолович З. Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации : учебно-методическое пособие. Минск, 2004. 344 с.
10. Желонкина А. А. Понятие и виды внеурочной деятельности в
начальной школе. URL: https://xn--j1ahfl.xn--
p 1 ai/library/ponyatie i vidi vneurochnoj deyatelnosti v nachalnoj 021109.html (дата обращения: 04.01.22).
11. Зайцева О. В. Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время. URL: https://mfourok.ru/programma-po-viyavleniyu-i-razvitiyu-tvorcheskih- sposobnostey-obuchayuschihsya-na-urokah-muziki-i-vo-vneurochnoe-vremya- 3903547.html (дата обращения 06.01.22).
12. Земцова М. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях / под ред. М. И. Земцовой, Л. И. Плаксиной, Л. Ю. Феоктистовой. М., 1978. 21 с.
13. Зрительные нагрузки для лечения амблиопии и косоглазия . URL: http://www.detsadklgd27.ru/images/stories/Zrit.nagruzki-ot-kosoglaziya.pdf (дата обращения: 04.03.2021).
14. Информационно-правовой портал «Гарант.ру» URL:
https://base.garant.ru/ (дата обращения 22.10.21).
15. Инфоурок. Библиотека метериалов : Диагностика творческих способностей. URL: https://infourok.ru/diagnostika-tvorcheskih-sposobnostey- doshkolnika-2281083.html (дата обращения: 15.04.2021).
16. Казанкова С. Г. Техническое моделирование и конструирование в начальной школе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/103487 (дата обращения 10.02.22).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ