Методика обучения приемам и подачам мяча на уроках по волейболу
|
Введение 4
Глава 1. Волейбол: методика обучения, техника и тактика игры .... 8
1.1. Методика обучения подачам мяча 8
1.2. Методика обучения приему мяча 14
1.3. Совершенствование техники и тактики приема и подачи мяча на уроках по волейболу 17
1.4. Анализ учебного материала раздела «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию 31
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
2.3. Методика обучения школьников 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе 48
Глава 3. Результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение 63
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложение 82
Глава 1. Волейбол: методика обучения, техника и тактика игры .... 8
1.1. Методика обучения подачам мяча 8
1.2. Методика обучения приему мяча 14
1.3. Совершенствование техники и тактики приема и подачи мяча на уроках по волейболу 17
1.4. Анализ учебного материала раздела «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию 31
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
2.3. Методика обучения школьников 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе 48
Глава 3. Результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение 63
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложение 82
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.
Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Волейбол относится к спортивным играм.
Технические приемы и тактические действия спортивных игр сложны. Для овладения ими в коллективных играх нужна длительная подготовка. Методы и пути решений, стоящих перед учителем задач не могут быть навязаны. Необходимо, чтобы учитель проникся идеей творческого подхода к построению урока. Преподаватель сам выбирает те методы и средства, которые позволяют наилучшим образом решить педагогические проблемы.
Следует отметить, что универсальной и единой методики обучения двигательным действиям не существует. Обучение разным двигательным действиям можно осуществлять, используя традиционную методику (В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеев, Б. А. Ашмарин), методику программированного обучения (А.М. Шлемин и др.), методику обучения двигательным действиям предложенную Н.А. Бернштейном, теорию поэтапного формирования умственных и двигательных действий (П.Я. Гальперин), концепцию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и др. Естественно, что все их учитель в своей деятельности не может применять. Вместе с тем, он должен их знать, для того чтобы вырабатывать собственную методику [15].
Учитель должен хорошо знать основные средства и методы развития физических способностей, а также способы организации занятий. Тогда он сможет более точно подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования физических способностей применительно к конкретным условиям. Итог работы над совершенствованием физических способностей зависит также от грамотной разработки основных документов планирования. Это позволит педагогу проанализировать результаты своей деятельности.
Актуальность темы исследования определяется ее теоретической и практической значимостью. В настоящее время существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения и методики обучения различным видам упражнений при изучении базовых спортивных игр. Постоянным должен стать поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых. В специальном научном обосновании нуждается последовательность изучения на уроках физических упражнений с учетом возможностей переноса эффекта от владения одним упражнением на другое последующее [16].
Существует потребность в оптимизации процесса обучения приемам и подачам мяча. Но есть недостаточность знаний о путях, средствах и методах ее решения.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность методики обучения приему и подаче мяча на уроках по волейболу в рамках реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс совершенствования техники и тактики игры в волейбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения и тренировки на уроках по волейболу в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика обучения с использованием общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, наряду с упражнениями по технике и тактике игры на уроках физической культуры по волейболу, позволит учащимся 8-9 классов качественно повысить уровень техники выполнения приемов и подач мяча.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать содержание учебных программ по волейболу в общеобразовательных школах.
3. Проанализировать общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на развитие физических качеств юных волейболистов, овладение техникой и тактикой игры.
4. Провести анализ изменений результатов приемов и подач мяча в волейболе у учащихся 15-16 лет на уроках физической культуры
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Статистическо-математическая обработка данных.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Антоньевская СОШ» Петропавловского района Алтайского края.
В экспериментальной работе участвовали 28 человек в возрасте 15-16 лет, учащиеся 8-9 классов.
Практическая значимость: теоретический и исследовательский материал, представленный в работе, имеет определенную значимость для учителей физической культуры при проведении уроков, внеклассных занятий по волейболу, при овладении обучающимися двигательными умениями и навыками игры, воспитания физических и волевых качеств. Анализ и исследование в работе методики обучения технике приема и подач мяча, а также вопросов тактики-выбора средств, способов и методов ведения игры, будет необходим для достижения побед с учетом конкретного противника.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматривается методика обучения подачам и приемам мяча на уроках по волейболу, процесс совершенствования техники и тактики игры, последовательность действий обучающихся и учителя в освоении технических приемов и тактических действий, обеспечивающих высокую эффективность в игровой деятельности. Проанализирован учебный материал раздела «Волейбол» школьной программы физического воспитания: содержание учебных и неурочных форм занятий по волейболу, тематическое планирование уроков для учащихся 5-11 классов, определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного курса.
Во второй главе описан контингент и методы исследования, методика обучения учащихся 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе. Рассмотрены вопросы теории и методики обучения двигательным действиям школьников 8-9 класса, наиболее типичные ошибки в конкретных двигательных действиях. Отмечается, что одной из основных задач учителя физической культуры в 8-9 классах остается обучение новым, более сложным двигательным действиям, а также совершенствование уже освоенных упражнений, относящихся к спортивным играм.
В третьей главе представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 32 источника.
Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Волейбол относится к спортивным играм.
Технические приемы и тактические действия спортивных игр сложны. Для овладения ими в коллективных играх нужна длительная подготовка. Методы и пути решений, стоящих перед учителем задач не могут быть навязаны. Необходимо, чтобы учитель проникся идеей творческого подхода к построению урока. Преподаватель сам выбирает те методы и средства, которые позволяют наилучшим образом решить педагогические проблемы.
Следует отметить, что универсальной и единой методики обучения двигательным действиям не существует. Обучение разным двигательным действиям можно осуществлять, используя традиционную методику (В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеев, Б. А. Ашмарин), методику программированного обучения (А.М. Шлемин и др.), методику обучения двигательным действиям предложенную Н.А. Бернштейном, теорию поэтапного формирования умственных и двигательных действий (П.Я. Гальперин), концепцию учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и др. Естественно, что все их учитель в своей деятельности не может применять. Вместе с тем, он должен их знать, для того чтобы вырабатывать собственную методику [15].
Учитель должен хорошо знать основные средства и методы развития физических способностей, а также способы организации занятий. Тогда он сможет более точно подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования физических способностей применительно к конкретным условиям. Итог работы над совершенствованием физических способностей зависит также от грамотной разработки основных документов планирования. Это позволит педагогу проанализировать результаты своей деятельности.
Актуальность темы исследования определяется ее теоретической и практической значимостью. В настоящее время существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения и методики обучения различным видам упражнений при изучении базовых спортивных игр. Постоянным должен стать поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых. В специальном научном обосновании нуждается последовательность изучения на уроках физических упражнений с учетом возможностей переноса эффекта от владения одним упражнением на другое последующее [16].
Существует потребность в оптимизации процесса обучения приемам и подачам мяча. Но есть недостаточность знаний о путях, средствах и методах ее решения.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность методики обучения приему и подаче мяча на уроках по волейболу в рамках реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс совершенствования техники и тактики игры в волейбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика обучения и тренировки на уроках по волейболу в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика обучения с использованием общеразвивающих, подготовительных и подводящих упражнений, наряду с упражнениями по технике и тактике игры на уроках физической культуры по волейболу, позволит учащимся 8-9 классов качественно повысить уровень техники выполнения приемов и подач мяча.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать содержание учебных программ по волейболу в общеобразовательных школах.
3. Проанализировать общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на развитие физических качеств юных волейболистов, овладение техникой и тактикой игры.
4. Провести анализ изменений результатов приемов и подач мяча в волейболе у учащихся 15-16 лет на уроках физической культуры
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Статистическо-математическая обработка данных.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Антоньевская СОШ» Петропавловского района Алтайского края.
В экспериментальной работе участвовали 28 человек в возрасте 15-16 лет, учащиеся 8-9 классов.
Практическая значимость: теоретический и исследовательский материал, представленный в работе, имеет определенную значимость для учителей физической культуры при проведении уроков, внеклассных занятий по волейболу, при овладении обучающимися двигательными умениями и навыками игры, воспитания физических и волевых качеств. Анализ и исследование в работе методики обучения технике приема и подач мяча, а также вопросов тактики-выбора средств, способов и методов ведения игры, будет необходим для достижения побед с учетом конкретного противника.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматривается методика обучения подачам и приемам мяча на уроках по волейболу, процесс совершенствования техники и тактики игры, последовательность действий обучающихся и учителя в освоении технических приемов и тактических действий, обеспечивающих высокую эффективность в игровой деятельности. Проанализирован учебный материал раздела «Волейбол» школьной программы физического воспитания: содержание учебных и неурочных форм занятий по волейболу, тематическое планирование уроков для учащихся 5-11 классов, определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного курса.
Во второй главе описан контингент и методы исследования, методика обучения учащихся 8-9 классов приемам и подачам мяча в волейболе. Рассмотрены вопросы теории и методики обучения двигательным действиям школьников 8-9 класса, наиболее типичные ошибки в конкретных двигательных действиях. Отмечается, что одной из основных задач учителя физической культуры в 8-9 классах остается обучение новым, более сложным двигательным действиям, а также совершенствование уже освоенных упражнений, относящихся к спортивным играм.
В третьей главе представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 32 источника.
Основываясь на трудах ученых в области дидактики, специалистов по теории и методики физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, методика обучения приемам и подачам мяча на уроках волейбола в 8-9 классах представляла целостный процесс, состоящий из ряда этапов, содержащих специфические задачи, средства и методы.
Проведенный в ходе экспериментального исследования анализ изменений результатов выполнения приемов и подач мяча у учащихся исследуемых классов показывает, что даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям, достигается более высокий уровень двигательного навыка.
Исследование показывает, что трудно усвоить технику двигательного действия (технического приема), если отсутствует необходимый уровень физического развития, двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости). Нами использовались два варианта решения этой проблемы. На одних уроках для развития двигательных качеств выделялось специальное время (8-10мин). На других двигательные качества формировались в процессе овладения техникой движений (многократно повторялись подводящие и основные физические упражнения). В итоге при втором варианте формировался необходимый уровень двигательных качеств, и более совершенная техника приемов игры в волейбол.
В процессе исследования обучающий и обучаемый являлись субъектами обучения, когда четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение. Это двуединый процесс совместной деятельности, обучающего и обучаемого (субъектов обучения) по передачи знаний, умений, навыков на основе методики поэтапного овладения двигательными навыками.
Одной из ведущих задач исследования являлось более эффективное использование различных комплексов упражнений для повышения результативности приемов и подач мяча. Для этого изменялись характеристики выполняемых движений и условия, в которых выполнялись упражнения: изменялись темп, объем и ритм движений, исходные и конечные положения, способ выполнения действия, комбинирование с другими упражнениями.
Перспективы продолжения исследования в данном направлении могут быть связаны с техникой выполнения различных упражнений при изучении технических приемов игры в волейбол, с подбором оптимальных средств, форм и методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых, а также с формированием системы двигательных навыков в волейболе как комплекса технических приемов и тактических действий.
Выводы.
1. Изучение научно-методической литературы определило методологию экспериментального исследования, позволило установить взаимосвязь между эффективностью использования определенных средств обучения и ростом его результативности.
2. Осмысление учебного материала по разделу «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию дало возможность осваивать учебные темы в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков, учитывать этапы обучения двигательным действиям и уровень технико-тактической подготовленности учащихся.
3. Анализ различных видов физических упражнений показывает, что структура обучения технико-тактическим действиям в волейболе основана на специальных подводящих (облегчающих освоение техники) и подготовительных упражнениях (развивающих специальные физические качества), а общеразвивающие упражнения служат для развития двигательных способностей.
4. Результаты контрольных испытаний, полученные на основе сравнения показателей тестирования в начале экспериментального исследования и на его заключительном этапе, подтверждают определенный, рост уровня выполнения контрольных нормативов по техническим приемам волейбола у мальчиков и девочек 8-9 классов. Положительная динамика прослеживается в росте среднего балла выполнения контрольных тестов в конце исследования по сравнению с его началом.
Проведенный в ходе экспериментального исследования анализ изменений результатов выполнения приемов и подач мяча у учащихся исследуемых классов показывает, что даже при средней продолжительности обучения конкретным двигательным действиям, достигается более высокий уровень двигательного навыка.
Исследование показывает, что трудно усвоить технику двигательного действия (технического приема), если отсутствует необходимый уровень физического развития, двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости). Нами использовались два варианта решения этой проблемы. На одних уроках для развития двигательных качеств выделялось специальное время (8-10мин). На других двигательные качества формировались в процессе овладения техникой движений (многократно повторялись подводящие и основные физические упражнения). В итоге при втором варианте формировался необходимый уровень двигательных качеств, и более совершенная техника приемов игры в волейбол.
В процессе исследования обучающий и обучаемый являлись субъектами обучения, когда четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение. Это двуединый процесс совместной деятельности, обучающего и обучаемого (субъектов обучения) по передачи знаний, умений, навыков на основе методики поэтапного овладения двигательными навыками.
Одной из ведущих задач исследования являлось более эффективное использование различных комплексов упражнений для повышения результативности приемов и подач мяча. Для этого изменялись характеристики выполняемых движений и условия, в которых выполнялись упражнения: изменялись темп, объем и ритм движений, исходные и конечные положения, способ выполнения действия, комбинирование с другими упражнениями.
Перспективы продолжения исследования в данном направлении могут быть связаны с техникой выполнения различных упражнений при изучении технических приемов игры в волейбол, с подбором оптимальных средств, форм и методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых, а также с формированием системы двигательных навыков в волейболе как комплекса технических приемов и тактических действий.
Выводы.
1. Изучение научно-методической литературы определило методологию экспериментального исследования, позволило установить взаимосвязь между эффективностью использования определенных средств обучения и ростом его результативности.
2. Осмысление учебного материала по разделу «Волейбол» школьной программы по физическому воспитанию дало возможность осваивать учебные темы в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков, учитывать этапы обучения двигательным действиям и уровень технико-тактической подготовленности учащихся.
3. Анализ различных видов физических упражнений показывает, что структура обучения технико-тактическим действиям в волейболе основана на специальных подводящих (облегчающих освоение техники) и подготовительных упражнениях (развивающих специальные физические качества), а общеразвивающие упражнения служат для развития двигательных способностей.
4. Результаты контрольных испытаний, полученные на основе сравнения показателей тестирования в начале экспериментального исследования и на его заключительном этапе, подтверждают определенный, рост уровня выполнения контрольных нормативов по техническим приемам волейбола у мальчиков и девочек 8-9 классов. Положительная динамика прослеживается в росте среднего балла выполнения контрольных тестов в конце исследования по сравнению с его началом.



