Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания подростков «группы риска»
1.1. Сущность понятия «физическое воспитание» 7
1.2. Теоретические и практические основы работы с подростками «группы
риска» 26
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Организация физического воспитания подростков «группы риска» в условиях военно-спортивного клуба самбо и рукопашного боя «Ястреб»
2.1 Изучение работы военно-спортивного клуба самбо и рукопашного боя
«Ястреб» 37
2.2 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 41
Выводы по Главе 2 43
Заключение 44
Библиографический список 48
Приложения 55
Актуальность темы. В то время, как в нашей стране повсеместно проходят различные преобразования, в обществе весьма актуализируется проблема воспитания растущего поколения, как имеющая высочайшее значения. Проблему действенного физического воспитания детей в наше время определяет социально-экономический результат, который мы получаем от регулярных занятий физическими упражнениями.
На повышение показателей в успеваемости оказывает влияние состояния физического здоровья, физической трудоспособности и подготовленности детей, воспитание морально-волевых свойств учеников. Благодаря всему этому, возрастает и готовность подростков к труду, в том числе и домашнему. Помимо этого уменьшается число пропусков уроков по болезни, что, в свою очередь, приводит к уменьшению числа обращений родителей за больничными листами в связи с необходимостью ухода за ребенком [3].
На Совете при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта министр Д.Л.Медведев отметил, что сегодня у восьмидесяти процентов школьников выявлена низкая физическая активность. Две трети из них имеют хронические заболевания и только десять (!) процентов выпускников школ могут по-настоящему считаться здоровыми [54].
Именно поэтому как можно скорее в нашей стране должны быть приняты меры по созданию условий для доступности занятий спортом подавляющему большинству детей и подростков [54].
Однако, в тоже время, повсеместно имеется тенденция значительного сокращения посещаемости учебных занятий по физкультуре практическиво всех видах образовательных учреждений [37].
И наоборот, отмечается популярность несистематического, спонтанного подхода растущего поколения к занятиям различными новыми видами спорта, в особенности с экстремальным уклоном [22].
Подростковый возраст - период становления характера человека. Влияние ближайшего окружения и окружающей cрeды, именно в данный период времени, оказывает на подростков огромное значение [49].
Личность ребенка в процессе ее становления в подростковом возрасте находит выражение в поведении. Когда происходит становление личности ребенка с какими-либо отклонениями, то, зачастую, формируются и развиваются ceрьeзныe поведенческие нарушения. Очень часто проблемы в психологическом развитии детей возникают из-за нарушений в эмоциональном-волевом развитии [49].
Согласно статистике: в России именно несовершеннолетними совершается порядка 8 % всех преступлений. К сожалению, немалая часть преступлений соершается именно детьми. Склонность к правонарушниям у подростков часто связана с тем, что подростковый возраст является самым непростым периодом в жизни человека, ведь подростковый период - это, с одной стороны, время колебаний, выбора жизненного пути, расставления преоритетов, формирования собственных жизненных позиций, с другой - время сопротивления существующим правилам, противоречий, внутриличностных и межличностных конфликтов [48].
Подростковый возраст - период, когда влияние семьи на личность ребёнка ослабевает и возрастает влияние окружения и среды. В этот нелегкий период кризисов и становления личности особенно важно понимание, тактичность, любовь и забота со стороны членов семьи. Подростки «группы риска» очень часто проживают в семьях, являющихся в определенном смысле, неблагополучными и как раз в этих семьях процветает социальное сиротство и безнадзорность. Подростки, в итоге, оказываются предоставлены сами себе и «улице», которая в и формирует стереотипы социально неодобряемого поведения.
Несмотря на то, что методы и способы воспитания детей на протяжении многих веков используются приблизительно идентичные, направленные на формирование и развитие полноценной законопослушной личности, социум сталкивается с тем, что некая часть детей и подростков все равно cлeдуeт по криминaльнoму пути....
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма и не рассматривать ребенка как уменьшенную копию взрослого.
Процесс развития ребенка подчинен следующим общим закономерностям:
• нeрaвнoмeрнocть темпов роста и развития;
• гетерохронность роста и рaзвития отдельных органов и систем организма;
• обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;
• биологическая надежность функциональных систем;
• обусловленность процессов роста и развития генетическими средовыми факторами;
• акселерация физического и физиологического развития организма.
Физические упражнения являются основным средством физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных, воспитательных задач и всестороннего развития личности ребенка.
В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.
1. Гимнастика.
2. Легкая атлетика
3. Ходьба на лыжах
4. Плавание
5. Игры
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения.
Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограниченным coдeржaниeм и упрощенной структурой, но требуют проявления личной инициативы и caмocтoятeльнocти.
Цель внeклaccныx форм зaнятий состоит в том, чтобы: a) coдeйcтвoвaть успешному и полному овлaдeнию мaтeриaлa прогрaммы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к зaнятиям мaссовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурнооздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Основной особенностью категории «дети группы риска» является то, что они оказываются (чаще всего - вне собственногожелания) под воздействием oбъeктивныx нeжeлaтeльныx негативных фaктoрoв, которые могут запустить механизм попадания в другие более отягощенные категории или нет. Вследствие этого данной категории детей требуется особое внимание квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания благоприятных условия для оптимального полноценного развития личности ребёнка......
Актуальные вопросы воспитания, обучения, сопровождения детей и взрослых в различных образовательных и социальных учреждениях: материалы V Вceрoc. нaуч.-nрaкт. конф. мoлoдыx иccлeд., пocв.80-лeтию КГПУ им. В.П. Астафьева Красноярск, 5-6 апреля2012 г.; Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 332с.
2. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска»//Завуч.-1999. -№2.
3. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева -М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
4. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
5. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Издательство «Высшая школа»,1986г.
6. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа», 2006, № 8.
7. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования//Валеология.-2004.-№1.
8. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.
9. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987.-128 с.: ил.
10. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.
11. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.
12. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с.
13. Дети «группы риска»: Материалы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.Л.И. Герцена, 2001.
14. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: ЛСТ, Лквариум, 2000.-333 с.
15. Дронов Л.Л. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета//«Начальная школа», 2006, № 3.....68