ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 8
1.1. Понятие, структура и принципы оплаты труда 8
1.2. Правовые основы оплаты труда педагогических работников 16
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 24
2.1. Эффективный контракт как метод регулирования деятельности
педагогических работников 24
2.2. Предложения по внесению изменений в действующую систему оплаты
труда педагогических работников 35
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
В последние годы происходят значительные изменения в сфере правого регулирования образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стал единым нормативно-правовым актом, регламентирующим структуру и работу системы образования в государстве. В том числе впервые был установлен статус педагогического работника, что, несомненно, отражается и на оплате труда.
Указом Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» перед Правительством РФ была поставлена задача довести размер средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в соответствующем регионе. В ходе решения данной задачи Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.(далее - Программа), предусмотрен переход работников образования на «эффективный контракт» и сформированы основные положения совершенствования новой системы оплаты труда педагогических работников (далее - НСОТ), которая помимо основной, базовой части включает в себя и так называемую стимулирующую часть, которая выплачивается неодинаково, неравномерно, а связывается с
результативностью
и эффективностью их деятельности.
Цель совершенствования новой системы оплаты труда - поднять уровень заработной платы педагога в зависимости от их вклада в деятельность образовательной организации и соответственно результатом должно стать повышение качества деятельности педагогов. Но тем не менее реализация данной системы наводит на серьезные размышления.
В рамках мониторинга эффективности общего образования, ежегодно проводимого Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС осуществлен опрос учителей, где одной из задач рассматривалась удовлетворенность заработной платой. Результаты опроса показали, что в 2017 году, размером заработной платы удовлетворены менее половины учителей в среднем 41% (результаты мониторинга представлены в приложении А). Доля педагогов, которых совершенно не устраивает материальная сторона их профессиональной деятельности, приближается к отметке в 24%. Так же в рамках исследования было проведено анкетирование педагогических работников г. Первоуральска из 105 респондентов лишь 17% устраивает размер их заработной платы, 72% учителей работают на 1,5 или более ставок, половина опрошенных считают что стимулирующие выплаты никак не влияют на уровень их заработной платы, почти 82% педагогов считают что необходимы изменения в действующую систему оплаты труда. Таким образом больше половины опрошенных учителей недовольны тем в каком порядке оплачивается их труд.
Актуальность темы исследования в том числе обусловлена, информацией о пикетах, проводимых учителями с поддержкой членов профсоюзных организаций в защиту своих прав в части оплаты труда и требованиями отменить проекты, которые закрепляют неоплачиваемый труд учителя . Несмотря на интерес к проблеме правового регулирования оплаты труда педагогических работников на сегодняшний день представлены лишь два исследования (Сазанова Н.В. 2003 г., Саурин С.А. 2013г.), касающиеся конкретных проблем оплаты труда педагогов, существует так же ряд исследований, косвенно рассматривающих общие вопросы заработной платы. Тем самым важность дальнейших разработок в указанной области сохраняется.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем правового регулирования оплаты труда педагогических работников в сфере общего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, структуру и принципы оплаты труда;
- изучить правовые основы оплаты труда педагогических работников сфере общего образования;
- проанализировать практику введения эффективного контракта как метода регулирования деятельности педагогических работников сфере общего образования;
- сформулировать предложения по внесению изменений в действующую систему оплаты труда педагогических работников;
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу оплаты труда педагогических работников сфере общего образования.
Предметом исследования выступают теоретические положения и нормы права, раскрывающие особенности оплаты труда педагогических работников, а также практика их применения.
Теоретической основой исследования послужили работы таких ученых как И.В. Абанкина, Н.А. Абузярова, Т.Г. Виничук, В.Л. Гейхман, В.Д. Мордачев, Т.Г. Озерникова, Б.А. Райзберг, А.И. Рофе, Е.Г. Ситникова, Т.П. Тихомирова и иных авторов.
Методологической основой исследования стали общенаучные и специальные юридические методы: системный анализ, статистический метод, сравнительно-правовой, формально - юридический, аналитическая обработка нормативного и правоприменительного материала, его комментирование и др.
Нормативную базу исследования составили нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Структура и объем работы определены содержанием темы и задачами изучения. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, методической разработки, заключения, списка использованных источников и приложений.
Сфера образования — это сфера особого интереса как государства, так и граждан, поскольку затрагивает жизненно важные интересы каждого гражданина и направлена на удовлетворение одной из основных его потребностей. Поэтому предпринимаемые государством шаги в рамках реформирования образовательной сферы требуют особой продуманности.
Целью выпускной квалификационной работы являлось выявление проблем правового регулирования оплаты труда педагогических работников в сфере общего образования.
Таким образом на основании изученного теоретического материала мы определили, что термины «оплата труда» и «заработная плата» могут использоваться как синонимичные понятия. Тогда оплата труда - это система отношений между работником и работодателем обеспечивающая на законодательном уровне выплаты работнику за его труд. Основываясь на определенные принципы заработная плата выполняет функции основными из которых считаются - воспроизводительная, социальная, стимулирующая. В зависимости от меры и результата труда, с целью его оплаты выделяют системы и формы оплаты труда, основными системами являются - тарифные, бестарифные, смешанные, а формами - повременная и сдельная. Способом установления системы оплаты труда в организации является принятие локальных актов, коллективных договоров, соглашений и других документов в соответствии с действующим законодательством РФ.
Оплата труда работников образовательной организации
регламентирована нормативно-правовыми актами всех уровней - федеральном, региональном, муниципальном, а также локальными актами организации, устанавливается с учетом: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных квалификационных групп или профессиональных стандартов, государственных 51
гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством, перечня видов выплат компенсационного характера, перечня видов выплат стимулирующего характера, единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при его отсутствии иного представительного органа работников муниципальной образовательной организации. В состав заработной платы педагогических работников входит должностной оклад, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, где последние зависят от качества и результатов работы педагога.
Эффективность работы педагога оценивается по качеству результата его деятельность в зависимости от поставленных целей. Повысить качество позволит в том числе дифференциация заработной платы, обеспеченная введением «эффективного контракта». Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда. Каждая образовательная организация в лице руководителя с учетом мнения не только представителей профсоюзных организаций, но и самих работников должна разработать четкие критерии, при соответствии которым работник гарантированно получит полагающуюся ему выплату. Размер заработной платы педагогов, в том числе и стимулирующих выплат, входящих в ее состав, не должен быть связан с успешностью деятельности работодателя или иными экономическими параметрами (в том числе и наличием средств), но должен в большей степени зависеть от личных показателей работы, а также вклада в эффективное функционирование организации. Но исходя из судебной практики решения судов однозначны - прекращение стимулирующих выплат по причине отсутствия средств не является нарушением трудовых прав.
Педагоги положительно относятся к возможности регулирования размера заработной платы по средствам стимулирующих выплат, но с условием четких критериев оценки их деятельности и гарантии наличия средств на данный вид выплат. Судебная практика показывает, что педагогов волнует нормирование их труда, при чем увеличение нормы часов в целях повышения размера заработной платы, данная тенденция не только отрицательно сказывается на качестве работы, но и позволяет сделать вывод о том, что средняя заработная плата соответствует заявленным критериям Программы, то есть равна средней в других отраслях соответствующего региона. Мы считаем, что педагог должен преподавать 18 часов в неделю и получать гарантированную государством среднюю заработную плату по региону, а все часы что больше, чем предусмотрено за ставку должны оплачиваться как сверхурочные. Необходимость изменения положений о другой ненормируемой части педагогической работы с целью исключения неоплачиваемого труда.
В заключение, представляется целесообразным внесение предложений, способных привести к ощутимым улучшениям отдельных норм и положений действующего законодательства, регулирующего и регламентирующего сферу оплаты труда педагогических работников:
1) Считать сверхурочной работой все что больше нормы часов учебной (преподавательской) работы, обусловленной п. 2.8 Приказа Минобрнауки №1601;
2) Изменить формулировку пункт 4 примечания к п. 2.8 Приказа Минобрнауки №1601 с «за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы...» на «за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится за первые два часа в полуторном, а последующие часы в двойном размере(в соответствии со ст.153 ТК РФ) по отношению к установленному размеру ставки заработной платы».
3) Разработать критерии учета рабочего времени педагогов в части ненормируемой(другой)педагогической работы;
4) Уточнить Приказ № 1601 Минобрнауки РФ от 22.12.2014 в части ненормируемого рабочего времени, дополнив п. 2.3.1 «С письменного согласия работника за дополнительную плату возможно выполнение дополнительных обязанностей:
- дополнительные индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
- организация и проведение выездных мероприятий (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.);
- организация и проведение олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований и т.п.»
5) Разработать на федеральном уровне критерии оценки деятельности педагога, исключив такие абстрактные формулировки как «достижение высоких результатов в выполнении должностных обязанностей» и установить выплату в процентном отношении к должностному окладу за каждый показатель. Например высокая результативность в образовательной деятельности (повышение успеваемости, результаты итоговой аттестации), результативность внеурочной деятельности (наличие участников, призеров и т.п.), профессиональные достижения (повышение квалификации, методическая работа), результативность выполнения обязанностей классного руководителя (сохранность контингента, отсутствие жалоб и конфликтных ситуаций, либо конструктивное их разрешение и т.п.) с обязательным документальным подтверждением(аналитическая справка, грамота, приказ и т.д.)
1. Конвенция № 95 Международной организации труда
«Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 44. Ст. 447.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. №1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
5. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 07.03.2018 № 41- ФЗ // Собрание законодательства РФ.2018. № 11. Ст.1576.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
в части повышения заработной платы отдельных категорий работников: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 //Российская газета. 2012. № 102. 9 мая.
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204// Российская газета. 2018. № 97с. 9 мая.
8. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (с изменениями на 10 ноября 2017 года): Постановление Правительства РФ № 583 //Российская газета. 2008.№ 170. 13 авг.
9. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 // Собрание законодательства РФ.2013. № 33. Ст. 4381.
10. Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» (ред. от 14.09.2015): Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 49. Ст. 6909.
11. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. № 818// Российская газета. 2008. № 28. 9 фев.
12. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»: Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2013. № 8.
13. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016)// Российская газета.2015. № 49. 11 мар.
14. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) // Российская газета.2010. № 237. 20 окт.
15. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (ред. от 20.02.2014). Российская газета. 2008. № 30. 13 февр...47