Введение 5
Глава 1.Теоретические основы оценки уровня физической подготовленности учащихся 8
1.1. Понятие физическая подготовленность, ее виды 8
1.2. Возрастные особенности физической подготовленности 13
1.3. Методы, средства развития и методы оценки физической подготовленности учащихся 19
Глава 2. Методы, контингент и организация исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. Мониторинг физической подготовленности учащихся 8-9 классов 39
3.1. Особенности физической подготовленности учащихся 8 классов (подростковый этап онтогенеза) 39
3.2. Особенности физической подготовленности учащихся 9 классов (начало юношеского периода онтогенеза) 44
3.3. Обсуждение полученных результатов 49
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый благодаря выполнению двигательных действий. Оценка физической подготовленности проводится исходя из уровня функциональных возможностей различных систем организма: сердечно¬сосудистой, мышечной, дыхательной. Кроме того провести оценку уровня физической подготовленности можно при помощи определение уровня развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости.
На сегодняшний день основная задача современного образования - повышать уровень физической подготовленности и укреплять здоровье школьников.
Предмет физическая культура является основной учебной дисциплиной любых учебных заведений в России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую культуру.
Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении.
А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу.
На сегодняшний день основная задача современного образования - повышать уровень физической подготовленности и укреплять здоровье школьников.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека.
Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.
Объект исследования - физическая подготовленность учащиеся 8-9 классов.
Предмет исследования - развитие физической подготовленности учащихся 8-9 классов.
Цель исследования - провести мониторинг развития физической подготовленности учащихся 8-9 классов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть методы оценки физической подготовленности учащихся.
3) провести исследование уровня развития физической подготовленности учащихся 8-9 классов.
Гипотеза исследования - повышению уровня физической подготовленности учащихся будут способствовать:
а) оптимально подобранные упражнения на выстроенный учебно-воспитательный процесс по физической культуре: развитие скорости, силы,быстроты, выносливости и гибкости;
б) правильно подобранные упражнения с дозировкой согласно возрасту с учетом морфофункциональных предпосылок, как для мальчиков, так и для девочек.
При исследовании дипломной работы были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по вопросу исследования; тестирование; наблюдение; статистическая обработка полученных данных.
Практическая значимость - результаты исследований могут быть использованы учителями физической культуры для мониторинга развития физической подготовленности учащихся 8-9 классов. Он так же представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Физическая культура.
Апробация работы: Материалы дипломной работы были представлены на фестивале-конкурсе «Здоровьесбережение. Безопасность жизнедеятельности. Физическая культура» (25 апреля 2018 года).
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Физическая подготовленность - это такой результат физической подготовки, который был достигнут, выполняя двигательные действия, необходимые для того, чтобы освоить или выполнить человеком профессиональную или спортивную деятельность [16].
Применение физической подготовки способствуют укреплению здоровья, достижению высокого уровня физического развития, воспитание необходимых человеку физических качеств. Физическая подготовка делятся на два вида: общая физическая подготовка и специальная.
Общая физическая подготовка ставит перед собой цель достигнуть высокого уровня работоспособности. Благодаря применению общей физической подготовки повышается уровень физического развития, расширяется двигательная подготовленность, что в свою очередь является предпосылкой успеха в разных видах деятельности. В качестве средств общей физической подготовки выступают разные физические упражнения, такие как бег, гимнастика, плавание, ходьба, спортивные и подвижные игры и т.д.
Специальная физическая подготовка подразумевает под собой специализированный процесс, благодаря которому повышается успех в конкретном виде деятельности. Специальная физическая подготовка предъявляет к двигательным способностям человека специализированные требования.
Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 5 по 11 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический контроль за уровнем физической подготовленности.
По таблице в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту выставляются отметки и определяются уровни физической подготовленности: «5» - высокий; «4» - выше среднего; «3» - средний; «2» - ниже среднего.
Оценка физической подготовленности ученика определяется как средняя из шести тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся. Складывая все общие отметки и разделив на количество учеников класса, мы получили оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов и разделив на классы-комплекты, получили оценку физической подготовленности школы.
Контрольные испытания по тестам в конце учебного года, в апреле дают возможность учителю определить улучшение, величину сдвига, в процентах физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель начало учебного года.
Были подобраны тесты, при помощи которых проводилась оценка таких физических качеств: выносливость, быстрота, гибкость, сила, скорость.
Гарантированное повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, а также повышенного темпа развития двигательных способностей осуществляется при использовании принципа постепенного наращивания функциональных воздействий. Если будут применяться стандартные упражнения и нагрузки, то организм перейдет в стадию устойчивой адаптации. Выполняя упражнения, будет происходить совершенствование разных качеств, но подбирая средства и методы их необходимо выделить их преимущества на развитие ведущего физического качества.
По результатам мониторинга преобладает средний уровень физической подготовленности у учащихся 8 классов МБОУ СОШ № 5 как у мальчиков, так и у девочек: 25% (сентябрь 2017 г.) и 57% (март 2018 г.) соответственно.
Высокий уровень физической подготовленности в среднем имеют 4% учащихся на сентябрь 2017 г. и 19 % учащихся на март 2018 г., показатели низкого уровня развития физической подготовленности отмечены у 70 % учащихся в сентябре 2017 года и 24 % учащихся в марте 2018 года.
По результатам мониторинга физической подготовленности учащихся 9 классов МБОУ СОШ № 5 преобладал низкий уровень физической подготовленности, как у мальчиков, так и у девочек по данным исследования на сентябрь 2017 года - 65%. Мониторинг 2017-2018 учебного года показал, что прирост учащихся 9 классов с высоким уровнем физического развития к концу учебного года увеличился до 17%, прирост учащихся со средним уровнем развития физической подготовленности вырос с 27 % до 58%. Из чего следует, что динамика изменилась в положительную сторону.
Это свидетельствует, что выбранная работа по увеличению упражнений направленных на развитие скорости, силы, быстроты, выносливости и гибкости была подобрано учителем физической культуры правильно. Все упражнения и дозировки подбирались согласно возрасту с учетом морфофункциональных предпосылок, как для мальчиков, так и для девочек.
Мониторинг уровня физического развития учащихся необходим на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении.
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст]: учебное пособие / Н.В. Басова. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 192 с.
2. Бойко, А.Ф. Основы лёгкой атлетики [Текст]: учебное пособие / А.Ф. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 128 с.
3. Булич, Э.Г. Физическая культура и здоровье [Текст]: учебник / Э.Г. Булич. - М.: Знание, 2013. - 218 с.
4. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст]: методическое пособие / С.М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 2015. - 99 с.
5. Волков, Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена [Текст]: учебное пособие / Л.В. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 204 с.
6. Ворсина, Е.Н. Физическое воспитание [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Ворсина. - Минск: Асар, 2015. - 219 с.
7. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебник / П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 2014. - 139 с.
8. Выдрин, В.М. Спорт в современном обществе [Текст]: учебное пособие / В.М. Выдрин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 169 с.
9. Егер, К. Юным спортсменам о тренировке [Текст]: методическое пособие / К. Егер, Г. Оельшлегель - М. Физкультура и спорт, 2014. - 170 с.
10. Жевновата, Ж.Д. Методика обучения видам лёгкой атлетики [Текст]: учебно-методическое пособие / Ж.Д. Жевновата, Г.А. Заярин, Т.П. Короткова, А.Г. Рыбковский. - Донецк: ДонГУ, 2012. - 139 с.
11. Зимкина, Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте [Текст]: учебник / Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 182 с.
12. Котельников, Б. Физическое воспитание [Текст]: учебник / Б. Котельников. - М.: Знание, 2012. - 261 с.
13. Ломан, В. Бег, прыжки, метания [Текст]: учебное пособие / В. Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 169 с.
14. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013. - 129 с.
15. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст]: методическое пособие / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014.- 289 с.
16. Лях, В.И. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях.
- М.: Просвещение, 2010. - 307 с.
17. Макаров, А. Бег на средние и длинные дистанции [Текст]: учебное пособие / А. Макаров. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 93 с.
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 210 с.
19. Михайлов, К.В. Методы в спортивной подготовке [Текст]: учебник / К.В. Михайлов. - М.: Владос, 2014. - 159 с.
20. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки [Текст]: методическое пособие / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт,2013. - 392 с.
21. Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, Ю.Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 312 с.
22. Петров, П.К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 289 с.
23. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. - М.: Просвещение. - 2015. - 389 с.
24. Раупов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Раупов. - М.: Просвещение, 2012. - 217 с.
25. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра - Спорт, 2014. - 217 с.
26. Фарфель, В.С. Физиология человека (с основами биохимии) [Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Фарфель, Я.М. Коц. - М.: ФиС, 2015. - 318 с.
27. Филин, В.П. Возрастные основы физического воспитания [Текст]: учебник / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 281 с.
28. Харре, Д. Учение о тренировке [Текст]: учебное пособие / Д. Харре. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 192 с.
29. Хоменкова, Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт,2014. - 219 с.
30. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте [Текст]: учебное пособие / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 239 с.