Стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения Wechat (Дальневосточный федеральный университет)
Введение 3
1 Анализ проблем, влияющих на развитие российских суперприложений 6
1.1 Теоретические аспекты развития суперприложений в мире и в России 6
1.2 Поиск сигналов о наличии проблем, связанных с развитием суперприложений в России 15
1.3 Постановка проблемы, связанной с развитием суперприложений в России 21
2 Разработка стратегий трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat 28
2.1 Анализ критериев эффективности суперприложения WeChat 28
2.2 Описание основных стратегий трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat 39
2.3 Тестирование предложенных стратегий методом экспертного опроса 42
Заключение 49
Список использованных источников 53
Приложения 58
Суперприложения – это мобильные приложения, которые объединяют в себе функции нескольких приложений, позволяя пользователям получать максимальную функциональность в одном месте. В современном мире, где мобильные устройства являются неотъемлемой частью жизни людей, суперприложения становятся все более важными и актуальными. Они обеспечивают удобство и экономию времени для пользователей, позволяют сократить количество устанавливаемых приложений и снизить нагрузку на устройство.
Суперприложения также являются важными для бизнеса, поскольку они предоставляют удобный канал для продвижения продуктов и услуг, а также позволяют собирать данные о поведении пользователей и анализировать их. В результате суперприложения могут повысить узнаваемость бренда, улучшить взаимодействие с клиентами и увеличить доходы компании.
Опыт развития китайского суперприложения WeChat также показывает, что суперприложения могут стать платформой для различных бизнес-моделей, включая электронную коммерцию, онлайн-банкинг, доставку еды, социальные сети и многое другое. Поэтому, стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития WeChat являются актуальной и важной темой для исследований и практического применения в современном мире.
Актуальность стратегий трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития китайского суперприложения WeChat заключается в том, что суперприложения становятся все более популярными среди пользователей, предоставляя им не только функции общения, но и возможности покупок, оплаты услуг и т.д. WeChat – яркий пример успешного суперприложения, которое демонстрирует высокий уровень монетизации и развития. Адаптация стратегий WeChat к российскому рынку может помочь суперприложениям решить проблемы монетизации и улучшить взаимодействие с пользователями.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегий трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты развития суперприложения в мире и в России;
2) провести анализ сигналов, связанных с проблемами развития бизнес-моделей российских суперприложений;
3) сформулировать гипотезы, провести их проверку и сформулировать ключевую проблему исследования;
4) провести анализ работы суперприложения WeChat и определить основные критерии его эффективности;
5) разработать стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat;
6) провести тестирование предложенных стратегий методом экспертного опроса.
Объект исследования: российские суперприложения. Предмет исследования: стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat.
Теоретическая рамка выпускной квалификационной работы включает в себя труды таких авторов, как: Агеева А.В., Ахмадеев А.М., Ватолина О.В., Кузнецова Т.Ф., Макаревич В.А. и другие.
Информационная база исследования состоит из данных российских суперприложений, публикации в научной и периодической печати, ресурсы Интернет, первичная информация, собранная автором исследования.
В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование) и частнонаучные (комплексный анализ, глубинные интервью) методы исследований, которые позволили обеспечить достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовался следующий проектный инструментарий: диаграмма Гантта, реестр и матрица стейкхолдеров, гайд интервью, дерево проблем, выдвигались гипотезы о существовании проблем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении описывается актуальность проекта, его цели и задачи, объект и предмет исследования.
В рамках первой главы проводится анализ проблемной области: описываются теоретические аспекты развития суперприложений в мире и в России, проводится поиск сигналов, связанных с проблемой развития суперприложений в России, формулируются гипотезы исследования и формируется ключевая проблема.
Во второй главе проводится анализ критериев эффективности суперприложения WeChat, разрабатываются стратегии трансформации бизнес-моделей российских суперприложений на основе опыта развития суперприложения WeChat и тестируются методом экспертного опроса.
В заключении подводятся итоги проделанной работы над выпускной квалификационной работой.
1. Агеева А.В. «Мягкая сила» в онлайнпространстве: практический опыт применения технологий интернеткоммуникаций / А. В. Агеева, Г. В. Красноцветов // Власть. - 2020. - Т. 28, № 2. - С. 96-100.
2. Антипина О. Н. Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации / О. Н. Антипина // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - Т. 64, № 3. - С. 12-19
3. Ахмадеев А. М. Инновационные технологии развития электронного маркетинга / А. М. Ахмадеев // Инновационная наука. - 2020. - № 3. - С. 52-54.
4. Бойцова Ю. С. Специфика научных исследований в условиях цифровизации экономики / Ю. С. Бойцова, Е. А. Янова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12 (40). - С. 61-64.
5. Ватолина О. В. Ключевые технологии развития цифровой экономики / О. В. Ватолина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2020. - № 1 (56). - С. 59-64.
6. Жилина И.Ю. Перспективы цифровизации экономики Китая // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2019. №1.
7. Ивановский Б. Г. Социально-экономические последствия цифровой революции / Б. Г. Ивановский // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика: Реферативный журнал. - 2020. - № 1. - С. 127-133.
8. Катасонов, В. Ю. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? М. : Книжный мир. 2017г. 320 с.
9. Каюков И. Ю. Интернет вещей / И. Ю. Каюков, А. В. Константинов, А. А. Жалилова // Точная наука. - 2020. - № 69. - С. 2-6.
10. Кузнецова, Т. Ф. Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.2020г. 192 с.
11. Макаревич, В.А. Проблемы информационной безопасности при организации удаленной работы сотрудников / В.А. Макаревич, Е.А. Минюкович, К.С. Мулярчик // Актуальные проблемы науки XXI века : сб. науч. ст. молодых ученых / Минский инновационный ун-т. – Минск, 2020. – Вып. 9. – С. 12-16.
12. Манахова И. В. Обеспечение экономической безопасности компании в условиях цифровизации экономики / И. В. Манахова, Е. В. Левченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 16-21.
13. Миронова Д.Д., Трудкова Е.В. Интернет-банкинг как инновационная технология банковского обслуживания // В сборнике: Научная весна-2018. Экономические науки : Сборник научных трудов. Научное электронное издание. Шахты, 2018. С. 19–22.
14. Нурмухаметов Р. К. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению / Р. К. Нурмухаметов, С. С. Торин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 1. - С. 32-39.
15. Сергеев Л. Экономическая природа содержательных положений цифровых платформ / Л. Сергеев // Общество и экономика. - 2020. - № 3. - С. 45-63.
16. Шваб К. Четвертая промышленная революция. -М.:Эксмо,2019.-2018с.
17. Главное из интервью главы Mail.ru Group. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vc.ru/services/97509-moya-mechta-virtualnyy-pomoshchnik-kotoryy-izbavit-otneobhodimosti-iskat-glavnoe-iz-intervyu-glavy-mail-ru-group (дата обращения: 09.01.2023)
18. Доклад о мировом развитии в 2016 году «Цифровые дивиденды». Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2016– Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/(дата обращения: 09.01.2023)
19. Как будет устроено суперприложение от ВТБ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pro.rbc.ru/demo/5dee74579a79475b6f286 рdf (дата обращения: 09.01.2023) (дата обращения: 09.01.2023)
20. Марченков А. А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. 2019. № 26. С. 65–67 [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://doi.org/10.31882/2311-4711.2019.26.14. (дата обращения: 09.01.2023)
21. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. – Режим доступа: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 09.01.2023)
22. Рыбаков, А. Цифровизация классических банков. Технологии в финансах и банковском деле [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://controlengrussia.com/innovatsii/cifrovizacija-bankov (дата обращения: 09.01.2023)
23. Стоит ли создавать бизнес-экосистему. 2020г.: [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://vc.ru/services/121003-stoit-li-sozdavat-biznes-ekosistemu-rassmotrim-preimushchestva-i-nedostatki (дата обращения: 09.01.2023)
24. Цифровая трансформация банков: парадоксы в процессе перехода [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rb.ru/story/paradoxes-transformation/ (дата обращения: 09.01.2023)
25. Эксперты Markswebb определили лучшие в РФ мобильные банки в трех категориях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10938685 (дата обращения: 09.01.2023)
26. Яндекс Go. Ехать, отправлять, встречать. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVM2qgNhsFA (дата обращения: 09.01.2023)
27. «Да что там в мире — в России!» Тинькофф запускает первое российское суперприложение. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/09122019-tinkoff-launches-first-russian-super-app/ (дата обращения: 09.01.2023)
28. A new breed of tech giant is emerging out of the East — Super apps — and they are already encroaching on traditional financial services territory. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://home.kpmg/xx/en/home/insights/2019/06/super-app-or-superdisruption.html (дата обращения: 09.01.2023)
29. An Operating System for Everyday Life. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.uber.com/newsroom/everyday-life-os/ (дата обращения: 09.01.2023)
30. Capgemini «Отчет о развитии финтеха World Fintech Report» [Электронный ресурс] Режим доступа::https://wftr19-ebook.s3.amazonaws.com/index.html (дата обращения: 09.01.2023)
31. Dessyanawaty, L., Yen, Y.: An optimizing omni-channel strategy for ridehailing companies: The case of GOJEK in Indonesia. Advances in Management & Applied Economics 10(1), 51-59 (2020).
32. GO-JEK, GO-JEK INDONESIA, June 11, (2019). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.gojek.com/about/ (дата обращения: 09.01.2023)
33. Grab unveils its smart city vision to be an everyday app for consumers. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.grab.com/kh/en/press/business/grab-unveils-itssmart-city-vision-to-be-an-everyday-app-for-consumers/ (дата обращения: 09.01.2023)
34. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T., Setzke, D.S., Wiesche, M., Böhm, M., Krcmar, H.: Digital platform ecosystems. Electronic Markets (2019).
35. Line announces social credit scores, a Google Duplex competitor, and much more. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.theverge.com/2019/6/27/18760928/line-conference-2019-score-sticker-vision-miniapp-tokyo (дата обращения: 09.01.2023)
36. QuestMobile. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.questmobile.com.cn/research/report-new/32 (дата обращения: 09.01.2023)
37. S.P. Das, D. Bhatt and S. Path, Transformation Of Urban Transportation. Strategic Perspective: A Case Of Uber Technologies, Inc., International, Journal of Research in Business Management, 5(3), (2017), 69-78.
38. WeChat reaches 1M mini programs, half the size of Apple’s App Store. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://techcrunch.com/2018/11/07/wechat-mini-apps-200- million-users/ (дата обращения: 09.01.2023)
39. WeChat is nothing like WhatsApp—and that makes it even more valuable. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://qz.com/179007/wechat-is-nothing-likewhatsapp-and-that-makes-it-even-more-valuable/ (дата обращения: 09.01.2023)
40. What Is a Supper App. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://devblog.blackberry.com/2010/02/what-is-a-super-app (дата обращения: 09.01.2023)
1. Агеева А.В. «Мягкая сила» в онлайнпространстве: практический опыт применения технологий интернеткоммуникаций / А. В. Агеева, Г. В. Красноцветов // Власть. - 2020. - Т. 28, № 2. - С. 96-100.
2. Антипина О. Н. Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации / О. Н. Антипина // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - Т. 64, № 3. - С. 12-19
3. Ахмадеев А. М. Инновационные технологии развития электронного маркетинга / А. М. Ахмадеев // Инновационная наука. - 2020. - № 3. - С. 52-54.
4. Бойцова Ю. С. Специфика научных исследований в условиях цифровизации экономики / Ю. С. Бойцова, Е. А. Янова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 12 (40). - С. 61-64.
5. Ватолина О. В. Ключевые технологии развития цифровой экономики / О. В. Ватолина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2020. - № 1 (56). - С. 59-64.
6. Жилина И.Ю. Перспективы цифровизации экономики Китая // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2019. №1.
7. Ивановский Б. Г. Социально-экономические последствия цифровой революции / Б. Г. Ивановский // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика: Реферативный журнал. - 2020. - № 1. - С. 127-133.
8. Катасонов, В. Ю. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? М. : Книжный мир. 2017г. 320 с.
9. Каюков И. Ю. Интернет вещей / И. Ю. Каюков, А. В. Константинов, А. А. Жалилова // Точная наука. - 2020. - № 69. - С. 2-6.
10. Кузнецова, Т. Ф. Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.2020г. 192 с.
11. Макаревич, В.А. Проблемы информационной безопасности при организации удаленной работы сотрудников / В.А. Макаревич, Е.А. Минюкович, К.С. Мулярчик // Актуальные проблемы науки XXI века : сб. науч. ст. молодых ученых / Минский инновационный ун-т. – Минск, 2020. – Вып. 9. – С. 12-16.
12. Манахова И. В. Обеспечение экономической безопасности компании в условиях цифровизации экономики / И. В. Манахова, Е. В. Левченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 16-21.
13. Миронова Д.Д., Трудкова Е.В. Интернет-банкинг как инновационная технология банковского обслуживания // В сборнике: Научная весна-2018. Экономические науки : Сборник научных трудов. Научное электронное издание. Шахты, 2018. С. 19–22.
14. Нурмухаметов Р. К. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению / Р. К. Нурмухаметов, С. С. Торин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 1. - С. 32-39.
15. Сергеев Л. Экономическая природа содержательных положений цифровых платформ / Л. Сергеев // Общество и экономика. - 2020. - № 3. - С. 45-63.
16. Шваб К. Четвертая промышленная революция. -М.:Эксмо,2019.-2018с.
17. Главное из интервью главы Mail.ru Group. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vc.ru/services/97509-moya-mechta-virtualnyy-pomoshchnik-kotoryy-izbavit-otneobhodimosti-iskat-glavnoe-iz-intervyu-glavy-mail-ru-group (дата обращения: 09.01.2023)
18. Доклад о мировом развитии в 2016 году «Цифровые дивиденды». Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2016– Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/(дата обращения: 09.01.2023)
19. Как будет устроено суперприложение от ВТБ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pro.rbc.ru/demo/5dee74579a79475b6f286 рdf (дата обращения: 09.01.2023) (дата обращения: 09.01.2023)
20. Марченков А. А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. 2019. № 26. С. 65–67 [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://doi.org/10.31882/2311-4711.2019.26.14. (дата обращения: 09.01.2023)
21. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. – Режим доступа: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 09.01.2023)
22. Рыбаков, А. Цифровизация классических банков. Технологии в финансах и банковском деле [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://controlengrussia.com/innovatsii/cifrovizacija-bankov (дата обращения: 09.01.2023)
23. Стоит ли создавать бизнес-экосистему. 2020г.: [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://vc.ru/services/121003-stoit-li-sozdavat-biznes-ekosistemu-rassmotrim-preimushchestva-i-nedostatki (дата обращения: 09.01.2023)
24. Цифровая трансформация банков: парадоксы в процессе перехода [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rb.ru/story/paradoxes-transformation/ (дата обращения: 09.01.2023)
25. Эксперты Markswebb определили лучшие в РФ мобильные банки в трех категориях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10938685 (дата обращения: 09.01.2023)
26. Яндекс Go. Ехать, отправлять, встречать. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVM2qgNhsFA (дата обращения: 09.01.2023)
27. «Да что там в мире — в России!» Тинькофф запускает первое российское суперприложение. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/09122019-tinkoff-launches-first-russian-super-app/ (дата обращения: 09.01.2023)
28. A new breed of tech giant is emerging out of the East — Super apps — and they are already encroaching on traditional financial services territory. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://home.kpmg/xx/en/home/insights/2019/06/super-app-or-superdisruption.html (дата обращения: 09.01.2023)
29. An Operating System for Everyday Life. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.uber.com/newsroom/everyday-life-os/ (дата обращения: 09.01.2023)
30. Capgemini «Отчет о развитии финтеха World Fintech Report» [Электронный ресурс] Режим доступа::https://wftr19-ebook.s3.amazonaws.com/index.html (дата обращения: 09.01.2023)
31. Dessyanawaty, L., Yen, Y.: An optimizing omni-channel strategy for ridehailing companies: The case of GOJEK in Indonesia. Advances in Management & Applied Economics 10(1), 51-59 (2020).
32. GO-JEK, GO-JEK INDONESIA, June 11, (2019). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.gojek.com/about/ (дата обращения: 09.01.2023)
33. Grab unveils its smart city vision to be an everyday app for consumers. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.grab.com/kh/en/press/business/grab-unveils-itssmart-city-vision-to-be-an-everyday-app-for-consumers/ (дата обращения: 09.01.2023)
34. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T., Setzke, D.S., Wiesche, M., Böhm, M., Krcmar, H.: Digital platform ecosystems. Electronic Markets (2019).
35. Line announces social credit scores, a Google Duplex competitor, and much more. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.theverge.com/2019/6/27/18760928/line-conference-2019-score-sticker-vision-miniapp-tokyo (дата обращения: 09.01.2023)
36. QuestMobile. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.questmobile.com.cn/research/report-new/32 (дата обращения: 09.01.2023)
37. S.P. Das, D. Bhatt and S. Path, Transformation Of Urban Transportation. Strategic Perspective: A Case Of Uber Technologies, Inc., International, Journal of Research in Business Management, 5(3), (2017), 69-78.
38. WeChat reaches 1M mini programs, half the size of Apple’s App Store. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://techcrunch.com/2018/11/07/wechat-mini-apps-200- million-users/ (дата обращения: 09.01.2023)
39. WeChat is nothing like WhatsApp—and that makes it even more valuable. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://qz.com/179007/wechat-is-nothing-likewhatsapp-and-that-makes-it-even-more-valuable/ (дата обращения: 09.01.2023)
40. What Is a Supper App. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://devblog.blackberry.com/2010/02/what-is-a-super-app (дата обращения: 09.01.2023)