Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы 16
формирования духовно-нравственных ценностей будущих учителей в внеурочной деятельности педагогического университета
1.1. Духовно-нравственные ценности личности как предмет 17 психолого-педагогического анализа
1.2. Специфика внеурочной деятельности будущих учителей в 31 педагогическом университете
1.3. Содержание, формы, методы формирования духовно- 45 нравственных ценностей будущих учителей во внеурочной деятельности педагогического университета
Выводы по главе 1 59
Глава 2. Реализация педагогических условий, 60
способствующих формированию духовно-нравственных
ценностей будущих учителей иностранного языка во
внеурочной деятельности Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
2.1. Разработка педагогических условий (кураторские часы, 60 создание культурно-досуговой среды, вовлечение в волонтерскую деятельность) во внеурочной деятельности университета, способствующих формированию духовнонравственных ценностей у будущих учителей иностранного языка
2.2. Педагогический эксперимент по формированию 73 духовно-нравственных учителей иностранного языка во внеурочной деятельности КГПУ им В.П. Астафьева
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей будущих
учителей иностранного языка
ВЫВОДЫ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования К вызовам современного общества относится сегодня переоценка ценностей, из-за возникновения расовых, политических, конфессиональных, национальных конфронтации, глобальных проблем, порожденных разрушением природной среды, нравственным оскудением. На современном этапе развития российского общества изменились приоритеты ценностей. Вместе с новыми возможностями в России стали нарастать негативные явления, связанные с наличием «ценностного вакуума», «эмоционального бескультурья» и «нравственной деградации», «кризиса семейных отношений». Духовно-нравственная деградация, по причине не достаточной сформированности духовно-нравственных ценностей разрушает личность, создает угрозу национальной безопасности и делает бессмысленными все социально-экономические преобразования. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно останавливался на значении нравственных ценностей для успешного развития страны, профессиональном становлении молодежи. Государству и обществу необходимы активные, инициативные, способные самостоятельно мыслить будущие учителя, которые духовно и нравственно развиты. Этот заказ отражен в федеральном законе об образовании в Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартах, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г.
Основными причинами современного нравственного кризиса можно обозначить отдаление молодежи от старшего поколения, нарушены меж поколенческие скрепы, массовая культура (скорее ее отсутствие), которая ведет к снижению у будущих учителей уровня моральных притязаний и изменение системы ценностей, социальное и материальное расслоение и дефицит элементарных жизненных благ, формирующий зависть и, как следствие, агрессию, недостаточное знание о морали, об основных понятиях этики, представлений о базовых духовно-нравственных, национальных ценностях (Патриотизм, солидарность, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность, семья, труд и творчество наука, человечество)
Современное высшее педагогическое образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры будущего учителя, формированию гуманистически направленной личности. В настоящее время проблема нравственного воспитания стоит особенно остро. Настоящее и будущее общества определяются нравственным здоровьем общества, бережным сохранением и развитием его культурного и педагогического наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у будущих учителей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу будущего учителя сейчас, проявится позднее в профессиональной деятельности, станет его и нашей жизнью, жизнью будущего поколения детей.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По мнению И.Ф. Харламова, «формирование нравственных ценностей есть перевод моральных норм, правили требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [62]
В связи с внедрением ядра педагогического образования современную практику подготовки будущего учителя, где жестко регламентировано содержание и дисциплины, формировать духовно-нравственные ценности возможно во внеурочной деятельности, которая обладает определенным потенциалом, связана с возможностью учета индивидуальных интересов и склонностей будущих учителей, вариативностью содержания кураторских часов.....
Для проверки гипотезы о том, что формированию духовнонравственных ценностей будущих учителей во внеурочной деятельности педагогического университета будут способствовать условия:
• разработаны и реализованы кураторские часы, направленные на изучение будущими учителями сущности и содержания духовнонравственных ценностей;
• организовано культурно-досуговое пространство
педагогического университета, нацеленное на становление нравственных отношений будущих учителей;
• будущие учителя включены в волонтерскую социальнозначимую деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями.
В соответствии с целью и задачами исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, в результате которого определили, что:
духовно-нравственные ценности как качественная совокупность базовых национальных ценностей отражают в единстве духовный и нравственный смысл существования человека, придают педагогической деятельности смысл и основываются на духовно-нравственном знании (ценность-знание), выражают отношение к профессиональной педагогической деятельности, обучающимся, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность-деятельность).
В структуре духовно-нравственных ценностей представлены базовые национальные ценности:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья - союз мужчины и женщины, любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии - представления о добре и зле, вере, смысле жизни и духовности, духовный мир человека, нравственный выбор;
• искусство и литература - красота, гармония, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется последовательно: от этапа усвоения к этапу предпочтения (отношения принятия) и далее к этапу личной самореализации.
Этап усвоения предполагает изучение будущими учителями духовно - нравственных ценностей, понимание их сущности.
Этап предпочтения характеризуется положительной личной оценкой данных ценностей и признанием их в качестве ориентиров жизнедеятельности и профессиональной педагогической деятельности. Этап самореализации связывается с проявлением будущими учителями духовно-нравственных ценностей в процессе профессиональной педагогической деятельности. Сущность формирования духовно-нравственных ценностей будущих учителей во внеурочной деятельности педагогического университета - педагогическая деятельность куратора, гуманистически направленная на обеспечение усвоения ими сущности духовно-нравственных ценностей, становление духовно-нравственных предпочтений и самореализацию в соответствии с данными ценностями в профессиональной педагогической деятельности.....
1. Аблеев, С. Р. История мировой философии: Учебник / С.Р. Аблеев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2022. - 416 с. - (Высшая школа).
2. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург.: Деловая книга, 1995. - 128 с.
3. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философско- психологическая концепция С.Л.Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. - 234 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 2000. - 351 с. (Серия «Памятники психологической мысли»).
5. Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. - №2. - С. 11-16.
6. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. - 178 с.
7. Бахтин, М. М. Собрание сочинений / М. М. Бахтин ; Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Том 1. - Москва : Русские словари, 2003. - 957 с. - ISBN 5-98010-006-7. - EDN UKMGIN.
8. Богданова, Е. В. Педагогическая сущность волонтерской деятельности молодежи / Е. В. Богданова // Педагогический профессионализм в образовании : Сборник научных трудов XI Международной научнопрактической конференции, посвященной 80-летию НГПУ, Новосибирск, 18-19 февраля 2015 года / Новосибирский государственный педагогический университет. Том I. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. - С. 172-180. - EDN TXZVUB.
9. Большая современная энциклопедия [Текст] /сост. Е.С. Рапацевич - Минск: Соврем. слово - 2023г.
10. Бабушкин, Г. Д. Личностные профессиональные ценности как информационная основа профориентации / Г. Д. Бабушкин // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 94-96.
11. Бондаревская, Е.В. Методологическая сфера современного образования.- Ростов н/Д: Изд-во Ростов.пед.ун.,2000
12. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 350 с.
13. Викторук, Е. Н. Философия образования и науки. Кейс-метод в этическом образовании / Е. Н. Викторук, О. С. Ардюкова, Л. В. Довыденко; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. - 100 с. - ISBN 978-5-85981-768-9. - EDN TKNLLF.
14. Выготский, JI.C. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
15. Гаврилов, В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация [Текст] /В.Е. Гаврилов // Ежегодник РПО. - 1995. -Т. 1. - Вып. 2.- С. 172-174....73