Введение 4
Глава 1. Методы развития физических качеств и их характеристика 6
1.1. Характеристика футбола как вида спорта 6
1.2. Характеристика ведущих физических качеств футболистов 7
1.3. Технические характеристики игры в футбол 20
1.4. Методы, направленные на развитие ведущих физических качеств у футболистов 25
Глава 2. Организация, контингент, методы исследования 32
2.1. Организация исследования и характеристика контингента.. 32
2.2. Методы исследования 32
2.3. Программа по развитию ведущих физических качеств подростков для обучения их технике игры в футбол 34
Глава 3. Результаты исследования уровня развития ведущих физических качеств у юных футболистов 45
3.1. Результаты развития ведущих физических качеств у юных футболистов 45
Заключение 49
Практические рекомендации 44
Библиографический список 51
В настоящее время популярным видом спорта остается футбол, в который играют как взрослые, так и дети. Это средство всестороннего физического развития занимающихся, в том числе способствует решению воспитательных задач. Футбол - игра, не требующая сложного оборудования, простые правила игры, легко запоминающиеся, однако требует хорошую физическую, техническую и тактическую подготовку. Одной из особенностей волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки [6; 7; 25].
Игра в футбол не связана с ее внешним характером, сущность и правилами. Овладение техникой и тактикой в совершенстве - процесс сложный и трудоемкий, он требует больших совместных усилий тренера и обучающегося, и грамотного подхода при обучение игре в футбол. Неудивительно, что в футбол играют почти везде. К тому же это очень доступный вид спорта по своей специфике. Для импровизированной игры в футбол достаточно небольшой относительно ровной площадки и мяча (те же ворота, например, можно обозначить подручными предметами), при этом достаточно четырех человек - и игра уже может состояться.
Достижение высоких спортивных результатов в футболе связано с применением специальных средств и методов обучения, с возрастными особенностями занимающихся. Высокие результаты связаны с систематической подготовкой футболиста под руководством тренера или учителя физической культуры.
В программе по физической культуре средних общеобразовательных школ футбол как вид спорта включен в самостоятельный раздел.
Массовое развитие спорта среди обучающихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: развитие ведущих физических качеств при обучении подростков технике игры в футбол.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность методики развития ведущих физических качеств при обучении подростков техники игры в футбол.
Объект исследования: процесс развития физических качеств у футболистов.
Предмет исследования: методика развития ведущих физических качеств подростков при обучении техники игры в футбол.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить развитие физических качеств у юных футболистов;
3) выявить методики развития физических качеств у юных футболистов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Методы математической обработки результатов.
Гипотеза исследования: обучение подростков технике игры в футбол будет эффективным при условии разработки методики специальных упражнений по развитию ведущих физических качеств.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса в условиях современной школы, а также для тренеров, работающих с подростками при обучении игре в футбол.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав (в первой главе рассматриваются характеристики двигательных качеств и методы их развития, во второй - организация, контингент и методы исследования; в третьей - результаты исследования уровня развития ведущих физических качеств у юных футболистов); заключения; списка литературы.
Анализ научно-методической литературы показал, что техническая и физическая подготовка, является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки футболистов, направлена на развитие физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Физические качества развиваются не изолированно, а параллельно и совместно. Так, развивая одно из них, человек обязательно воздействует и на все остальные (этот процесс называется переносом качеств).
Развитие ведущих физических качеств юных футболистов происходит более эффективно при применении специальных тренировочных программ. Важнейшей особенностью футбола является то, что он представляет собой универсальный вид физических упражнений. Занятия футболом оказывают одновременное влияние на двигательную и психическую сферу подростков. При этом игровой процесс отличается сложностью и многообразием движений, в которые как правило, могут быть вовлечены практически все мышечные группы, что способствует гармоническому ведущих физических качеств подростков.
Наиболее эффективными методиками развития физических качеств оказались специальные программы, которые могут использоваться в течение всего учебного года и применяться как на уроках физической культуры, так и во внеклассной и секционной работе. Данная программа состоит из четырех учебно-тренировочных модулей:1) учебно-тренировочный модуль «Быстрота»;2) учебно-тренировочный модуль «Сила и гибкость»;3) учебно-тренировочный модуль «Выносливость»;4) учебно-тренировочный модуль «Ловкость и координация». Предложенная программа должна решить проблему развития ведущих физических качеств подростков и обучения их технике игры в футбол; г) проведенное повторное исследование показало, что в данной выборке произошли положительные изменения в уровне развития всех без исключения физических качеств подростков, причем наиболее существенные изменения произошли в повышении уровня быстроты.
Таким образом, разработанные и реализованные программа и упражнения, направленные на развитие ведущих физических качеств подростков в процессе обучения их технике игры в футбол, доказали свою эффективность.
1. Аганянц, Е.К. Очерки по физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач / Под ред. Е.К. Аганянц - Краснодар: «Экоинвест», 2001. -204 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ. / Б.А. Ашмарин - Москва: «Физкультура и спорт», 1990. - 223 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 209 с.
4. Верхошанский, Ю.В.Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст] / Ю.В. Верхошанский // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54.
5. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М. А. Го дик. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 135 с.
6. Голде нко, Г. А. Оперативный контроль и оценка соревновательной деятельности футболистов: метод. Рекомендации [Текст] / Г.А. Голденко. - М., 2002. - 16 с.
7. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта [Текст] / Е.И. Иванченко // Учеб.- метод. пособие: В 3 ч. - М., 1997. - Ч.3. - 240 с.
8. Карпушкина, С.А. Применение MicrosoftExcel для статистического анализа данных медико-биологических исследований: Учебное пособие / С.А. Карпушкина. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2001. - 152 с.
9. Лалаков, Г.С. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации. Монография [Текст] / Издательство «Физическая культура» Москва, 2007, С. 8.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб.для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт,1991. - 543 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры [Текст]: / Л.П. Матвеев // Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
12. Платонов, В.Н. Состояние и перспективы оптимизации построения тренировочного процесса в течение года [Текст] / В. Н. Платонов // Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. -М., 1996. - С. 4 - 22.
13. Руденик, В.В. Основы спортивной тренировки [Текст] / В.В. Руденик. - Гродно:ГрГУ, - 2000. - 94 с.
14. Сальников, В.А.Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности [Текст]: Монография / В.А. Сальников. - Омск:Изд-во СибАДИ, 2000. - 160 с.
15. Смирнов, В.Н. Физиология физического воспитания и спорта. Учеб.для студ. сред. и высш. учеб. Заведений [Текст] / Смирнов В.Н. - М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 608 с.
16. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. // Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
17. Футбол. Правила игры [Текст]. - Цюрих: Международный совет футбольных ассоциаций, 2017. - 212 с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
19. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] / А.Г. Хрипкова, М.Б. Антропова, Д.А. Фарбер // Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1990. -75 с.
20. Быстрота. Формы проявления быстроты. Методика развития быстроты [Электронный ресурс] Электрон. Текстовые, граф-Режим доступа http://doctor-v.ru/med/bystrota-formy-proyavleniya-bystroty/ 10.04.018. 8:29:12
21. Выносливость. Виды выносливости. Методика развития выносливости [Электронный ресурс] Электрон. Текстовые, граф-Режим доступа. http://doctor-v.ru/med/vynoslivost-vidy-vynoslivosti/. 10.04.018. 8:48:57.
22. Ловкость. Методика развития ловкости [Электронный ресурс] Электрон. Текстовые, граф-Режим доступа http://doctor-v.ru/med/tovkost- metodika-razvitiya-lovkosti/10.04.018. 8:11:32
23. МОК: число зрителей Олимпиады в Рио-де-Жанейро сопоставимо с рейтингами Игр-2012 [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (36782 bytes). - Режим доступа: http://tass.ru/sport/3547237- 18.10.2017, 21:16:31.
24. Положение о контрольно-переводных нормативах по футболу
[Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (25834 bytes). - Режим доступа:
«https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0a hUKEwiY7vOn5bvaAhUIFCwKHULBBGUQFgg7MAQ&url=http%3A%2F%2F fk-smena.ra%2FUserFiles%2FFile%2F2014-15.doc&usg=AOvVaw0mDz- KUAcszu_lMwEJQIO9 15.04.018. 15:13:32.
25. ЧМ-2014 по футболу будет смотреть половина планеты
[Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (25834 bytes). - Режим доступа:
https://www.championat.com/business/article-198826-chm-2014-po-futbolu- budet-smotret-polovina-planety.html - 18.10.2017, 20:14:53.