Введение 3
Глава 1 9
1.1. Нормативно-правовые особенности современного школьного
образования 9
1.2. Информационная компетенция в системе ключевых
компетенций 18
1.3. Проблемы современного медиаобразования 33
Глава II 39
2.1. Применение мультимедийных технологий на уроках истории.. .39
2.2. Интернет-ресурсы на уроках истории 43
2.3. ИКТ на уроках истории 47
2.4. Роль технической оснащенности кабинетов в формировании
информационной компетенции 48
Заключение 53
Список литературы и приложения 56
Актуальность исследования. На данный момент социальноэкономические изменения в России, предъявляют к школе новые требования. Современная школа призвана формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них
ответственность. В связи с этим как никогда ранее возрастает роль включение информационных технологий и развития информационной компетентности обучающихся. Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий, призванных эти задачи решить.
Задача современного обучения - это становление активной,
инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности.
Цель современного обучения: научить ребёнка учиться и сформировать у детей основы теоретического мышления, т.е. умения действовать в нестандартной ситуации, когда невозможно осуществить что- либо по предлагаемому плану.
Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствии с потребностями страны в XXI в. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества, а так же и самое главное - своей страны. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
Использование современных информационных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Применение информационных технологий является темой актуальной, применение их на уроке истории актуально вдвойне.
Актуальность использование информационных технологий, медиаресурсов и интернет ресурсов заключает, потому что последние годы количество внешкольной информации. За частую получаемой учащимися из различных средств массовой информации (СМИ - радио, телевидение, социальные сети и интернет ресурсы.) стало существенно преобладать над объемом учебных программных знаний. Отдельные исследователи отмечают, что информация от СМИ все чаще идет вразрез со школьным образованием, которое требует от учащихся значительной затраты сил не только по усвоению предложенной информации, но и по формированию у них определенных компетенций. Средства же массой информации предлагают пассивное воспроизведение увиденного или услышанного. Для школьников самым популярным источником поиска информации является - интернет. Его полярность заключается в простате поиски информации и её изобилия.
Как показывают анализы и практика, воздействия интернета на личность весьма значимое. Интернет не только информируют современного учащегося о состоянии окружающего его мира, обучают, развлекают, но и формируют определенные не контролируемые убеждения, а так же могут изменить стиль его мышления, мировоззрения и тип культуры. От сюда появляется проблема, которая не дает нам выполнять поставленные цели, которые были изложены выше.....
В заключение хочется сказать: в процессе выполнения
исследовательской работы были выполнены следующие выводы:
• проанализирован стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные дисциплины среднеобразовательного учреждения, а точнее 8-9 классы.
• анализ литературы по теме исследования.
• выделены условия для формирования информационной компетенции учащихся в процессе изучения истории в среднеобразовательном учреждении.
• проведен социологический опрос педагогов на актуальность медиаобразование в данный момент.
• проведен социологический опрос обучающихся на их потребность в использование медиаобразования в процессе обучения истории.
Рассматриваемая проблема является актуальной, перспективной и решена в данной работе на определенном уровне. Требуется дальнейшее развитие данной проблематики направленной на разработку системы заданий для организации самостоятельной работы учащихся с различной информацией в контексте медиаобразования.
Эти задания могут быть направлены на:
• формирование умения готовить информацию с определенной целью и критически воспринимать ее
• формирование умения критически мыслить
• формирование умения переводить визуальную, т.е. увиденную, информацию в вербальную и наоборот
• формирование умения понимать задания в различных формулировках и контекстах
• развитие умений работать с различными источниками
информации
• знакомство с преобразованием информации посредством
технического инструментария
• выработку понимания того, как технически функционируют средства массовой информации
И именно с решением данных задач, можно будет считать, что уровень исследования выйдет на новый уровень.
1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: КГУ, 1998. 323 с.
2. Архангельский С.И. Модель учебной информации // Программированное обучение. Киев, 1970. Вып. 6-7. С. 17-32.
3. Бондаренко Е. А. Медиаобразование: шаг в будущее :
исследования лаборатории медиаобразования ИСМО РАО :Всерос. конф. «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». Москва, 2526 апреля 2013 г. URL :
http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/bondarenko.pdf
4. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.- 250с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121с
7. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999.-130 с.
8. Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования (проект).
9. Историческое образование в современной России: Справочнометодическое пособие для учителей.- М., 1997. - 260 с.
10. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756.
11. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.
12. Скаткин М.Н. Актуальные проблемы развития познавательной активности учащихся //Советская педагогика. 1963. №7.С. 70-73.
13. Тесленко В. И. Формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся // Психология обучения. 2011. № 7. С. 98-108.
14. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002. 266 с.