Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических материалов по использованию элементов историзма при изучении темы «Физика атомного ядра» в курсе физики 11-х классов

Работа №14705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы84стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
956
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Исторический аспект в обучении физике 6
1.1. Содержание принципа историзма в методике обучения физике ... 6
1.2. Функции принципа историзма в обучении физике 8
1.3. Методические особенности реализации принципа историзма в
обучении физике 10
Глава II. Основные этапы в развитии физики атомного ядра 18
2.1. Атомная физика в 19 веке 18
2.2. Атомная физика в 20 веке 24
Глава III. Использование элементов историзма при изучении темы «Физика атомного ядра» в курсе физики 11-х классов с применением средств ИКТ...
36
3.1. Анализ содержания обучения по теме «Физика атомного ядра» в
курсе физики 11-х классов общеобразовательной школы 36
3.2. Методические разработки уроков по теме «Физика атомного ядра»
с использованием исторического материала 38
3.3 Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
«Физика атомного ядра» 64
3.4 Оценка эффективности разработки 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1. Самостоятельная
работа 79

В настоящее время происходит интенсивный процесс обновления и совершенствования образования в общеобразовательной школе, который
требует разработки и внедрения новых форм обучения. Они направлены на
взаимопроникновение наук в школьных курсах.
Познание мира всегда исторично. Невозможно глубоко усвоить физику
- одну из фундаментальных наук о природе – без проникновения в историю
ее развития. Примеры из истории науки позволяют сформировать у учащихся
некоторые элементы научного мышления, раскрыть общие закономерности и
принципы научного познания.
Исторический подход в преподавании физики состоит в том, что учащиеся знакомятся с фактами из биографий ученых, с их научной деятельностью, взглядами, интересами, убежденностью при отстаивании своих идей.
Поиски путей познания истины позволяют показать учащимся в обобщенной
форме процесс формирования научных понятий, законов и теорий, выявить
конкретные причины заблуждений в историческом процессе развития физики.
Реализация принципа историзма при обучении физике по своей сути
подразумевает включение в учебный процесс, в содержание изучаемого материала сведений из истории развития (рождения, становления, сегодняшнего состояния и перспектив развития) науки. Под принципом историзма в
обучении физике часто понимают историко-методологический подход, который определяется направленностью обучения на формирование методологических знаний у учащихся о процессе познания, на воспитание у обучаемых
гуманистического мышления, на развитие у них познавательного интереса к
предмету.
В этой связи, в дипломной работе рассматриваются и исследуются
проблемы повышения интереса учащихся к физике, формирование у них
научного мировоззрения и патриотизма, уточняются основные принципы от бора исторического материала, определяются виды учебного материала с историческим содержанием, выделяются некоторые пути реализации введения
этого материала в учебный процесс при изучении основ физики в общеобразовательной школе.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена:
-ролью, которую играет принцип историзма в теории и практике научного и учебного познания;
-необходимостью выявления условий и средств реализации принципа
историзма и их влияния на развитие мышления учащихся при обучении физике.
В связи с этим, в данной работе была поставлена цель: разработка методики реализации принципа историзма при обучении физике в общеобразовательной школе на материале темы «Физика атомного ядра».
Объектом исследования, таким образом, является учебный процесс по
теме «Физика атомного ядра» в общеобразовательной школе, а предметом –
содержание и методика реализации принципа историзма на данном материале
Достижение цели потребовало решения ряда задач:
1. изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме дипломной работы,
2. изучить историю развития физики атомного ядра,
3. провести анализ содержания обучения по теме «Физика атомного ядра»
в курсе физики 11-х классов общеобразовательной школы, в том числе, исторического материала,
4. разработать уроки по теме «Физика атомного ядра» с использованием
исторического материала,
5. разработать внеклассное мероприятие по теме «Физика атомного ядра»,
6. оценить эффективность методических разработок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При выполнении выпускной квалификационной работы были решены
следующие задачи.
1. Была изучена методическая и специальная литература по проблеме
дипломной работы. Выявлено, что необходимость использования исторических сведений в учебном процессе обусловлена той ролью, которую играет
историзм в обучении физики. Историзм выступает как средство повышения
качества знаний учащихся (научности, осознанности, прочности, системности, действенности); также как средство воспитания научного мышления и
мировоззрения обучаемых; как средство развития интереса к науке; как средство нравственного воспитания. Реализация принципа историзма в обучении
физике в школе связана с формулировкой целей обучения учащихся историческому подходу изучения физики.
2. Изучена история развития физики атомного ядра в 19 и 20 веке. В
19 в. физики и химики совместными усилиями научились измерять все основные параметры атомов и молекул – их размеры, массы, скорости движения, количества атомов или молекул в макроскопических телах, состав молекул сложных химических соединений из атомов различных элементов и многое другое. Тем самым окончательно была доказана атомарная гипотеза строения материи. Одновременно был открыт электрон, и тем самым установлено, что природа электричества тоже имеет дискретный характер. К середине
20-х гг. 20 в. теория атома была, в основном, построена. Было установлено,
что атом состоит из очень маленького ядра, имеющего большой положительный электрический заряд и несущего в себе почти всю массу атома, и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов. А к концу
30-х гг. 20 в. физики получили довольно много данных об атомных ядрах.
Было установлено, что ядра состоят из протонов и нейтронов. В дополнение
к электрону и протону были открыт целый ряд новых элементарных частиц –
нейтрино, нейтрон, позитрон, мюон. Был рассмотрен опыт Анри Беккереля, который стал основой открытия радиоактивности. Были изучены вклады
ученых в историю физики, таких как Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри,
Чедвик, Г.Беккер и другие. Также были рассмотрены модели атома Томсона
и Резерфорда.
3. Проведен анализ содержания обучения по теме «Физика атомного
ядра» в курсе физики 11-х классов общеобразовательной школы, в том числе,
исторического материала. Анализ содержания показал, что исторические сведения приводятся только в тех параграфах, где речь идет об открытии или
опыте, связанном с именем ученого или в его честь. Форма представления
учебного материала с историческим содержанием носит традиционный характер. В нем приводятся: краткая биографическая справка; фотография или
портрет ученого; упоминание об открытии явления, закона; описание исторического опыта; перечисление ряда фамилий ученых.
4. Были разработаны уроки по теме «Физика атомного ядра» с использованием исторического материала. Разработанные уроки включают в себя
функции принципа историзма:
- развитие у школьников интереса к науке;
- повышение качества знаний учащихся;
- формирование научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания
физики.
Разработано внеклассное мероприятие по теме «Физика атомного ядра», в котором реализованы такие функции принципа историзма как нравственное и общественно-политическое воспитание учащихся.
5. Была оценена эффективность методических разработок.
В дипломной работе мне хотелось показать, что историзм в преподавании физики не самоцель, а средство, позволяющее лучше объяснить школьникам, что собой представляет мир природы и увлекательнейший процесс ее
постепенного постижения. Также принцип историзма предлагает рассматривать историю науки как неотъемлемую часть ее самой, утверждая, что в этом случае образовательный, воспитательный и развивающий потенциал
учебного процесса по физике существенно возрастает.
В методических разработках были использованы все рассмотренные
функции принципа историзма.


Абрамов, А.И. История ядерной физики [Текст]: учебное пособие. Изд.
2-е. /А.И. Абрамов - М.:Комкнига, 2006.-232 стр.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под
ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 2006г.-572 с.
3. Бачинский, А.И. Характеристика Н.А. Умова как ученого, как мыслителя и как человека [Текст]: монография / А.И. Бачинский. — М.: типо-лит. тва И.Н. Кушнерев и К°, 1916.
4. Вдовиченко, Н. В. Развитие фундаментальных принципов статистической физики в первой половине ХХ века [Текст]: монография / Н.В. Вдовиченко, - М.: Наука, 1986.-160 стр.
5. Гаджнев, Ф.И. Как мы используем исторический материал [Текст]:
Физика в школе / Ф.И. Гаджнев, 1981. № 6. С. 42.
6. Ганин, В.В. Мир физики. Книга 1. Механика [Текст]: хрестоматия /
В.В. Ганин, Н.В. Ганина, М.В. Фистуль, - М.: изд. Российского открытого унта, 1992. 328 с.
7. Громов, С.В. Физика: Молекулярная физика. Квантовая физика [Текст]:
учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений / С.В. Громов – М.: Просвещение, 1999. – 239 с. - Библиогр.: с. 3-85.
8. Дуков, В.М. Исторически обзоры в курсе физики средней школы
[Текст]: пособие для учителей / В.М. Дуков, – М.: Просвещение, 1983. - 160
с.
9. Зеленов, М. В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификации [Текст]: Открытый текст:
Электронное периодическое издаие www.opentext.ru/hystory/?id=1943.
10. Кикоин, И.К. Рассказы о физике и физиках [Текст]: учеб. пособие / И.К.
Кикоин, – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,
1986.11. Ковтунович, М.Г. Домашний эксперимент по физике [Текст]: пособие
для учителя / М.Г.Ковтунович. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Библиогр.: с. 71.
12. Королев, Ю.А. Историко-физические викторины [Текст]: Физика в
школе / Ю.А. Королев, 1993. № 3. С. 56-58.
13. Кудрявцев, П.С. Курс истории физики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. – 2-е изд / П.С. Кудрявцев - М: «Просвещение», 1982.
14. Мощанский, В.Н. История физики в средней школе [Текст]: учеб пособие / В.Н. Мощанский, - М.: «Просвещение», 1981.
15. Мощанский, В.Н. Особенности биографических очерков как учебных
материалов [Текст]: Физика в школе / В.Н. Мощанский, - 1994. № 3. С. 51-54.
16. Мощанский, В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Мощанский, - М.: Просвещение,
1977.
17. Мякишев, Г.Я. физика [Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учереждений / Г. Я Мякишев, Б. Б. Буховцев, – М.: Просвещение, 2006. – 381 с.
18. Оспенникова, Е. В. общие вопросы физического образования [Текст]:
учеб пособие / Е. В. Оспенникова, Е. С. Шестакова, - Пермь.
19. Оспенникова, Е.В. ИИСС «История научного эксперимента»: содержание и назначение использования в учебном процессе по физике [Текст] / Е. В.
Оспенникова, Е. С. Ремизова, Е. С. Шестакова // Физика в системе современного образования (ФССО—09): материалы X междунар. конф. Т.2. — СПб.:
Изд—во РГПУ, 2009.
20. Подкорытов, Г.А. Историзм как метод научного познания [Текст]:
учеб. пособие / Г.А. Подкорытов, Л.:Издательство ЛГУ, 1967.
21. Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Разумовский, - М.: Просвещение,1975.22. Реализация принципа историзма при обучении физике в средней общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. – режим доступа
http://pandia.ru/text/78/478/13386.php (дата обращения 18.03.2018).
23. Ремизова, Е.С. Содержание и методика организации элективного курса
по истории фундаментального физического эксперимента [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Ремизова, Е. С. Шестакова, - Челябинск: ЧГПУ, 2009. — No 7. С.
149—158.
24. Спасский, Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики
средней школы [Текст]: учеб. пособие / Б.И. Спасский, - М.: Просвещение,1975.
25. Усова, А. В. Краткий курс истории физики [Текст]: учеб. пособие / A.B.
Усова - М.: Педагогика, 2003. с. 182.
26. Физики. Биографический справочник [Текст] / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — 400 с.
27. Шестакова, Е.С. Обучение студентов педагогического вуза реализации
принципа историзма в учебном процессе по физике в условиях информатизации системы среднего образования [Текст]: автореферат и диссертация по
педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы / Е.С. Шестакова, - Пермь.
28. Шилова, H.A. Методика изучения вопросов истории на уроках физики в
старших классах средней школы [Текст]: дис. . канд. пед наук. JL, 1974. - 242
с.
29. Шмаков, B.C. Структура исторического знания и картина мира [Текст]:
учеб. пособие / B.C. Шмаков; Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,
1990. -187 с.
30. Янцов, А.И. Историзм в преподавании физики в средней школе [Текст]:
автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1951. - 34

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ