ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 7
1.1 Инклюзивные образование: понятие, сущность, особенности ... 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников
в инклюзивном образовании 12
1.3 Возможности театральной деятельности в формировании
межличностных отношений в инклюзивном образовании 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 26
2.1 Организация, методы и методики исследования 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их 37 интерпретация
2.3 Программа формирования межличностных отношений в
инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 42
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их интерпретация .. 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 65
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 7
1.1 Инклюзивные образование: понятие, сущность, особенности ... 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников
в инклюзивном образовании 12
1.3 Возможности театральной деятельности в формировании
межличностных отношений в инклюзивном образовании 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 26
2.1 Организация, методы и методики исследования 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их 37 интерпретация
2.3 Программа формирования межличностных отношений в
инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 42
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их интерпретация .. 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 65
В современной социокультурной ситуации востребована социально успешная личность, способная к продуктивному взаимодействию с другими людьми. Задачу ее воспитания призваны решать различные социальные институты, в том числе и система инклюзивного образования. Соответственно, актуальным становится формирование у обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умений находить общие цели в совместной деятельности и осуществлять их в творчески активном взаимодействии.
Одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является одной из задач инклюзивного образования, является процесс формирования межличностных отношений учащихся классов инклюзивного обучения.
Занятия творческими видами деятельности способствуют сближению участников инклюзии, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Театральная деятельность, в силу своего синтетического характера аккумулируя разные виды творческой активности, способствует решению частных проблем развития детей с ОВЗ, коррекции психических, двигательных функций, а также создает глубокие основания для их взаимодействия, формирования межличностных отношений.
Театральная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что отражает мир социальных отношений и помогает ребенку преодолеть неуверенность, скованность. Театральная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребенка способами - движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театральных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.
Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками рассматривается в разных аспектах. Значимость учебного и внеучебного взаимодействия для становления межличностных взаимоотношений младших школьников раскрывается в исследованиях Дусавицкого А.К., Киричок В.А., Мильтонян С.О., Нюдюрмагомедова Н.А., Поляковой Л.В., Сачковой М.Е., Тучалаева С.Т., Цукерман Г.А., Чебыкиной Л.Г., Шкуричевой Н.А. и др. Заметим, что вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ, без учёта особенностей восприятия здоровыми детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья (Артюшенко Н.П., Батова А.В., Брызгалова С.О., Ильина Ю.А., Кобрина Л.М., Шешукова Н.Н.). Таким образом, вопросы межличностного взаимодействия в условиях школьной образовательной среды учащихся младших классов недостаточно изучены как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
В процессе анализа проведенных исследований и современной педагогической практики мы выявили противоречие между необходимостью развития межличностных отношений младших школьников в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработкой программ, методических рекомендаций по их развитию с опорой на возможности театральной деятельности.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы возможности применения театральной деятельности в формирования межличностных отношений младших школьников в инклюзивном образовании?
Целью нашего исследования является изучение возможностей театральной деятельности в формировании межличностных отношений в инклюзивном образовании....
Одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является одной из задач инклюзивного образования, является процесс формирования межличностных отношений учащихся классов инклюзивного обучения.
Занятия творческими видами деятельности способствуют сближению участников инклюзии, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Театральная деятельность, в силу своего синтетического характера аккумулируя разные виды творческой активности, способствует решению частных проблем развития детей с ОВЗ, коррекции психических, двигательных функций, а также создает глубокие основания для их взаимодействия, формирования межличностных отношений.
Театральная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что отражает мир социальных отношений и помогает ребенку преодолеть неуверенность, скованность. Театральная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребенка способами - движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театральных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.
Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками рассматривается в разных аспектах. Значимость учебного и внеучебного взаимодействия для становления межличностных взаимоотношений младших школьников раскрывается в исследованиях Дусавицкого А.К., Киричок В.А., Мильтонян С.О., Нюдюрмагомедова Н.А., Поляковой Л.В., Сачковой М.Е., Тучалаева С.Т., Цукерман Г.А., Чебыкиной Л.Г., Шкуричевой Н.А. и др. Заметим, что вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ, без учёта особенностей восприятия здоровыми детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья (Артюшенко Н.П., Батова А.В., Брызгалова С.О., Ильина Ю.А., Кобрина Л.М., Шешукова Н.Н.). Таким образом, вопросы межличностного взаимодействия в условиях школьной образовательной среды учащихся младших классов недостаточно изучены как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
В процессе анализа проведенных исследований и современной педагогической практики мы выявили противоречие между необходимостью развития межличностных отношений младших школьников в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработкой программ, методических рекомендаций по их развитию с опорой на возможности театральной деятельности.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы возможности применения театральной деятельности в формирования межличностных отношений младших школьников в инклюзивном образовании?
Целью нашего исследования является изучение возможностей театральной деятельности в формировании межличностных отношений в инклюзивном образовании....
На современном этапе модернизации образования в России значительно вырос интерес к интеграции детей с «особыми образовательными нуждами» в общеобразовательную среду. Очевидно, что скоро произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании во всей системе образования. Такой подход в современном образовании получил название инклюзивного или включенного образования.
Инклюзивное образование заключается в гармоничном взаимодействии здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития. «Включение» детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников поможет в получении образовательного и социального опыта вместе со сверстниками, что способствует социальному равенству в обществе. В таком взаимодействии дети смогут повысить свой социальный статус, развить в себе толерантность, ответственность, успешно социализироваться в обществе, адаптироваться ему и его семье в сообществе детей и взрослых.
Особое внимание в современных Российских и зарубежных исследованиях уделяется проблеме взаимодействия между участниками процесса инклюзивного образования. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка. Развивающий эффект обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими. Умение выстраивать межличностные отношения может быть не сформировано у детей с нормальным психофизическим развитием, где уместна лишь небольшая помощь и небольшое вмешательство в организацию межличностных отношений. Дети с особыми возможностями здоровья, в свою очередь, требуют более серьезного вмешательства в организацию процесса взаимодействия с участниками инклюзивного образовательного процесса.
Дети с ограничениями в здоровье затрудняются выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, часто беззащитны и безынициативны. Поэтому крайне важно специально организовывать не только процесс обучения таких детей, но и их досуговую деятельность.
Театральная деятельность является одной из оптимальных музыкальнодосуговых форм работы с детьми.
Театральное творчество рассматривается как средство не только нравственно-эстетического развития, но и раскрепощения личности, что особенно важно в работе с детьми с особыми потребностями. Школьный театр - это та образовательная среда, где у ребят постепенно и успешно формируются музыкальная культура и артистическое мастерство, осуществляется успешная социализация и, как следствие, активизация познавательной и творческой деятельности, появляются мотивация к успешной учебе и выраженное желание самореализоваться в общешкольной и общеклассной жизни.
Совместное участие обучающегося с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Театральная деятельность расширяет возможности воспитания и развития в школе: развивает эмоциональную сферу и творческие способности школьников, способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива и становлению опыта коллективной творческой деятельности, создает возможность для музыкально-творческой самореализации и естественного самовыражения.
До организации театральной деятельности отношения в инклюзивном классе не развиты, половина детей не включены в систему отношений внутри класса или взаимодействуют с одним-двумя одноклассниками, а дети с ОВЗ испытывают изоляцию. В целом для учащихся инклюзивного класса привлекательность их класса находится на высоком (у 20% детей) и среднем (у 50% детей) уровне, но все дети с ОВЗ оценивают привлекательность класса на низком уровне.
У учащихся инклюзивного класса в целом адекватная (высокая) самооценка, но при этом значения самооценки у отдельных детей сильно варьируют - отклонения от среднего значения довольно велики. Выше всего значения по шкале «авторитетность» (завышенная самооценка), что может быть проинтерпретировано как желательное представление о себе как авторитетном человеке, нежели о наличии реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учащихся инклюзивного класса, при этом отклонения от среднего значения в группе невелики. У учащихся с ОВЗ выявляется неустойчивая самооценка. Выше всего значения (завышенная самооценка) по шкалам «авторитетность» и «уверенность», что может быть проинтерпретировано как защитная реакция на отсутствие реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учеников с ОВЗ, при этом отклонения от среднего значения в группе довольно значительны, что свидетельствует о неустойчивости самооценки. Кроме того, на всех заполненных бланках учеников с ОВЗ присутствовали знаки, не предусмотренные инструкцией, но на которые рекомендуют обращать внимание авторы методики, а также комментарии, рисунки, что свидетельствует о повышенной напряженности, тревожности ребенка в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций - сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность.....
Инклюзивное образование заключается в гармоничном взаимодействии здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития. «Включение» детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников поможет в получении образовательного и социального опыта вместе со сверстниками, что способствует социальному равенству в обществе. В таком взаимодействии дети смогут повысить свой социальный статус, развить в себе толерантность, ответственность, успешно социализироваться в обществе, адаптироваться ему и его семье в сообществе детей и взрослых.
Особое внимание в современных Российских и зарубежных исследованиях уделяется проблеме взаимодействия между участниками процесса инклюзивного образования. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка. Развивающий эффект обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими. Умение выстраивать межличностные отношения может быть не сформировано у детей с нормальным психофизическим развитием, где уместна лишь небольшая помощь и небольшое вмешательство в организацию межличностных отношений. Дети с особыми возможностями здоровья, в свою очередь, требуют более серьезного вмешательства в организацию процесса взаимодействия с участниками инклюзивного образовательного процесса.
Дети с ограничениями в здоровье затрудняются выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, часто беззащитны и безынициативны. Поэтому крайне важно специально организовывать не только процесс обучения таких детей, но и их досуговую деятельность.
Театральная деятельность является одной из оптимальных музыкальнодосуговых форм работы с детьми.
Театральное творчество рассматривается как средство не только нравственно-эстетического развития, но и раскрепощения личности, что особенно важно в работе с детьми с особыми потребностями. Школьный театр - это та образовательная среда, где у ребят постепенно и успешно формируются музыкальная культура и артистическое мастерство, осуществляется успешная социализация и, как следствие, активизация познавательной и творческой деятельности, появляются мотивация к успешной учебе и выраженное желание самореализоваться в общешкольной и общеклассной жизни.
Совместное участие обучающегося с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Театральная деятельность расширяет возможности воспитания и развития в школе: развивает эмоциональную сферу и творческие способности школьников, способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива и становлению опыта коллективной творческой деятельности, создает возможность для музыкально-творческой самореализации и естественного самовыражения.
До организации театральной деятельности отношения в инклюзивном классе не развиты, половина детей не включены в систему отношений внутри класса или взаимодействуют с одним-двумя одноклассниками, а дети с ОВЗ испытывают изоляцию. В целом для учащихся инклюзивного класса привлекательность их класса находится на высоком (у 20% детей) и среднем (у 50% детей) уровне, но все дети с ОВЗ оценивают привлекательность класса на низком уровне.
У учащихся инклюзивного класса в целом адекватная (высокая) самооценка, но при этом значения самооценки у отдельных детей сильно варьируют - отклонения от среднего значения довольно велики. Выше всего значения по шкале «авторитетность» (завышенная самооценка), что может быть проинтерпретировано как желательное представление о себе как авторитетном человеке, нежели о наличии реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учащихся инклюзивного класса, при этом отклонения от среднего значения в группе невелики. У учащихся с ОВЗ выявляется неустойчивая самооценка. Выше всего значения (завышенная самооценка) по шкалам «авторитетность» и «уверенность», что может быть проинтерпретировано как защитная реакция на отсутствие реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учеников с ОВЗ, при этом отклонения от среднего значения в группе довольно значительны, что свидетельствует о неустойчивости самооценки. Кроме того, на всех заполненных бланках учеников с ОВЗ присутствовали знаки, не предусмотренные инструкцией, но на которые рекомендуют обращать внимание авторы методики, а также комментарии, рисунки, что свидетельствует о повышенной напряженности, тревожности ребенка в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций - сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность.....
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование сплоченности ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Использование театральных техник
в преподавании английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКЛОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022





