Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №147005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 7
1.1 Инклюзивные образование: понятие, сущность, особенности ... 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников
в инклюзивном образовании 12
1.3 Возможности театральной деятельности в формировании
межличностных отношений в инклюзивном образовании 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 26
2.1 Организация, методы и методики исследования 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их 37 интерпретация
2.3 Программа формирования межличностных отношений в
инклюзивном образовании средствами театральной деятельности 42
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их интерпретация .. 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 65

В современной социокультурной ситуации востребована социально успешная личность, способная к продуктивному взаимодействию с другими людьми. Задачу ее воспитания призваны решать различные социальные институты, в том числе и система инклюзивного образования. Соответственно, актуальным становится формирование у обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), умений находить общие цели в совместной деятельности и осуществлять их в творчески активном взаимодействии.
Одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является одной из задач инклюзивного образования, является процесс формирования межличностных отношений учащихся классов инклюзивного обучения.
Занятия творческими видами деятельности способствуют сближению участников инклюзии, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Театральная деятельность, в силу своего синтетического характера аккумулируя разные виды творческой активности, способствует решению частных проблем развития детей с ОВЗ, коррекции психических, двигательных функций, а также создает глубокие основания для их взаимодействия, формирования межличностных отношений.
Театральная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации детей с ОВЗ, потому что отражает мир социальных отношений и помогает ребенку преодолеть неуверенность, скованность. Театральная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребенка способами - движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театральных постановках, ребенок обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.
Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками рассматривается в разных аспектах. Значимость учебного и внеучебного взаимодействия для становления межличностных взаимоотношений младших школьников раскрывается в исследованиях Дусавицкого А.К., Киричок В.А., Мильтонян С.О., Нюдюрмагомедова Н.А., Поляковой Л.В., Сачковой М.Е., Тучалаева С.Т., Цукерман Г.А., Чебыкиной Л.Г., Шкуричевой Н.А. и др. Заметим, что вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ, без учёта особенностей восприятия здоровыми детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья (Артюшенко Н.П., Батова А.В., Брызгалова С.О., Ильина Ю.А., Кобрина Л.М., Шешукова Н.Н.). Таким образом, вопросы межличностного взаимодействия в условиях школьной образовательной среды учащихся младших классов недостаточно изучены как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
В процессе анализа проведенных исследований и современной педагогической практики мы выявили противоречие между необходимостью развития межличностных отношений младших школьников в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработкой программ, методических рекомендаций по их развитию с опорой на возможности театральной деятельности.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы возможности применения театральной деятельности в формирования межличностных отношений младших школьников в инклюзивном образовании?
Целью нашего исследования является изучение возможностей театральной деятельности в формировании межличностных отношений в инклюзивном образовании....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе модернизации образования в России значительно вырос интерес к интеграции детей с «особыми образовательными нуждами» в общеобразовательную среду. Очевидно, что скоро произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании во всей системе образования. Такой подход в современном образовании получил название инклюзивного или включенного образования.
Инклюзивное образование заключается в гармоничном взаимодействии здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития. «Включение» детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников поможет в получении образовательного и социального опыта вместе со сверстниками, что способствует социальному равенству в обществе. В таком взаимодействии дети смогут повысить свой социальный статус, развить в себе толерантность, ответственность, успешно социализироваться в обществе, адаптироваться ему и его семье в сообществе детей и взрослых.
Особое внимание в современных Российских и зарубежных исследованиях уделяется проблеме взаимодействия между участниками процесса инклюзивного образования. Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка. Развивающий эффект обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения с другими. Умение выстраивать межличностные отношения может быть не сформировано у детей с нормальным психофизическим развитием, где уместна лишь небольшая помощь и небольшое вмешательство в организацию межличностных отношений. Дети с особыми возможностями здоровья, в свою очередь, требуют более серьезного вмешательства в организацию процесса взаимодействия с участниками инклюзивного образовательного процесса.
Дети с ограничениями в здоровье затрудняются выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, часто беззащитны и безынициативны. Поэтому крайне важно специально организовывать не только процесс обучения таких детей, но и их досуговую деятельность.
Театральная деятельность является одной из оптимальных музыкально­досуговых форм работы с детьми.
Театральное творчество рассматривается как средство не только нравственно-эстетического развития, но и раскрепощения личности, что особенно важно в работе с детьми с особыми потребностями. Школьный театр - это та образовательная среда, где у ребят постепенно и успешно формируются музыкальная культура и артистическое мастерство, осуществляется успешная социализация и, как следствие, активизация познавательной и творческой деятельности, появляются мотивация к успешной учебе и выраженное желание самореализоваться в общешкольной и общеклассной жизни.
Совместное участие обучающегося с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Театральная деятельность расширяет возможности воспитания и развития в школе: развивает эмоциональную сферу и творческие способности школьников, способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива и становлению опыта коллективной творческой деятельности, создает возможность для музыкально-творческой самореализации и естественного самовыражения.
До организации театральной деятельности отношения в инклюзивном классе не развиты, половина детей не включены в систему отношений внутри класса или взаимодействуют с одним-двумя одноклассниками, а дети с ОВЗ испытывают изоляцию. В целом для учащихся инклюзивного класса привлекательность их класса находится на высоком (у 20% детей) и среднем (у 50% детей) уровне, но все дети с ОВЗ оценивают привлекательность класса на низком уровне.
У учащихся инклюзивного класса в целом адекватная (высокая) самооценка, но при этом значения самооценки у отдельных детей сильно варьируют - отклонения от среднего значения довольно велики. Выше всего значения по шкале «авторитетность» (завышенная самооценка), что может быть проинтерпретировано как желательное представление о себе как авторитетном человеке, нежели о наличии реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учащихся инклюзивного класса, при этом отклонения от среднего значения в группе невелики. У учащихся с ОВЗ выявляется неустойчивая самооценка. Выше всего значения (завышенная самооценка) по шкалам «авторитетность» и «уверенность», что может быть проинтерпретировано как защитная реакция на отсутствие реального авторитета среди сверстников. Средние оценки по уровню притязаний свидетельствуют о нереально завышенных притязаниях по всем шкалам методики у учеников с ОВЗ, при этом отклонения от среднего значения в группе довольно значительны, что свидетельствует о неустойчивости самооценки. Кроме того, на всех заполненных бланках учеников с ОВЗ присутствовали знаки, не предусмотренные инструкцией, но на которые рекомендуют обращать внимание авторы методики, а также комментарии, рисунки, что свидетельствует о повышенной напряженности, тревожности ребенка в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций - сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность.....


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/#dst0
3. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
4. Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика [Текст] / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 5. - С. 4-10.
5. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
6. Алехина, С.В. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии / С. Алехина // Классное руководство и воспитание школьников. - 2014. - № 7/8. - С. 4-6.
7. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
8. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - C. 5-16.
9. Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н. П. Артюшенко // Школьный логопед. - 2011. - № 1. - С. 5-24.
10. Артюшенко, Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Артюшенко Н.П. - Томск, 2010. - 23 с.
11. Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70.
12. Ахметова, Д. Инклюзивному образованию - быть [Текст] / Д. Ахметова // Высшая школа XXI века: альманах. - 2014. - № 21. - С. 72-73.
13. Бабяк, О.О. Проблема межличностных отношений у детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения // Инклюзивные процессы в образовании: материалы Междунар. конф., г. Минск, 27-28 окт. 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол. А.М. Змушко [и др.]. - Минск: БГПУ, 2016. - С. 22-24.
14. Банч, Г., Валео, Э. Влияние специального и инклюзивного
образования на установки сверстников: практическое и теоретическое исследование // Журнал исследований социальной политики. - 2008. - Т. 6. - № 1. - С. 23-52. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
https://www.hse.ru/mag/nohead/jsps/2008-6-1/26550395.html
15. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. - (Серия «Кафедра психологии»).....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ