Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы землепользования при строительстве объектов недвижимости в Российской Федерации

Работа №146964

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

земельно имущественные отношения

Объем работы49
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Сущность, классификация и характеристика проблем землепользования при строительстве объектов недвижимости 8
1.2 Правовое регулирование проблем землепользования при строительстве объектов недвижимости в Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТАХ 23
2.1 Порядок ведения строительной деятельности на сложных объектах землепользования 23
2.2 Анализ судебной практики по проблемам землепользования при строительстве объектов недвижимости в Российской Федерации 26
2.3 Направления совершенствования решения актуальных проблем землепользования при строительстве объектов недвижимости в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

В современном обществе землепользование играет важную роль в экономическом, социальном и экологическом развитии государства. Однако, эффективное управление землепользованием невозможно без соответствующего правового регулирования.
В данной работе рассматривается деятельность органов местного самоуправления по вопросам землепользования и порядок правового регулирования этой деятельности.
Актуальность темы исследования
Актуальность данной темы обусловлена тем, что землепользование является одним из наиболее значимых аспектов устойчивого развития государства.
Органы местного самоуправления имеют ключевую роль в регулировании землепользования на муниципальном уровне, что требует соответствующего правового регулирования.
Необходимость изучения данной темы также обусловлена рядом проблем и вызовов, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при регулировании землепользования, включая неэффективность процедур получения разрешений на землепользование, нарушения правил землепользования и другие.
Поэтому изучение деятельности органов местного самоуправления по вопросам землепользования и порядка правового регулирования этой деятельности представляет актуальный и насущный вопрос, требующий более глубокого анализа и изучения.
Степень разработанности темы
Тема деятельности органов местного самоуправления по вопросам землепользования и порядка правового регулирования этой деятельности достаточно хорошо разработана в правовой литературе и научных исследованиях.
Однако, существует необходимость в дополнительном исследовании определенных аспектов данной темы, включая эффективность действующего правового регулирования, анализ практики регулирования землепользования на муниципальном уровне и оценку потенциала использования новых технологий для улучшения управления землепользованием.
Степень научной разработанности темы. Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих ученых, а именно: С. С. Алексеева, М.И. Барышева, Ю.Г. Басина, B.C. Белых, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, К.М. Варшавского, С.А. Верба, В.В. Витрянского, И.М. Дидковского, Б.М. Гонгало, С.С. Занковского.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся при предоставлении земельного участка под строительство.
Предметом исследования являются нормы российского права, регулирующие отношения в сфере предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является исследование теории и практики правового регулирования предоставления земельного участка под строительство в Российской Федерации.
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- общая характеристика правового регулирования предоставления земельных участков под строительство по законодательству Российской Федерации,
- изучение генезиса и понятия предоставления земельных участков под строительство,
- рассмотрение правового регулирования предоставления земельных участков под строительство посредством территориального планирования и градостроительного зонирования,
- определение роли документов территориального планирования и градостроительного зонирования при предоставлении земельных участков под строительство,
- характеристика порядка и способов предоставления земельного участка под строительство,
- анализ оснований и порядка предоставления земельного участка на торгах и без проведения торгов,
- выделение особенностей бесплатного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан.
Методологическая основа исследования представлена диалектическим методом познания, а также специально-научными методами: анализ и синтез, метод абстрагирования, системный, комплексный, исторический, социологический, статистический, конкретно-правовой, сравнительно-правовой методы исследования.
Выделим новые или содержащие элементы новизны положения, выносимые на защиту.
Во-первых, на федеральном уровне существуют лишь общие обязательные требования, которые по своему содержанию пересекаются с вводимыми на муниципальном уровне предельными параметрами разрешенного строительства при предоставлении земельного участка: коэффициентом строительного использования территории (земельного участка), минимальными отступами от границ земельного участка, максимальным процентом застройки.
Такие обязательные требования обусловлены соображениями безопасности, защиты прав и законных интересов граждан, в связи с чем их соблюдение является предметом государственного контроля (надзора).
Во-вторых, установленные на местном уровне предельные параметры разрешенного строительства при предоставлении земельного участка в их сочетании выступают ключевыми юридическими инструментами реализации в конкретном муниципальном образовании градостроительной политики, которая может носить как либеральный характер (оставляя инициативу за застройщиками и допуская неизбежные риски), так и консервативно-ограничительный характер (сдерживая застройку и обеспечивая комфортную городскую среду, правда, в понимании этих категорий публичной властью).
В-третьих, смягчение или отмена тех или иных предельных параметров разрешенного строительства при предоставлении земельного участка относится к дискреционным полномочиям органов местного самоуправления и не влияет на сохранение прямого действия обязательных требований к проектированию и строительству, установленных на федеральном уровне.
При этом законодательные тренды последних лет требуют осмысленности и выверенности при введении и сохранении любых ограничений и обязательных требований по отношению к частным лицам.
В-четвертых, коэффициент строительного использования территории (земельного участка) является факультативным параметром разрешенного строительства (реконструкции), а потому его включение в градостроительные регламенты необязательно.
Отмена указанного параметра не приводит к возникновению пробела в правовом регулировании и ситуации правовой неопределенности, поскольку введение рассматриваемого параметра не является обязательным, а означает снятие одного из ограничений на использование (застройку) соответствующих земельных участков. Данные выводы в целом справедливы и в отношении основных параметров разрешенного строительства.
Однако либерализация регулирования не должна приводить к разбалансированию системы нормативного регулирования и создавать ситуацию, при которой отсутствие достаточных параметров разрешенного строительства нарушало бы основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.
В-пятых, положения градостроительных регламентов отдельных муниципальных образований о возможности закрепления документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции), отличающихся от параметров, ранее установленных градостроительным регламентом, не соответствуют законодательству и, по нашему мнению, подрывают иерархию градостроительной документации;
обусловлены намеренным закреплением в правилах землепользования и застройки чрезмерно строгих параметров разрешенного строительства;
по сути, устанавливают механизм их вынужденной выборочной корректировки в обход надлежащей процедуры;
содержат коррупциогенные факторы.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что его положения сформулированы на основе авторского анализа правового регулирования предоставления земельного участка под строительство в Российской Федерации, аккумуляции материала с учетом его специфики.
Практическая значимость исследования сводится к возможности использовать сформулированные предложения на практике и при чтении профильных курсов в ВУЗах.
Структура исследования.
Работа представлена введением, тремя главами, которые включают в себя девять параграфов, заключением, списком нормативных актов, юридической литературой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Регулирование земельных отношений как в субъектах РФ, так и в городских округах, вопросы предоставления земельных участков остаются довольно острой проблемой в системе преобразований, происходящих в Российской Федерации, после внесения поправок в 2020 году в Конституцию Российской Федерации, поскольку затрагиваются важные аспекты политической и экономической жизни общества.
Функциональные зоны - это зоны, отведенные для выполнения определенной задачи, роли, предназначенные для осуществления какой-то деятельности.
Ключевое правомочие собственника (землепользователя, землевладельца, арендатора) земельного участка состоит в возможности его застройки. Именно этой возможностью в значительной степени предопределяется ценность, а, следовательно, и стоимость земельного участка.
Законодатель ограничивает право застройки: конкретные его пределы закреплены прежде всего в специальных нормативных правовых актах - правилах землепользования и застройки соответствующего муниципалитета (градостроительных регламентах), которые устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Поэтому роль соответствующих документов очень важна. В противном случае объект строительства может быть квалифицирован как самовольная постройка. Это наглядно прослеживается в регионах РФ уже в настоящее время. Одним из существенных принципов правового регулирования гл. V.1 Земельного кодекса Российской Федерации является общее правило, согласно которому продажа, равно как и заключение в отношении таких земельных участков договоров аренды, осуществляется через проведение торгов (аукционов) (ст. 39.3, 39.6 ЗК РФ).
Аукцион может проводиться по инициативе (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ): - органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельными участками (уполномоченный орган);
- лица, которое желает взять участок в аренду (заинтересованное лицо).
При этом в городах федерального значения и населенных пунктах провести аукцион по инициативе заинтересованного лица можно, только если утвержден проект межевания территории.
В работе была проанализирована существующая судебная практика, по результатам которой сформирован перечень позиций высших судов к ст. 39.6 ЗК РФ. В отличие от ранее существовавшего разрешительного режима «ручного управления» градостроительное зонирование представляет собой механизм регулирования застройки с заранее определенными для всех универсальными правилами. Предельным параметрам разрешенного строительства посвящена ст. 38 ГрК РФ, которая за последние годы претерпела изменения.
Буквальное толкование норм этой статьи и внесенных в нее изменений позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, перечень параметров разрешенного строительства не является закрытым.
Во-вторых, параметры разрешенного строительства, прямо названные в ст. 38 ГрК РФ (п. п. 2 - 4 ч. 1), не были обязательными к установлению ранее и не являются таковыми в настоящее время. Документы градостроительного зонирования и документация по планировке территории соотносятся как нормативные правовые акты, различающиеся по юридической силе. Тем более что первые издаются представительным органом местного самоуправления, а вторые - исполнительно-распорядительным.
Также не обходимо развивать электронные сервисы, позволяющие получать и предоставлять информацию в электронном виде, сокращая время на оформление различных документов.
Одним из важных шагов для улучшения деятельности органов местного самоуправления в сфере землепользования является развитие и внедрение геоинформационных систем (ГИС). ГИС позволяют собирать, хранить, обрабатывать, анализировать и визуализировать пространственные данные, что может значительно упростить процессы землепользования. Например, ГИС могут использоваться для оценки земельных участков, определения их границ и характеристик, а также для мониторинга использования земель. Важным аспектом улучшения деятельности органов местного самоуправления является совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей землепользование.
Необходимо упростить и унифицировать процедуры получения разрешений на землепользование, а также установить четкие критерии и требования к использованию земельных участков. Кроме того, важно совершенствовать механизмы контроля за использованием земельных участков и за соблюдением законодательства в этой сфере.
Необходимо усилить ответственность за нарушение правил землепользования, в том числе путем ужесточения штрафов и других мер юридической ответственности.
Наконец, важным аспектом является улучшение информационной прозрачности и доступности данных о землепользовании. Необходимо создавать специализированные информационные ресурсы, где граждане и организации могут получать информацию о землепользовании, процедурах получения разрешений на землепользование и других вопросах, связанных с использованием земельных участков.
Также важно обеспечить доступность и понятность информации о землепользовании для людей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения.
Все эти меры могут помочь улучшить деятельность органов местного самоуправления в сфере землепользования и повысить эффективность регулирования данной области. Кроме того, цифровизация может способствовать упрощению и ускорению процедур получения разрешений на землепользование, а также повышению прозрачности этого процесса. Системы электронного документооборота могут значительно уменьшить временные затраты на оформление разрешительной документации, а также снизить риски ошибок и улучшить контроль за выполнением всех необходимых процедур.
Важно также отметить, что развитие цифровых технологий может существенно повысить качество мониторинга состояния земельных участков и контроля за их использованием. Например, создание систем дистанционного зондирования и геоинформационных систем позволит быстро и точно получать данные об изменениях земельного покрова и использовании земельных участков. Это, в свою очередь, может содействовать более эффективному контролю за соблюдением правил землепользования и предотвращению незаконной застройки и использования земель.
Развитие цифровизации в сфере землепользования является важным направлением, которое может существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в этой области. Создание специализированных информационных ресурсов и систем, а также использование современных цифровых технологий, могут содействовать более точному контролю за использованием земельных участков и повысить уровень защиты земельных ресурсов.
Таким образом, на федеральном уровне существуют лишь общие обязательные требования, которые по своему содержанию пересекаются с вводимыми на муниципальном уровне предельными параметрами разрешенного строительства при предоставлении земельного участка.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5023.
7. Приказ Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр «Об утверждении свода правил «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» // СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ Минстроя России от 24.12.2019 N 856/пр «Об утверждении свода правил «Здания, сооружения и комплексы подземные. Правила градостроительного проектирования» // СПС «Консультант Плюс».
9. Приказ Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»// СПС «Консультант Плюс».

Учебники, монографии, брошюры

10. Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Земельное право России. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 259 с.
11. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Земельное право России. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 240 с.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Издательство «НОРМА», 2001. С. 144.
13. Беляева О.В. Правовой режим земель: учебное пособие / О.В. Беляева, О.Н. Леонтьева, Л.В. Попова. – М.: Юрайт, 2021. – 272 с.
14. Боголюбов С. А., Галиновска Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 208 с.
15. Боголюбова С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. Земельное право. Учебник. М.: Проспект, 2018. 376 с.
16. Болтанова Е. С. Земельное право. М.: ДРОФА, 2016. 448 с.
17. Вишняков В.Г. Проблемы укрепления территориальной целостности Российского государства // Законодательство и экономика. 2011. № 10. С. 6.
18. Галенко Н. Н., Шустова Н. С. Земельное право. Учебное пособие. М.: Феникс, 2017. 154 с.
19. Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
20. Грачева О.С., Романова А.А. Особенности юридической ответственности за земельные правонарушения: учебное пособие / под ред. О.С. Грачевой. Москва: РУСАЙНС, 2019. 48 с.
21. Ерофеев Б. В. Земельное право. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 496 с.
22. Например: абз. 18 ст. 2 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" (ред. от 29 декабря 2020 г. N 46/46), утв. решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 г. N 22/83.
23. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000; Иллюстрированный толковый словарь русского языка и иностранных слов. М., 2005.
24. Харьков В.Н. Основы земельного права: Учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 132 с.
25. Шмитт К. Номос земли. СПб., 2008. С. 15 - 16.
Периодические издания
26. Аверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2018. 128 с.
27. Андрианова, О.Н. Организация землеустройства и земельного кадастра в условиях цифровой экономики / О.Н. Андрианова, А.В. Агапова // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2019. - No 6 (126). - С. 29-33.
28. Першина, О. В. Развитие цифровизации в сфере землепользования [Текст] / О. В. Першина // Инновационная экономика и общество. - 2019. - Т. 8. - С. 77-82.
29. Рыженков А.Я. Принципы современного земельного права: система и тенденции ее реформирования // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 6 - 9.
30. Смирнова М.В. Правовые основы землепользования: учебное пособие / М.В. Смирнова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 192 с.
31. Жмурко С.Е. Земельные участки и строения: вступление в права владения. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 10. 160 с.
32. Землепользование: правовые основы, организация и контроль / Под ред. О.С. Иванова. - Москва: Норма, Инфра-М, 2019. - С. 215-220.
33. Нарышева Н.Г. Земельный участок как объект земельных правоотношений // Закон. 2021. N 11. С. 22 - 28.

Электронные ресурсы

34. Долгополов П.С. Ранее учтенный земельный участок // СПС КонсультантПлюс. 2022.
35. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N 18-КА19-3 // СПС «Консультант Плюс».
36. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) // СПС «Консультант Плюс».
37. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 18-КГ15-173 // СПС «Консультант Плюс».
38. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.08.2015 N 18-КГ15-117 // СПС «Консультант Плюс».
39. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.07.2019 N 307-ЭС18-25783 по делу N А56-75313/2017// СПС «Консультант Плюс».
40. П. 6 ч. 1 ст. 24 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утв. решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 // СПС «Консультант Плюс».
41. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» // СПС «Консультант Плюс».
42. Соответствующая правовая позиция подтверждена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2017 г. N 20-АПГ17-4 // СПС «Консультант Плюс».
43. Сперанская Л.В. Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории // СПС КонсультантПлюс. 2022.
44. Ст. 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 26 июля 2007 г. N 143 // СПС «Консультант Плюс».

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ