Обучение учащихся 7 класса обработке графической информации посредством редактора Gimp в курсе информатики и ИКТ
|
Введение 3
Глава 1. Обучение основам обработки графической информации в курсе информатики и ИКТ основной школы 6
1.1. Компьютерная графика. Области применения компьютерной
графики. Растровая и векторная компьютерная графика 6
1.2. Программные средства обработки графической информации,
используемые в основной школе 10
1.3. Анализ содержания учебной программы для 7 классов по теме
"Обработка графической информации" 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Методические материалы по теме "Обработка графической
информации" в курсе информатики и ИКТ для учащихся 7 классов 21
2.1. Описание лабораторных работ по обработке
графической информации 21
2.2. Использование методических разработок в учебном процессе 43
2.3. Результаты педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1. Итоговые работы учащихся по теме "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Обработка графической информации"" 61
Глава 1. Обучение основам обработки графической информации в курсе информатики и ИКТ основной школы 6
1.1. Компьютерная графика. Области применения компьютерной
графики. Растровая и векторная компьютерная графика 6
1.2. Программные средства обработки графической информации,
используемые в основной школе 10
1.3. Анализ содержания учебной программы для 7 классов по теме
"Обработка графической информации" 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Методические материалы по теме "Обработка графической
информации" в курсе информатики и ИКТ для учащихся 7 классов 21
2.1. Описание лабораторных работ по обработке
графической информации 21
2.2. Использование методических разработок в учебном процессе 43
2.3. Результаты педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1. Итоговые работы учащихся по теме "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Обработка графической информации"" 61
С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни. Одним из видов компьютерных технологий является компьютерная графика. В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, т. к. в современном программном обеспечении используется графический интерфейс, в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. Обработке различных видов информации, в том числе и графической, дети учатся в школе в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Как известно, дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету. Содержание учебного предмета в данном случае должно включать современное программное обеспечение, которое используется в практике.
Тема «Обработка графической информации» включается в пропедевтический курс информатики и рассматривается на примере графического редактора Paint (Windows) и KolorPaint (Linux). Позже обучение обработке графической информации строится опять же в том же графическом редакторе, что в дальнейшем демотивирует учащихся. В работах учителей и методистов отмечается, что столкнувшись с этой проблемой, прибегают к поиску программного обеспечения отвечающего требованием законодательства, охраняющего авторские права. Чаще всего таким графическим редактором становится GIMP, так как по сравнению с AdobePhotoshop, он имеет бесплатную лицензию. По обучению учащихся работе с графическим редактором GIMP в методике информатики накоплен определенный опыт. Но данные разработки имеют главный минус. Так как прогресс не стоит на месте, версии программы обновляются, соответственно интерфейс программ отличается. При этом не в каждой разработке говорится о версии программного обеспечения, на котором предполагается работа учащихся. Следовательно, актуальность проблемы исследования обусловлена определением содержания уроков по теме, выбором программного обеспечения, разработкой соответствующих содержанию лабораторных работ, отвечающих требованиям используемой в настоящее время версии прикладной программы, в качестве средства повышения мотивации и улучшении качества знаний у учащихся.
Объект исследования - обучение учащихся основной школы обработке графической информации.
Предмет исследования - обучения учащихся 7 класса основам обработки графической информации посредством графического редактора GIMP.
Цель исследования - определить содержание лабораторных работ для обучения обработке графической информации посредством графического редактора GIMP в базовом курсе «Информатика и ИКТ».
Задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать программные средства обработки графической информации, используемые в основной школе.
3. Проанализировать содержание действующих в настоящие время учебных программ и учебников для 7 классов по теме "Обработка графической информации".
4. Разработать лабораторные работыпо теме "Обработка графической информации" с использованием графического редактора GIMP.
При проведении исследования были использованы метод анализа и педагогический эксперимент.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны учебные материалы для преподавания темы «Обработка графической информации» в основной школе. Практические результаты работы могут использоваться учителями школ для проведения уроков по данной теме.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения и приложений на носителе.
Тема «Обработка графической информации» включается в пропедевтический курс информатики и рассматривается на примере графического редактора Paint (Windows) и KolorPaint (Linux). Позже обучение обработке графической информации строится опять же в том же графическом редакторе, что в дальнейшем демотивирует учащихся. В работах учителей и методистов отмечается, что столкнувшись с этой проблемой, прибегают к поиску программного обеспечения отвечающего требованием законодательства, охраняющего авторские права. Чаще всего таким графическим редактором становится GIMP, так как по сравнению с AdobePhotoshop, он имеет бесплатную лицензию. По обучению учащихся работе с графическим редактором GIMP в методике информатики накоплен определенный опыт. Но данные разработки имеют главный минус. Так как прогресс не стоит на месте, версии программы обновляются, соответственно интерфейс программ отличается. При этом не в каждой разработке говорится о версии программного обеспечения, на котором предполагается работа учащихся. Следовательно, актуальность проблемы исследования обусловлена определением содержания уроков по теме, выбором программного обеспечения, разработкой соответствующих содержанию лабораторных работ, отвечающих требованиям используемой в настоящее время версии прикладной программы, в качестве средства повышения мотивации и улучшении качества знаний у учащихся.
Объект исследования - обучение учащихся основной школы обработке графической информации.
Предмет исследования - обучения учащихся 7 класса основам обработки графической информации посредством графического редактора GIMP.
Цель исследования - определить содержание лабораторных работ для обучения обработке графической информации посредством графического редактора GIMP в базовом курсе «Информатика и ИКТ».
Задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать программные средства обработки графической информации, используемые в основной школе.
3. Проанализировать содержание действующих в настоящие время учебных программ и учебников для 7 классов по теме "Обработка графической информации".
4. Разработать лабораторные работыпо теме "Обработка графической информации" с использованием графического редактора GIMP.
При проведении исследования были использованы метод анализа и педагогический эксперимент.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны учебные материалы для преподавания темы «Обработка графической информации» в основной школе. Практические результаты работы могут использоваться учителями школ для проведения уроков по данной теме.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения и приложений на носителе.
Информация, связанная с компьютерной графикой, с каждым днем занимает все более прочные позиции. Так в ходе анализа научной литературы, было выяснено, что определение компьютерной графики с каждым готом претерпевало множество изменений. Сферы применения данного направления расширялись. Виды компьютерной графики, так же увеличивались. Так, например, начиная с создания растровой графики в ХХ веке, в настоящее время пришли к трехмерной.Такое бурное развитие увеличивает необходимость повышения компьютерной грамотности в работе с компьютерной графикой. В настоящее время, учащиеся 7-ого класса изучают растровую, векторную и фрактальную графику в школьном курсе "Информатика и ИКТ". При этом большая часть времени учащимся отводится на работу с растровой графикой. Таккак на этапе пропедевтического курса (5-6 класс) по программе авторов Босова Л.Л. и др. учащиеся уже знакомятся с растровой и векторной графикой в графическом редакторе GIMPU в MSOffice, то перед нами встала проблема поиска нового программного средства для работы с графикой. При анализе таких графических редакторов, как Paint, KolourPaint и GIMP, было выяснено, что большими функциональными возможностями обладает GIMP. В свою очередь Paint и KolourPaint идеально подходят, для работы на первых этапах со знакомством компьютерной графики при условии пропедевтического курса информатики.
Проведенный анализ учебной литературы показал, что при изучении информатики в 7 классе по учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.возникает проблема мотивации в изучении темы «Обработка графической информации», так как задания, которые представлены в учебнике, направлены на повторение Paint. Чтобы увеличить интерес и качество знаний учащихся согласно закону РФ "Об образовании"от 29.12.2012 N273- ФЗучителям разрешается выбор лицензионного программного обеспечения, отличного от рекомендованного.Чаще всего альтернативой Paint выступает
GIMP.Нами были разработаны описания трех подобных лабораторных работ, которые выставлены на сайт. Данные разработки могут быть использованы учителями школ. Так же они получили одобрение учителя информатики МБОУ «СОШ № 5» Карпухиной О.Н.
Результаты педагогического эксперимента показали, что уроки понравились 100% учащихся 7 "А" класса МБОУ "СОШ № 5" г. Бийска. Мотивация при выполнении работы была высокая, так как программа GIMP имеет множество возможностей. В ходе анкетирования больше половины учащихся установили программу GIMP у себя и продолжили работу, так как GIMP можно использовать для обработки фотографий и рисования на графическом планшете. Таким образом, исходя из проведенной работы, можно сделать вывод о том, что при работе в GIMP у учащихся выше интерес к теме, так как они видят практическое применение этой программы в дальнейшем.
Проведенный анализ учебной литературы показал, что при изучении информатики в 7 классе по учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.возникает проблема мотивации в изучении темы «Обработка графической информации», так как задания, которые представлены в учебнике, направлены на повторение Paint. Чтобы увеличить интерес и качество знаний учащихся согласно закону РФ "Об образовании"от 29.12.2012 N273- ФЗучителям разрешается выбор лицензионного программного обеспечения, отличного от рекомендованного.Чаще всего альтернативой Paint выступает
GIMP.Нами были разработаны описания трех подобных лабораторных работ, которые выставлены на сайт. Данные разработки могут быть использованы учителями школ. Так же они получили одобрение учителя информатики МБОУ «СОШ № 5» Карпухиной О.Н.
Результаты педагогического эксперимента показали, что уроки понравились 100% учащихся 7 "А" класса МБОУ "СОШ № 5" г. Бийска. Мотивация при выполнении работы была высокая, так как программа GIMP имеет множество возможностей. В ходе анкетирования больше половины учащихся установили программу GIMP у себя и продолжили работу, так как GIMP можно использовать для обработки фотографий и рисования на графическом планшете. Таким образом, исходя из проведенной работы, можно сделать вывод о том, что при работе в GIMP у учащихся выше интерес к теме, так как они видят практическое применение этой программы в дальнейшем.



