Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение учащихся 7 класса обработке графической информации посредством редактора Gimp в курсе информатики и ИКТ

Работа №14694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы63 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1008
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обучение основам обработки графической информации в курсе информатики и ИКТ основной школы 6
1.1. Компьютерная графика. Области применения компьютерной
графики. Растровая и векторная компьютерная графика 6
1.2. Программные средства обработки графической информации,
используемые в основной школе 10
1.3. Анализ содержания учебной программы для 7 классов по теме
"Обработка графической информации" 13
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Методические материалы по теме "Обработка графической
информации" в курсе информатики и ИКТ для учащихся 7 классов 21
2.1. Описание лабораторных работ по обработке
графической информации 21
2.2. Использование методических разработок в учебном процессе 43
2.3. Результаты педагогического эксперимента 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 1. Итоговые работы учащихся по теме "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Обработка графической информации"" 61


С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни. Одним из видов компьютерных технологий является компьютерная графика. В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, т. к. в современном программном обеспечении используется графический интерфейс, в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными. Обработке различных видов информации, в том числе и графической, дети учатся в школе в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Как известно, дети и подростки усваивают новые знания и навыки проще, чем взрослые, при условии интереса к изучаемому предмету. Содержание учебного предмета в данном случае должно включать современное программное обеспечение, которое используется в практике.
Тема «Обработка графической информации» включается в пропедевтический курс информатики и рассматривается на примере графического редактора Paint (Windows) и KolorPaint (Linux). Позже обучение обработке графической информации строится опять же в том же графическом редакторе, что в дальнейшем демотивирует учащихся. В работах учителей и методистов отмечается, что столкнувшись с этой проблемой, прибегают к поиску программного обеспечения отвечающего требованием законодательства, охраняющего авторские права. Чаще всего таким графическим редактором становится GIMP, так как по сравнению с AdobePhotoshop, он имеет бесплатную лицензию. По обучению учащихся работе с графическим редактором GIMP в методике информатики накоплен определенный опыт. Но данные разработки имеют главный минус. Так как прогресс не стоит на месте, версии программы обновляются, соответственно интерфейс программ отличается. При этом не в каждой разработке говорится о версии программного обеспечения, на котором предполагается работа учащихся. Следовательно, актуальность проблемы исследования обусловлена определением содержания уроков по теме, выбором программного обеспечения, разработкой соответствующих содержанию лабораторных работ, отвечающих требованиям используемой в настоящее время версии прикладной программы, в качестве средства повышения мотивации и улучшении качества знаний у учащихся.
Объект исследования - обучение учащихся основной школы обработке графической информации.
Предмет исследования - обучения учащихся 7 класса основам обработки графической информации посредством графического редактора GIMP.
Цель исследования - определить содержание лабораторных работ для обучения обработке графической информации посредством графического редактора GIMP в базовом курсе «Информатика и ИКТ».
Задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать программные средства обработки графической информации, используемые в основной школе.
3. Проанализировать содержание действующих в настоящие время учебных программ и учебников для 7 классов по теме "Обработка графической информации".
4. Разработать лабораторные работыпо теме "Обработка графической информации" с использованием графического редактора GIMP.
При проведении исследования были использованы метод анализа и педагогический эксперимент.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны учебные материалы для преподавания темы «Обработка графической информации» в основной школе. Практические результаты работы могут использоваться учителями школ для проведения уроков по данной теме. 
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения и приложений на носителе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Информация, связанная с компьютерной графикой, с каждым днем занимает все более прочные позиции. Так в ходе анализа научной литературы, было выяснено, что определение компьютерной графики с каждым готом претерпевало множество изменений. Сферы применения данного направления расширялись. Виды компьютерной графики, так же увеличивались. Так, например, начиная с создания растровой графики в ХХ веке, в настоящее время пришли к трехмерной.Такое бурное развитие увеличивает необходимость повышения компьютерной грамотности в работе с компьютерной графикой. В настоящее время, учащиеся 7-ого класса изучают растровую, векторную и фрактальную графику в школьном курсе "Информатика и ИКТ". При этом большая часть времени учащимся отводится на работу с растровой графикой. Таккак на этапе пропедевтического курса (5-6 класс) по программе авторов Босова Л.Л. и др. учащиеся уже знакомятся с растровой и векторной графикой в графическом редакторе GIMPU в MSOffice, то перед нами встала проблема поиска нового программного средства для работы с графикой. При анализе таких графических редакторов, как Paint, KolourPaint и GIMP, было выяснено, что большими функциональными возможностями обладает GIMP. В свою очередь Paint и KolourPaint идеально подходят, для работы на первых этапах со знакомством компьютерной графики при условии пропедевтического курса информатики.
Проведенный анализ учебной литературы показал, что при изучении информатики в 7 классе по учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.возникает проблема мотивации в изучении темы «Обработка графической информации», так как задания, которые представлены в учебнике, направлены на повторение Paint. Чтобы увеличить интерес и качество знаний учащихся согласно закону РФ "Об образовании"от 29.12.2012 N273- ФЗучителям разрешается выбор лицензионного программного обеспечения, отличного от рекомендованного.Чаще всего альтернативой Paint выступает
GIMP.Нами были разработаны описания трех подобных лабораторных работ, которые выставлены на сайт. Данные разработки могут быть использованы учителями школ. Так же они получили одобрение учителя информатики МБОУ «СОШ № 5» Карпухиной О.Н.
Результаты педагогического эксперимента показали, что уроки понравились 100% учащихся 7 "А" класса МБОУ "СОШ № 5" г. Бийска. Мотивация при выполнении работы была высокая, так как программа GIMP имеет множество возможностей. В ходе анкетирования больше половины учащихся установили программу GIMP у себя и продолжили работу, так как GIMP можно использовать для обработки фотографий и рисования на графическом планшете. Таким образом, исходя из проведенной работы, можно сделать вывод о том, что при работе в GIMP у учащихся выше интерес к теме, так как они видят практическое применение этой программы в дальнейшем.



1. Антонова, Е. А. Методические особенности графических программ для системы общего профессионального образования [Текст] / Е.А. Антонова // Вестник Московского государственного областного университетасерия: Физика-математика / Московский государственный областной университет. - Москва: Московский государственный областной университет, 2010. - С.78-82.
2. Байсалбаева, К. Н. Особенности выполнения практических работ в графическом редакторе CorellDraw [Текст] / К.Н. Байсалбаева // Наука, новые технологии инновации / Кыргызский национальный университет. - Бишкек: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и новые технологии", 2012. - С. 327-329
3. Боресков, А. В.Компьютерная графика [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Боресков, Е. В. Шикин.- Москва : Издательство Юрайт, 2016. —219 с.
4. Босова, Л. Л. Информатика. Методическое пособие для 5 - 6 классов [Текст]: методическое пособие /Л.Л Босова, А.Ю. Босова.- Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, - 385 с.
5. Босова, Л. Л. Методическое пособие для основной школы 7-9 классы [Текст] : методическое пособие/Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, -473 с.
6. Босова, Л. Л. Рабочие программы для основной школы 7-9 классы [Текст] : методическое пособие / Л. Л Босова, А. Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, -148 с.
7. Босова, Л. Л. Информатика : учебник для 7 класса. [Текст] : учеб. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.- Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, - 189 с.
8. Босова, Л. Л. Практикум по информатике. 7 класс [Текст] : метод. пособие / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 - 48 с.
9. Дёмин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум [Текст] : учеб.пособие / А. Ю. Демин.-Томск : Национальный исследователь-ский Томский политехнический ун-т, 2014, - 34с.
10. Дробахина, А. Н. Использование свободного программного обеспечения при изучении дисциплины "Программное обеспечение ЭВМ" [Текст] / А. Н. Дробахина // Народное образование. Педагогика —2010. —№4. — С 31-32.
11. Егорова, Ю. Г. Исследование возможностей фрактальной графики при
моделировании объектов реального мира [Текст] / Ю. Г. Егорова // Научно-техническое творчество аспирантов и студентов: материалы 47-й научно-технической конференции студентов и аспирантов. - Комсомольск-на-Амурске: Федерельное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический
университет", 2017. - С.871-873.
12. Жексенаев, А. Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики) [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Жексенаев. - Москва : Федеральное агентство по образованию, 2008, — 80 с.
13. Иванова, О. В Фрактальная графика в дизайне [Текст] / О.В. Иванова, С. Ю. Пискорская // Актуальные проблемы Авиации и космонавтики. - Красноярск : ФГБОУ ВО "Сибирский государственый университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетникава, 2010. -
С. 296-297.
14. Иванцов, В. В. Компьютерная графика и основные графические редакторы [Текст] / В. В. Иванцов, А. И. Озга // Молодежь и
современные информационные технологии. Сборник трудов XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013 -
С. 420-422.
15. Комплект дидактических материалов для текущегоконтроля результатов обучения по информатике в основной школе [Электронный ресурс]. - под ред. И. Г. Семакина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - Режим доступа http://www.metodist.lbz.ru Среда, 8 Февраля 2018, 10:40
16. Комплект цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].
- Режим доступа http://schoolcollection.edu.ru/ Пятница, 19 Января 2018, 15:30
17. Константинов, А. В. Компьютерная графика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Константинов.— Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 224 с.
18. Кудрина, М. А Компьютерная графика: учеб. [Текст] : учеб. пособие / М. А. Кудрина, К.Е. Климентьев. - Самара : Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2013. - 138 с.
19. Лапчик, М. П. Теория и методика преподавания информатики [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер ; Под общей ред. М. П. Лапчика.— Москва : Издательский центр «Академия», 2008. — 624 с.
20. Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие / В. В. Малев. — Воронеж : ВГПУ, 2005.—271 с.
21. Никитина, О. А. Лабораторный практикум по теме "Графический редактор GIMP [Текст] / О. А. Никитина // Педагогическое образование на Алтае. - Барнаул : Алтайская государственная педагогическая академия, 2010 - С.66-72.
22. Нуромская, Н. Н. "Методика работы с графическим редактором GIMP" [Текст] / Н. Н. Нуромская, Попова И. К., Шестакова О. А. // Психолого¬педагогический журнал Гуадеамус, 2010. - №2 (16) - C. 185-188.
23. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2012 г.
24. Першиков, В. И. Толковый словарь по информатике [Текст] : толковый словарь В. И. Першиков, В. М. Савинков. - Москва: Финансы и статистика, 1991. — 543 с. (с. 73)
25. Петров, М. Н. Компьютерная графика [Текст] : учеб. / М. Н. Петров.—
СПб : Питер, 2011. — 544 с.
26. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов [Электронный ресурс]. - http://lbz.ru/metodist/content/files/pismo-08-1786.pdf.pdf Понедельник, 22 января, 2018 20:45
27. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников
«Информатика» для 7-9 классов общеобразовательных организаций / И.Г. Семакин и др.[Электронный ресурс]. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, - Режим доступа
http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/semakin-7-9-pz.pdf Вторник, 23 января 2018, 12:24
28. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников
«Информатика» для 5-6 классов общеобразовательных организаций / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова [Электронный ресурс]. - Москва:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. Режим доступа
http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-pz.pdf Вторник, 23 января 2018, 12:28
29. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов общеобразовательных организаций / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова [Электронный ресурс]. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Режим доступа http://www.lbz.ru/metodist/iu mk/informatics/files/bosova-5-6-pz.pdf Вторник, 23 января 2018, 12:45
30. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов общеобразовательных организаций / Н.Д. Угринович [Электронный ресурс]. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. Режим доступа http://www.lbz.ru/metodist/iu mk/informatics/files/ugrinovich-7-9-pz.pdf Вторник, 23 января 2018, 13:40
31. Сапожникова, М. А. Обучение учащихся компьютерной графики на основе использования альтернативного программного обеспечения (GIMP) [Текст] / М. А. Сапожникова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры / Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2018. - С. 4274-4277.
32. Семакин, И. Г. Информатика : для 7-9 классов[Текст]: методическое пособие / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, — 160 с.
33. Семакин, И. Г. Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — Москва:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160с.
34. Семакин, И. Г.Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса [Текст] : учеб. / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- Москва:Бином. Лаборатория Знаний, 2012, - 167с.
35. Симанович, С. В. Информатика: Базовый курс [Текст] : учеб. / С.В. Симонович и др.— СПб : Питер, 2003. — 640 с.
36. Сохорева, Т. А. Системно-деятельностный подход при изучении графического редактора GIMP [Тест] / Т.А. Сохорева, Л.Г. Фалалеева // Педагогическое образование на Алтае / МБОУ "Гимназия №123, г.
Барнаул. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2013 - С. 14-19.
37. Степанов, А. Н. Информатика. [Текст]: учеб.пособие / А.Н Степанов — Москва: Солон-Пресс, 2010. - 554с.
38. Третьякова, Д. А. Обработка фотографий в графическом редакторе GIMP [Текст] / Д.А. Третьякова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании / Новокузнецкий институт (филиал) "Кемеровский государственный университет". - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2014 - С.46-48.
39. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса [Текст] : учеб. / Н. Д. Угренович. - Москва :Бином. Лаборатория Знаний, 2015, - 168с.
40. Угринович, Н. Д. Информатика. 7 класс [Текст] : Лабораторный журнал / Н.Д. Угринович, Н.К Серегин.- Москва : ФГОС Бином. Лаборатория знаний, 2014 г. - 200с.
41. Угринович, Н. Д. Информатика. 7-9 классы [Текст] : метод. пособие /
Н. Д. Угринович, Н. Н. Самылкина.— Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 96 с.
42. Фридланд, А. Я. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины [Текст] : толковый словарь / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова, И. А. Фридланд. - Москва : Астрель, 2003. — 272 с. (с 46)
43. Хахаев, И. А. Графический редактор GIMP: первые шаги [Текст]: учеб. пособие / И. А. Хахаев. — М. : Издательский дом ДМК-пресс ALT Linux, 2009. — 232 с.
44. Хлобыстова, И. Ю., Цветкова М.С. [Текст]: метод. пособие/
И.Ю Хлобыстова., М.С. Цветкова.- Москва :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 91 с.
45. Шлядинский, А. А. Компьютерная трехмерная анимация: от спецэфекта в кинематографе к полному анимационному фильму [Текст] / А. А. Шлядлинский // Вестник нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2011 - C. 377-383
46.Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Босова Л. Л. и др. 5-9 кл.) [Электронный ресурс]. -Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - Режим доступа
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php Среда, 15
ноября 2017, 21:54
47.Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (УМК Семакин, И. Г. 7-9 кл.) [Электронный ресурс]. -Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - Режим доступа
https://sites.google.com/site/7klassinformatikafgos/ddd Среда, 15 ноября 2017, 21:55
48.Электронное приложение к учебнику УМК «Информатика» 7-9 классы. Угринович Н. Д. [Электронный ресурс]. - Москва:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016. - Режим доступа
http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/1/ Среда, 15 ноября 2017 21:57

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ