Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ментальных карт в методике обучения биологии 5
1.1. Характеристика ментальных карт в школьном биологическом
образовании 5
1.2. Применение ментальных карт в формировании
универсальныхучебных действий обучающихся на уроках биологии 9
Глава 2. Методика использования ментальных карт по биологии в 8 классе, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии 14
2.1. Методика использования ментальных карт в процессе обучения биологии 14
2.2.Экспериментальная проверка результативности методики использования ментальных карт на уроках биологии в 8 классе 48
Выводы 56
Список литературы 57
Приложение 60
Сегодня просто передачи знаний от учителя к ученикам недостаточно. Основная цель образования, включая школьное образование, заключается в развитии у обучающихся способностей ставить образовательные цели, разрабатывать способы их достижения, реализовывать собственные планы, а также контролировать и оценивать свои достижения. Другими словами, обязанность учителя - научить учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Урок биологии подразумевает усвоение учащимися биологических законов, теорий, научных идей, фактов, формирование биологических представлений, развитие специальных навыков и умений. Для грамотного и своевременного постижения науки школьникам необходимо развивать такие мыслительные процессы, как наблюдательность, память, мышление, речь. Одним из способов развития этих процессов является использование познавательных заданий в школьной образовательной практике, в частности, на уроках биологии в 8 классе, что определило актуальность выбранной темы [1].
Цель исследования: определить особенности применения ментальных карт и их результативность в школьном курсе биологии 8 класса.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать современное состояние литературы по проблеме исследования.
• Разработать методику формирования познавательных универсальных учебных действий с использование ментальных карт.
• Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования: ментальные карты в школьном курсе биологии 8 класса.
Предмет исследования: особенности применения ментальных карт в школьном курсе биологии 8 класса.
Методы исследования: описание, анализ, синтез, наблюдение,
эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных источников, приложения. Общий объём работы составляет 38 листов.
Практическая база исследования - МБОУ «Дивненская СОШ №2» Новоселовский район п. Дивный ,Красноярский край.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику исследования, содержание, две главы, выводы, библиографию и приложения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были сформированы следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и образовательной практики позволил сделать вывод о том, что в литературе широко рассмотрена проблема исследования. В ходе анализа было выявлены основные требования к составлению ментальных карт и особенности использования их в образовательном процессе.
2. Разработана экспериментальная методика проведения уроков биологии в 8х классах с использованием ментальных карт. Суть, которого состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
3. Установлено положительное влияние систематического включения элементов проблемного обучения в процессе проведения уроков биологии в 8 классе на развитие познавательной деятельности обучающихся.
1. Арбузова Е.Н. Визуализация образовательного процесса по биологии средствами инфографики // Биология в школе. - 2017. - № 5. - С. 39-47.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2000. - 1536 с.
3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
5. Бруновт Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей - М.: Просвещение, 1973. - 383 с.
6. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. Инст. По биологии - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
7. Галкина Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие - Красноярск, 2011. - 116 с.
8. Елгина Е.Ю. Психологические аспекты использования инфографики на уроках биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90- летию со дня рождения ученого, методиста биолога Д.И. Трайтака (г. Москва, 8-10 ноября 2017 г.)/ ред. колл. В.В. Пасечник (отв. ред) и др. - М., 2017. - С. 55-58.
9. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: дис. ... д-ра психол. Наук: 19.00.07. - Самара, 2006. - 460 с.
10. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н Биология 8 класс М. Дрофа. 2016, с. 53
11. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. - 242 с.
12. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. - С. 92 - 99.
13. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С. 37.
14. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности // Куликова Л.Н. - Хабаровск, 1997. - с. 202.
15. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с....39