ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1. Различные подходы к пониманию толерантности: сущность,
содержание 6
1.2.Основные виды толерантности 8
1.3. Критерии и уровни формирования толерантности 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2.1. Планирование учебно-воспитательной работы по формированию толерантности в процессе образования учащихся старших классов на уроках
обществознания 27
2.2. Использование современных педагогических технологий формирования
толерантности на уроках обществознания учащихся старших
классов 31
2.3. Анализ результатов сформированности толерантности на уроках обществознания
учащихся старших классов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы: Современное глобальное изменение культуры, экономики и политики сильно обостряет вопросы относительно отношений к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование стран с различными политическими системами и различным уровнем развития экономики, с различными национальными культурными традициями и обострением религиозных конфликтов выдвигает толерантность как главную проблему в третьем тысячелетии. В новой России все эти процессы полностью обнаружены в условиях, когда СССР распался. Здесь важные особенности имеют процессы миграции, связанные с не только передвижением русских в бывшие национальные республики, но и с «великими переездами» народов других национальностей.
Трудно и сформировать новые и утвердить старые этнические структуры автономных республик, регионов, сопровождающиеся порой конфликтом, растущим сепаратизмом и другим явлением, угрожающим безопасности государства. Именно из-за этого в России особое, важное значение приобрела установка государства и общества для расширения и углубления деятельности по воспитанию толерантного сознания и поведения, воспитания веротерпимости, миролюбия, нетерпимости к терроризму. И особенно это актуально в организации образования молодежи. Это связано не только с общей актуальностью реальной ситуации в стране и не только с необходимостью сохранить жизненно важные позиции, но и с тем, что у новых поколений не было такой позитивной практики между культурой и межнациональными отношениями, которая была проведена в жизни старших поколений, получивших опыт союза в войне и в других трудных периодах в истории государства.
Степень изучения: В условиях современного социокультурного кризиса вектор по толерантному образованию ориентирован на формирование условий свободы личности и защиты в обществе при безупречном уважении к правам и свободам
каждого человека. На этом основе важную роль играет правовое воспитание. В первую очередь, поскольку именно образование имеет прямое отношение к важнейшей мировоззренческой концепции толерантности. Кроме того, образование способно и должно активно и целесообразно формировать в соответствии с гуманистическими нравственными и этическими нормами ментальные качества человека и общества.
Целью исследования является теоретическая обоснование и экспериментальная проверка системы уроков истории, обществознания, направленной на воспитание толерантности среди учеников 8 класса.
Объект исследования: процесс формирования толерантности у учеников 8-9 классов. Тема исследования: психолого-педагогические условия формирования на уроке истории, обществознания.
По вышеуказанному, перед нами следующие задачи:
1. Проанализировать научное исследование проблемы толерантности, условий
формирования толерантности в раннем возрасте;
2. Выявление уровня проявления толерантности у учеников;
3. Определение критериев и выявление уровня сформированной в настоящее время
толерантности среди учащихся старшего класса общеобразовательной школы в процессе правового образования;
4. Выявление и обоснование содержания, формы и методики формирования
толерантности в процессе правового образования учащихся старшего класса на основе современной правовой технологии. Выбор наиболее эффективной программы и анализ полученных результатов.
Источником данной работы является Федеральный стандарт основного образования от 17.12.2010г. №1897; концепция преподавания учебного предмета
«Обществознание» в образовательных организациях РФ, осуществляющих основные общеобразовательные программы; учебно-методический комплекс под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебникова и Н.И. Городецкая и учебные разработки преподавателей.
Практическая важность исследования заключается в том, что материалы этой работы позволят учителям общеобразовательных учреждений на уроках истории, общества и права проводить занятия в новом, изученном направлении. Данная работа была апробирована в ходе педагогической практики в МАОУ Гимназия №8 г. Красноярска в 8 «Г» классе. Эти учебники хорошо подходят для изучения данной темы, так как они иллюстрированы примерами, что помогает лучше представить и понять суть данной проблемы, освещенной в параграфе. Важные термины, необходимые для дальнейшего, выделены, есть цитаты, над которыми можно поразмыслить и обсудить на уроке, так и дать задание на дом.
Новизна работы: состоит в разработанной рабочей программе урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование толерантности у школьников, с применением методик, отвечающим тенденции развития современного общества.
Практическая значимость работы: заключается в том, что разработанной программой могут пользоваться учителя, с целью формирования толерантности у школьников. Структура работы: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список используемой литературы, приложение.
В исследовании нами обобщены результаты и сделаны следующие выводы:
1. Процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования необходимо рассматривать с позиций целостного, междисциплинарного, личностно и практико - ориентированного подходов; он предполагает целенаправленную педагогическую деятельность по овладению учащимися старших классов навыками толерантного поведения, соответствующего требованиям общества, формированию правовой культуры и культуры толерантности на основе основополагающих ценностей национальной, общероссийской и мировой культуры.
2. Выбор критерий сформированности толерантности и правовой культуры как цели и результата формирования толерантности определен его компонентным составом (когнитивный, оценочный, поведенческий). Основными критериями уровня сформированности толерантности являются:
• Самостоятельность суждения в разных сферах и областях жизни (наличие собственной позиции, умение анализировать и синтезировать получаемую информацию);
• Адекватное восприятие своего собеседника (признание за ним права быть «Другим»);
• Умение вести конструктивный и продуктивный диалог;
• Устойчивость, которая заключает в себе важное умение эмоционально сдержанно проявить свое отношение к кому или чему-либо.
3. Процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании базируется на следующих исходных положениях:
• Междисциплинарности (путем объединения двух или более различных учебных дисциплин в одну сферу деятельности для достижения максимальной продуктивности);
• Полиэтничности (продуктивному и близкому взаимодействию различных этнических групп, проживающих на территории одной страны или одного конкретного региона);
• Поликультурности (этот термин предполагает наличие достаточно тесной связи, объединяющей различные этносы и этнические группы, проживающие в одном социально-культурном обществе);
• Оптимизации (доведение до максимума наиболее выгодных характеристик или соотношений при одновременной минимизации расходов);
• Практической направленности с дальнейшим формированием у обучающихся каких-либо навыков самостоятельной деятельности посредством определенных упражнений и решения конкретных задач.
Организация процесса формирования толерантности предполагает включение в содержание учебно-воспитательной работы школы вопросов связанных с толерантностью. Обогащение уроков права темами, содержащими материал для формирования толерантности у учащихся, усиление социально-правовой направленности внеурочных форм работы, установление тесной взаимосвязи школы, семьи и социальных учреждений в ходе работы по формированию у школьников толерантного сознания и правомерного поведения. Важная роль в этой работе принадлежит школьному ученическому самоуправлению.
Успешное проведение работы по формированию толерантности у школьников предполагает: сочетание урочной деятельности учащихся на уроках права,
обществознания, истории с активными формами внеурочной работы со старшеклассниками: диспутами, брейн-рингами, ролевыми и деловыми играми, конкурсами, круглыми столами, викторинами, комплексами тренинговых занятий по толерантности, встречами-диалогами культур и др. Важной частью работы является внедрение интерактивных методов обучения как средства формирования толерантности и активной позиции в этом каждого ученика....
1. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ": Приказ Министерства образования 01.10.01 №3250 // Вестник образования. - 2001. - № 20.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.
3. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: 2003. - С.74-85.
4. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика, М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 440 с.
6. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - № 6.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. — 1200 с.
8. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
9. Ивкова Ю.П. Деятельность психолога по развитию этнической толерантности старшеклассников // Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России. Материалы международной научно - практической конференции. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005.
10. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. - №1. - 2004. - С. 18-25.
11. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. - 2001. - №11.
12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1983. — 1600с.
13. Современный словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1993. — 236 с.
14. Степанов П. Воспитание толерантности у школьников-подростков. // Учитель. - №6. - 2005. - С.49-52.
15. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2002. - № 1....17