ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ В РОССИИ…9
1.1. Общие положения и содержание государственной кадастровой оценки земли…9
1.2. Кадастровая оценка как комплексный правовой институт……………….….18
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА…25
2.1. Принципы кадастровой оценки…25
2.2. Процедура кадастровой оценки…32
2.3. Оспаривание кадастровой стоимости…44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….59
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что кадастровая оценка используется в целях налогообложения, а точнее, для определения налогооблагаемой базы земельных участков и иных объектов недвижимости. Помимо этого, полученные результаты используются при выкупе земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимости. Также в некоторых случаях, предусмотренных законом, арендные ставки рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земли. Кроме того, в тех субъектах РФ, где рынок земель сельскохозяйственного назначения развит недостаточно, сложилась практика предоставления банками кредитов сельхозпроизводителям путем расчета суммы залога на основании информации о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, от результатов кадастровой оценки земли зависит финансовое благополучие граждан, развитие различных отраслей бизнеса и экономики, поступление в бюджет денежных средств.
Однако при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков нередки случаи, когда ее результаты по объективным, часто не зависящим от исполнителя работ причинам, не соответствуют рыночным условиям. Так, например, земельный налог с участка земли площадью в 50 соток, расположенный в перспективном районе населенного пункта, с возведенными на нем жилыми постройками стоимостью в несколько миллионов рублей, исчисляется несколькими сотнями рублей, а налог с дачного участка, площадью 5 соток, расположенного в труднодоступном месте, несколькими тысячами рублей. Очевидно, что в правовом регулировании оценки кадастровой стоимости существуют некоторые недостатки.
В подобных случаях заинтересованные лица, согласно российскому законодательству, имеют право оспорить результаты проведенной кадастровой оценки. Данная практика широко распространена. Так, в 2020 году судами было рассмотрено 24 934 дела об оспаривании кадастровой стоимости, в 2021 году – 22 737, в 2022 году – 16 887, а в 2023 году 13 978 [14].
Обратиться с заявлением о пересмотре стоимости может как владелец объекта недвижимости, так и иное лицо, в случае если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности. Перечень лиц, наделенных правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотрен ст. 24.18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и ст. 22 Федерального закона “О государственной кадастровой оценке”. Граждане и организации могут оспорить кадастровую стоимость в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же в судебном порядке. При этом для юридических лиц соблюдение досудебного порядка обязательно. Тем не менее, по нашему мнению, механизм оспаривания необходимо совершенствовать, так как осуществление данной процедуры сопряжено с целым рядом различных трудностей.
Что касается степени научной разработанности выбранной темы, то в юридической литературе она раскрывается достаточно подробно. Можно найти множество научных статей, посвященных проблематике кадастровой оценки земельных участков. Однако несмотря на это, часть материала уже значительно устарела и не соответствует нынешнему законодательству в данной сфере. Так, многие работы были написаны до принятия в 2016 году Федерального закона “О государственной кадастровой оценке” и, следовательно, не учитывают новый субъектный состав процедуры государственной кадастровой оценки, изменившиеся сроки оспаривания и другие нововведения. Другая же часть источников ограничиваются лишь анализом законодательства и не предусматривают конкретных мер по его совершенствованию. По этой причине видится необходимость в проведении дальнейших исследований в данной области и их высокое практическое значение.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, а также в связи с оспариванием проведенной оценки.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения и обжалования государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков.
Целью исследования является анализ правовых основ государственной оценки кадастровой стоимости земель.
В соответствии с указанной целью, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие положения и содержание государственной оценки кадастровой стоимости земель;
2. рассмотреть кадастровую оценку как комплексный правовой институт;
3. изучить принципы кадастровой оценки;
4. подробно исследовать процедуру государственной оценки кадастровой стоимости земель;
5. рассмотреть порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания и соответствующий ему широкий спектр обще- и частнонаучных методов исследования.
Теоретической основой исследования послужили анализ и обобщение учебных, научных, методических, нормативных литературных источников, материалов научно-практических конференций и семинаров, публикаций периодической печати и специализированных сборников, посвященных рассматриваемой теме. В разное время изучением правовых проблем, связанных с осуществлением государственной оценки кадастровой стоимости земель занимались такие российские авторы как В. Г. Алексеенкова, Р. В. Бабенко, В. А. Варфоломеева, К. А. Кара, Е. С. Карпова, Е. В. Марьин и целый ряд других исследователей.
Нормативную основу исследования составили нормы Земельного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона “О государственной кадастровой оценке”, Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и других нормативных актов, как законодательного, так и подзаконного характера.
Положения, выносимые на защиту.
1. В работе делается вывод о том, что в законодательстве о государственной оценке кадастровой стоимости земель содержится очень небольшое число ценообразующих факторов. При этом существует проблема несоответствия рыночной и кадастровой стоимости. Упускаются из внимания факторы, которые значительно влияют на стоимость недвижимости. Важнейшим из них, по нашему мнению, является состояние окружающей среды.
Исходя из вышесказанного, видится необходимым внести соответствующие изменения в законодательство. Так, предлагается изменить формулировку ч. 3 ст. 14 Федерального закона “О государственной кадастровой оценке” и изложить ее следующим образом:
“3. При определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, состоянии окружающей среды, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке”.
Состояние окружающей среды представляется целесообразным измерять исходя из предельно допустимой концентрации вредных веществ (мг/м³) и предельно допустимых выбросов вредных веществ (г/c).
Таким образом, данные меры позволят установить более объективную стоимость земли, снизить налогообложение и защитить право граждан на благоприятную окружающую среду.
2. В работе было установлено, что в правоприменительной деятельности также наблюдается ряд проблем. Одна их них – это фактическое неравенство сторон в процессе оспаривания кадастровой стоимости, что влечет за собой негативные явления.
В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, а также защиты прав граждан на правосудие видится целесообразным внести изменения в Федеральный закон “О государственной кадастровой оценке”. А именно дополнить ст. 22, посвященную рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следующим положением:
“24. Судебная землеустроительная экспертиза может проводиться государственно-судебными организациями, негосударственными экспертными организациями, а также лицами, которые обладают специальными навыками и знаниями и имеют квалификацию судебного эксперта”.
3. Был сделан вывод о том, что в целях снижения нагрузки на суды и сокращения судебных расходов по делам об оспаривании кадастровой стоимости, необходим пересмотр законодательства.
Кадастровая стоимость должна не просто не превышать рыночную стоимость, а должна быть установлена ниже рыночной, по примеру некоторых зарубежных стран. В следствие чего, предлагается внести следующие изменения в ч. 2 ст. 3 Федерального закона “О государственной кадастровой оценке”:
“2. Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, в размере, не превышающем 75% рыночной стоимости объекта недвижимости”.
Структура работы подчинена поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения, а также списка литературы, включающего нормативные правовые акты, научную литературу и материалы судебной практики.
Итак, на основании всестороннего анализа нормативных актов, регулирующих государственную оценку кадастровой стоимости земель, специальной научной литературы, а также материалов судебной практики были сделаны следующие выводы.
С переходом к рыночной экономике в российском законодательстве был закреплен принцип платы за землю. Для того, чтобы определить земельный налог, а также в иных, предусмотренных законом случаях, используется кадастровая стоимость земельного участка. Ее не стоит отождествлять с другими видами стоимости – рыночной, инвестиционной, восстановительной и т.д. Оценка кадастровой стоимости использует метод массовой оценки, который позволяет вычислить стоимость большого количества однородных земельных участков в масштабе населенного пункта, региона или государства. Такой подход имеет ряд преимуществ, в частности, способствует установлению справедливых ставок для налогов.
В целом, государственная кадастровая оценка земельных участков является неотъемлемой частью системы государственного управления земельными ресурсами и достаточно подробно регламентирована, как на уровне законов, так и на уровне подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют порядок проведения кадастровой оценки, определяют ее методы и т.д.
Общие положения, которые регламентируют проведение этой оценки, обеспечивают прозрачность и точность определения стоимости земельных участков, что позволяет гражданам и организациям чувствовать себя уверенно в отношении владения и использования этих ресурсов.
Налог на недвижимость по кадастровой стоимости играет важную роль в финансовой стабильности и территориальном развитии муниципальных образований. Он обеспечивает поступление доходов в бюджеты этих образований, укрепляет экономический фундамент, способствует формированию крепкой финансовой основы и повышает значение органов местного самоуправления.
Принципы кадастровой оценки можно разделить на две группы:
1) принципы, закрепленные в законе;
2) принципы, разработанные учеными-юристами.
В целом, статьи и книги, посвященные принципам кадастровой оценки земельных участков, предлагают детальное исследование этой области, представляя различные точки зрения, методы и практические рекомендации для проведения оценки. Таким образом, вышеперечисленные принципы могут являться также и критериями оценивания сложившейся на практике процедуры кадастровой оценки. Если полученная в результате проведения кадастровой оценки кадастровая стоимость земли будет отвечать указанным выше принципам, то можно будет говорить о правильности и справедливости результата.
При проведении государственной кадастровой оценки земель важнейшими условиями является принадлежность земли к определенной категории, а также совокупность ценообразующих факторов. От этого напрямую зависит конечный результат оценки. Несмотря на правовую урегулированность, на практике существует ряд серьезных проблем. В частности, речь идет о несоответствии рыночной и кадастровой стоимости земельного участка, недостаточности информации при подготовке к проведению кадастровой оценки, а также ограниченность ценообразующих факторов. Предлагаются изменения в Федеральный закон “О государственной кадастровой оценке”, касаемо учета качества окружающей среды в числе важнейших ценообразующих факторов стоимости участка.
Оспаривание кадастровой стоимости может проходить как в досудебном, так и в судебном порядке. Судебный порядок предполагает целый ряд правоприменительных трудностей, был проведен их анализ. Особое внимание уделено проблеме нарушения баланса частных и публичных интересов, в связи с политикой государственного протекционизма в данной сфере общественных отношений. Предлагается исключить из действующего законодательства дискриминирующие положения в целях осуществления справедливого и состязательного правосудия.
Также было уделено внимание вопросу о том, кто должен нести судебные издержки по делам об оспаривании кадастровой стоимости. Сделан вывод о том, что необходимо минимизировать, прежде всего, количество самих обращений в суд по данной категории дел. Для этого предлагается заимствовать опыт зарубежных государств, где кадастровая стоимость установлена ниже рыночной. Были предложены соответствующие изменения в действующее законодательство.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ : принят Государственной Думой 19 июля 2000 года : одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года : [в ред. от 22 апреля 2024 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
3. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ : принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года : одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года : [в ред. от 14 февраля 2024 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ : принят Государственной Думой 16 июля 1998 года : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года : [в ред. от 14 февраля 2024 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
5. О кадастровой деятельности : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ : принят Государственной Думой 4 июля 2007 года : одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года : [в ред. от 24 июля 2023 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ : принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года : одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года : [в ред. от 6 апреля 2024 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
7. О государственной кадастровой оценке : Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ : принят Государственной Думой 22 июня 2016 года : одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года : [в ред. от 19 декабря 2022 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ : принят Государственной Думой 21 июля 2020 года : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года : [в ред. от 19 декабря 2022 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
9. Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 : [в ред. от 10 февраля 2023 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
10. О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2011 года № 3214-р : [в ред. от 16 ноября 2021 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
11. Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки : Приказ Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года № 200 [в ред. от 30 ноября 2022 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
12. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке : Приказ Росреестра от 4 августа 2021 года № п/0336 : [в ред. от 4 августа 2021 года] // Официальный интернет-портал правовой информации : государственная система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
13. О земельном налоге : Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 26 октября 2005 года №202-П : [в ред. от 23 июня 2020 года] // Официальный сайт Брянской городской администрации. – URL: https://bga32.ru/ (дата обращения: 21.05.2024).
II. Научная литература
14. Административное судопроизводство (публично-правовые споры). Общие показатели по категориям дел // Судебная статистика РФ. – URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm1/t/71/s/0 (дата обращения: 29.05.2024).
15. Акимочкина, Т. А. Формирование принципов проведения государственной кадастровой оценки земли / Т. А. Акимочкина, Е. А. Жилина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. - № 11. – С. 158-161.
16. Алексеева, Н. С. Землеустройство и землепользование: учебное пособие / Н. С. Алексеева. – Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2011. – 199 с.
17. Алексеева, Н. А. Совершенствование методов корректировки цен земельных участков в ходе оценки / Н. А. Алексеева // Вестник Удмуртского университета. Серия “Экономика и право”. – 2018. - № 6. – С. 753-757.
18. Алексеенкова, В. Г. Проблематика оспаривания кадастровой стоимости / В. Г. Алексеенкова, А. А. Ергалова, А. В. Малахов // Образование и право. – 2022. - № 12. – С. 156-161.
19. Андреева, А. М. К вопросу о значении изменения субъектного состава правоотношений по государственной кадастровой оценке / А. М. Андреева // Хозяйство и право. – 2022. - № 2. – С. 1-10.
20. Бабенко, Р. В. Решение проблемы несовпадения кадастровой и рыночной стоимости / Р. В. Бабенко // Имущественные отношения в РФ. – 2012. - № 4. – С. 49-55.
21. Бахметьева, Ж. И. Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости / Ж. И. Бахметьева, Е. Ю. Колбнева, Е. В. Панин // Теория и практика инновационных технологий в землеустройстве и кадастрах. – 2022. - № 1. – С. 30-41.
22. Варфоломеева, В. А. Особенности процедуры проведения кадастровой оценки земельных участков / В. А. Варфоломеева, Н. А. Иванова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - № 5. – С. 76-79.
23. Васильева, А. А. Государственная кадастровая оценка земельных участков при изменении вида разрешенного использования / А. А. Васильева, Я. В. Зайцева, С. А. Межян // StudNet. – 2021. - № 1. – С. 1-8.
24. Гамидов, А. Р. Методики оценки земель в современных условиях / А. Р. Гамидов, Л. А. Грибкова, Д. Воротников // Наука. Техника. Технологии (Политехнический вестник). – 2016. - № 2. – С. 86-90.
25. Григораш, Е. В. Методы и подходы оценки земельных участков снижение кадастровой стоимости / Е. В. Григораш, Н. В. Невинская, Г. А. Олейников // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. - № 4. – С. 43-51.
26. Григорьев, В. В. Определение и оспаривание кадастровой стоимости недвижимости / В. В. Григорьев, М. А. Федотова // Экономика. Налоги. Право. – 2015. - № 2. – С. 101-106.
27. Дегтярева, Г. Н. Проблемы возмещения судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости / Г. Н. Дегтярева // Вестник магистратуры. – 2019. - № 10. – С. 41-43.
28. Дорохова, Е. С. Правовое регулирование определения кадастровой стоимости земли: проблемы и пути решения / Е. С. Дорохова, Г. В. Романова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2015. - № 1. – С. 70-79.
29. Жигунова, А. Р. Теоретические аспекты оценки недвижимости с учетом экологических факторов / А. Р. Жигунова, М. Ш. Махотлова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - № 5. – С. 681-682.
30. Иванова, Д. В. Актуальные проблемы действующего законодательства об оценке земли / Д. В. Иванова // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - № 1. – С. 124-128.
31. Казакова, З. А. Особенности проведения кадастровой оценки земель в России / З. А. Казакова, А. С. Карашаева // Экономика и социум. – 2018. - № 10. – С. 636-642.
32. Кара, К. А. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом действующего законодательства / К. А. Кара // Вектор ГеоНаук. – 2018. - № 1. – С. 51-58.
33. Карлова, Н. В. Государственная кадастровая оценка земель / Н. В. Карлова // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2010. - № 5. – С. 55-59.
34. Карпова, Е. С. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков в порядке административного судопроизводства как механизм защиты прав налогоплательщиков земельного налога, арендаторов публичных земельных участков, органов государственной власти и органов местного самоуправления / Е. С. Карпова, Н. А. Лунина // Журнал административного судопроизводства. – 2019. - № 3. – С. 19-24.
35. Комиссаров, Г. А. Государственный протекционизм в делах об оспаривании кадастровой стоимости / Г. А. Комиссаров // Имущественные отношения в РФ. – 2022. - № 9. – С. 1-9.
36. Коновалов, А. В. К вопросу о понятии принципов права / А. В. Коновалов // Lex Russica. – 2018. - № 8. – С. 81-87.
37. Косарев, И. М. Оценка платежеспособности плательщика при поимущественном налогообложении по кадастровой стоимости / И. М. Косарев, М. Р. Пинская // Финансы и кредит. – 2016. - № 34. – С. 15-25.
38. Кравцова, Н. Г. Особенности оценки кадастровой стоимости земли / Н. Г. Кравцова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. - № 13. – С. 51-53.
39. Кравцова, Н. Г. Законодательное регулирование кадастровой оценки стоимости земли / Н. Г. Кравцова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. - № 14. – С. 694-696.
40. Кузнецова, А. С. Теоретические вопросы кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения / А. С. Кузнецова, К. А. Юрченко // Экономика и социум. – 2016. - № 2. – С. 518-524.
41. Левченкова, Т. А. Содержание и значение принципов права в общественных отношениях / Т. А. Левченкова, М. М. Симонова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. - № 1. – С. 30-32.
42. Лосева, Е. Н. Исследование влияния неоднородной городской среды на кадастровую стоимость земельных участков / Е. Н. Лосева // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий. – 2022. - № 2. – С. 184-194.
43. Марьин, Е. В. О некоторых проблемах определения кадастровой стоимости / Е. В. Марьин // Контентус. – 2020. - № 4. – С. 89-94.
44. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – Москва : Юристъ, 2004. – 245 с.
45. Махотлова, М. Ш. Проблемы повышения эффективности землепользования при кадастровой оценке земли / М. Ш. Махотлова // Аграрное и земельное право. – 2019. - № 9. – С. 52-54.
46. Мельников, В. Ю. Вопросы оценки кадастровой стоимости / В. Ю. Мельников // Аграрное и земельное право. – 2016. - № 7. – С. 61-68.
47. Мирзоян, Н. В. Оценка стоимости недвижимости / Н. В. Мирзоян. – Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 199 с.
48. Михеева, Я. А. правовое регулирование оценки кадастровой стоимости земельных участков в Российской Федерации / Я. А. Михеева // Вестник науки. – 2022. – № 12. – С. 210-214.
49. Муртазина, К. С. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки земель / К. С. Муртазина // Вестник магистратуры. – 2018. - № 1-3. – С. 215-216.
50. Павлова, В. А. Концепция кадастровой оценки земель как основа налогообложения недвижимости / В. А. Павлова // Имущественные отношения в РФ. – 2012. - № 7. – С. 77-83.
51. Повалюхина, М. А. Проблемы оспаривания результатов кадастровой стоимости и пути их решения / М. А. Повалюхина, М. Б. Реджепов, С. А. Самодурова, Е. О. Черницына // Модели и технологии природообустройства. – 2020. - № 1. – С. 95-101.
52. Пономарева, А. П. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка: теория и практика / А. П. Пономарева // Уральский журнал правовых исследований. – 2022. - № 1. – С. 59-64.
53. Пчелкин, И. С. Актуальность, принципы и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель в России / И. С. Пчелкин // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - № 11. – С. 582-584.
54. Пылаева, А. В. Модели и методы кадастровой оценки недвижимости : учебное пособие / А. В. Пылаева. – Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО НГАСУ, 2015. – 175 с.
55. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости // Официальный сайт Росреестра. – URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/ (дата обращения: 29.05.2024).
56. Романова, Г. В. Проблемы определения кадастровой стоимости земельных участков / Г. В. Романова, И. Р. Шикула // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. - № 2. – С. 78-84.
57. Симачкова, Н. Н. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков в РФ / Н. Н. Симачкова // Аграрное и земельное право. – 2019. - № 11. – С. 9-10.
58. Скатов, М. А. Эволюция института кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости в России / М. А. Скатов // Финансовые рынки и банки. – 2022. - № 5. – С. 133-139.
59. Хлопцов, Д. М. Значение оценки объектов недвижимости при администрировании имущественных налогов / Д. М. Хлопцов // Имущественные отношения в РФ. – 2017. - № 2. – С. 12-15.
60. Четверикова, К. В. Сущность кадастровой стоимости и сферы ее применения в гражданском праве / К. В. Четверикова // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2019. - № 1. – С. 112-117.
61. Чубуков, Г. В. Земельное право России: учебник для студентов высших учебних заведений, обучающихся по специальности “Юриспруденция” / Г. В. Чубуков. – Москва: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2002. – 328 с. - ISBN 5-89194-101-5.
62. Яковлева, И. Н. Актуальные проблемы государственной кадастровой оценки / И. Н. Яковлева // E-Scio. – 2020 . - № 4. – С. 348-352.
III. Материалы судебной практики
63. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 : [в ред. от 30 июня 2015 года] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2015. - № 9.
64. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 : [в ред. от 21 января 2016 года] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
65. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 : утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2021. - № 7.