ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность этнической толерантности 8
1.2. Особенности воспитания этнической толерантности детей старшего
дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНСТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация исследования сформированности этнотолерантности детей
старшего дошкольного возраста 21
2.2. Программа воспитательной и образовательной работы для повышения
уровня этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Анализ результатов воспитательной работы по развитию уровня 34
этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
На сегодняшний день, по данным Организации Объединенных Наций, в мире проживает около 4-5 тысяч этносов, проживающих на территории 223 государств. Каждое государство отличается друг от друга в первую очередь уровнем социально - экономического развития. На этой основе большое количество представителей развивающихся стран эмигрируют в поисках лучшей жизни в экономически развитые страны [35]. Этому все больше способствует процесс глобализации, то есть тенденция к всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации. Но на практике же все чаще мирное сотрудничество переходит в межнациональные конфликты, а национализм вытесняет космополитизм [29].
Проблема этнической толерантности в третьем тысячелетии становится центральной во многих странах мира, и Россия не является исключением. Еще Ж. Лемерт, бельгийский священник, живший в конце 19 - до середины 20 века, говорил, что терпимость очень трудная добродетель, для некоторого труднее героизма. Для всех людей первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы сами [14].
На сегодняшний день, по данным переписи населения, в России проживают 142,9 млн. человек, которые в свою очередь делятся на более 160 этнических групп, говорящих на разных языках. Несмотря на то, что наибольшую часть населения составляют русские - свыше 80,9 %,
многочисленными так же являются - татары - 3,87%, украинцы - 1.41%, башкиры - 1.15%, чуваши - 1,05%, чеченцы - 1.04%, армяне, - 0.86%, аварцы - 0.66% и др. [15].
Межнациональная вражда, озлобленность и агрессивность каждодневно появляется на улицах нашей страны. Такие качества все чаще и чаще приписываются именно молодежи. А это значит, что особо важно начать формировать новое мышление и сознание у подрастающего поколения [34].
Все чаще можно услышать дискуссии о толерантном мире, в котором нет места насилию, злобности людей по отношению друг к другу, а главной ценностью является личность человека [17]. Но недостаточно говорить об этом, этническую толерантность необходимо воспитывать. Воспитание процесс целенаправленный, длительный, систематический и непростой. Воспитать в ребенке этническую толерантность можно путем прививания ему культуры межличностного и межнационального общения, манер поведения, и в целом искусства жить в мире, где царит многообразие и непохожесть [3].
Процесс формирования межэтнической толерантности начинается уже в дошкольные годы и продолжается в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование [8].
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования этнотолерантности, так как дети в этом возрасте дружелюбны, отзывчивы, открыты к миру, стремятся к познанию нового и интересного [11]. У дошкольников еще не сформированы стереотипы в отношении людей, проживающих в других странах, поэтому они могут свободно вступить с ними в контакт. Но, стоит обратить внимание на то, что детям свойственно подражать поведению взрослых [43]. А значит нельзя допустить копирование негативных этнотолерантных установок детьми.
Но для того, чтобы определить, какие педагогические условия помогут воспитателю сформировать этническую толерантность детей старшего дошкольного возраста, необходимо выявить первоначальный уровень сформированности этнической толерантности детей 5-6 лет к двух группах: экспериментальной и контрольной. Далее составить программу воспитательной и образовательной работы для повышения уровня этнотолерантности детей, которая реализуется с детьми экспериментальной группы и в завершении провести контрольный эксперимент, чтобы увидеть, какие средства посодействовали в повышении уровня этнотолерантности старших дошкольников в контрольной группе и какой уровень будет выявлен в контрольной группе без проведения комплекса мероприятий.
Проблема исследования: какие педагогические условия будут
способствовать формированию этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель работы: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить результативность педагогических условий формирования основ этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации....
Проблема развития этнотолерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе этнотолерантность имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия [20]. И как уже было отмечено, начинать этот сложный процесс нужно со старшего дошкольного возраста, потому что данный возраст является сенситивным, и ребенок уже способен перенимать моральные установки такого рода.
Дошкольное детство - это возраст, когда происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения в процессе взаимоотношений с представителями разных культур, формируется умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разного этнического происхождения, преображая и возвышая человеческую личность [22].
Актуальность воспитания основ этнической толерантности у дошкольников приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у детей ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения [12].
Этнотолерантность - это только один вид толерантности. А.А. Гусейнов толерантное отношение установил, как терпимые отношения между людьми, придерживающимися различных ценностных позиций [18].
Этнотолерантность дошкольника состоит из трех компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые вкупе друг с другом дают цельное представление о сформированности этнической толерантности.
Показателем когнитивного компонента является наличие знаний детей о людях разных рас и национальностей, об их культурных особенностях. Показателем эмоционального компонента является доброжелательное
представителям других национальностей, желание
взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Поведенческий компонент проявляется в устойчивом взаимодействии со сверстниками других национальностей, в знании правил общения.
Для изучения сформированности этнотолерантности детей 5-6 лет было проведено эмпирическое исследование на базе одного из МБДОУ города Красноярска. В исследовании приняли участие 15 детей экспериментальной группы и 15 детей контрольной группы.
После проведения адаптированной методики Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок были выявлены такие результаты: в экспериментальной группе у 27% детей оптимальный уровень, у 40% детей допустимый уровень и у 33% детей низкий уровень. В контрольной группе у 20% детей оптимальный уровень, 51% детей допустимый уровень и у 29% детей низкий уровень. Такие показатели указывают на то, что систематическая работа в ДОУ необходима как для развития этнотолерантности, так и для ее формирования, ведь ребенку невозможно самостоятельно достичь оптимального уровня этнотолерантности в дошкольном детстве.
Да основе полученных результатов мы разработали комплекс развивающих мероприятий, для повышения когнитивного, поведенческого и эмоционального уровней. В него вошли следующие мероприятия:
1. НОД по воспитанию толерантности «Жители планеты Земля»
2. НОД по знакомству детей с территорией Красноярского края
3. Чтение и обсуждение армянской народной сказки «Сказка о Змее и Шиваре»
4. Проведение подвижных народных игр на прогулке:
• «Змейка» (русская народная игра)
• «Липкие пеньки» (башкирская народная игра)
• «Ястреб и утки» (бурятская народная игра)
5. Т еатрализованная игра «Народный танец»
6. Просмотр мультфильма «Дружба народов».....
1. Богатырева А.С. Традиции межэтнической толерантности на северном Кавказе // Традиции межэтнической толерантности на северном Кавказе. 2018. №4. С. 305-308.
2. Большая российская энциклопедия URL:
ййрз://Ь1депс.ги/зеагсй?д=толерантность (дата обращения: 23.03.2021).
3. Бочарова А.В. Формирование представлений о толерантности у детей 5-6 лет посредством рассказов на морально-этические темы // научные открытия 2018. 2018. №7 С. 283-285.
4. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. М.: Школьная Пресса, 2018. 112 с.
5. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы науки и образования. 2018. №5. С. 110-117.
6. Гонина О.О. Толерантность педагогов на различных этапах их профессионализации // Бизнес и дизайн ревю. 2017. №3. С. 13-21.
7. Гукаленко О.О. Поликультурное образование как фактор и средство формирования межнационального мира и согласия // Дошкольное воспитание. 2016. №3. С. 6-14.
8. Дагбаева Н.Ж., Лопсонова З.Б. Проектирование культурных практик дошкольников: регионально-этнический аспект // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. №5. С. 98-106.
9. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ //
Толерантность URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата
обращения: 23.03.2021).
10. Докукина А.А., Савинова Л.Ю. Особенности представлений дошкольников о художественной культуре разных стран // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №4. С. 271-282.
11. Евдокимова А.С. Особенности педагогики многообразия в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. №7. С. 128-132.
12. Иванова Н.М. Проект как образовательный ресурс формирования у детей старшего дошкольного возраста позитивного отношения к представителям разных этнических групп // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №4. С. 330-332.
13. Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. М.: Праксис, 2017. 288 с.
14. Исмаилова Н.И. Развитие толерантности у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №6. С. 84-87.
15. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года // URL
http: //www. gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results .html (дата
обращения: 17.02.2021)....50