ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И КУЛЬТУРЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Обучение говорению как виду речевой деятельности 6
1.2 Коммуникативный подход 9
1.3 Прагматическая компетенция 13
1.4 Трудности в обучении разговорной речи 17
1.5 Легенда как компонент культурологического подхода 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГЕНДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ 29
2.1 Значение латиноамериканских легенд на уроках испанского языка 29
2.2 Описание эксперимента 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
В области преподавания иностранных языков развитие навыков устной речи является основополагающим фактором для эффективного и полноценного общения. Можно предположить, что в этом контексте легенды выступают в качестве мощного педагогического инструмента, который не только обогащает изучение языка, но и способствует установлению связи с культурой, что является неотъемлемым элементом преподавания языка, поскольку, как отмечает Е.П. Турбина, «изучение иностранных языков может быть эффективным, только когда он опосредован культурой, когда культура является доминантной в образовании личности» [Турбина, 2018:112].
Проблема, поднимаемая в данном исследовании, состоит в том, что лингвистическое сообщество имеет потребность расширять методы, которые помогают развить навыки речевой деятельности. Поэтому необходимо провести исследование и выявить новые методы.
Актуальность данного исследования выражается в том, что возрастает количество людей, которые изучают испанский язык, поэтому необходимо разрабатывать новые методы для быстрого и эффективного развития навыков говорения. Поэтому в данном работе предлагается рассмотреть изучение легенд, как новый способ в улучшении данных речевых навыков.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является совершенствование навыков говорения при использовании латиноамериканских легенд на языковых курсах. Таким образом, основное внимание уделено развитию у студентов умений выражать свои мысли и идеи на испанском языке, используя легенды как инструмент обучения. В рамках предмета изучения рассматриваются методы, стратегии и техники, которые способствуют улучшению навыков говорения студентов при работе с латиноамериканскими легендами.
Объектом исследования данной дипломной работы является использование латиноамериканских легенд в процессе обучения испанскому языку на языковых курсах. Это означает, что основное внимание уделено самим легендам, их содержанию, контексту и способам их применения в образовательном процессе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать, как использование латиноамериканских легенд может способствовать развитию устной речи на уроках испанского языка.
Для написания данной работы была использована информация из книг и статей авторов, изучающих и исследующих лингвистику и методику преподавания языков, таких как Л.С. Выготский, Е.П Турбина, М.А Маукебаева и др.
Для достижения поставленной цели данной выпускной квалификационной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить и углубить теоретические основы обучения устной речи и культуры устной речи на иностранном языке; обеспечить понимание ключевых понятий, таких как коммуникативный подход, прагматическая компетенция и трудности в обучении устной речи;
2) проанализировать важность латиноамериканских легенд как культурного компонента в процессе преподавания испанского языка; изучить, как их можно использовать для улучшения разговорной речи студентов;
3) разработать план урока, подробно описать, как интегрировать латиноамериканские легенды в занятия по испанскому языку для улучшения разговорной речи; определить конкретные цели, предлагаемые виды деятельности и необходимые ресурсы;
4) провести эксперимент, применить план урока на практике и оценить его эффективность в улучшении разговорной речи учеников;
5) проанализировать полученные результаты и сделать выводы на основе собранных данных.
Структура работы, общим объемом52 страницы, состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения речи и культуры устной речи на иностранном языке. Затронуты такие темы, как исследование методов для развития видов речевой деятельности, коммуникативный подход в обучении языка, прагматическая компетенция, трудности в обучении устной речи и роль легенды как компонента культурного подхода. Эти теоретические элементы обеспечат прочную основу для понимания важности интеграции латиноамериканских легенд в развитие навыков устной речи на испанском языке.
Во второй главе описывается разработка плана урока очных занятий для русских учащихся с уровнем владения испанским языком B1с использованием легенд трех испаноязычных стран (Аргентины, Колумбии и Мексики) с целью улучшения навыков устной речи учащихся; рассматривается значение латиноамериканских легенд на уроках испанского языка и подробно описывается реализация эксперимента. Кроме того, представлены экспериментальные результаты, полученные в ходе реализации данного плана урока, с указанием преимуществ и проблем, возникших в процессе работы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
В данной выпускной квалификационной работе была поставлена цель: исследовать, как использование латиноамериканских легенд может способствовать развитию устной речи на уроках испанского языка. Для этого были изучены различные статьи и книги по лингвистике и методике преподавания иностранных языков, которые позволили узнать о различных теоретических аспектах, необходимых для понимания и последующей разработки комплекса упражнений.
Обучение устной речи и устной культуры на иностранном языке является фундаментальным для развития коммуникативных навыков у учащихся. Коммуникативный подход и интеграция прагматической компетенции являются ключевыми аспектами для улучшения устной речи при изучении испанского языка, а также для обучения тому, как правильно выражать себя в различных контекстах, в которых может оказаться учащийся.
Несмотря на возможные трудности при развитии устной речи, использование латиноамериканских легенд как культурного компонента на занятиях может быть эффективной стратегией для мотивации студентов и обогащения их учебного опыта.
Во второй главе дипломной работы описано несколько уроков с интегрированием латиноамериканских легенд для улучшения устной речи на испанском языке. Особое внимание уделяется значению легенд в данном контексте, а также представлено подробное описание проведенного эксперимента. Экспериментальные результаты показывают, что использование легенд на занятиях по испанскому языку может оказать положительное влияние на развитие устных навыков студентов, предоставляя культурно значимый и мотивирующий подход к изучению языка.
Таким образом, на основе полученных результатов можно заключить что, использование латиноамериканских легенд на занятиях по испанскому языку может стать ценным инструментом для улучшения разговорных навыков студентов, поскольку оно способствует развитию их интереса к испанской культуре и языку, мотивирует их к активному участию в занятиях. Более того, для преподавателей использование такого типа материалов, как легенды, позволяет создавать более интерактивные и интересные занятия, иметь возможность создавать динамику с учащимися во время занятий и использовать такие формы интерактивного взаимодействия, как лекции, пьесы, интервью на ряду с другими видами деятельности, которые позволяют учащимся правильно использовать свою устную речь в соответствии с контекстом, в котором они находятся, и развивать свои лексические и коммуникативные навыки.
1. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе.// Иностранные языки в школе, 2002, №2 28-32.
2. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. Пособие / И. А. Бредихина- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
3. Ветлугина, Н. О., Руднева Л. В. Культурологический подход при обучении иностранному языку // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 28-й Международной научно-практической конференции, 23–24 мая 2023 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2023. - С. 11-13.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. / Л. С. Выготский — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.(Серия «Библиотека всемирной психологии») -512с.
5. Гаппарова Д. А., Каримова У. Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку // Вопросы науки и образования. 2019. №7 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-vidov-rechevoy-deyatelnosti-i-uchet-ih-osobennostey-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 21.12.2023).
6. Золотарёва С. А., Межова М. В. Обучение говорению как виду речевой деятельности в контексте международного взаимодействия студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №48. С. 207-211https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-govoreniyu-kak-vidu-rechevoy-deyatelnosti-v-kontekste-mezhdunarodnogo-vzaimodeystviya-studentov (дата обращения: 21.12.2023).
7. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. С. 633-637 https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i-kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy (дата обращения: 22.12.2023).
8. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л. Колесникова, О.А. Долгина- СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «CambridgeUniversityPress», 2001 г. - 224 с.
9. Колмогорова И.В. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Колмогорова. - Екатеринбург, 2000. -193 с.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999. – 272 с.
11. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. Текст: непосредственный. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208.
12. Маукебаева М.А. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №17. С.121-126URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.12.2023).
13. Мосиенко Л. В. Лингвокультурологическая проблема классификации реалий // Вестник ОГУ. 2005 № 11. С. 155-161.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
15. Мухаметкалиева Г. О. Роль коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку// Материалы республиканской научно-практической конференции. - 2013 - С. 94-97.
...
42 источника