Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ответственности родителей детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба

Работа №146853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей ответственности родителей детей дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия «ответственность родителя» в современных
психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности ответственности родителей детей дошкольного
возраста 13
1.3 Психолого-педагогические условия формирования ответственности
родителей детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по формированию ответственности родителей детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба 29
2.1 Диагностика актуального состояния сформированности
ответственности родителей детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба 30
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по
формированию ответственности родителей детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба 41
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 61
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список используемых источников 78

Вопросы организации эффективного семейного воспитания не теряют своей актуальности в современных исследованиях гуманитарной направленности. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы — 64,4%, матери — 82,2% (В.С. Собкин, Е.М. Марич, 2002). Однако, по данным социологического опроса И.Ф. Дементьевой, лишь более половины опрошенных супругов в официальном браке уделяют воспитанию детей достаточное количество времени. Причины весьма прагматичны: материальные трудности (34%), излишние нагрузки на работе (31%), большой объем работы по дому (14%), отсутствие необходимых знаний и опыта (8%), хотя все опрошенные осознают необходимость более ответственно относится к своим обязанностям (И.Ф. Дементьева, 2014).
Вынужденная необходимость и реальность сегодняшнего времени - организованное социальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детских учреждений. Не вызывает сомнения тот факт, что в возрасте от рождения до семи лет ребенок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума, особенно близких людей — родителей. В этой связи установление взаимодействия общественного и семейного воспитания, переход от монолога к диалогу, умение видеть проблемы и поддерживать друг друга в их решении всеми субъектами воспитания ребенка - дошкольника становятся значимыми задачами практики дошкольного образования. Таким образом, возрастает необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов.
Благотворно на развитие партнерства в системе «педагог—ребенок— родитель», наряду с другими формами, влияет психолого-педагогическая работа, организованная в форме родительского клуба, призванная гармонизировать детско-взрослые отношения, обогатить содержание общения родителей с детьми, повысить образовательный уровень родителей в вопросах воспитания.
Противоречие между необходимостью активного включения в качестве субъекта воспитательного процесса родителя ребенка дошкольного возраста и отсутствием сформированной субъектной позиции определило проблему нашего исследования: в чем особенности ответственности родителей детей дошкольного возраста и каковы психолого-педагогические условия ее формирования?
Цель работы: определить результативность педагогических условий формирования ответственности родителей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы дошкольного общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ответственности родителей детей дошкольного возраста.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование особенностей сформированности ответственности родителей детей дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике дошкольного образовательного учреждения педагогические условия формирования ответственности родителей дошкольного возраста.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты
экспериментальной работы.
Гипотеза: психолого-педагогическая работа в дошкольном
образовательном учреждении будет результативной и обеспечит формирование ответственности родителей детей дошкольного возраста, если будет организован семейный клуб, где реализуются следующие направления деятельности:
• просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей;
• включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• активизация родительской инициативы в проведении социально значимых мероприятий....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одна из важнейших проблем, относящихся к вечным вопросам человечества, — это воспитание детей. Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов и др.
На первом этапе исследовательской работы мы произвели анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Мы выяснили, что ответственность - это одно из главных качеств, которыми должны обладать хорошие родители. Ребёнок рождается совершенно беспомощным и беззащитным - с первых минут после появления ребенка на свет мама и папа отвечают за его здоровье и жизнь.
Известный российский психолог Р.В. Овчарова полагает, что родительская ответственность имеет двойственную природу: это ответственность перед социумом и перед «своей совестью». С одной стороны, общество устанавливает круг родительских обязанностей, формирует представления об ответственном и безответственном поведении. С другой стороны, большинство родителей знает, что лучше их ребенку - это подсказывает родительский инстинкт, помогающий заботиться о своем чаде, действовать ему на благо.
Понятие родительской ответственности многогранно. Она распространяется на уход за ребенком, кормление, заботу о его здоровье и безопасности, обучение и развитие, воспитание, отношение к ребенку, материальное обеспечение. Ответственность включает в себя и умение распределить обязанности в кругу семьи, придерживаться единого стиля воспитания, единой позиции по ключевым вопросам.
При решении задачи исследования особенностей сформированности ответственности родителей детей дошкольного возраста, нами была разработана программа диагностики. Был разработан опросник, который помог определить уровень сформированности ответственности у родителей детей дошкольного возраста.
На основании проведенной диагностики исследования ответственности родителей детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что большинство родителей демонстрируют средний уровень ответственности - 55%.
Для решения задачи по повышению уровня сформированности ответственности родителей детей дошкольного возраста, была выбрана форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в рамках деятельности семейного клуба. Были определены направления работы семейного клуба: просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей; включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами дошкольного образовательного учреждения; активизация родительской инициативы в организации социально значимых мероприятий.
Проанализировав результаты диагностики родителей
экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов мы получили следующие данные: высокий уровень родительской ответственности повысился с 35% до 80%, средний уровень снизился с 55% до 20%, низкий уровень после формирующего эксперимента никто не показал. В контрольной группе была зафиксирована незначительная динамика: высокий уровень родительской ответственности никак не
изменился, средний уровень увеличился с 55% до 60%, низкий уровень снизился с 10% до 5%.
Сравнение экспериментальной и контрольной групп в уровне сформированности родительской ответственности позволяют нам сделать вывод о результативности проведенной работы.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение: психолого-педагогическая работа в дошкольном
образовательном учреждении результативна и обеспечивает формирование ответственности родителей детей дошкольного возраста, если организован семейный клуб, где реализуются следующие направления деятельности:
• просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей;
• включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами ДОУ;
• активизация родительской инициативы в проведении социально значимых мероприятий.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему формирования ответственности родителей детей дошкольного возраста и представляет собой частную попытку разработки и реализации педагогических условий, обеспечивающих результативную работу специалистов дошкольного учреждения с семьей.


1. Акименко Ю.Ф. Психологическая коррекция отношения родителей к детям младшего школьного возраста. Москва: ЭкоТрендз, 2010. 315 с.
2. Алексеева О. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов. Москва: ООО Мозаика-Синтез, 2010. 125 с.
3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр, 2010. 273 с.
4. Волков Б. С. В67 Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. Новосибирск : СибГУТИ, 2016. 196 с.
5. Ган Н.Ю., Суханова О. А. Формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию активной позиции в игровой деятельности детей //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С.119-187.
6. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско -
родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Т6,
№1. С. 25-34.
7. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Современные задачи и методы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации //Сборник материалов Ежегодной международной научно -практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.87-94.
8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 164с.
9. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в семье// Социологические исследования. 2009. №11. С.108-113.
10. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 2014. №1. С. 49 -55.
11. Дубровина И. В. Психология: учеб. пособие. Москва: Издательский центр "Академия", 2008. 464 с.
12. Емельянова И. А., Елисеева Е. В. Подвижные игры народов Поволжья как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. 2016. 180с.
13. Ефимова Ю. В. Безопасность жизнедеятельности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Москва: ООО Мозаика-Синтез, 2015. Т. 1. с.112­119.
14. Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие. Москва: Академия, 2000. 168 с.
15. Карабанова О.А., С.В.Молчанов. Роль семьи в развитии личности ребёнка. Москва: 2016. 158 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ