Введение 3
Глава 1. Характеристика профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности 7
1.1. Граждане, имеющие ограничения жизнедеятельности, как объект реабилитации
1.2. Содержание профессиональной реабилитации граждан, имеющих
ограничения жизнедеятельности 18
Глава 2. Опыт практической деятельности ГАУ «КЦСОН Артемовского района» по организации профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности 25
2.1. Характеристика основных методов и форм профессиональной
реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности в ГАУ «КЦСОН Артемовского района» 25
2.2. Исследование востребованности мероприятий по
профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности 37
Заключение 54
Список источников и литературы 57
Приложения 61
Изучение вопросов положения в обществе граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, является актуальным на сегодняшний день. Наиболее важными аспектами в изучении проблемы являются такие, как отношение окружающих к гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности, и отношение граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, к окружающим, оценка своего положения в социуме, во многом определяющая социальное самочувствие граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, и их социальную активность.
В процессе изучения проблем инвалидности в 90-е годы прошлого столетия к политологам и социологам подключились также специалисты из других социальных и гуманитарных наук, превратив тему инвалидности в активное исследовательское поле. Именно в этот период произошел отказ от простого изучения ограничений жизнедеятельности как отклонения, болезни, патологии. Ограничения жизнедеятельности стали исследоваться в совокупности с такими аспектами идентичности личности, как раса, пол, возраст, сексуальность.
Основным направлением государственной политики в отношении граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, в нашей стране является их реабилитация и интеграция в социум. Цель реабилитации определена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права». Подходы к проблемам ограничений жизнедеятельности со стороны государства в последнее время претерпели серьезные изменения. При прохождении врачебно-трудовой экспертизы инвалидность связывали с нарушением только одной стороны жизнедеятельности - трудоспособности, ограничение которой становилось единственной причиной установления инвалидности. В соответствии со ст.
7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма». Таким образом, при прохождении медико-социальной экспертизы инвалидами признаются не только лица, у которых имеется ограничение трудоспособности, но и граждане, имеющие иные ограничения жизнедеятельности, установленные Федеральным законом: способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Стоит подчеркнуть, что в Федеральном законе при перечислении ограничений жизнедеятельности, их всего восемь, способность к труду стоит на последнем месте. И это не случайно. При разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации, в первую очередь рекомендованы мероприятия, направленные на восстановление способности к самообслуживанию, передвижению и так далее. То есть восстановление функций должно происходить последовательно и постепенно. Таким образом, восстановление способности к труду станет завершающим этапом реабилитации.
Эффективность профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, повышается при условии применения комплексной системы реабилитационных мероприятий, таких как профессиональная диагностика, профессиональное обучение, содействие трудоустройству и производственная адаптация. Все эти мероприятия должны сопровождаться социально-психологической помощью, способствующее по возможности полной социализации личности.
Специалисты учреждений социального обслуживания взаимодействуют со службами занятости, учреждениями культуры, спорта и здравоохранения, что обеспечивает высокий уровень реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, и позволяет осуществлять принцип системности реабилитации.
Исследованиями проблемы трудоустройства и трудовой интеграции занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Огромный вклад в изучение особенностей профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности внесли, Л.А. Карасаева, С.М. Милютин, В.В. Паршина, Н.В. Семинова, Н.Н. Шептулина, П.А. Чайка, Л.А. Чистякова.
Объект исследования - реабилитация граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Предмет исследования - профессиональная реабилитация граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Целью исследования является изучение содержания профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1) Рассмотреть граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, как объект реабилитации;
2) Раскрыть содержание профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности;
3) Дать характеристику основным формам и методам профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности в ГАУ «КЦСОН Артемовского района»;
4) Осуществить опытно-исследовательскую деятельность по организации профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности в ГАУ «КЦСОН Артемовского района»
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, интервью, анкетирование, кейс-стади.
База исследования: ГАУ «КЦСОН Артемовского района».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Граждане, имеющие ограничения жизнедеятельности, сталкиваются с различными проблемами: оказываются изолированными от общества, депривируются от возможности выполнения социальных ролей. К одной из важных проблем, также можно отнести несовершенство мероприятий по профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, как одного из направлений социальной реабилитации, что связано с плохими условиями труда, и, как правило, низким уровнем заработной платы. Занятость граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, по своей сути носит ограниченный характер, поскольку их возможности ограничены в выборе трудовой деятельности. Во-первых, как ранее было отмечено, возможность трудиться находится в прямой зависимости от состояния здоровья. Во-вторых, в обществе существует предвзятое отношение к гражданину, имеющему ограничения жизнедеятельности.
Граждане, имеющие ограничения жизнедеятельности, как особая категория населения нуждаются в проведении комплекса реабилитационных мероприятий, особенно те граждане, которые чаще всего становятся инвалидами по причине инсульта, у которых отмечаются нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей. В связи с данным обстоятельством для них важное значение приобретает аспект профессиональной реабилитации.
В связи с этим профессиональная реабилитация решает задачи содействия профессиональному самоопределению граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, создает условия для приобретения различных навыков и знаний, мотивирует к творческому поиску своего дела, работы. В целях совершенствования профессиональной реабилитации граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, следует обратить внимание на следующие рекомендации, которыми можно руководствоваться в практической деятельности:
• Ориентироваться на особенности (физические, психологические) и способности (уровень восприятия, интеллект) гражданина, имеющего ограничения жизнедеятельности, стимулировать его на успех.
• Обеспечить индивидуальный подход к каждому гражданину, имеющему ограничения жизнедеятельности, устанавливать эмоционально-психологический контакт с ним.
• Обеспечить четкую подачу установки на выполнение задач, концентрации внимания; усидчивости, добиться заинтересованности гражданина, имеющего ограничения жизнедеятельности, в выполняемой работе.
• Соблюдать последовательность при постановке задач.
• Быть внимательным к реакциям, поведению, физическому состоянию граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
• Формулировать свои просьбы четко и кратко.
• Соблюдать последовательную схему действий, исключить отвлекающие моменты, обеспечить повторение операций.
• Не пытаться восстановить у гражданина, имеющего ограничения жизнедеятельности, сразу несколько навыков, лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему в настоящее время навыке.
• Применять различные методики, сочетать их между собой.
• Осуществлять мониторинг динамики результатом профессиональной реабилитации.
В процессе работы в трудовой мастерской граждане, имеющие ограничения жизнедеятельности, существенно улучшают свои практические умения по производственной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию профессиональной компетентности, повышает их профессиональный уровень.
Кроме того, ценность занятий состоит в том, что специалистами по социальной работе создаются особые условия для того, чтобы обеспечить эмоциональную привлекательность деятельности для граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, удовлетворения их потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, коммуникативной компетентности. При этом, проводятся занятия в разнообразных формах деятельности, включая игровые, тренинговые занятия, труд, художественное творчество и другие. Это позволяет ненавязчиво повышать гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности, степень самостоятельности, их деловую активность. Очень важно, что мероприятия по профессиональной реабилитации создают условия для развития у граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, навыков практического сотрудничества, навыков поведения в соответствующих условиях, формируют чувство командной сплочённости, дружеских взаимоотношений, умение действовать с учётом интересов других людей. Каждый специалист по социальной работе, прежде всего, своей личностью, умением принимать и поддержать даже самого «особого» реабилитанта, является мощным фактором влияния на граждан, имеющего ограничения жизнедеятельности.
Правильно организованный процесс профессиональной реабилитации, граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, способствует наиболее полному восстановлению их трудовой активности и создает благоприятные условия для их дальнейшего трудоустройства.
Алексеев М. А., Моисеева К. Е., Харбедия Ш. Д. Влияние условий и образа жизни инвалидов на оценку медико-социальной помощи и качества доступности среды //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2017. - Т. 20. - №. 2. - С. 80-85
Балтуева С. В., Бутуханова А. П. Проблема трудоустройства инвалидов //Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - №. 4. - С. 148-154.
Бугайчук Т. В., Федорова П. С., Филиппова М. В. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными умственными возможностями и психическими расстройствами: постановка проблемы //дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации. - 2017. - С. 208¬213.
ГОСТ Р. 53873-2010. Реабилитация инвалидов // Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов.
Карасаева Л. А. и др. Инновационные подходы к трудоустройству инвалидов с выраженными ограничениями жизнедеятельности в самостоятельном передвижении //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2017. - Т. 20. - №. 2 - С.75-79.
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Ларионова М. А., Гращенко А. В. Значимые Нововведения Законодательства О Защите И Регламентации Прав Инвалидов На 2016 Год В Российской Федерации //ББК 60.94 С69. - 2016. - С. 179.
Макаревич М. Л. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда //Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - №. 1. - С. 68-72.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ: краткая версия. Всемирная организация здравоохранения
(2001).http: //www. who. int/iris/handle/10665/85930
Ореховская Н. А. Эволюция отношения к инвалидам в ходе исторического развития общества //Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - №. 2. - С. 45-52.
Парамонова В. А. Понятие «инвалид»: социокультурный анализ //Социальногуманитарный вестник Прикаспия. - 2016. - №. 1. - С. 11-15.
Плис В. П., Цветкова Е. Г., Чайкина С. Е. Системно-индивидуальный подход в профессиональной реабилитации инвалидов //Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2015. - №. 6. - С. 202-212.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года N 1297-1П1 «Об утверждении государственной программы РоссийскойФедерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»
Похвощев В. А., Колесникова О. А., Фирсова Ю. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т. 8. - №. 2 (30). С. 330-336
Рекомендация № 99 Международной организации труда «О переквалификации инвалидов» (Принята в г. Женеве 22.06.1955 на 38-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
Сабанов З. М. Региональные особенности развития социокультурной реабилитации инвалидов в Российской Федерации (на примере РСО- Алания) //Вестник ВЭГУ. - 2017. - №. 5. - С. 98-104.
Соколова В. Р. и др. Обеспечение доступности профессионального образования и трудоустройства молодых людей с инвалидностью //Пермский педагогический журнал. - 2016. - №. 8 - С. 232-237.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата
обращения 21.01.2019 г.)
Сунько Т. Ю., Каткова С. Н. К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью //Autism. - 2018. - Т. 16. - №. 3. - С. 23-27.
Терскова С. Г., Власенко Л. В. Формирование доступной среды для инвалидов: социально-экономический аспект //Экономика и
предпринимательство. - 2016. - №. 2-1. - С. 613-617.
Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#(дата обращения 01.01.2019 г.)
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ // «Российская газета» - Федеральный выпуск№6550 (278) от 5 декабря 2014 г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // «Российская газета» от 2 декабря 1995 г. N 234
Фролова Е. И. Реализация социальной модели инвалидности на социально-трудовом отделении для граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности, //Печатается по решению экспертно-методического совета СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». Коллектив авторов: Андреева МЮ, Афанасова ТЯ, Богданова АЮ. - 2016. - С. 180-185.
Чуксина В. В., Комиссаров Н. Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях //Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 25. - №. 1 - С. 127-134.
Шабунова А. А., Фахрадова Л. Н. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №. 6 (48) - С. 126-142.