Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №14672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы127стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………….…….………………..…………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств у
старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации……………………………………………………………..……………..…....8
1.1.Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..………..8
1.2. Характеристика комплексно-тематического построения образовательного
процесса в дошкольной организации………………………………………….16
1.3.Педагогические условия формирования нравственных качеств у старших
дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации……..…………………….…..24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных
качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического
построения образовательного процесса в дошкольной организации………………..……………………………………………….……………...38
2.1.Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших
дошкольников …………..……….……………………….……….……………..38
2.2.Методические рекомендации по формированию нравственных качеств у
старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения
образовательного процесса в дошкольной организации……………………..50
Заключение…………………………………………………………….………..58
Библиографический список ………...…………….....……………….…...….61
Приложения…...……………………………………………………………...…69

В современных условиях развития человеческого общества достаточно
остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи нравственного воспитания дошкольников нашли свое отражение в
основных документах дошкольного образования – ФГОС ДО и примерных
общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до школы»,
«Истоки» и др.).
Происходящие в России социально - экономические и политические
изменения вызвали изменения и в области морально - нравственных ценностей и норм поведения в современном обществе. В нравственном воспитании
современных детей педагоги и родители столкнулись с такими негативными
тенденциями, как замещение книг просмотром телевизора, компьютерными
играми. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой
духовностью. Во многих семьях материальные ценности возвышаются над
духовными. Это способствует искаженному формированию у детей представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте,
милосердии и великодушии и других нравственных качеств. Стремясь к интеллектуальному развитию своего ребенка, родители часто забывают о развитии его нравственных качеств. Зачастую родители даже не понимают, что
без нравственных качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Результатом такого отношения к нравственному воспитанию ребенка
становится эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности (2).
На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубины обсуждалась проблема формирования нравственных
качеств личности, поскольку они занимают особое место среди многих личностных свойств. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научил ся жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Дошкольный возраст период первоначального становления личности. К
семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности
ребенка как показатель его нравственного развития. Поэтому воспитание
нравственных качеств ребенка является основой для формирования более
сложных черт личности ребенка.
Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда
аспектов этого вопроса. Существенный вклад в решение данной проблемы
внесли Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л.
В., Запорожец А. В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и др. В их трудах раскрыты
общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания.
Работа по формированию нравственных качеств у дошкольников занимает значительное место в научных исследованиях Н.Е. Богуславской,
Р.С. Буре, И.Н. Вавиловой, Л.С. Выготского, Л.А. Загуменной, Н.А. Купиной,
И.Н. Курочкиной, А.А. Люблинской, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, С.В. Петериной, И.Ф. Свадковского и других. В своих трудах педагоги указывают на важность организации нравственного просвещения дошкольников, формирование у них элементарных норм нравственности и морали. Они считают очевидной организацию образовательной работы воспитателя над разъяснением сущности понятия нравственных норм и качеств,
нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного
качества применяются различные средства и методы воспитания, учитываются условия воспитания ребенка в семье и в детском саду. Одним из таких
условий является комплексно-тематическое построение образовательного
процесса в дошкольной организации.
При комплексно-тематическом построении образовательного процесса
в ДОО в основу организации образовательной работы ставится тема, которая
выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает педагога к выбору более свободной позиции,
приближая ее к партнерской. Организация развивающей предметнопространственной среды становится менее жесткой, так как включается
творчество педагога.
Потенциальные возможности такого построения образовательного
процесса в дошкольной организации признаются педагогами-практиками,
однако недостаточно полно в современных публикациях освещены вопросы
формирования нравственных качеств у старших дошкольников в условиях
комплексно-тематического построения образовательного процесса в ДОО.
Данное противоречие и послужило основой для выбора темы исследования «Формирование нравственных качеств у старших дошкольников в
условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса
в дошкольной организации».
Проблема исследования: определение педагогических условий формирования нравственных качеств у старших дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной
организации.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников.
В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические
условия формирования нравственных качеств у старших дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в
дошкольной организации.
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса, возможно, будет осуществляться успешнее, при:
- использовании нравственного потенциала окружающей социальной
микросреды;
- активном включении ребенка в деятельность, способствующую принятию и усвоению им духовно-нравственных ценностей;
- реализации в образовательном процессе проблемных ситуаций
нравственного выбора.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать комплексно-тематическое построение образовательного процесса в дошкольной организации.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия
формирования нравственных качеств у старших дошкольников на основе
комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации.
4. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у старших дошкольников.
5. Обобщить методические рекомендации по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплекснотематического построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), опрос, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ
результатов исследования.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» села Дмитриевка Ракитянского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях развития человеческого общества проблема
нравственного воспитания занимает одно из первых мест. Дети 21 века
окружены множеством различных факторов, отрицательно влияющих на
формирование их личности и, прежде всего, на формирование нравственных
качеств. В рамках нашего исследования нами были изучены теоретические
вопросы исследуемой проблемы и выполнена практическая часть исследования.
На основе изучения научной литературы по психологии и педагогике
мы выяснили, что проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Н.Е. Богуславской, Р.С. Буре, И.Н. Вавиловой, Л.С. Выготского, Л.А. Загуменной, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной,
А.А. Люблинской, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, С.В. Петериной, И.Ф. Свадковского и других.
В работах Л.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, В.К. Котырло, Я.3. Неверович, Т. Ткаченко, А.Р. Юдиной, В.С. Юркевич и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
Проблема комплексно-тематического построения образовательного
процесса в дошкольной организации рассматривается в ряде публикаций современных авторов (К.Ю. Белая, А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.). При комплексно-тематическом построении образовательного процесса в ДОО в основу организации образовательной работы ставится тема,
которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоциональнообразной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности
(«проживание» ее ребенком) вынуждает педагога к выбору более свободной
позиции, приближая ее к партнерской. Также нами было представлено теоретическое обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у старших дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации. В качестве педагогических условий нами
были рассмотрены следующие:
- использование нравственного потенциала окружающей социальной
микросреды;
- активное включение ребенка в деятельность, способствующую принятию и усвоению им духовно-нравственных ценностей;
- реализация в образовательном процессе проблемных ситуаций нравственного выбора.
Практическая часть выпускной квалификационной работы состояла из
констатирующего этапа и составления методических рекомендаций по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной
организации.
Констатирующий этап был проведен на базе муниципального образовательного учреждения «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» села Дмитриевка Ракитянского района Белгородской области с детьми
старшей группы (16 детей): высокий уровень сформированности нравственных качеств показали 4 ребенка (25%), средний уровень - 11 детей (68,75%),
низкий уровень - 1 ребенок (6,25%).
Затем нами были составлены методические рекомендации по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации, в основу которых легла гипотеза исследования.
В целом, поставленные задачи исследования были решены. Результаты
проведенного исследования были представлены на: - международной научно-практической интернет-конференции НИУ «БелГУ» «Развитие личности в образовательном пространстве» 29 марта 2017г.;
- методическом объединении воспитателей детского сада в структуре МОУ
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района
Белгородской области 12 апреля 2017г.;
- секционном заседании студенческой научно-практической конференции
НИУ «БелГУ» «Актуальные проблемы социально-личностного развития дошкольника» 13 апреля 2017г.;
- педагогическом совете МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная
школа» Ракитянского района Белгородской области 20 апреля 2017г.


- международной научно-практической интернет-конференции НИУ «БелГУ» «Развитие личности в образовательном пространстве» 29 марта 2017г.;
- методическом объединении воспитателей детского сада в структуре МОУ
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района
Белгородской области 12 апреля 2017г.;
- секционном заседании студенческой научно-практической конференции
НИУ «БелГУ» «Актуальные проблемы социально-личностного развития дошкольника» 13 апреля 2017г.;
- педагогическом совете МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная
школа» Ракитянского района Белгородской области 20 апреля 2017г.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ