ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8
1.1.Особенности формирования представлений о нормах этикета у детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика интегративного построения образовательного процесса в
дошкольной организации 18
1.3. Педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения
образовательного процесса. 26
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 39
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о нормах этикета
у старших дошкольников 39
2.2. Содержание работы по формированию представлений о нормах этикета в
условиях интегративного построения образовательного процесса 51
2.3. Анализ результатов исследования 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8
1.1.Особенности формирования представлений о нормах этикета у детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Характеристика интегративного построения образовательного процесса в
дошкольной организации 18
1.3. Педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения
образовательного процесса. 26
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 39
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о нормах этикета
у старших дошкольников 39
2.2. Содержание работы по формированию представлений о нормах этикета в
условиях интегративного построения образовательного процесса 51
2.3. Анализ результатов исследования 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Сегодняшнее общество устанавливает пред воспитателями, педагогами
и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного
юного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим
проявляет на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет (31, с. 40).
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность (4, с. 4). Вся жизнь ребенка, как и
любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно
себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и
взрослыми, успешность его деятельности (29, с. 2).
И.Н. Курочкина определяет этикет, как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе, установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих
внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека» (31, с. 4).
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Приступать к обучению правилам и нормам этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения (31, с. 4). Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, подготавливающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор,
формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит
огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от воспитателя высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами
поведения в процессе интегративной деятельности (игре, труде, занятиях и т.
д.) имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает
правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и,
главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Результатом нравственного воспитания являются появление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества, которое требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза. Формируя представления о нормах этикета и правилах поведения, мы влияем на отношения ребѐнка
со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в
общественной жизни.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их.
Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и
развивает свои способности. В современной научной литературе представлены различные аспекты
изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части
образовательного содержания (И.Н. Курочкина, С.А. Козлова, С. В. Петерина и
др.). Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах И.Н.
Курочкиной, С. В. Петериной, Л. И. Дурандиной, Л. Г. Шадриной, Н.И. Формановской, М. В. Ильяшенко, Е.В. Бариновой, Т. А. Куликовой, И.Б. Дедюлиной,
и др.
Интерес к этикету и нормам этикета в последние годы возрастает. Так
Лихачева Л.С. отмечает, что желание овладеть хорошими манерами в современном обществе не только не угасает, но даже увеличивается. Свидетельством
тому - повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это связано с осознанием значения
этикета в гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека.
В настоящее время, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, он достаточно хорошо разработан в
отечественной психолого-педагогической науке, но в то же время не достаточно структурирован и систематизирован.
В российском дошкольном образовании реализации интегративного
подхода посвящены труды Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой, П.Г. Саморуковой, Н.Е. Васюковой, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцовой, М.В. Лазаревой и др.
В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.П. Сакулиной анализируются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и B.C.
Леднѐв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах
Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребѐнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения.
Идеи реализации интегративного подхода сегодня особенно актуальны,
поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач,
так же предусматривает создание принципиально новой информации с соответствующим содержанием материала, методическим обеспечением, новыми технологиями.
Значимость и актуальность рассматриваемой проблемы стала причиной
для определения темы исследования: «Формирование представлений о нормах
этикета у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях овладениями нормами этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса будет эффективнее. Решение этой проблемы, является целью исследования.
Объект исследования - процесс формирования представлений о нормах
этикета у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного
построения образовательного процесса.
Гипотеза исследования - предполагается, что формирование представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
использование проблемных ситуаций для закрепления и проявления
усвоенных правил поведения;
осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного
воспитания; создание благоприятного психологического климата в группе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования представлений о нормах этикета у детей старшего дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать интегративное построение образовательного
процесса в дошкольной организации;
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе
интегративного построения образовательного процесса.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов исследований.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного
юного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим
проявляет на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет (31, с. 40).
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность (4, с. 4). Вся жизнь ребенка, как и
любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно
себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и
взрослыми, успешность его деятельности (29, с. 2).
И.Н. Курочкина определяет этикет, как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе, установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих
внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека» (31, с. 4).
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Приступать к обучению правилам и нормам этикета целесообразно в дошкольном возрасте, поэтому воспитателю, в целях эффективности этой деятельности, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть технологией его обучения (31, с. 4). Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, подготавливающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор,
формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит
огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от воспитателя высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами
поведения в процессе интегративной деятельности (игре, труде, занятиях и т.
д.) имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает
правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и,
главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Результатом нравственного воспитания являются появление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества, которое требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза. Формируя представления о нормах этикета и правилах поведения, мы влияем на отношения ребѐнка
со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в
общественной жизни.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их.
Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и
развивает свои способности. В современной научной литературе представлены различные аспекты
изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части
образовательного содержания (И.Н. Курочкина, С.А. Козлова, С. В. Петерина и
др.). Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах И.Н.
Курочкиной, С. В. Петериной, Л. И. Дурандиной, Л. Г. Шадриной, Н.И. Формановской, М. В. Ильяшенко, Е.В. Бариновой, Т. А. Куликовой, И.Б. Дедюлиной,
и др.
Интерес к этикету и нормам этикета в последние годы возрастает. Так
Лихачева Л.С. отмечает, что желание овладеть хорошими манерами в современном обществе не только не угасает, но даже увеличивается. Свидетельством
тому - повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это связано с осознанием значения
этикета в гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека.
В настоящее время, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, он достаточно хорошо разработан в
отечественной психолого-педагогической науке, но в то же время не достаточно структурирован и систематизирован.
В российском дошкольном образовании реализации интегративного
подхода посвящены труды Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой, П.Г. Саморуковой, Н.Е. Васюковой, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцовой, М.В. Лазаревой и др.
В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.П. Сакулиной анализируются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и B.C.
Леднѐв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах
Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребѐнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения.
Идеи реализации интегративного подхода сегодня особенно актуальны,
поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач,
так же предусматривает создание принципиально новой информации с соответствующим содержанием материала, методическим обеспечением, новыми технологиями.
Значимость и актуальность рассматриваемой проблемы стала причиной
для определения темы исследования: «Формирование представлений о нормах
этикета у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях овладениями нормами этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса будет эффективнее. Решение этой проблемы, является целью исследования.
Объект исследования - процесс формирования представлений о нормах
этикета у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного
построения образовательного процесса.
Гипотеза исследования - предполагается, что формирование представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:
использование проблемных ситуаций для закрепления и проявления
усвоенных правил поведения;
осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного
воспитания; создание благоприятного психологического климата в группе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования представлений о нормах этикета у детей старшего дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать интегративное построение образовательного
процесса в дошкольной организации;
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе
интегративного построения образовательного процесса.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов исследований.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Актуальность настоящего исследования связана с желанием овладеть
хорошими манерами в современном обществе. Свидетельством тому - повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это связано с осознанием значения этикета в
гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок старшего дошкольного возраста должен иметь представления о: правилах столового этикета, правилах соблюдения культуры внешнего
вида; традициях и правилах поведения в общественных местах; правилах этикета в детском саду, школе, библиотеке; правилах этикета в разнообразных
жизненных ситуациях.
В теоретической части «Основы формирования представлений о нормах
этикета у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса» рассмотрены вопросы об особенности формирования
норм этикета, определены понятия этикета в психологии и педагогике. Успешно сформированные представления о нормах этикета дают дошкольнику
направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому
ребѐнку: он начинает опираться на них. А заложенные в детстве основы представлений о нормах этикета с помощью умелого использования воспитателем
направлений в работе и методов по формированию норм этикета и правил поведения дошкольников во многом определяют формирование личности ребѐнка
в будущем. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека,
создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. С целью конкретизации содержания представлений о нормах этикета у
детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы». Было выявлено, что в них в той или иной степени отражены
задачи, направленные на формирование представлений о нормах этикета, они
отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления
о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за
столом, каким образом обращаться к взрослым и сверстникам.
Интегративное построение образовательного процесса является инновационным и обязывает дошкольную образовательную организацию коренным
образом перестраивать образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного
образовательного продукта, обеспечивающего формирование целостной личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум. Интегративный процесс в дошкольном образовании способствуют формированию целостной картины мира у дошкольников.
В ходе исследования, нами осуществлялась работа по проверке гипотезы: формирование представления о нормах этикета у старших дошкольников в
условиях интегративного построения образовательного процесса будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий: использование
проблемных ситуаций для закрепления и проявления усвоенных правил поведения; осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного воспитания; создание благоприятного психологического климата в группе.
В результате исследования поставленная гипотеза нашла свое подтверждение, а так же убедились в том, анализ полученных экспериментальных данных, указывает на достаточную эффективность реализации обозначенных педагогических условий, уровень развития представлений о нормах этикета повысился. Мы смогли углубить и систематизировать представления о нормах этикета, дети стали давать адекватную оценку действиям других людей, приобрели
опыт опоры на имеющиеся представления при решении задач социальнонравственного характера.
Таким образом, в дипломной работе решены все поставленные задачи и
реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.
хорошими манерами в современном обществе. Свидетельством тому - повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это связано с осознанием значения этикета в
гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок старшего дошкольного возраста должен иметь представления о: правилах столового этикета, правилах соблюдения культуры внешнего
вида; традициях и правилах поведения в общественных местах; правилах этикета в детском саду, школе, библиотеке; правилах этикета в разнообразных
жизненных ситуациях.
В теоретической части «Основы формирования представлений о нормах
этикета у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса» рассмотрены вопросы об особенности формирования
норм этикета, определены понятия этикета в психологии и педагогике. Успешно сформированные представления о нормах этикета дают дошкольнику
направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому
ребѐнку: он начинает опираться на них. А заложенные в детстве основы представлений о нормах этикета с помощью умелого использования воспитателем
направлений в работе и методов по формированию норм этикета и правил поведения дошкольников во многом определяют формирование личности ребѐнка
в будущем. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека,
создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. С целью конкретизации содержания представлений о нормах этикета у
детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы». Было выявлено, что в них в той или иной степени отражены
задачи, направленные на формирование представлений о нормах этикета, они
отражены в двух образовательных областях: «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления
о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за
столом, каким образом обращаться к взрослым и сверстникам.
Интегративное построение образовательного процесса является инновационным и обязывает дошкольную образовательную организацию коренным
образом перестраивать образовательную деятельность на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного
образовательного продукта, обеспечивающего формирование целостной личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум. Интегративный процесс в дошкольном образовании способствуют формированию целостной картины мира у дошкольников.
В ходе исследования, нами осуществлялась работа по проверке гипотезы: формирование представления о нормах этикета у старших дошкольников в
условиях интегративного построения образовательного процесса будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий: использование
проблемных ситуаций для закрепления и проявления усвоенных правил поведения; осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного воспитания; создание благоприятного психологического климата в группе.
В результате исследования поставленная гипотеза нашла свое подтверждение, а так же убедились в том, анализ полученных экспериментальных данных, указывает на достаточную эффективность реализации обозначенных педагогических условий, уровень развития представлений о нормах этикета повысился. Мы смогли углубить и систематизировать представления о нормах этикета, дети стали давать адекватную оценку действиям других людей, приобрели
опыт опоры на имеющиеся представления при решении задач социальнонравственного характера.
Таким образом, в дипломной работе решены все поставленные задачи и
реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО
ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ
ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



