ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблема формирования представлений у старших дошкольников
в психолого- педагогических исследованиях 6
1.2 Сущность, содержание представлений о птицах родного края у де¬тей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методы формирования представлений о птицах родного края у
детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о птицах
родного края у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Методические рекомендации для воспитателей по
формированию представлений о птицах родного края у детей старшего
дошкольного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной
близости с миром живой природы, в школьные годы - способствовать
пониманию целостной картины мира, в периоды взросления и зрелости -
развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного
участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе
экологического воспитания является дошкольное детство. Его
эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного
экологического воспитания.
В основе общения дошкольника с миром птиц лежит отношение
старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о птицах).
Отношение ребенка к миру птиц возникает, как в нравственном, так и
безнравственном поступке. Это может быть связано с незнанием ребенка
правил взаимодействия, общения с объектами природы. Поэтому необходимо
формировать у детей дошкольного возраста представления о птицах и формы
отношений к ним. Осознанно правильное отношение вырабатывается при
условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с
птицами, имеющимися на территории родного края.
Разнообразие форм живой природы, существующее повсюду, составляет непосредственное окружение детей с самого рождения. Оно влияет на его
чувства, разум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, взаимодействие со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют большое значение для детей в первые семь лет их жизни и являются важным
условием накопления разнообразных представлений о мире птиц.
Исследованиями, практикой и опытным путем дошкольного воспитания
установлено, что к семи годам своей жизни дошкольники накапливают много различных, но неглубоких и поверхностных знаний о мире птицах. Также
они обладают очень маленькими сведениями об особенностях их жизни, о
местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года.
Формирование представлений у старших дошкольников о птицах
родного края - необходимое условие воспитания бережного отношения к
природе родного края, к людям, к материалам природного происхождения. А
именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или
создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.
Многие известные отечественные и зарубежные педагоги и философы
обращали внимание на необходимость открыть ребенку мир природы как
можно раньше (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.)
Проблемой формирования экологических представлений у дошкольников занимаются такие ученые, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева,
М.Д. Маханева, Л.И. Егоренко, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
Формирование начальной системы знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривали, такие ученые как
Л.И. Пономорева, И.А. Хайдурова.
В исследованиях Е. И. Золотовой, С.Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой рассматривается проблема формирования представлений о животном мире.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного
возраста.
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о птицах
родного края у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен,
при соблюдении следующих педагогических условий:
- использования метода проектов;
- прослушивание аудиозаписей голосов птиц родного края;
- использования нетрадиционных методов (экологическая лабилизация,
художественная репрезентация природных объектов, экологическая эмпатия,
экологическая идентификация, экологическая забота).
Задачи исследования:
1) рассмотреть, проанализировать проблему формирования представлений у старших дошкольников в психолого- педагогических исследованиях;
2) определить сущность, содержание «представлений» о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать методы формирования представлений о птицах
родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №57
г. Белгорода.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования мы считаем целесообразным
сделать ряд выводов:
Представление – это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный,
обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
По видам ведущего анализатора категория представлений подразделяются на следующие виды:
зрительные (образ человека, места, пейзажа);
слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
температурные (представление о холоде и тепле).
В соответствии разделения по степени проявления волевых усилий, выделяют непроизвольные и произвольные представления.
Н.Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования
представлений:
1. формирование представлений в ходе прямого восприятия предметов, но в отсутствии их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самого ребенка, в ходе которого появляется образ улавливаемого
объекта и происходит различного рода преобразования данного объекта.
Представления о птицах относятся к экологическим представлениям. Рассмотрев категорию понятия «представление», мы смогли сформулировать понятие «экологические представления». Экологические представления
– важное условие выработки подобного отношения к окружающему миру,
что имеет эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний,
практической готовности преобразовывать вокруг себя.
Сущность экологических представлений раскрываются через ключевые
понятия и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию (изучает связь популяций разных типов растений и животных с занимаемым местом обитания), синэкологии (связь сообществ живых организмов со средой общего проживания).
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста содержит существенную значимость, так как в этом возрасте формируются основы экологической культуры личности, что считается составляющей духовной культуры. В нашей работе мы остановились на представлениях о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Проанализировав в примерных общеобразовательных программах «От
рождения до школы» и «Истоки» образовательную область «Познавательное
развитие», мы определили содержание экологических представлений о птицах в старшем дошкольном возрасте.
В программах предусматривается формирование представлений о
представления о домашних, зимующих и перелетных птицах, домашних
птицах, об особенностях их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т.
п.), способах поведения, передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на
деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми, семенами, листьями растений и др.),
представления о внешнем виде птиц, их поведении и приспособлении к
окружающей среде.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром птиц, должен сам понимать, педагог должен знать сущность понятия о птицы, основные характеристики птиц, значение птиц для
природы и человека. Так же педагог должен подбирать материал с учетом
возрастных особенностей детей.
Для формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста педагог использует различные методы.
Метод - способ профессионального взаимодействия педагога и обучающихся
с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Наглядные методы, такие как наблюдение и показ мультимедийных
презентаций. Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
Словесные методы, используемые в экологическом образовании дошкольников, к ним относятся рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о птицах, беседа. Дидактические, подвижные и творческие игры. Каждая из выделенных групп методов включает разные приемы
(наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые
приемы (имитация голоса, движения), обследовательские и поисковые действия, элементарное моделирование и т. д.), что способствует формированию
представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего
эксперимента. Цель констатирующего эксперимента – определить исходный
уровень сформированности представлений о птицах родного края у детей
старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению
представлений о птицах родного края проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад № 57 г. Белгорода. Для участия в эксперименте нами было отобрано 22 ребенка старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования на констатирующем этапе, используя диагностические задания, мы выявили исходный уровень сформированности представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Нами было выявлено 3 уровня сформированности представлений о птицах
родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий – 32% детей, средний – 45% детей и низкий – 23% детей.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
- использования метода проектов;
- прослушивание аудиозаписей голосов птиц родного края;
- использования нетрадиционных (методов экологическая лабилизация,
художественная репрезентация природных объектов, экологическая эмпатия,
экологическая идентификация, экологическая забота).
В ходе разработки первой методической рекомендации - использования
метода проектов – мы считаем целесообразно использовать такие экологические проекты как, экологическая акция, экологическая тропа, экологический
тренинг, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая
почта.
Вторая методическая рекомендация – прослушивание аудиозаписей
голосов птиц, необходимо использовать на занятиях по формированию представлений о птицах родного края.
Третья методическая рекомендация - использование методов экологическая лабилизация, художественная репрезентация природных объектов, экологическая эмпатия, экологическая идентификация, экологическая забота,
позволяют ребенку поменять свое отношение к птицам, осознать их значимость в мире природы, заботиться о птицах родного края. Мы считаем, что
данные методы необходимо использовать для формирования представлений
о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами
работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Акжигитов В. Н. Экологический словарь: Ок. 35 500 терминов / В.Н.
Акжигитов. - М.: Рус. язык, 2000. – 602с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.
учеб. Заведений 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Выготский Л.С. / Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. С. 20 – 32.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та,
1976. — 150 с.
5. Гостева Л. А., Антонова Ю. Д. Особенности использования метода
проектов в экологическом образовании старших дошкольников / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 102-104.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. /
С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 180 с.
7. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. – 26 с.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование / Советская педагогика. - 1995. - №12. - С.10-
12.
9. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников : монография /
Москва: Педагогика, 1983. – 160 с.
10.Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Учеб. пособие по
спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д :
Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. – 146 с.48
11. Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе
ознакомления с окружающим / Зерщикова Т Я., Ярошевич Т. Н. - М.:
Дошкольное воспитание, 2005. – 255 c.
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: «Академия»,
2002. – 208 с.
14. Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных
трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29-
30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009. –580с.
15. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Качановой
И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной
Н.М., Рычаговой Е.С., Трифоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
16. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
17. Кочергина В. Наш дом - Земля / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6.
- С.50-53.
18. Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) –М:
2008 – 400 с.
19. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
20. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребѐнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребѐнка дошкольного возраста. — М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
– 144 с.49
21. Маневцова Л.М. и Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. –
320 с.
22. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспитание - 2004. - № 8. - С. 17- 19.
23. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. – 160 с.
24. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. —
187 с.
25. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост.
И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,
2004. – 672 с.
26. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.
Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.:
Детство-пресс, 2003. – 319 с.
27. Николаева С.Н. / Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / Дошкольное воспитание – 2014, №6. – С.
17-21
28. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед.
сада. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
29. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр
«Академия», 2002. – 336 с.
30. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в
детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 119 с.50
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2016. – 368 с.
32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 277 с.
33. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
34. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965. – 234 с.
35. Реймерс Н.Ф. «Природопользование: словарь-справочник» /Н.Ф. Реймерс - М.: Мысль , 1990. – 637 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. – 580 с.
37. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - с.26-34.
38. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз,
2009. – 227 с.
39. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском
саду. 1991. – 240 с.
40. Сахарова, Новикова: Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА. В
мире природы. Програм.-метод. пособие – Владос, 2005. – 208с.
41. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с.
42. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников /
Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2. - С.21 - 27.
43. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
44. Сухомлинский В.А. Большая советская энциклопедия: / под ред. гл.
ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. –
478 с.51
45. Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений. –
В кн.: Он же. Логико-философские и психологические исследования.
М., 1997 – 328 с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед.
заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 336с.
47. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожа. – 3-е
изд. испр. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс,
1985. – 255 с.
49.Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
50. Шинкарева Л.В. Социально-экологические представления старших
дошкольников: теория и технология формирования / Л.В. Шинкарева. –
Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 202с.
51. Шинкарева Л. В. Формирование основ социально-экологической
культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина
А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
52. Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008.
53. Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника //
Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г.
Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.