Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Работа №146655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы141
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Средства массовой информации как механизм формирования имиджа профессии «Социальная работа» 7
1.1. Состояние имиджа профессии «Социальная работа» в России и за
рубежом 7
1.2. Роль средств массовой информации в формировании имиджа профессии
«Социальная работа» 19
1.3. Опыт формирования имиджа смежных с социальной работой профессий
с помощью СМИ 31
Глава 2. Практический анализ воздействия средств массовой информации на имидж профессии «Социальная работа» 44
2.1. Сравнительный анализ мнения интернет-аудитории и студентов РГ1П1У
о сюжетах в средствах массовой информации, касающихся профессии
«Социальная работа» 44
2.2. Анализ уровня владения знаниями о профессии «Социальная работа» у представителей СМИ, а также их представления о конструктивной модели
взаимодействия медиа и социальной сферы 62
Заключение 74
Список источников и литературы 78
Приложения 83


В начале 90-х годов XX века Российская Федерация претерпела существенную политическую и социально-экономическую трансформацию, повлекшую за собой изменение социальной структуры общества. Следствием этого стал всплеск социальных проблем: бедности, наркомании, алкоголизма, проституции и т.д. Данные социальные проблемы потребовали принятия мер со стороны государства по их решению. Так, ответом на нужды общества в 1991 году стало появление новой профессии - «Социальная работа». Как следствие, была введена и подготовка специалистов в средних и высших учебных заведениях по направлению «Социальная работа», постепенно стало формироваться профессиональное сообщество социальных работников.
К сожалению, полноценной профессионализации социальной работы в нашей стране сегодня мешают множество факторов, к которым относятся недостаточность финансирования социальной сферы по принципу остаточности, разный уровень качества предоставления социальных услуг населению социальными службами, нехватка знаний, умений и навыков у практиков социальной работы и специалистов, а также искажение информации, транслирующейся в средствах массовой информации относительно социальной сферы. Эти факторы негативно влияют на имидж социальной работы как профессии и социального института, а такой имидж, в свою очередь, обуславливаясь обратной связью, также негативно отражается на качестве социальных услуг и эффективности социальной работы в целом.
В последние годы социальная ситуация в России усугубляется также макроэкономическими факторами: мировым финансовым кризисом, политическими санкциями в отношении РФ. В ответ на ухудшающуюся ситуацию Правительство предпринимает меры по социальной поддержке населения, однако уровень жизни россиян остается низким. Социальные службы стараются обеспечить социальную поддержку и защиту населения, но большое количество граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, зачастую не осведомлено о существовании многих социальных служб и не знакомо с перечнем социальных услуг, которые они предоставляют. Следовательно, для эффективности осуществления социальной работы требуется обеспечить повышение ее имиджа и престижа.
Говоря о формировании имиджа и престижа, прежде всего в нашем сознании непроизвольно возникают ассоциации с коммерческой организацией, магазинами, товарами, услугами или известными личностями. И это закономерно для формирующегося сегодня в России рыночного типа экономических отношений, когда конкурентоспособность предложения, товара и производителя определяются спросом, потребителем и его предпочтениями. Исходя из этого, работа по формированию имиджа товара или услуги, влияющей на интересы потребителя, приобретает актуальную форму ведущего принципа деятельности. Эти же правила игры должны быть характерны и для социальной сферы. К сожалению, касательно государственных социальных учреждений и организаций, данные вопросы крайне редко становятся предметом практического обсуждения, что означает, что данная проблематика недостаточно изучена и представляет собой обширный научный теоретико-практический интерес.
В нашей работе мы попытаемся изучить один из главных и мощных факторов формирования имиджа и престижа социальной сферы - средства массовой информации, раскрыть в полной мере их потенциал. Именно СМИ являются действенным инструментарием для взаимодействия с властными структурами, общественностью, а также способом привлечения некоммерческих организаций для решения социальных проблем.
Более того, исследование проблематики имиджа и престижа социальной сферы с точки зрения налаживания эффективного взаимодействия субъектов социальной работы, средств массовой информации с населением - конечными потребителями социальных услуг, значимо не только для теории социальной работы и технологий массовой коммуникации, но и для практической деятельности конкретных учреждений и организаций социальной сферы.
Фактически сегодня на федеральном уровне ведется активное взаимодействие социальной сферы и СМИ. Благодаря центральным средствам массовой информации транслируется информация о достигнутых результатах и реализуемой деятельности - безусловно, это оказывает позитивное влияние на имидж профессии «Социальная работа». Однако на уровне субъектов Федерации говорить об эффективном использовании профессиональных имиджевых технологий в социальной сфере не представляется возможным. Зачастую конкретные социальные службы функционируют автономно, в отрыве от общероссийских тенденций. Таким образом, информационное пространство в нашей стране неоднородно, неразвито, государственные социальные учреждения, как правило, не включены в массовую коммуникацию, что и является одной из веских причин низкого имиджа и престижа социальной работы как профессии...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, появившаяся в конце прошлого столетия профессия «Социальная работа» в России все еще не заняла свое достойное место наряду с другими профессиями. В обществе отсутствует полное понимание содержания и специфики профессии не только у рядовых граждан, но зачастую и у самих представителей профессии и журналистов. Характерно, что в массовом понимании социальная работа кажется незаметной, скрытой ввиду того, что соприкасается непосредственно со слоями населения, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Одновременно с этой проблемой, существует и другая, когда отдельные виды социальной работы, в которых компетентность и грамотность специалистов, осуществляющих ее, требуют повышения квалификации. Также присутствует проблема низкого качества взаимодействия всех уровней социальной работы. Все эти проблемы вместе негативно сказываются на социальной работе как общественном институте, его имидже, дискредитируя его гуманистическую и помогающую миссию.
Социальная работа, бесспорно, является механизмом реализации социальной политики государства, показателем его интересов в благополучной жизни его граждан, решении социальных проблем. Эффективная адаптация людей к изменяющимся внешним условиям социальной работой являют собой ее специфику, заключающуюся в гармонизации и гуманизации общественных отношений.
Имидж профессии в обществе непосредственно связан с сформировавшимся образом, который является результатом восприятия содержания этой профессии. Имидж и престиж профессии «Социальная работа» являются результатом коммуникативно-информационной деятельности, образованной под влиянием многих субъектов: государства, самих представителей профессии, СМИ и населения.
Причинами низкокачественного предоставления социальных услуг социальными службами часто служит недоверие самих граждан, необращение в социальные учреждения. Все это продиктовано нехваткой знаний у населения о социальной работе, неуверенностью в оказании им квалифицированной помощи, страхом бюрократических проволочек, сложившимися стереотипными представлениями в массовом сознании - отсюда и низкий имидж профессии. Данную проблему частично представляется возможным решить применяя активную информационную политику государства, внедрение в информационное поле более широких и профессионально выверенных сведений о социально й работе с помощью «четвертой власти» - массмедиа.
Именно средства массовой информации занимают главенствующее положение среди факторов, влияющих на имидж профессии, вместе с тем являются и инструментом его формирования. Во многих случаях средства массовой информации играют роль информатора об осуществляемой социальной политике в стране, о тех или иных тонкостях профессии социального работника. К сожалению, по результатам многочисленных социологических исследований (в том числе нашего), СМИ в России не являются основным каналом передачи информации, при том, что их потенциал и влияние на имидж социальной работы и общественное мнение достаточно велики.
Ресурсный потенциал СМИ на сегодняшний день достаточно высок, и это позволяет при профессиональном взаимодействии массмедиа и профессионального сообщества повлиять на становление позитивного имиджа профессии. На наш взгляд, это послужит толчком к развитию социальной работы в России.
В результате нашего исследования было выявлено, что СМИ в большей мере заинтересованы во взаимодействии с социальной сферой, чем социальные службы во взаимодействии с массмедиа. В этом и заключалась суть нашей работы, чтобы показать потенциал СМИ, поспособствовать установлению конструктивного взаимодействия, показать необходимость конфигурации деятельности, компетенций как для СМИ, так и для представителей социальной сферы. Для улучшения имиджа социальной работы в целях повышения качества оказываемых социальных услуг населению, необходимо использовать следующие меры: налаживать взаимодействие СМИ и социальной сферы, создать отдельное профильное СМИ, создавать отделы по работе со СМИ в социальных службах, и, кроме того, обучать работников социальной сферы навыкам взаимодействия со СМИ, самим создавать информационные поводы, материалы, социальную рекламу, а также повышать грамотность журналистов в области социальной работы...


1. Davenport. J., Davenport. J. Social Workers: Fad-Chasing Jackasses or Still on the Side of the Angels? / J. Davenport, J. Davenport // The New Social Worker. 1997. № 4(1). С. 11-13.
2. Henderson L., Franklin B. Sad not to bad. Images of social care professionals in popular UK television drama / L. Henderson, B. Franklin // Journal of Social work. 2007. № 7. С. 133-142.
3. Hiersteiner С. Saints or Sinners? The Image of Social Workers From American Stage and Cinema Before World War II / C. Hiersteiner // Affilia. 1998. № 3(13). С. 312-325.
4. Holosko M., Leslie D.R. Is Social Work a Profession? The Canadian Response / M. Holosko, D.R. Leslie // Research on Social Work Practice. 2001. № 2(11). С. 201-211.
5. Kitzinger J. Media Templates. Patterns of Association and the (Re) Construction of Meaning over Time / J. Kitzinger // Media, Culture and Society № 22(1). С. 61-84.
6. Knezevic M., Ovsenik R., Jerman J. Social work as a profession. As perceived by Slovenian and Croatian social work students / M. Knezevic, R. Ovsenik, J. Jerman // International Social Work. 2006. № 49. С. 519-529.
7. Александров А.А. Роль СМИ и PR в социальной работе / А.А.
Александров // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2011. № 11. С. 169-171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-informatsii-i-pr-v-
sotsialnoy-rabote
8. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. М.: Рип-холдинг, 2004.
9. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Качайнова Н.Б., Нархова Е.Н., Полухина М.В. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа //Материалы социологических исследований: инф.-аналит. отчет / Под ред. Ю.Р. Вишневского, Я.В. Дидковской, Н.Б. Качайновой, Е.Н. Нарховой, М.В. Полухиной. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 100 с.
10. В Москве школьник жестоко избил учительницу за замечание // LIFE.RU: интернет-издание. 2018. 3 фев. URL: https://life.ru/t/новости/183245
11. Воронов А.А. Вопросы обеспечения имиджа и престижа профессий представителей правоохранительной системы / А.А. Воронов // Юристъ - Правоведъ. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy- obespecheniya-imidzha-i-prestizha-professiy-predstaviteley-pravoohranitelnoy- sistemy
12. Воротилкина И.М., Некозырева К.С. Имидж в профессиональной
деятельности социального работника / И.М. Воротилкина, К.С. Некозырева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2017. № 3, т. 12. С. 13-22. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-v-professionalnoy-deyatelnosti- sotsialnogo-rabotnika
13. Грачев М. Интервенция криминального языка.
URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/15574/
14. Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / под ред. Е.Р. Ярской- Смирновой, П. В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов: Науч. кн., 2007. С. 223¬239.
15. Ерфилова И.С., Сивцова А.А. Проблемы формирования
позитивного имиджа профессии социальная работа / И.С. Ерфилова, А.А. Сивцова // Педагогические науки. 2015. №4.
URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1830...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ