Аннотация 3
Введение 5
1 Теоретический обзор электронного учебно-методического комплекса 7
1.1 Характеристики электронного учебно-методического комплекса 7
1.1.1 Сущность электронного учебно-методического комплекса по
дисциплине «Теория сварочных процессов» 7
1.1.2 Структура и компонентный состав электронного учебнометодического комплекса по дисциплине «Теория сварочных
процессов» 9
1.1.3 Анализ существующих электронных учебно-методических
разработок по дисциплине «Теория сварочных процессов» 15
1.2 Педагогический анализ электронного учебно-методического комплекса
по дисциплине «Теория сварочных процессов» 18
1.2.1 Педагогический адрес 18
1.2.2 Анализ нормативной документации для направления подготовки
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» 18
1.2.3 Характеристика и специфические особенности текущего состояния
педагогического процесса по дисциплине «Теория сварочных процессов» 22
1.2.4 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию
педагогического процесса по дисциплине «Теория сварочных процессов» с использованием информационных технологий 23
1.3 Технологические требования к электронному учебно-методическому
комплексу и средства его реализации 23
1.3.1 Функционал электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов» 23
1.3.2 Среда разработки электронного учебно-методического комплекса 25
2 Описание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине
«Теория сварочных процессов» 31
2.1 Цель и назначение электронного учебно-методического комплекса по
дисциплине «Теория сварочных процессов» 31
2.2 Общее описание структуры и содержания электронного учебнометодического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов 32
2.3 Методические указания по использованию электронного учебнометодического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов» в
учебном процессе 53
2.4 Результат апробации и внедрения 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1 63
Приложение 2 65
На современном этапе развития общества и государства для специалиста высокой квалификации прежняя установка «образование на всю жизнь» трансформируется в цель «образование через всю жизнь». Это одна из причин широкого внедрения инновационных технологий электронного обучения с применением дистанционных технологий в образовательную деятельность с целью расширения возможностей самообразования и образования по индивидуальному маршруту, позволяющим совмещать обучение и работу.
Сегодня сварка применяется для неразъемного соединения широчайшей гаммы металлических, неметаллических и композиционных конструкционных материалов в условиях земной атмосферы, Мирового океана и космоса, что требует высококвалифицированных специалистов для осуществления данной деятельности. Подготовкой таких специалистов занимаются педагоги профессионального обучения, которые в свою очередь должны обладать соответствующей производственно-технологической подготовкой.
Для организации такой подготовки необходимо использовать современные информационные технологии, позволяющие проводить виртуальные лабораторные работы, включающие тренажерные обучающие системы, электронные учебные ресурсы, автоматизированные системы контроля. Все заявленные компоненты могут быть объединены в электронный учебнометодический комплекс, однако на сегодняшний день для дисциплины «Теория сварочных процессов» отсутствует такой комплекс, который включал бы в себя необходимый мультимедийный контент и позволял бы сформировать профессиональные компетенции у будущих педагогов профессионального обучения.
В связи с чем в качестве темы дипломной работы был выбран процесс разработки интерфейса для электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов» для обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилиза- ции «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Объект исследования: процесс обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве»
Предмет исследования: учебно-методические материалы по дисциплине «Теория сварочных процессов».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория сварочный процессов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выявления значимых требований к электронному учебно-методическому комплексу инженерных направлений.
2. Разработать структуру электронного учебно-методического
комплекса с учётом требований и имеющемуся учебному материалу.
3. Выбрать средства реализации электронного учебно-методического комплекса.
4. Разработать интерфейс электронного учебно-методического
комплекса.
5. Наполнить учебным материалом электронный учебно
методический комплекс.
6. Разработать методический указания по использованию в учебном процессе электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов».
Современный уровень компьютерной техники, быстрое развитие Интернет открывают возможности для создания информационно-обучающей среды, под которой понимают комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми методическими, программными и техническими средствами, ориентированными на процесс обучения. Одним из таких средств является разрабатываемый электронный учебнометодический комплекс по дисциплине «Теория сварочных процессов».
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан электронный учебно-методический по дисциплине «Теория сварочных процессов», который включает в себя: теоретический материал, структурированный по разделам, лабораторные и практические работы, контроль, глоссарий.
Был проанализирован ЭУП по этой же дисциплине сделанный ранее и в результате анализа было выяснено, что этот ЭУП уже устарел и необходимо сделать более современный и полный ЭУМК дисциплины «Теория сварочных процессов» для использования в учебном процессе для подготовки студентов по направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были разработаны:
• 4 раздела, содержащих 6 лекций;
• 11 лабораторных работ, каждая из которых содержит цель, задачи, практическую часть, содержание отчета, контрольные вопросы;
• раздел контроля, состоящий из двух подразделов;
• рекомендуемая литература;
• глоссарий.
При разработке электронного учебно-методического комплекса были использованы такие технологии, как, язык гипертекстовой разметки HTML, таблицы стилей CSS. Электронный учебно-методический комплекс разработан с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный интерфейс, снабжено иллюстрациями и видеофайлами.
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализирована литература, интернет-источники с целью выявления значимых требований к электронному учебно-методическому комплексу инженерных направлений;
• разработана структура электронного учебно-методического комплекса с учётом требований и имеющемуся учебному материалу;
• выбраны средства реализации электронного учебно-методического комплекса;
• разработан интерфейс электронного учебно-методического комплекса;
• наполнен учебным материалом электронный учебно-методический комплекс;
• разработаны методический указания по использованию в учебном процессе электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория сварочных процессов».
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Аксюхин А.А. Особенности подготовки и использования электронных учебно-методических комплексов [Текст] / А.А. Аксюхин. — Орел: ОГИК, 2015. — 20 с.
2. Бабенко С.В. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического колледжа: методические рекомендации для преподавателей [Текст] / С.В. Бабенко. — Сатка: СПК, 2011. — 27 с.
3. Бадд Э. Мастерская CSS: профессиональное применение web- стандартов [Текст] / Э. Бадд, С Коллизон, К Молл. — М.: Вильямс, 2013. — 272 с.
4. Вагина А. И. К вопросу об использовании web 2.0 технологии в процессе обучения [Текст] / А. И. Вагина, К.А. Федулова // Новые информационные технологии в образовании и науке материалы X международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2017. С. 379-381.
5. Вагина А. И. Организация дистанционных курсов с помощью современных информационных ресурсов / А. И. Вагина, К. А. Федулова [Текст] // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации материалы Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2016. — С. 160-165.
6. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации.
7. Жукова Е. Л. Электронный учебно-методический комплекс как основной электронный образовательный ресурс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/V/1/V-1-6.html. (дата обращения: 28.03.2017).
8. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников [Текст]: монография / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: «ЦНТЭП», 2012. — 364 с
9. Интернет, работа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blogwork.ru/chto-takoe-bootstrapи/ (дата обращения: 31.03.2017).
10. Куст Т. С. Графическая организация текста электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-037.pdf (дата обращения: 03.11.2016).
11. Литра ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики.
12. Лоусон Б. Изучаем HTML 5 [Текст] / Б. Лоусон, П. Шарп — СПб.: Питер, 2012. — 286 с.
13. Лукьянец С. В. Подготовка студентов к профессиональной деятельности с применением электронного учебно-методического комплекса [Текст]: Автореф. дисс. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук; спец. 13.00.08/ Лукьянец Светлёна Валерьевна. — Томск, 2006. — 25 с.
14. Перепелица Ф.А. Эффективная разработка веб-сайтов. Bootstrap [Текст]: учебное пособие / Ф.А.Перепелица. — СПб: Университет ИТМО,
2015. — 71 с.
15. Про электронное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blog.uchu.pro/ispring/ (дата обращения: 02.04.2017).
... всего 32 источников