Введение 5
1 Теоретический обзор подготовки обучающих видеороликов 8
1.1 Обучающие видеоролики и их использование в образовательном
процессе 8
1.2 Описание и особенности образовательного канала на
хостинге «YouTube» 11
1.2.1 Подготовка к запуску канала 11
1.2.2 Выбор формата видеороликов и тематическая ориентация канала 12
1.2.3 Работа с аудиторией канала 15
1.2.4 Преимущества использования видеохостинга «YouTube» 17
1.3 Специфика видеороликов, размещаемых на «YouTube». Блог как
информационно-методическая поддержка канала 19
1.3.1 Типология распространенных приемов создания аудиовизуального
контента 19
1.3.2 Методический сайт-блог для YouTube-канала 21
1.3.3 Преимущества использования социального сервиса «Google
Blogger» 23
1.4 Анализ источников по подготовке обучающего видео 24
1.4.1 Анализ литературных источников 24
1.4.2 Анализ интернет-источников 25
1.5 Обзор средств подготовки аудиовизуального контента, планируемых к
использованию в работе 27
2 Разработка контента медиаресурсов и наполнение ими канала «YouTube» и методического блога «Google Blogger» 30
2.1 Педагогический адрес 30
2.2 Описание и характеристика средств подготовки аудиовизуального
контента, используемых при выполнении работы 31
2.2.1 Создание видеороликов для канала «YouTube» 31
2.2.2 Создание звуковых дорожек для видеороликов 38
2.2.3 Наполнение методического сайта-блога 42
2.3 Содержательное наполнение канала «YouTube» 46
2.3.1 Перечень материалов, размещенных на разработанном канале
«YouTube» 46
2.3.2 Интерфейс и содержание методического сайта-блога 51
2.4 Методические указания по использованию обучающих видеороликов 55
2.5 Апробация обучающихся видеороликов в образовательном процессе . 56
Заключение 58
Список использованных источников 59
Приложение 63
В последнее время самой популярной формой проведения досуга является просмотр видео в интернете, причем в прошлом приходилось скачивать каждое отдельное видео, но сегодня современные сервисы и технологии предоставляют возможность просмотра видеоконтента в режиме онлайн. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что эти службы используются не только для просмотра развлекательных видео, но и как источник полезной и интересной информации, выступая в роли помощников и советчиков при решении проблем, а иногда и в роли педагога.
Существует множество научно-популярных каналов, которые рассказывают о науке и технологиях в области астрономии, математики, физики, а также о русском языке и многом другом. Можно найти видео практически по любой дисциплине, преподаваемой в школе и вузе.
В сети интернет функционирует достаточно большое количество видеохостингов. В выпускной квалификационной работе основное внимание будет уделено крупнейшей и наиболее популярной площадке во всем мире - сервису «YouTube», который принадлежит корпорации «Google», и на котором, согласно мировой статистике, ежемесячно просматриваются более шести миллиардов часов видео. В настоящее время только на официальном канале «Google - Россия» зарегистрировано более 300 тыс. подписчиков и про-изведено около 260 млн. просмотров.
Сегодня активно развиваются технологии спонтанного обучения, когда человек хочет мгновенно получить определенные знания, умения и навыки из различных сфер, в то же время у многих пользователей сети интернет появляется желание поделиться своими умениями, «лайфхаками» и увлечения-ми. Современный мир позволяет сделать это посредством создания видео, будь то развлекательный контент, коммерческое начинание или образование, но всегда существует проблема - с чего именно начать, как привлечь аудиторию, создать канал, разработать собственный стиль, придумать образ, развить свою деятельность с любительского до коммерческого уровня и т.д. Так, например, обучающее видео в виду особенностей своего построения и довольно жесткой структуре, кроме перечисленных выше затруднений, имеет свои особенности и требования.
В виду данных затруднений возникает необходимость в подготовке обучающего видеокурса, который наглядно продемонстрирует возможности подготовки аудиовизуального контента и позволит сформировать компетенции в области подготовки обучающего видеоматериала.
Объект выпускной квалификационной работы — процесс обучения пользователя проектированию и разработке видеороликов, а также процесс обучения работе с видеохостингом «YouTube» и социальным сервисом в виде сайта-блога «Google Blogger».
Предмет выпускной квалификационной работы — рабочие интерфейсы программных средств для подготовки аудиовизуального контента и управления сетевыми сервисами для его размещения, а также материалы для обучения пользователя.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать комплекс обучающих видеоматериалов, разместить их на канале видеохостинга «YouTube», а также создать сайт-блог для методической поддержки YouTube-канала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) описать сервис «YouTube» как платформу для различной деятельности, указав актуальность сервиса и преимущества видеороликов в образовательном процессе;
2) подобрать и проанализировать литературу, необходимую для подготовки обучающего видео и определения требований, предъявляемых к нему;
3) осуществить подбор программного обеспечения для создания видеороликов и определить последовательность представления информации;
4) реализовать созданный контент и разместить его на YouTube-канале;
5) подготовить блог и разместить на нем необходимую сопроводительную методическую информацию;
6) провести апробацию разработанных материалов.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было проведено исследование процесса обучения пользователей сети интернет проектированию и разработке видеороликов, а также использованию видеохостинга «YouTube» и социального сервиса «Google Blogger». Также был осуществлен анализ литературных и интернет-источников, на основании которого были разработаны структура и сценарии видеороликов для обучения процессу создания собственного канала пользователя сервиса «YouTube», подобраны необходимые программно-аппаратные средства для создания аудиовизуального контента, открыт образовательный канал на сервисе «YouTube», методический сайт-блог на сервисе «Google Blogger» как поддержка канала, а также разработан комплекс видеоматериалов, которые в последствии были размещены на канале «YouTube».
Цикл видеороликов образовательного канала, размещенного на сервисе «YouTube», успешно прошел апробацию при изучении фрагмента дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами заочной формы обучения, и анонимный онлайн-опрос, созданный с помощью сервиса «Google Forms», доступный для всех желающих по требованию. Отзывы участвующих в апробации работы — исключительно положительные: респондентами было отмечено высокое качество проведенной работы в части монтирования видео- и аудио материалов, кроме того, понравился общий ритм повествования и четкость сценарной линии роликов.
Материалы работы планируется использовать для обучения студентов очной формы обучения в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании» и магистров по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи выполнены.
1. Андрей ADAMS. Camtasia Studio 8. Простые уроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist7list— PLoIXKsGONnYCpi4cDGH4Hf7kJ4is4M_3B/ (дата обращения: 20.11.2018).
2. Блог — Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3/(дата обращения: 20.11.2018).
3. Все фишки для блоггера. Создание блога на Blogger с
нуля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/play- list?list=PLgRSAAsvakSs0YbdKim9iFo0oWKeL2qdP/ (дата обращения: 20.11.2018).
4. Гарнитура Creative SoundBlaster Tactic3D Fury [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.creative.com/p/gaming-headsets/sound- blaster-tactic3d-fury#/(дата обращения: 20.11.2018).
5. Десять преимуществ YouTube над традиционным
телевидением [Электронный ресурс — Режим доступа:
http://mediasat.info/2015/09/16/youtube-vs-tv/(дата обращения: 20.11.2018).
6. Загуменнов А. П. Компьютерная обработка звука [Текст] / А. П. Загуменов. — Москва: НТ Пресс, 2012. — 269 с.
7. Запуск образовательного канала на YouTube. Урок 1 [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://creatoracademy.you-
tube.com/page/lesson/edu-channel-start?hl=ru#strategies-zippy-link-1/ (дата
обращения: 20.11.2018).
8. Запуск образовательного канала на YouTube. Урок 2 [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://creatoracademy.you-
tube.com/page/lesson/edu-channel-start?hl=ru#strategies-zippy-link-4/ (дата
обращения: 20.11.2018).
9. Запуск образовательного канала на YouTube. Урок 3 [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://creatoracademy.you-
tube.com/page/lesson/edu-channel-start?hl=ru#strategies-zippy-link-5/ (дата
обращения: 20.11.2018).
10. Ильина Н. А. Переносим лекции в онлайн: разработка видеоконтента для реализации учебного процесса в электронной среде [Текст]: лекция / Н. А. Ильина. — Томск: ИнЭО ТПУ, 2015. — 38 с.
11. Использование видео в обучении [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://видеогалактика62.рф/новости/использование-видео-в-
обучении.ЙшР (дата обращения: 20.11.2018).
12. Кашина Н. В. Учебное видео и качество обучения в вузе [Текст]: лекция / Н. В. Кашина. — Казань: НИУ КАИ КГТУ им. А. Н. Туполева, 2015.
— 19 с.
13. Колисниченко Д. Н. Блоги: создание, раскрутка, заработок [Текст]: / Д. Н. Колисниченко. — Москва: Диаклектика, 2012. — 336 с.
14. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://si- sv.com/publ/1/metodika/14-1-0-557/(дата обращения: 20.11.2018).
15. Мрочковский Н. С. Как стать первым на YouTube. Секреты взрывной раскрутки [Текст]: / Н. С. Мрочковский. — Москва: Альпина диджитал, 2013. — 172 с.
16. Немастер. Познай YouTube от «А» до «Я» [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://www.youtube.com/play-
list?list=PL0iIu5zP 10PoKNhSlqorfVDLbOTUSXW4Z/ (дата
обращения: 20.11.2018).
17. НОУ ИНТУИТ. Создание видеоуроков в Camtasia Studio [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/- studies/courses/2290/590/info/(дата обращения: 20.11.2018).
18. Об особенностях видеосъемки лекций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/company/lektorium/blog/186004/(дата обращения: 20.11.2018).
19. Особенности использования канала YouTube в преподавательской деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vector- master.ru/osobennosti-ispolzovaniya-yutub/(дата обращения: 20.11.2018).
20. Особенности Paint.Net[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://paintnet.ru/features/(дата обращения: 20.11.2018).
21. Плюсы и минусы видеообучения. Видеоклипы в
обучении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reshit.ru/plyusy-i- minusy-video-obucheniya-videoklipy-v-obuchenie/ (дата
обращения: 20.11.2018).
22. Почему не стоит переходить с Blogger на Wordpress [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.in-blog.com/2012/07/ne-perehodi-s- Blogger-na-wordpress.html/(дата обращения: 20.11.2018).
23. Профессионально-методический блог работников Дворца творчества города Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://omsk-metodist.blogspot.com/(дата обращения: 20.11.2018).
24. Пять способов эффективного использования учебного видео канала
YouTube [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://didaktor.ru/pyat- sposobov-effektivnogo-ispolzovaniya-uchebnogo-video-kanala-youtube/ (дата
обращения: 20.11.2018).
25. Редактор звука AVS Audio Editor [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://www.avs4you.com/ru/avs-audio-editor.aspx/ (дата
обращения: 20.11.2018).
26. Создать блог на WordPress или Blogger? За и против [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.blogimam.com/2016/12/sozdavat-blog- na-wordpress-ili-Blogger-za-i-protiv/(дата обращения: 20.11.2018).
27. Спиридонов О. В. Создание уроков в Camtasia Studio [Текст] / О. В. Спиридонов. — 2-е изд. — Москва: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. — 262 с.
28. Средства подготовки аудиовизуального контента. Сайт-
блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://helpcontentmaker.blogspot.com/(дата обращения: 20.11.18).
29. Средства подготовки аудиовизуального контента. YouTube-
канал [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https: //www. youtube. com/channel/UCsopNpAhCSIsp1_Jdqlup6g/ (дата
обращения: 20.11.2018).
30. Утилова Н. И. Монтаж [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Утилова. — Москва: Аспект Пресс, 2004. — 171 с.
31. Учебные материалы: понятие и типология [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://nitforyou.com/tipologiauchvideo/(дата
обращения: 20.11.2018).
32. Ютуб. Преимущества YouTube [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://backbreaker.net/ютюб-преимущества-toutube/ (дата
обращения: 20.11.2018).
33. Яворских Е. А. Видео на персональном компьютере [Текст]: самоучитель / Е. А. Яворских. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 141 с.