Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРОВО-ВИДОВОМ РАЗНООБРАЗИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №14661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
741
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства
у старших дошкольников……………………… 8
1.1. Общая характеристика видов и жанров изобразительного
искусства……………………………………………………….. 8
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями изобразительного искусства……………………….… 16
1.3. Педагогические условия развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста…………. 30
Глава II. Экспериментальная работа по развитию представлений
о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников………… 43
2.1. Диагностика представлений о жанрах и видах изобразительного искусства у старших дошкольников………. 43
2.2. Содержание работы по развитию представлений о жанрововидовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников……………… 61
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……….……. 72
Заключение………………………………………………………………….. 83
Библиографический список…………………………………………......... 86
Приложения…………………………………………………………………. 93

Актуальность исследования. Дошкольный период детства рассматривается как этап становления личности, ее социализации, постижения общечеловеческих ценностей и мировой художественной культуры, как пора знакомства ребенка с миром прекрасного. В связи с этим в настоящее время вырос интерес к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного
возраста через приобщение к искусству. Необходимость этого очевидна: без
воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей эмоционально-творческих начал невозможно становление
цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Воспитание средствами искусства всегда являлось неотъемлемой частью полноценного образования, так как в нем заложен огромный потенциал
возможностей для познавательного, речевого, коммуникативного и художественно-эстетического развития. Особенно актуальной эта проблема стала с
введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором особое внимание уделяется формированию творческой личности в процессе художественноэстетической деятельности и отмечается важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
В ФГОС ДО эти задачи определены образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», которое рассматривается с позиций формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности. Наряду с этим художественноэстетическое развитие дошкольников предполагает формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, поскольку каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на
ум и чувства ребенка.
Проблема художественно-эстетического развития – одна из серьезных
проблем педагогики, решению которой в области дошкольного воспитания
уделяется большое внимание. Однако в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные ее аспекты. Как правило, это исследования общих
вопросов эстетического воспитания дошкольников (Н.В. Бутенко, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина и др.) и формирования творческих способностей (Т.
Комарова, С.В. Погодина и др.). В литературе по проблеме выпускной квалификационной работы (далее ВКР) большое внимание уделяется вопросам
ознакомления детей дошкольного возраста с отдельными видами искусства:
изобразительным (работы Т.Н. Дороновой, Т. Комаровой и др.), декоративноприкладным (А.Г. Корчагина-Макеева, О.А. Соломенникова и др.) и др.
Предметом пристального изучения остается психология детского творчества.
Такие авторы, как А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов и др., с психологической
точки зрения раскрывают готовность старших дошкольников к восприятию
изобразительного искусства и творческому развитию.
Процесс развития представлений о жанрово-видовом разнообразии
изобразительного искусства у старших дошкольников базируется и протекает
в тесной связи с художественно-эстетическим образованием, которое представляет собой систему приобретения элементарных знаний в области искусства. Однако эта сторона художественно-эстетического развития дошкольников в методической литературе разработана недостаточно. Отсюда вытекает
противоречие между признанием необходимости ознакомления детей с видами и жанрами искусства на этапе дошкольного возраста и недостаточной
разработанностью этой проблемы в дошкольной педагогике и практике. Данное противоречие послужило основанием выбора темы ВКР: «Развитие представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у
старших дошкольников». Исходя из вышесказанного, мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о жанрововидовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования – процесс развития представлений о жанрововидовом разнообразии искусства у старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших
дошкольников.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что развитие
представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства
у старших дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих
педагогических условий:
- создании в детском саду художественно-эстетической и речевой среды, способствующей развитию представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства;
- организации целенаправленной и систематической работы по ознакомлению старших дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства;
- использовании форм, методов и приемов обучения, направленных на
развитие интереса и представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства;
- объединении усилий всего педагогического коллектива и родителей с
целью развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику видов и жанров изобразительного искусства. 2. Определить задачи и содержание образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития представлений о разнообразии видов и жанров искусства у старших дошкольников.
4. В ходе педагогического эксперимента апробировать педагогические
условия развития представлений о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства у старших дошкольников.
5. Выявить динамику в развитии представлений о жанрово-видовом
разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников после
проведенной работы.
Методологическая основа ВКР. Работая над проблемой развития
представлений о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства у
старших дошкольников, мы опирались на психологические труды Б.М. Теплова, Г.А. Урунтаевой и др., а также учебные пособия по дошкольной педагогике Л.Р. Болотиной, С.А. Козловой, Н.В. Микляевой и др., определяющие
цели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников и
раскрывающие специфику процессов обучения и воспитания в дошкольном
образовательном учреждении. В основу исследования легли работы по изобразительному искусству и методике использования его возможностей для
развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного
искусства у старших дошкольников: Н.А. Ветлугиной, В.И. Волынкина, Т.Н.
Дороновой, Т. Комаровой, Е.А. Флериной и др.
Цель и задачи настоящей работы определили методы исследования:
теоретический анализ, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа,
анализ продуктов деятельности, метод качественной и количественной обработки полученных результатов. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №60 г. Белгорода.
Исследование проходило в три этапа. На I этапе (сентябрь 2016 г.) изучалась литература по проблеме исследования, анализировался и обобщался
педагогический опыт, а также разрабатывались критерии и показатели сформированности представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников, участвующих в эксперименте
(констатирующий срез).
На II этапе (сентябрь 2016 г. – апрель 2017 г.) в соответствии с гипотезой исследования создавались педагогические условия, осуществлялось целенаправленное развитие представлений о жанрово-видовом разнообразии
изобразительного искусства у экспериментальной группы детей старшего
дошкольного возраста (формирующий этап).
На III этапе (май 2017 г.) осуществлялся сравнительный анализ уровней
развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного
искусства у старших дошкольников в начале и конце эксперимента, делались
выводы об эффективности проделанной работы (контрольный этап).
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация целей и основных направлений модернизации российского
образования делает необходимым совершенствование работы в детском саду
по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста и
организации образовательного процесса в соответствии с основными подходами по приобщению детей к различным видам и жанрам искусства, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в меняющемся мире.
Художественно-эстетическое развитие личности способствует становлению ценностей и смыслов, активизирующих потребность ребенка к творческой самореализации, создавая свою траекторию жизни с ориентацией на
эстетические, художественные и эмоционально воспринятые эталонные ценности и установки взрослых.
Наиболее доступным для восприятия и постижения художественной
образности и выразительного языка искусства детьми в период дошкольного
детства является изобразительное искусство (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура).
Определение задач и содержания образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями изобразительного искусства позволило обозначить педагогические условия, критерии и требования к
уровням развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Их апробация и
проверка эффективности осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, проходившего в 2016-2017 гг.
Констатирующий этап экспериментальной работы позволил выявить
показатели развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников до начала эксперимента, а
также компетентность родителей в вопросах художественно-эстетического
развития детей. Формирующий этап эксперимента использовался для совершенствования образовательного процесса по развитию представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников с учетом создания педагогических условий, заявленных в гипотезе
ВКР. На контрольном этапе выявлялась динамика развития представлений о
жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников.
Сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента уровней развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства позволило выявить статистически значимые
различия в сформированности всех показателей у детей экспериментальной
группы. Анализ показал, что большинство старших дошкольников значительно улучшили свои результаты. Если в начале эксперимента высокий уровень развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства имел лишь один ребенок, то после проделанной работы
таких детей стало 8, или 40% от общего числа детей, участвующих в эксперименте. 5 старших дошкольников (25%) показали средний уровень развития
представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства. С 12 до 7 (соответственно с 60% до 35%) детей сократилось количество
дошкольников с низким уровнем представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства.
Эти результаты экспериментальной работы доказывают эффективность
созданных нами педагогических условий развития представлений о видах и
жанрах изобразительного искусства у старших дошкольников.
Непосредственное влияние на процесс воспитания дошкольников оказывает достаточное ресурсное обеспечение (материально-техническое, педагогическое, методическое, технологическое и др.), способствующее созданию
в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической и
речевой среды.
Успешность реализации развития представлений о жанрово-видовом
разнообразии изобразительного искусства у детей дошкольного возраста
обеспечивается в процессе организации целенаправленной и систематичской работы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства.
Использование форм, методов, приемов обучения и сочетания разных
видов детской деятельности, направленных на развитие интереса и представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства выступает необходимым условием оптимизации образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и пробуждения творческой активности у старших дошкольников в условиях развивающего обучения.
Эффективному развитию представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников способствует
партнерское взаимодействие всего педагогического коллектива и родителей.
Представленные педагогические условия развития представлений о
жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста позволяют педагогу совершенствовать процесс художественно-эстетического воспитания в целом и интегрировать его с другими образовательными областями.
Итак, мы разработали, теоретически обосновали, экспериментально
проверили и подтвердили эффективность педагогических условий развития
представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства
у старших дошкольников. Нами выявлена прямая зависимость развития
представлений о видах и жанрах изобразительного искусства от накопления
художественного опыта, расширения интеллектуального кругозора детей в
результате их теоретического и практического знакомства с изобразительным
искусством. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении
педагогических условий развития представлений о жанрово-видовом разнообразии изобразительного искусства у старших дошкольников, достигнута,
задачи выполнены.


Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т. Комарова,
С.П. Баранов. – М.: Культура, 2005. – 240
2. Бочарова, Н.Е. Как приобщить детей к искусству / Н.Е. Бочарова // Дошкольное образование. – 2009. – №11. – 17-19.
3. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического
развития детей дошкольного возраста : ди … канд. пед. наук / Н.В. Бутенко. – Челябинск, 2016. – 444 – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 13.02.2017)
4. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н.В.
Бутенко // Вестник Челябинского го пед. ун-та. – 2014. – Вып. 4. – 23-26. –
URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 13.02.2017)
5. Быковская, М.А. Особенности восприятия зрительных образов как основа формирования эстетических представлений у детей дошкольного
возраста посредством использования книжной графики / М.А. Быковская
// Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2015. – №1(1). –
74-79. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 4.02.2017)
6. Вербенец, А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений
дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художественное творчество» / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. –
2013. – № 4. – 62-82.
7. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещ., 2006. – 146
8. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие
дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
9. Грибанова, М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста / М.В.
Грибанова. – Пермь: Пермский го ун-т, 2003. – 111 с.88
10. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения:
18.03.2017)
11. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве / Т.Н. Доронова. –
М.: Просвещ., 2003. – 20 с.
12. Езикеева, В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с иллюстрацией в книге / В.А. Езикеева // Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников: Труды института художественного
воспитания / отв. ред. Н.П. Сакулина. – М.: Изв. АПН РСФСР. – 1955. –
Вып. 69. – 205-232.
13. Ермолаева, М.В. Развитие изобразительного творчества старших
дошкольников в процессе ознакомления с пейзажным жанром через проектную деятельность / М.В. Ермолаева // Дошкольное образование: опыт,
проблемы, перспективы развития. – 2015. – №1(4). – 125-130.
14. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство : Натюрморт и
пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет / Н.М. Зубарева. – М.:
Просвещ., 1999. – 111 с.
15. Иванова, О.Г. Система работы с детьми дошкольного возраста по
эстетическому воспитанию. Знакомство дошкольников с искусством / О.Г.
Иванова // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – №1(10). –
28-29. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 11.03.2017)
16. Ивкина, Т.В. Педагогические условия ознакомления дошкольников с искусством как средство художественно-эстетического воспитания /
Т.В. Ивкина // Человеческий капитал. – 2016. – №3(87). – 102-104. – URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 1.04.2017)
17. Ивкина, Т.В. Развитие художественного восприятия в процессе
ознакомления детей с изобразительным искусством / Т.В. Ивкина // Совершенствование образовательного и коррекционного развивающего процессов в дошкольных учреждениях: материалы VII Междунар. научн.-89
практ. конф. – Томск: ЦНТИ, 2014. – 160-162. – URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 23.04.2017)
18. Канащенкова, В.В. К вопросу о психологических предпосылках
развития художественного мышления детей старшего дошкольного возраста / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. – 2012. – № 5 (8). – 168-171. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата
обращения: 18.03.2017)
19. Канащенкова, В.В. Реализация педагогической модели ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. – 2011. – № 4(7). – 128-130. – URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 18.03.2017)
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
21. Комарова, Т. Школа эстетического воспитания / Т. Комарова. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 352 с.
22. Корчагина-Мокеева, А.Г. Знакомство старших дошкольников с
народным декоративно-прикладным искусством / А.Г. КорчагинаМокеева // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №4. – 82-85.
23. Котлякова, Т.А. Современные технологии развития эстетического
восприятия дошкольников / Т.А. Котлякова. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 164
24. Куликовская, И.Э. Пространственно-предметная среда развития
мировидения ребенка в дошкольном образовательном учреждении / И.Э.
Куликовская // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 4. – 76-80.
25. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. –
СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.
26. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с натюрмортом. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 112 с.90
27. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с пейзажной живописью. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
28. Курочкина, Н.А. Знакомим дошкольников с портретной живописью. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
29. Курочкина, Н.А. Знакомим с жанровой живописью: нагляднодидактическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 75 с.
30. Лукьянычева, О.Ю. Синтез искусств – фактор развития личности
дошкольника / О.Ю. Лукьянычева // Научные исследования в образовании. – 2008. – №1. – 38-39.
31. Лямина, О.В. Методическое сопровождение художественноэстетического развития дошкольников / О.В. Лямина, В.В. Засова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5-2. – 277-279. –
URL: http://elibrary.ru/item.asp?id (дата обращения: 10.02.2017)
32. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы художественного
развития / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: МГППУ, 2005. – 160 с.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: теория воспитания /
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л.
Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – 74-77.
35. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред.
А.А. Грибовской. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
36. Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А.А. Грибовской. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
37. От рождения до школы : программа воспитания и обучения в
детском саду / под ред.: Н.Е. Вераксы, Т. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 362 – URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 18.03.2017)
38. Платохина, Н.А. Приобщение дошкольников к искусству скульптуры родного края / Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. – 2009. –
№4(40). – 80-98.9

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ