ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..
7
1.1. Стереотип: сущность понятия, особенности проявления в детских
рисунках……………………………………………………………… 7
1.2. Особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста
………………………………………………………........................ 15
1.3. Педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста..………………………….. 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..…………………….… 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольной организации по преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация педагогических условий, способствующих преодолению стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста ….
2.3. Анализ эффективности результатов исследования…………………..
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются
как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического
опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Художественные образы аккумулируют достижения детей в
познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу
художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес,
активность (Е.А. Флерина).
Известные педагоги и исследователи 20-х годов, во многом заложившие основу современной трактовки этого вопроса (А.В. Бакушинский, А.А.
Смирнов, В.А. Фаворский и др.), считали, что рисунок ребенка является еще
не вполне раскрытым источником.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.К. Ривина и др.).
Развитие собственно изобразительной деятельности и изобразительного творчества детей во многом зависит от методов обучения, используемых
педагогом. Значительный вклад в разработку теории методов обучения внѐс
К.Д. Ушинский. Особое внимание он уделял способам активизации познавательной деятельности детей.
Многие педагоги (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.)
отмечают, что проблему детского творчества невозможно рассматривать вне
вопросов обучения, так как разумно организованное обучение и воспитание
начинается не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий для постановки задач, в процессе решения которых способности
формируются, а знания, умения и навыки — усваиваются.
Свобода творческого выражения определяется не только образными
представлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок
владеет средствами изображения. Усвоенные технические приемы, способы
изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества.
Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений, степень изобразительных способностей влияют на степень выразительности художественного образа.
Проблема исследования: каковы средства преодоления стереотипа в
рисунках детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы
составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс преодоления стереотипа в рисунках
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: преодоление стереотипа в рисунках детей
старшего дошкольного возраста возможно при учете следующих педагогических условий:
- обогащении представлений детей о многообразии объектов окружающей действительности;
- освоении детьми различными изобразительными техниками;
- владение навыками обследования объектов окружающей действительности;
- обеспечении позиции субъекта в образовательных ситуациях по рисованию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «стереотип» и особенности его
проявления в детских рисунках.
2. Охарактеризовать особенности рисунков детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия преодоления стереотипа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить результативность в преодолении стереотипности рисунков
у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили научные труды
Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее
развития (формирование графических навыков, развитие художественнообразной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
- Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, рассматривающие
обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих
проявлений;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной, Е.К. Ривиной, Б.П. Юсова о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анкетирование педагогов, анализ продуктов детской деятельности;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 64 г. Белгорода.
Этапы исследования: Первый этап – (сентябрь 2016 г.) определение темы исследования, поиск литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и
методической литературы, определение научного аппарата исследования..
Второй этап – (октябрь 2016 г.) определение комплекса диагностических методик для изучения опыта работы педагогов, проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка полученных результатов.
Третий этап – (октябрь 2016 - апрель 2017 г.) проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
Третий этап – (апрель 2017 - май 2017 г.) - обобщение материалов и
результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Актуальность проблемы преодоления стереотипа в рисунках детей
старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что рисование как один из
видов изобразительной деятельности имеет большое значение для познания
мира, образного отражения действительности.
Через рисование ребенок стремиться передать полученные им впечатления, переживания, страхи и мечты. Анализ методической литературы по
проблеме преодоления стереотипа в рисунках старшего дошкольного возраста помогает отметить, что авторы, рассматривающие этот вопрос, в большинстве своем процесс преодоления стереотипа рассматривают с точки зрения
многообразия изображения (Н.Л. Стариченко).
Как отмечают Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко, Е.А. Флерина, Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, формирования эстетического интереса, эстетических
чувств, создания художественных образов.
Стереотип в рисовании или шаблон – это стереотипное изображение
привычных графических образов, т.е. представлений о том, как предмет должен быть изображен.
Тенденция к стереотипизации графических образов – одна из особенностей развития детского рисования. Запас графических образов необходим
ребенку для создания изображения. Важно, каким путем появился образ –
найден ли он ребенком в собственных поисках или же возник в результате
копирования готовых образцов. Важно, также, переносит ли ребенок графические образы из рисунка в рисунок, практически не изменяя их, а лишь дорисовывая отдельные детали, или же варьирует их, ищет новые способы
изображения.
Один из способов преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников выступает принцип многообразия изображения.50
Многообразие изображений является принципиальной основой изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности мы можем выделить три основных компонента, обеспечивающих многообразие создаваемого
художественного образа: окружающая действительность во всех своих связях
и отношениях; художественные средства языка изобразительного искусства,
с помощью которых человек может передать свои мысли и чувства в картине; сам художник с особенностями его психических и интеллектуальных
проявлений.
Так ученые Д.Е. Стариченко, Н.Л. Стариченко выделили пять способов
графического изображения и видения: условно-схематический, контурносхематический, конструктивно- пространственный, пространственно- практический и ассоциативно-тоновой, которые позволяют научить обучающего
применению различных методов и средств.
Авторы отмечают, что для получения оригинальных изображений ребенку необходимо овладение различными техниками, обогащение восприятия и представлений, а также формирование графических образов. Это в
свою очередь возможно при выполнении следующих педагогических условий:
1) обогащение представлений детей о разнообразии объектов окружающей действительности;
2) ознакомление с элементами языка изобразительного искусства;
3) обучение детей использованию различных средств выразительности и
изобразительным техникам.
Создаваемые в процессе обучения педагогические условия побуждают
детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы,
отражающие характерные черты изображаемых предметов, и преодолевать
стереотипы изображения в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по выявлению наличия стереотипов в рисунках старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ детский сад51
№64 г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании принимали участие 12
детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты критерии оценки детских рисунков на наличие стереотипов. Исследование заключалось в проведении двух заданий по сюжетному рисованию. По результатам проведения
высокий уровень выявлен у 1 ребенка (8,5%), средний уровень – у 4 ребят
(33,5%), низкий уровень показали 7 детей (58%). Это свидетельствует о том,
что в группе детей старшего дошкольного возраста наблюдается стереотипы
в работах. Дети не умеют использовать различные техники, у них слабо
сформированы представления о способах изображения одних и тех же предметов.
Исходя из результатов констатирующего этапа, нами было разработано
содержание образовательной работы по реализации педагогических условий
преодоления стереотипа в рисунках старших дошкольников на основе принципа многообразия изображений. Она включала в себя разработку перспективного тематического планирования НОД по изобразительной деятельности
(рисованию), игры-занятия для формирования представлений об объектах
окружающего мира и расширение знаний о них проводилось через знакомство с предметным окружением, наблюдения за объектами природы.
После проведения формирующего эксперимента был сделан контрольный этап эксперимента по заданиям констатирующего, подтвердивший эффективность предложенной нами работы.
Таким образом, доказана гипотеза исследования, выдвинутая нами в
процессе проведения исследования.5
Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания
// Революция - искусство - дети. Ч.2. / Сост. Н.П. Старосельцева. - М.:
Просвещение, 1998.
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников
в рисовании // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 2-6.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:
СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 80с.
5. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
6. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. С. 12-15.
7. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях
по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. -
№2. – С.11-14.
8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр
«Академия», 2000. - 344 с.
10.Доронова Т. От изобразительной деятельности – к «Художественному
творчеству» // Обруч: образовние, ребенок, ученик. – 2011. - № 3 - С.5-
8.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. – 280 с.53
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. –
СПб.: Питер, 2003. – 368с.
13.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
14.Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание. –
1999. - №2. – С. 13-15.
15. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества / В.А. Езикеева. – М., 1973. – 115 с.
16. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. –
М., 1968. – 187 с.
17.Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей:
Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007.
– 225 с.
18.Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких удивительных образов //
Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. – С. 58-63.
19. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид.
центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
20. Казакова Т.Г. Изобразительная Деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика, 1983. – 206 с.
21. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова.
– М., 1985. – 127 с.
22. КазаковаТ.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества/ Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
23. Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в
рисунках детей старшего дошкольного возраста // Проблемы
и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч.
конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 73-75.
24.Кольченко Е. Все дети талантливы: Этапы эволюции изобразительного
творчества детей // Искусство в школе. – 2000. - №4. – С. 7-11.54
25.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995. - 223 с.
26.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М: Мозаика-Синтез,2005. – 120
с.: цв.вкл.
27.Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1998. - №10.
– С. 65-68.
28.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. – 176с.
29. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
30.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е перераб
и доп. - М.: Просвещение, 1976. – 158с.
31. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
32. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1995. – 165 с.
33. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. –
М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
34. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 326 с.
35. Комарова, Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание, 1990. – № 6 – 44 с.
36.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методики руководства изобразительной деятельностью детей. – М.:
Просвещение, 1981. - 256 с.
37. Косминская В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства
и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Учеб-55
ное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. т 323 с.
38.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение;
Учебная литература, 1998. – 278 с.
39. Кудрявцев В., Синельников В. Ребѐнок — дошкольник: новый
подход к диагностике творческих способностей / Дошкольное воспитание. — 1995. - № 9. - С.52-59; № 10. - С.62-69.
40. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 2005.
41. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество у Детей / Г.В. Лабунская.
– М.: Просвещение, 1965. – 207 с.
42. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольниковсовременное состояние и перспективы развития / Интернет-доклад
//http://www.childpsy.ru/
43.Лук А.Н. Психология творчества.— М.: Наука, 1978. - 125с..
44.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2007. – 144 с.
45. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА». 2007. — 144 с.
46. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Художник в каждом ребенке. /
А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, „ М.: Просвещение, 2008. – 175
с.