ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Родительская компетенция: понятие и структура 7
1.2. Современные формы и методы развития компетенции родителей 12
1.3. Родительский клуб как форма организации взаимодействия с семьей в
условиях дошкольной образовательной организации 26
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО
КЛУБА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ результатов изучение родительской компетенции 34
2.3. Направления и содержание работы с родителями по средствам
родительского клуба 43
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Правительство Российской Федерации на период до 2025 года утвердило приоритетные направления семейной политики государства. Ими стали: традиционные семейные ценности и семейный образ жизни; возобновление, сохранение и увеличение традиционных духовнонравственных отношений и семейного воспитания; обеспечить условия для создания благополучного существования семьи; увеличение количества «ответственных родителей»; повысить авторитет старших в своей семье в частности и социуме, в общем, а также поддерживать и создавать каждой ячейке общества в социуме устойчивое положение по отношению к другим.
В настоящее время необходимо принимать комплексные меры для повышения родительской компетенции: привлекать родителей дошкольников к развитию общественной среды внутри дошкольной образовательной организации, поддерживать родителей в вопросах воспитания, здорового развития детей, и привлекать их для участия в общественной и образовательной деятельности учреждения.
Правильно и грамотно налаженная работа коллектива в родительском клубе позволит повысить компетенцию родителей в вопросах воспитания и развития детей, создать благоприятные и доверительные детско- родительские отношения, обеспечить право на личностное развитие способностей каждого ребенка, которое будет сформировано в контексте принятых в семье и социуме ценностей духовных, нравственных и культурных.
В статье 64 Федерального закона № 273 «Дошкольное образование» в пункте 3 прописано: «родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных 3 образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [26].
Международный термин «воспитание родителей», который существует в настоящее время, понимается, как помощь родителям в выполнении воспитательных функций собственных детей [20].
Изучая семейные задачи, можно сделать вывод, что консультации и советы необходимы не только лишь родителям детей «группы риска» или же проблемным семьям, на определенном рубеже ее становления они важны всякой семье в силу внутренних необходимостей и возрастающих притязаний социума к семье, как общественному институту [21].
Работа по воспитанию родителей основывается, во-первых, на необходимой помощи родителям, во-вторых, ребенку нужны грамотные и образованные родители, в-третьих, бесспорно, существует связь между воспитанием, а в частности его качеством, и общественными задачами социума.
Родительская компетенция - совокупность интегративных свойств личности родителя, включающих когнитивный, ценностно-мотивационный, чувственный и поведенческий составляющие, задаваемых по отношению к собственному ребенку, и важных для высококачественной реализации воспитательного влияния на ребенка [13].
Понятие «воспитание родителей» включает в себя вопросы, связанные с воздействием семьи на формирование ребенка как личности и его развитием в целом, а также, отношение семьи к социуму и культуре. Целью воспитания родителей считается создание этих возможностей, в которых они нуждаются как педагоги. Образование родителей должно, прежде всего, содействовать им в приобретении уверенности и решительности, увидеть собственные возможности и ощутить ответственность за своих детей. Воспитание родителей нужно рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, нацеленными на личность и взаимодействия между людьми, это в большей степени - просветительская работа, обращенная к сознанию человека....
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новой формы работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Следовательно, создание родительского клуба для повышения родительской компетенции актуальная тема, которая заслуживает внимания.
Нами охарактеризовано понятие родительской компетентции и выделены ее основные характеристики, проведено анкетирование родителей, на основе анализа полученных данных определена действенная форма работы с родителями, способствующую повышению компетенции, а именно родительский клуб. Решение указанных задач позволило реализовать цель исследования.
В данной работе мы изучили вопрос организации взаимодействия ДОУ и семьи по повышению родительской компетенции. И выяснили, что семья и дошкольные учреждения - два важных и равноценных по значимости института социализации детей, с различными воспитательными функциями, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ. Нужно использовать дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия с ДОУ, т.е. способы организации их совместной деятельности и общения, в нашем случае это родительский клуб, основная задача педагогов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.
1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. 2019. № 5. С. 139-141.
2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М., 2019. 147 с.
3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я. 2018. № 5. С.139-142.
4. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. Москва.: Линка - Пресс, 2004. 206 с.
5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: учеб. метод. пособие. Москва.: Педагогика, 1993. 38 с.
6. Арнаутова Е.П. Педагог и семья: учеб. метод. пособие. Москва.: Карапуз, 2002. 264 с.
7. Березин С.В.,ЛисецкийК.С., Голивкина Е.А. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г.Муравленко. Самара.: Издательство СГУ, 2005. 56 с.
8. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков.: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 216 с.
9. Бодалев А. А., СтолинВ.В. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. Москва.: Педагогика, 1989. 208 с.
10. Виноградова Н.А., ПанковаЕ.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва.: АЙРИС-пресс, 2008. 208 с.
11. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2019. 192 с.
12. Головина Г.Н. Семья - забота общая. Москва.: УЦ Перспектива, 2010. 136 с.
13. Гладкова Ю.А. Современный воспитатель в эпоху
образовательных реформ // Ребенок в дет. саду. 2014. № 3. С. 78-85.
14. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева. 2008. №5 2008. С. 106-112.
15. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 364 с.....50