ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 10
1.1. Понятие мультимедийной презентации как средства обучения 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 21
1.3. Особенности применения мультимедийной презентации как
средства обучения в детской школе искусств 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ
ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 34
2.1. Содержание мультимедийных презентаций для обучения
подростков по предмету «Музыкальная литература» 34
2.2. Технологические этапы создания мультимедийной
презентации по предмету «Музыкальная литература» 41
2.3. Анализ апробации мультимедийной презентации как средства
обучения подростков по предмету «Музыкальная литература» в детской школе искусств 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Приложение 1. Цикл мультимедийных презентаций по предмету «Музыкальная литература» в детской школе искусств (электронный вариант) 68
Приложение 2. Рисунки этапов создания мультимедийной презентации, диаграмм успеваемости (электронный вариант) 69
Приложение 3. Учебная программа «ПО.02.УП.03 Музыкальная литература» (электронный вариант) ; вопросы для письменных проверочных 70
Основными задачами детских школ искусств являются: формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература».
Предмет «Музыкальная литература» в учебном плане детской школы искусств является синтезирующим, объединяющим в себе знания и узкоспециальные, и общегуманитарные, он способен не только дать знания о музыке, но и с её помощью дать представление о мире, помочь молодому человеку ориентироваться в нём. Развитая мироориентация, под которой мы понимаем способность ориентации в окружающем мире на основе личностной картины мира, умение распознать и целенаправлять свою деятельность, необходима для успешной адаптации школьника в социуме.
В детских музыкальных школах музыкальную литературу изучают четыре года - с IV по VIII классы для групп с семилетним сроком обучения и с II по V классы для групп с пятилетним сроком обучения. В рамках данного курса формируется навык сознательного, эмоционального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а также умение грамотно излагать свои впечатления о них. Таким образом, музыкальная литература представляется тем самым предметом, который в большей степени способствует расширению слушательской аудитории, воспитывает ее эстетический вкус и потребности.
На уроках музыкальной литературы в детских музыкальных школах используют различные средства обучения, такие как: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, плакаты с фотографиями известных композиторов, звуковые аудиоцентры для воспроизведения музыкальных фрагментов и проведения музыкальных викторин, видеопроекторы для воспроизведения видеозаписей нужных фрагментов.
В последнее время большую популярность, как средство обучения набирают мультимедийные презентации. Так как они могут содержать в себе целый учебник или пособие, таблицы, фото, видео и звуковые примеры, а так же содержания докладов и задания различных видов сложности и деятельности что очень упрощает подбор и подготовку материала для урока со стороны учителя, ведь все задания и материалы для урока могут быть включены в единое слайд-шоу.
Использование мультимедийных средств обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения подростков, сделать усваиваемую ими информацию более наглядной. На практике учителям средних классов необходима интерактивность, научность, информативность, целесообразность используемого материала. Этим требованиям отвечают многие электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Мультимедиа технологии можно использовать как объяснительно-иллюстративное средство обучения, основной функцией которого является организация усвоения подростками учебной информации путем предоставления материала в наглядном виде, что дает наиболее его эффективное восприятие, усиливаемое благодаря визуальной памяти.
Мультимедийные презентации - это возможность подавать информацию в разных форматах, что делает усвоение учащимися материала наиболее продуктивным.
Экономия времени при использованию мультимедийных презентаций составляет в среднем 29% по сравнению с преподаванием без использования их, а кроме того, полученные учениками знания сохраняются в памяти значительно дольше...
Презентация, в общем смысле этого слова, в настоящее время является одним из ведущих средств обучения. Презентации различаются в зависимости от дисциплины и места использования а так же от состава аудитории и возраста слушателей. Они могут быть созданы как для самостоятельного изучения той или иной дисциплины, так и для обучения учащихся. Презентация может быть в виде видеоролика и служить в качестве рекламы продукта. Может быть создана для рассылки какой-либо информации для получателя. Также презентация может быть исполнена в виде приложения для мобильных телефонов и смартфонов. Чаще всего презентация включает в себя мультимедийные средства.
В широком смысле «Мультимедиа» означает набор информационных технологий, различные программные и технические средства, и ставит перед собой цель - наиболее эффективного воздействия на пользователя. Мультимедиа позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение и анимацию. Мультимедиа технологии позволяют пользователю работать с данными разных форматов, организованными в виде единой информационной среды. Одним из средств обучения используемых в образовательном процессе учащихся в средних классах является мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация - это эффективный метод представления учебного материала. Мультимедийная презентация представляет собой электронный документ содержащий в себе текстовую, аудио-, видеоинформацию. Основной единицей электронной презентации является слайд или кадр наполненный учебной информацией. Составление слайдов презентации выполняется в соответствии с требованиями. Таким образом мультимедийная презентация - это один из эффективных методов представления учебного материала, поэтому мультимедийную презентацию можно назвать современным средством обучения, которым должны пользоваться на уроках педагоги. Подбор эффективных и адаптированных средств обучения особенно важен в процессе обучения подростков, ведь подростковый возраст является одним из важнейших психических этапов развития человека. Он включает в себя как период завершения детства, так и плавный переход к юности. Во время подросткового периода у человека изменяется отношение ко взрослым, к детям более младшего возраста, но главное изменение происходит в отношении к самому себе, своей роли в этой жизни. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость, но в тоже время по-прежнему нуждается в помощи со стороны взрослых, защите и поддержке, в их оценке.
Подростковый возраст - это период полового созревания, в это время происходят физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуальною влечения, которые делают этот период еще более сложным.
Подросток выходит на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Иногда неадекватные представления о своих возможностях приводят к конфликтам с родителями и учителями, к протестному поведению. Для подросткового периода свойственны асинхронность, скачкообразность и дисгармоничность в развитии.
Главной задачей подросткового периода становится поиск своего места в обществе. Она решается общением, сознательным экспериментированием с собственными отношениями с другими людьми, поиском новых друзей, выяснением отношений, конфликтами и примирениями, сменой компаний.
Подросток учится формировать стратегии или способы преодоления проблем и трудностей...
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов,
А.Н. Щукин // - Москва: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андрюшина Т.В. Учебная компьютерная презентация [Текст] / Т.В. Андрюшина // Высшее образование в России. - Москва: Роспечать. - № 10, 2009. -С. 154-156.
3. Аранова С.В. Всерьез о проектировании педагогической презентации [Текст] / С.В. Аранова // Журнал «Universum: Вестник Герценовского университета». - Санкт-Петербург, 2008, вып. №9. - С. 28-32.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд, Д.Т. Байярд - Москва: Просвещение, 1991. - 199 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад // - Большая Российская энциклопедия - Москва, 2002. - 528 с.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Воронеж, 1995. - С. 228-244
7. Буторина, Н. И. Путинцева К.С. «Музыкальная литература» как учебный предмет детской музыкальной школы и применение музыкально¬компьютерных технологий [Текст] / Н. И. Буторина, К. С. Путинцева // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: материалы III Международной интернет-конференции, 14 октября - 7 ноября 2008 г. Екатеринбург, 2008. -
С. 84-87.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Том первый: Вопросы теории и истории психологии Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошенко [Текст] / Л.С. Выготский - Москва: Педагогика, 1982. - 488с.
9. Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С. Использование средств обучения на уроках химии [Текст] / Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С. - Москва: Просвещение, 1988. - 160 с.
10. Гульянц Е.И. Детям о музыке [Текст] / Е.И. Гульянц - Москва: Аквариум, 1996. - 388 с.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений под ред. В.Е. Клочко [Текст] / О.Б. Дарвиш - Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
12. Дерешко Б.Ю. Презентационное оборудование для образовательного процесса [Текст] / Б.Ю. Дерешко // Журнал «Телекоммуникация и информатизация образования». Москва, 2004. выпуск № 4. - С. 45-56.
13. Елистратова, Н.Н. Мультимедиа как средство информатизации образовательного процесса вуза и метод обучения [Текст] / Н.Н. Елистратова // Журнал «Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина». - Рязань: Монография, 2011. С - 251.
14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. [Текст] / И.Г. Захарова // Москва: Академия, 2005. - 198 с.
15. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // вып. №1; сост. и общ. ред. Л.М. Барембойма. Москва: Музыка, 1978. - С. 58-64...36