Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности политического дискурса в «третьих пространствах» социальных сетей в России

Работа №146059

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ТРЕТЬИХ ПРОСТРАНСТВАХ 12
1.1. Политический дискурс: сущность, специфика и особенности. 12
1.2. Соотношение понятий третьих мест и третьих пространств 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ТРЕТЬИХ ПРОСТРАНСТВАХ В РОССИИ 37
2.1. Специфика политического дискурса в третьих пространствах на примере социальной сети «Вконтакте» 37
2.2. Специфика политического дискурса в третьих пространствах на примере «YouTube» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69


Актуальность темы исследования. Изучение политического дискурса в третьих пространствах на сегодняшний день стало еще более злободневной темой ввиду коренных изменений, затронувших как феномен самого политического дискурса, так и третьи пространств.
Ученые разных стран проявляют неподдельный интерес к проблеме изучения сущности политического дискурса и языка политики в целом. Неоспорим тот факт, что политика достаточно давно стала неотъемлемой частью жизнедеятельности человека как офлайн, так и онлайн. Многие исследователи уже давно говорят о консолидации виртуального мира и мира политического. Например, Д.Н. Песков рассматривает Интернет как политический институт и как «политическое поле», позволяющее взаимодействовать различным акторам между собой. В результате со временем полноценно оформились официальные страницы политиков, политические порталы и сайты, новости, политические блоги, форумы и т.д. Несмотря на это политика проявилась в сфере, несвязанной с ней изначально, и придала политический статус проблемам, темам и явлениям, изначально таковым не обладавшим. Основной целью исследования является выявление особенностей, специфики и содержания политического дискурса в неполитических онлайн-местах – третьих пространствах.
Сочетание третьих пространств и политического дискурса привело к тому, что погружение в виртуальную реальность стало носить в том числе и политический характер. Интернет-пользователи становятся невольными участниками политических процессов, не идентифицируя себя в качестве таковых. Несовершенство теоретической базы, которое делает невозможным всестороннее изучение данного феномена, обуславливает необходимость проведения исследований в рамках темы. Более того, разброс мнений в академической среде на тему дискурса, его видов, функций и методов исследования является наиболее серьезным аргументом, подтверждающим интерес к проблеме.
Результаты анализа политического дискурса в третьих пространствах на примере российских социальных сетей позволят понять политические предпочтения и потребности людей, выявить их отношение к государству и политике, а также мотивацию участия в ней, определить наиболее важные и актуальные политические темы или проблемы среди граждан. Более того, потребность в исследовании также подтверждается необходимостью выявления рисков, последствия от которых могут быть самые разнообразные: недоверие со стороны населения, изменения в политическом поведении и гражданском сознании, рост конфликтной и протестной активности, потеря легитимности и т.д.
Для нашей страны эта тема достаточно актуальна, поскольку ввиду происходящих мировых событий, важно понимать современные политические интернет-процессы и оценивать их влияние на общество, в том числе в контексте российской реальности. Исследования в рамках данной проблемной сферы могут быть полезны для разработки политических стратегий, поскольку для эффективного управления и поддержания стабильности, ради будущего российского общества в целом, государству необходимо учитывать гражданские настроения, выразителями которых в частности и выступают третьи пространства.
Степень научной разработанности
Впервые виртуальные сообщества появились в центре внимания американского социолога Г. Рейнгольда и были изучены им в 1993 году. Он исследовал интернет-сообщества, отмечая их политическую значимость . Также особое внимание социальным сетям уделял в своих работах Б. Уэллман.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были концептуализированы такие понятия как «дискурс», «политический дискурс», «политический интернет-дискурс», «третьи места» и «третьи пространства», были определены основные структурные компоненты и содержательные характеристики.
Р. Ольденбург в своей основной работе описал ценность мест неформального общения (третьих мест) с целью совместного досуга и отдыха. С появлением Интернета концепт третьих мест был расширен и сегодня третьи пространства представляют собой виртуальные неполитические сообщества по интересам. Однако на сегодняшний день справедливо констатировать, что третьи пространства не являются привычными площадками для коммуникации и отдыха ввиду того, что политика распространила свое влияние в том числе и на эту сторону нашей жизни. В результате дискурс-анализа видеоматериалов, постов и комментариев были определены основные особенности политического дискурса в третьих пространствах. Среди основных можно выделить следующие:
1. Одним из основных результатов данного исследования является факт, доказывающий наличие политических разговоров в третьих пространствах;
2. Политические дискуссии онлайн происходят между теми членами общества, между которыми в реальной жизни таковые бы не состоялись, соответственно, повышается охват вовлеченной аудитории;
3. Справедливо отметить тематическую привязку обсуждаемых проблем к направлению сообщества или канала, однако нередки резкие внеконтекстные политические вставки;
4. Многие из обсуждаемых в третьих пространствах проблем не находят отражения в официальном политическом дискурсе в том числе по причине их маргинальности. К таким можно отнести проблемы женских прав, цен на автомобили, русского национализма и т.д. Соответственно, третьи пространства можно концептуализировать в качестве альтернативных медиа;
5. Третьи пространства могут являться как выразителями различных представлений граждан, что подтверждается обратной связью от пользователей, так и оказывать значительное влияние на их формирование;
6. Масштабность, поскольку именно интернет позволяет широкому кругу людей выражать различные точки зрения, не опасаясь последствий, и участвовать в политических дискуссиях ввиду удобного формата взаимодействия и отсутствия аналогичных площадок офлайн;
7. Потенциал политической мобилизации граждан в том числе протестной (призывы в онлайн-сообществах проголосовать за кандидата/инициативу или решение самого владельца блога баллотироваться на выборах, например И. Варламов* , который объявлял о своем желании баллотироваться в мэры Омска и Москвы);
8. Манипулятивный характер воздействия, т.к. зачастую в третьих пространствах политика преподносится неоткрыто, задействуя различные инструменты воздействия на сознание пользователей (фейковые новости, повторы, эмоциональность, фрейминг и т.д.);
9. Третьи пространства являются полноценной площадкой для информационных войн, о чем говорят некоторые из проанализированных комментариев, оставленных нарочно в форме вброса с целью провокации и вызова бурных обсуждений;
10. Еще одним очевидным эффектом политического дискурса в третьих пространствах является формирование идеологических эхо-камер, транслирующих определенные установки и ценности;
11. Непрофессионализм авторов, формирующих политическую повестку дня в третьих пространствах, приводит к распространению недостоверной информации (что в случае антироссийских позиций может расцениваться как угроза информационной безопасности);
12. Среди особенностей также справедливо отметить, что для «Вконтакте» характерны патриотические ценностные ориентации, а «YouTube», в свою очередь, более оппозиционно настроенный.
...


1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
2. Бадмацыренов Т. Б. "Третье пространство", "эхо-камеры" и онлайн-сообщества: воспроизводство политических идеологий в социальных сетях/Т. Б. Бадмацыренов, Ф. В. Хандаров, А. Б. Цыденов // Политическая наука, 2021,N № 1.-С.183-204.
3. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. 469 с.
4. Бахтин М. М. Слово в романе/ М.М. Бахтин. – СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; М.: ООО «Книга по требованию», 2017. – 229 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин: [сб. избр. тр.] / [Прим. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. - Москва: Искусство, 1979. - 423 с.
6. Белозерова Н.Н. Когнитивные модели дискурса: учебное пособие для студентов и аспирантов лингвистических и филологических факультетов вузов: рек. УМО вузов РФ / Н. Н. Белозерова, Л. Е. Чуфистова; Тюменский гос. ун-т, Ин-т филологии и журналистики. - 2-е изд. - Тюмень: ТюмГУ, 2013.-256с
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 448 с.
8. Блинова О. А. Мультимодальность в сетевом политическом дискурсе : интернет-мемы о независимости Шотландии / О. А. Блинова // Научный диалог. — 2019. — № 10. — С. 79— 93
9. Богданов В. В. Текст и текстовое общение / В. В. Богданов. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1993. – 68 с.
10. Богданов В. В. Текст и текстовое общение / В. В. Богданов. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1993. – 68 с.
11. Бодрийяр Ж. Система вещей: Перевод с фр. С.Н. Зенкина/ Ж. Бодрийяр/. М.: Рудмино, 2001 – 224 с.
12. Борботько В.Г.Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике: монография/В. Г. Борботько. – 4-е изд. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 288 с.
13. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым, Д. Лахути. М.: Изд-воиностр.лит., 1958. 133 с.
14. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования/ Б.М. Гаспаров/. М.: “Новое литературное обозрение”,1996.— 352 с.
15. Грачев М. Н. Политика: коммуникационное измерение: Монография / М. Н. Грачев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. - 171 с.
...
71 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ