Аннотация
Введение 5
1 Анализ подходов к формирования и хранению электронных версий учебно- методических комплексов дисциплин 7
1.1 Понятие электронных учебно-методических комплексов дисциплин 7
1.2 Актуальность разработки для Российского государственного
профессионально-педагогического университета 8
1.3 Анализ положений университета по формированию компонентов учебно-
методического комплекса дисциплин 9
1.4 Описание процедуры формирования учебно-методических комплексов до
использования модуля 15
1.5 Описание существующей информационной системы «Электронные
учебно-методические комплексы дисциплин» университета 20
1.6 Анализ литературы и интернет-источников 24
1.6.1 Анализ интернет-источников 24
1.6.2 Анализ аналогичных систем и модулей 26
1.7 Выводы по первой главе 26
2 Описание модуля формирования 29
2.1 Подготовка необходимых справочников и данных для работы модуля ... 29
2.2 Описание документа «Обеспеченность дисциплины» для формирования
рабочих программ в соответствии со структурой рабочих программ 32
2.2.1 Распределение дисциплин по кафедрам 32
2.2.2 Заполнение основных сведений 35
2.2.3 Просмотр учебных планов 37
2.2.4 Заполнение раздела «Цели и задачи» 38
2.2.5 Заполнение раздела «Знания, умения, навыки» 39
2.2.6 Заполнение раздела «Структура и содержание дисциплины» 41
2.2.7 Заполнение раздела «Место дисциплины» 43
2.2.8 Образовательные технологии и оценочные средства 45
2.2.9 Заполнение раздела «Учебно-методическое и информационное
обеспечение» 46
2.2.10 Заполнение раздела «Программное обеспечение и интернет-
ресурсы» 48
2.2.11 Заполнение раздела «Материально-техническое обеспечение
дисциплины» 49
2.2.12 Вопросы для промежуточной аттестации и формирования пакета экзаменатора 49
2.3 Проверка документа «Обеспеченность дисциплины» и вывод информации
о наполненности документа в документе «Учебный план» 51
2.4 Формирование рабочей программы и фонда оценочных средств 54
2.5 Описание процедуры формирования учебно-методических комплексов с
использованием модуля 56
2.6 Организация процедуры хранения 58
2.7 Апробация и внедрение в университет 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 66
Любая дисциплина в учебном процессе нуждается в методическом обеспечении. Одним из примеров такого обеспечения является учебно- методический комплекс дисциплины (УМКД), который содержит в себе большой объем информации о методическом обеспечении дисциплины. В связи с чем возникает вопрос автоматизации и упрощения процесса его создания и обновления, а также систематизированного централизованного хранения УМКД и доступа к ним различных категорий пользователей.
Большой нагрузкой для профессорско-педагогического состава любого образовательного учреждения является процесс формирования методической документации: составление рабочих программ дисциплин, формирование методических рекомендаций и указаний для осуществления определенного вида учебной работы студентами, но есть еще рутинные операции, связанные с поиском данных в учебных планах, а именно информации, касающейся объема учебной работы по дисциплине, форм контроля, распределения по семестрам, с распределением компетенций, формируемых у студентов в результате обучения по данной дисциплине.
В Федерльном государственном автономном учреждении высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) используется информационная система «1С: Учебная часть», построенная на платформе «1С: Предприятие 8.2», которая содержит документы, необходимые для получения такой информации. Эти данные можно использовать при создании УМКД, что значительно упростит процесс создания, ведь профессорско-педагогическому составу не придется сверять большие объемы информации «вручную». В этом случае работа педагога будет направлена лишь на наполнение методической части УМКД.
На данный момент участники образовательного процесса, взаимодействующие с УМКД, вынуждены выполнять большинство операций «вручную», потому что процесс либо не автоматизирован, либо автоматизирован несущественно. Необходимо по возможности наиболее полно автоматизировать процесс создания и обновления УМКД.
Объектом исследования является процесс формирования, учета и хранения УМКД РГППУ.
Предметом исследования является автоматизация процесса формирования, учета и хранения учебно-методических комплексов дисциплин.
Цель исследования — разработать модуль формирования, учета и хранения электронных версий УМКД с возможностью экспорта данных в электронную информационно-образовательную среду РГППУ.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
• провести анализ существующих положений о рабочих программах и фондах оценочных средств, утвержденных РГППУ;
• произвести анализ существующих информационных систем, реализующих возможность управления учебно-методической документацией с целью определения функциональных возможностей и требований, предъявляемых к разрабатываемому программному обеспечению;
• определить содержание разделов, необходимых для размещения данных по УМКД;
• разработать компоненты в «1С: Учебная часть», необходимые для работы программного модуля;
• разработать возможность размещения файлов и экспорта данных в электронной информационно-образовательной среде РГППУ.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан модуль формирования и хранения учебно-методических комплексов дисциплины. Данный модуль позволяет облегчить работу профессорско-преподавательского состава по методическому обеспечению каждой изучаемой дисциплины университета.
Так же в ходе работы был проведен анализ положений РГШ1У по составлению рабочих программ и фонда оценочных средств, которые входят в состав учебно-методических комплексов дисциплин. Были проанализированы приказы министерства образования и науки Российской Федерации, а также сайт Национального аккредитационного агентства в сфере образования.
При выполнении выпускной квалификационной работы была использована информационная система «1С: Учебная часть», которая базируется на платформе 1С: Предприятие 8.2 и активно используется сотрудниками университета.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты следующие задачи:
• провести анализ существующих положений о рабочих программах и фондах оценочных средств, утвержденных РГППУ;
• произвести анализ существующих информационных систем, реализующих возможность управления учебно-методической документацией с целью определения функциональных возможностей и требований, предъявляемых к разрабатываемому программному обеспечению;
• определить содержание разделов, необходимых для размещения данных по УМКД;
• разработать компоненты в «1С: Учебная часть», необходимые для работы программного модуля;
• разработать возможность размещения файлов и экспорта данных в ЭИОС РГППУ.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы для созданного модуля формирования и хранения учебно-методических комплексов дисциплин была разработана подробная инструкция по использованию модуля и сохранению рабочих программ и фонда оценочных средств.
После разработки модуля формирования и хранения учебнометодических комплексов дисциплин была проведена апробация в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе трехмесячной апробации была выявлена потребность состава в данном модуле. После составления рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств их можно двумя щелчками загрузить на файловый сервер университета, чтобы студент смог получить к ним доступ из сети Интернет.
1. 1С — От простого к сложному доступным языком [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://helpf.pro/faq8/view/122.html (дата обращения: 20.05.2018).
2. Асатрян А. А. Методическое пособие по эксплуатации крупных информационных систем на платформе «1С: Предприятие 8» [Текст] / А. А. Асатрян, А. Б. Голиков, Д. А. Морозов, и др. —2-е изд. — Москва: 1С- Паблишинг, 2017. — 331 с.
3. Беляев М. И. Особенности и проблемы разработки учебных материалов для электронных учебно-методических комплексов дисциплин [Текст] / М. И. Беляев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2011. — №2. — С. 93-101.
4. Ввод на основании (программно) — Форум.Инфостарт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://forum.infostart.ru/forum8/topic53969/ (дата обращения: 21.05.2018).
5. Ввод на основании программно? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mista.ru/topic.php?id=537287 (дата обращения: 22.05.2018).
6. Габец А. П. Реализация прикладных задач в системе «1С: Предприятие 8.2» [Текст] / А. П. Габец, Д. В. Козырев, Д. С. Кухлевский, и др. — Москва: 1С-Паблишинг, 2017 — 714 с.
7. ИТО-Ростов-2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ito.edu.rU/2010/Rostov/V/1/V-1-6.html (дата обращения: 09.04.2018).
8. Кашаев С. М. 1С: Предприятие 8.3. Программирование и визуальная разработка на примерах [Текст] / С. М. Кашаев. — Санкт-Петербург: БХВ- Петербург, 2015. — 336 с.
9. Кашаев С. М. Программирование в 1С: Предприятие 8.3 [Текст]: учебное пособие / С. М. Кашаев. — Москва: Питер, 2014. — 304 с.
10. О практике обучающихся [Текст]: Положение от 26.06.2017 г. № 01- Р/761П утвержденное протоколом решения Ученого совета университета от 26.06.2017 № 10/416. — Екатеринбург: РГППУ, 2017. — 15 с.
11. О разработке рабочей программы дисциплины (модуля), практики [Текст]: Положение от 28.06.2016 г. № 01-Р/689П утвержденное протоколом решения Ученого совета университета от 27.06.2016 № 10/406. — Екатеринбург: РГППУ, 2016. — 25 с.
12. О разработке фонда оценочных средств по дисциплине (модулю), практике [Текст]: Положение от 26.09.2016 г. № 01-Р/705П утвержденное протоколом решения Ученого совета университета от 26.09.2016 № 1/407. — Екатеринбург: РГППУ, 2016. — 20 с.
13. Основы работы в программах «1С: Предприятие» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.klerk.ru/soft/articles/358924/ (дата обращения: 24.05.2018).
14. Ощенко И. А. Азбука программирования в 1С: Предприятие 8.2 [Текст] / И. А. Ощенко. — Москва: БХВ-Петербург, 2013. — 272 с.
15. Об утверждении Порядка организации и осуществления образова
тельной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс]. — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367. — Режим доступа:
https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B 5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/5242/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/415 8/ Prikaz_%E2%84%96_1367_ot_19.12.2013.pdf (дата обращения: 01.06.2018.)....31