Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 студентов в возрасте от 18 до 24 лет.
Введение 3
1. Профессиональное самоопределение 6
1.1 Профессиональное самоопределение старшеклассников 7
1.2 Проблемы выбора профессии 11
Выводы к разделу 1 14
2. Профессиональное самоопределение в ситуации смены профессии 15
2.1 Причины смены профессии 18
2.2 Психологические ресурсы профессионального самоопределения 20
Выводы к разделу 2 21
3. Анализ исследований особенности профессионального самоопределения личности 23
3.1 Различия между сферой профессиональных интересов и стилем саморегуляции 26
3.2 Влияние стиля саморегуляции поведения на сферу профессиональных интересов 32
Вывод к разделу 3 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39
С детства людям говорят, что самое важное в жизни это найти свою профессию, свою профессиональную дорогу в жизни. Такой сложный и ответственный выбор предоставляется людям, которые мало ознакомлены с профессиями, со своими ресурсами, с самими с собой.
Многие подростки не готовы в 17 лет решать кем и где они будут работать. Чаще всего они ещё не знают кто они, они не знают своего потенциала, способностей, многие не понимают своих желаний, а например путают их с навязанным мнением родителей. Из-за этого подростки делают неправильный выбор и становятся плохими специалистами. Немногие из них смогут понять себя и пойти туда, где им место. Чаще всего это происходит в осознанном возрасте, но не всегда. Иногда люди даже во взрослом возрасте не могут добиться этого. Из-за чего в будущем может произойти навязывание выбора детям. В современном мире есть множество возможностей помочь школьникам найти себя, знать свои о своих способностях, сделать непростой выбор.
Актуальность проблемы. Проблема профессионального самоопределения является важной и актуальной, так как она непосредственно связана с успехом и качеством жизни каждого человека. Неверный выбор профессии может стать причиной недостатка в наличных средствах, низкой самооценки и неудовлетворенности жизнью.
Кроме того, сегодняшний рынок труда очень конкурентный, и правильный выбор профессии становится вопросом жизненной важности.
Начиная со школьного возраста, многие люди сталкиваются с дилеммой выбора будущей профессии. Они должны принять решение, которое будет являться отправной точкой для дальнейшей карьеры и влиять на их профессиональный и личностный рост. Неудачный выбор профессии может негативно повлиять на достижение жизненных целей и не дать возможности реализовать свой потенциал, что также может увеличить собственную и общественную нагрузку и привести к социальной неустойчивости.
Поэтому изучение проблемы профессионального самоопределения имеет большое значение для развития личности и общества в целом.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предметом исследования являются психологические особенности профессионального самоопределения личности.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить психологические особенности профессионального самоопределения личности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
2. Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста.
3. Рассмотреть психологические особенности влияющие на выбор профессии личности.
4. Рассмотреть причины смены профессии со стороны психологических особенностей людей.
5. Рассмотреть благоприятные условия для формирования профессиональное самоопределения.
Гипотезы:
1. Существует взаимосвязь стиля регуляции поведения со сферами профессиональных интересов.
2. Для разных сфер профессиональных интересов выражен разный стиль саморегуляции поведения/
Характеристика выборки:
В ходе исследования было опрошено 50 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Из которых женщин – 27 человек (54%), мужчин – 23 человека (46%).
Из них 18 (36%) третьекурсники, 12 (24%) первокурсники, 22 (22%) второкурсники и 9 человек (18%) четверокурсники.
В данном исследовании мы применяли методики:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой.
Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности) В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.
2. Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся.
Методика определения профессиональных предпочтений предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Опросник позволяет определить предрасположенность человека к деятельности в сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми.
В данной работе мы использовали 2 метода исследования:
1. Метод ранговой корреляции Спирмена. С помощью данного метода можно определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
2. U-критерий Манна-Уитни. Это непараметрический статистический критерий, использующийся для сравнения выраженности показателей в двух несвязных выборках.
В ходе работы были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Поставленная в работе цель: выявить психологические особенности профессионального самоопределения личности – достигнута.
Также были изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы.
Профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
Школьникам, и молодежи в целом, предоставляется слишком мало информации о возможностях профессиональной ориентации, о организациях и учреждениях, в которых можно получить консультации по поводу выбора профессии. Это доказывают множество психологов в исследованиях, о которые мы разбирали в данной работе. Они нуждаются в помощи со стороны родителей, психологов и педагогов. В связи с этим в условиях современного информационного пространства необходимо создавать специализированные образовательные программы для старшеклассников, включающие методики формирования навыков самоопределения с целью усиления самостоятельности учащихся в обоснованном выборе будущей профессиональной деятельности.
Если не оказывать должной помощи вовремя, то в будущем эти люди могут столкнуться с еще одной проблемой как смена профессии. Феномен сознательной смены профессии характеризовался двумя группами факторов: внешними (социально-экономическими) и внутренними (психологическими), определялась как форма преодоления кризисной ситуации трудовой жизни.
Мы рассматривали взаимосвязь профессиональной сферы личности и саморегуляции и пришли к выводу, что между профессиональной сферой личности и способом саморегуляции существует тесная взаимосвязь.
Несмотря на то, что два этих сложных социально-психологических феномена начали изучаться еще во второй половине двадцатого века, исследования об их взаимосвязи стали проводиться относительно недавно. Как следствие, доказательства тесной взаимосвязи этих явлений не так много. Как правило, исследуется что-то одно.
Выявленные закономерности подтверждают результаты ранее проведенных экспериментов и позволяют сделать некоторые общие выводы относительно взаимоотношений между выгоранием и мотивационной сферой личности:
1. Полученные результаты указывают на существование двусторонних отношений между профессиональной сферой и способом саморегуляции.
2. Саморегуляция напрямую зависят от тех установок, которые присущи в профессиональной деятельности каждому человеку.
3. В содержательном плане трансформация компонентного и структурного состава профессиональной сферы личности через анализ направленности личности, ее психологических особенностей и умения регулировать деятельность.
4. Специфика влияния саморегуляции характеризуется снижением роли вторичных проявлений личности в пользу профессиональной сферы.
1. Арскиева З.А. Профориентационная деятельность как фактор, влияющий на выбор профессии выпускников школы // МНКО. 2018. №4 (71).
2. Батурина Н.В., Плакида Е.И. Значение психологических ресурсов личности при смене профессии : сборник статей Международной научно-практической конференции (15 июня 2018 г, г. Тюмень). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. – 121 с.
3. Башмакова А. С. Исследование ошибок в выборе профессии: социально-психологический анализ / А. С. Башмакова // Современная прикладная психология: теория и практика : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 19–20 апреля 2017 года / Редколлегия Т.Н. Мельников [и др]. Ответственный редактор Н.Т. Колесник. – Москва: Московский государственный областной университет, 2017. – С. 24–28.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы; Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Москва: ЭКСМО, 2015. 576 с.
5. Болодурина И. П., Ханжина Н. В. Управление профессиональным самоопределением при трудоустройстве выпускника вуза на основе решающих деревьев // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 15-22.
6. Вандакурова Е. В. Управление профессиональным самоопределением студентов / / Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 8. С. 36-37.
7. Васюра С. А., Кузьмина О. В. Мотивы выбора профессии у старшеклассников с разным отношением к прошлому, настоящему и будущему // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21).
8. Гришенко Н. А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психол. журнал. 2021. № 1. С. 99
9. Гурьянчик В.Н. Социально-психологические проблемы выбора профессии : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 263 с.
10. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219.
11. Железная А. Б. Психологические особенности учащихся школ в структуре выбора профессионального пути / А. Б. Железная // Интеллектуальный капитал и инновационное развитие экономики, науки и образования : монография. – Пенза : "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 137–145.
12. Заводчиков Д. П. Пространственно-временные характеристики самоосуществления субъекта в профессионально-образовательном пространстве: теоретико-методологические предпосылки // Образование и наука. 2013. № 1 (3). С. 14-25.
13. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва: Академический проект, 2008. 336 с.
14. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258-263.
15. Ивушкина Я. А. Причины повторного профессионального выбора молодежи в современном обществе / Я. А. Ивушкина // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-петербургские социологические чтения : сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2018. – С. 614–617.
16. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
17. Крупецкая Е. С. Психологическические основания к смене профессии у взрослого человека / Е. С. Крупецкая // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : Сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. : Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2018. – С. 58–65.
18. Кузёмина Е. Ф., Кабанова С. В. Неизменность выбора в непредсказуемом мире // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26).
19. Ломовцева Л. В. Психологические аспекты выбора будущей профессии / Л. В. Ломовцева, Н. С. Терешкина, Н. Н. Даугела // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2017. – № 1(3). – С. 62–64.
20. Малинецкий Г. Доклад о перспективах РФ / Nano News Net/ Опубликовано 30 июня, 2009 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nano-newsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf (дата обращения 15.09.2017).
21. Манашенкова Т. В. Психологические особенности профессионального самоопределения юношей и девушек / Т. В. Манашенкова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 5.1(20). – С. 294–296.
22. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 448 с.
23. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 7 мая 2020 г.). [Электронный ресурс]. – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2020. – 98 с.
24. Пахомова Е. А. Система государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 9-15.
25. Плеханова Н.П., Подымахина К.Т. Профессиональное самоопределение взрослых в ситуации смены профессиональной деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 2А. С. 254–266.
26. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: УРАО, 2002. 160 с.
27. Подымахина, К. Т. Карьерные ориентации взрослых в ситуации смены профессии / К. Т. Подымахина // Наука и инновации XXI века : Сборник статей по материалам VI Всероссийской конференции молодых ученых, в 3 т., Сургут, 27 сентября 2019 года. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2020. – С. 197-200.
28. Пожарская Е. Л. Психологические особенности профессионального самоопределения и ценностные ориентации молодежи на этапе профессионального обучения в высшей школе / Е. Л. Пожарская, Н. А. Дебердеева // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5. – № 4. – С. 191–198.
29. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – 6-е издание, стереотипное. – Москва : Издательский центр "Академия", 2013. – 496 с.
30. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Москва: Питер, 2012. 224 с.
31. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъек-тности человека // Проблемы общения в Интернете и форумные ролевые игры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slo-bodchikov.html (дата обращения: 20.06.2017).
32. Товмасян А. С., Кулагина И. Ю. Психологические условия изменения профессионального самоопределения в молодости : Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам ХLVI студенческой международной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2021. – № 11 (46) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(46).pdf
33. Усольцева В. В. Мотивация выбора профессии представителями разных поколений в России (на примере представителей сферы образования) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2020. -№07. -С. 99–101 с.
34. Хуторянская Т. В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. 2018 №2.