Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты понятия статуса несовершеннолетних иностранных граждан 11
1.1 Понятие правового положения и трудового статуса несовершеннолетних иностранных граждан в законодательстве России 11
1.2 Приобретение трудового статуса несовершеннолетними гражданами иностранных государств 16
1.3 Условия приема на работу несовершеннолетних иностранных граждан 20
Глава II. Особенности реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан26
2.1 Права и обязанности несовершеннолетних иностранных граждан в процессе трудовой деятельности 26
2.2 Специфика и особый режим трудовой деятельности несовершеннолетних граждан иностранных государств 32
2.3 Механизмы защиты трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в России 35
2.4 Международный опыт стран СНГ в реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан 40
Заключение 52
Библиографический. список 59
Актуальность темы исследования. В современном государстве общественная ценность труда признается, как целесообразная деятельность человека (коллектива, общества), направленная на создание материальных и духовных благ. Труд имеет особую ценность и для каждого человека (как совершеннолетнего, так и несовершеннолетнего, поскольку является основным источником и условием существования и всестороннего развития человека, способным удовлетворить множество потребностей, лежащих вне его трудовой деятельности.
Особо актуальными являются вопросы реализации и защиты конституционного права на труд в период нестабильной экономической ситуации в стране, так как это ведет к снижению государственных доходов на социальные нужды и поэтому отрицательно сказывается на уровне жизни граждан.
В этих условиях особое значение приобретает вовлечение в гражданский оборот и трудовую деятельность не только взрослых, но и несовершенных граждан, как собственных, так и иностранных. Согласно официальным статистическим данным Минэкономразвития, в нашем Отечестве этот процесс имеет положительную тенденцию к развитию. По крайней мере с середины 2022 года количество самозанятых несовершеннолетних в России увеличилось почти в два раза. Сегодня их количество составляет примерно 77 тыс. чел. Так, если в августе 2021 года насчитывалась 41 тысяча самозанятых в возрасте 14-17 лет, то летом 2020 года этот показатель был на уровне 17,5 тысяч.
К сожалению, количество иностранных несовершеннолетних граждан среди занятых трудовой деятельностью в вышеуказанной статистике не выделяется.
Как известно, на территории России имеют право работать иностранные граждане, прибывшие из зарубежных стран. Речь идет об Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизия, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Следует заметить, что на территории России право трудиться имеют только те иностранные граждане, которые прибыли из государства, с которым у Российской Федерации заключен специальный договор о трудоустройстве.
Наряду с этим, Армения, Казахстан и Киргизия входят в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), что дает их гражданам особые привилегии для занятия трудовой деятельностью в России. Им не нужен патент для работы. Попутно заметим, что в миграционных потоках из разных стран соотношение мужчин и женщин различается. Доля мужчин наиболее высокая среди мигрантов, прибывающих из Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана. В отличие от потоков из других стран постсоветского пространства, украинская и молдавская миграция имеют ярко выраженное лицо: половина мигрантов из Молдовы - женщины (49,9%), а среди мигрантов из Украины женщины составляют большинство - 54,6%.
Юридическим основанием правового положения иностранных граждан в России является ст. 62 Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Законодательство России не выделяет несовершеннолетних иностранных граждан в качестве отдельной категории субъектов правоотношений. Они пользуются равными правами и выполняют обязанности наряду с несовершеннолетними гражданами Российской Федерации. Права и законные интересы детей защищаются в Российской Федерации вне зависимости от их гражданства. Однако это не означает, что правовой статус иностранных несовершеннолетних граждан не имеет своих особенностей.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
Однако в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. В данном законе отмечается, что такой порядок не распространяется на конкретные категории иностранных граждан. Но если несовершеннолетний иностранный гражданин не подпадает под такие категории, то он может быть принят на работу на территории России до достижения им 18 лет.
В этом и состоит актуальность исследования. Эта актуальность усиливается еще и тем, что на практике до сих пор по проблеме регламентации труда несовершеннолетних иностранных граждан существуют проблемы и ведутся различные дискуссии среди ученых-правоведов.
Степень разработанности темы исследования. Различным аспектам данной темы посвящены труды многих ученых-правоведов, в частности:
И.Г. Евсеева, Е.Ю. Зинченко, А.В. Кухарева , М.В. Никитского , А.Е. Радченко, Г.М. Сарбаева, К.Г. Угличина, Е.В. Франца , Е.Н. Хазова, Э.Н. Эриашвили и др.
Например, А.В. Кухарева, Г.М. Сарбаева, Э.Н. Эриашвили в статье на тему «Международно-правовое регулирование труда несовершеннолетних работников» указывают, что на сегодняшний день вопрос правового регулирования труда несовершеннолетних имеет важное значение в система трудовых правоотношений. Более того, одной из основных задач любого государства должна являться задача по совершенствованию трудового законодательства в части, регулирующей труд несовершеннолетних. Несовершеннолетние – это подрастающее поколение, от которого зависит будущее всей цивилизации. Соответственно, необходимо грамотно и правильно использовать труд данной категории населения с тем, чтобы извлечь максимальный результат, с минимальной вероятностью наступления негативных последствий для здоровья несовершеннолетних.
В статье И.Г. Евсеева, М.В. Никитского, Е.Ю. Зинченко, Е.Н. Хазова «Особенности правового положения несовершеннолетних мигрантов» отмечается недостаточный уровень правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов в Российской Федерации и предлагается авторская классификация этой категории мигрантов с опорой на положения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и подробно рассматриваются актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних мигрантов.
Но при всех достижениях в научном анализе изучаемой проблемы все же именно реализация трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан освещена недостаточно и требует дальнейшего более глубокого изучения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования включает в себя правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации.
Целью исследования является проблема реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
осветить общую характеристику трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в России;
рассмотреть национальное и международное нормативно-правовое регулирование трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан;
выявить проблемные аспекты нормативно-правового регулирования трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан;
проанализировать практику привлечения несовершеннолетних иностранных граждан к труду на территории Российской Федерации;
исследовать зарубежный опыт привлечения несовершеннолетних иностранных граждан к труду;
предложить пути решения обнаруженных проблем нормативно-правового регулирования в деле реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан.
Теоретическая основа исследования представляет собой труды отечественных авторов по теории государства и права, конституционному праву трудовому праву, гражданскому праву и международному праву. В ходе данного исследования учитывались также положения ученых-правоведов, изложенные в научных статьях, материалах международных и российских конференций, диссертационных исследованиях, а также в монографиях:
И.Г. Евсеевой, Е.Ю. Зинченко, А.В. Кухаревой, М.В. Никитского,
А.Е. Радченко, Г.М. Сарбаевой, К.Г. Угличиной, Е.Н. Хазовой, Н.Д. Эриашвили.(
Нормативная правовая основа исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «Гражданский кодекс Российской Федерации» «Трудовой кодекс Российской Федерации» , а также международное договоры, включая конвенции Международной организации труда и др.
Методологическую основа исследования составили общенаучные методы познания: методы аналогии, анализа и синтеза; а также частноправовые методы исследования: системно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Научная новизна: на основе системного анализа норм трудового и миграционного законодательства, а также выявленных в ходе проведенного исследования актуальных проблем правового регулирования трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних иностранных граждан в российской Федерации разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования их труда.
Положения, выносимые на защиту:
1. Несовершеннолетние иностранные граждане наделяются на территории России правовым и трудовым статусом, имеющим свои особенности и условия реализации, которые обязаны учитывать работодатели с тем, чтобы не допускать чрезмерной эксплуатации труда подростков и не наносить вред их здоровью, моральному и физическому развитию.
2. Несмотря на наличие специального законодательства о труде несовершеннолетних иностранных граждан, устанавливающего возрастные ограничения, запрет на работы наносимые вред их здоровью и нормальному развитию, многие работодатели склонны нарушать их как при приеме на работу, так и в ходе ее осуществления. Работодатели, нанимающие таких работников обязаны обеспечивать безопасные условия их труда, справедливую оплату, защиту социальных прав, включающих в себя право на отпуск, оплату больничных листов и т.д.
3. На практике трудовые и социальные права несовершеннолетних иностранных работников, несмотря на существующие требования законодательства нередко нарушаются. Гарантии трудовых прав и социальной защиты несовершеннолетних иностранных работников требует согласованных усилий со стороны всех заинтересованных сторон, включая работодателей, государственные органы, организации и общественные структуры.
4. В соответствии с российским законодательством, в частности ст. 352 ТК РФ, используемые виды защиты трудовых прав такие как: самозащита, профессиональные союзы, государственный надзор и контроль, судебная защита в силу разных причин не всегда действенны. Анализ обеспечения трудовых прав несовершеннолетних мигрантов показывает, что при всей значимости остальных в расширении и ужесточении нуждаются прежде всего государственный надзор и контроль и судебная защита.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном анализе правового регулирования реализации трудовых прав несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации и, с учетом опыта зарубежных стран, научном обосновании путей преодоления нерешенных проблем.
Практическая значимость. Полученные в исследованиях данные могут быть использованы в процессе изучения дисциплины «Международное частное право», «Трудовое право», а также деятельности законодательных органов при внесении изменения в нормативные правовые акты в данной сфере.
Структура работы состоит из введения, двух глав, поделенных на семь параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Анализ правового статуса несовершеннолетних иностранных граждан на российском трудовом рынке включает три основных этапа. В начале проводится обзор актуальной литературы и проблематики для выявления ключевых вопросов. Затем осуществляется анализ документов, включая законы, статистические данные и международные соглашения, связанные с трудовыми правами несовершеннолетних иностранных работников. После этого проводятся качественные интервью с экспертами и самими несовершеннолетними иностранными работниками, как в специализированных учреждениях, так и на их рабочих местах. Полученные данные обрабатываются с помощью соответствующих методов и программ для выявления основных проблем и разработки рекомендаций по улучшению ситуации для этой категории работников.
Исследование правового и трудового статуса несовершеннолетних иностранных граждан на российском трудовом рынке позволяет выделить три ключевых аспекта. Во-первых, тесное сотрудничество между работодателями и релевантными органами для обеспечения безопасных и справедливых условий труда для несовершеннолетних иностранных граждан. Работодатели обязаны демонстрировать особую заботу и ответственность при трудоустройстве этой категории работников, следуя всем нормам и правилам, установленным законодательством. Это включает заключение письменного трудового договора с четкими условиями, включая оплату труда, график работы и другие существенные моменты. Во-вторых, возможные ограничения на трудоустройство несовершеннолетних иностранцев в зависимости от их возраста и уровня образования. Обновленный Новый Трудовой кодекс РФ устанавливает строгие стандарты защиты прав и интересов иностранных несовершеннолетних граждан, подчеркивая значимость соблюдения законов в этой области, в частности по видам работ, часов трудовой занятости, отпускных и других аспектов защиты трудовых прав и безопасности. В-третьих, для более эффективного урегулирования проблем в области труда несовершеннолетних иностранных граждан в России требуется повышение ответственности работодателей и соблюдение соответствующего законодательства. Контроль со стороны государства и информационная работа среди работодателей позволит дополнить безопасную и справедливую среду для молодой категории работников по соблюдению соблюдая их права и интересов.
2. Изучение особенностей трудовой деятельности несовершеннолетних граждан иностранных государств выделяет три ключевых аспекта. В первой части обзора следует обратить внимание на законодательные основы, регулирующие трудовые отношения с несовершеннолетними иностранными гражданами. Согласно статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), эти отношения подпадают под федеральные законы, международные договоры и нормативные акты субъектов РФ. Это означает, что для данной категории работников существуют специальные правила трудоустройства, учитывающие их возраст, образование, физическое и психическое состояние. Во второй части анализа стоит рассмотреть конкретные ограничения и запреты, установленные законодательством. Например, статья 263 ТК РФ запрещает привлечение несовершеннолетних к работам, которые могут нанести вред их здоровью, моральному развитию или нарушить образование и психическое состояние. Статья 268 ТК РФ устанавливает ограничения в рабочем времени для иностранных граждан до 18 лет, обеспечивая защиту их трудовых прав и соблюдение норм законодательства. В третьей части выделены особенности заключения трудовых договоров с несовершеннолетними иностранными работниками. Согласно статье 92 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться через их законных представителей или опекунов, чтобы обеспечить их легальное трудоустройство и защитить права. Это позволяет создать условия для безопасного и справедливого труда для несовершеннолетних иностранных работников, соблюдая высокие стандарты безопасности и социальной защиты
3. Отрадно, что российские законодательные акты располагают большим ресурсом в решении данной проблемы. Нормы Трудового Кодекса РФ устанавливают возрастные ограничения при трудоустройстве несовершеннолетних иностранных граждан, лица моложе 18 лет не могут работать в ночное время, на опасных и вредных производствах, могущих отрицательно повлиять на их здоровье, физическое и психологическое развитие или помешать учебе. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства в России могут работать только при наличии разрешения на работу (разрешения на привлечение иностранного работника в качестве работника). Разрешения на работу не требуется для трудоустройства иностранных граждан, имеющих статус беженца. Согласно этому же закону, трудоустройство иностранных граждан в России должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающего исполнение правомерных интересов работников и работодателей. Иностранным гражданам для работы требуется специальное разрешение, за исключением определенных категорий, таких как граждане государств-членов Евразийского экономического союза, члены экипажей транспортных средств, бизнес-иммигранты. В России и странах СНГ количество иностранных работников ограничено квотами, а работодатели должны получить специальное разрешение для их привлечения к труду и нести ответственность за соблюдение законодательства, защищающие права иностранных, в их числе несовершеннолетних работников.
5. Как на международном, так и на национальном уровне признается важность защиты прав несовершеннолетних иностранных граждан на трудовом рынке. В той или иной мере все страны принимают меры для предотвращения чрезмерной эксплуатации детского труда. Так, десятилетия действуют основные принципы и положения в отношении права на работу несовершеннолетних, утвержденные Международной организацией труда (МОТ). В частности, Конвенция МОТ 1999 г. содержит положения, устанавливающие минимальный возраст, с которого разрешено работать, а также ограничения по времени работы и условиям труда для несовершеннолетних, в особенности запрет на опасные и вредные работы. Другим важным документом, касающимся защиты прав детей на трудовом рынке, является Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка. Она признает право каждого ребенка на бесплатное образование, что помогает детям избежать эксплуатации на трудовом рынке. Наконец, соглашение МОТ об установлении минимального возраста для допуска к работе, и Конвенция МОТ о наименованиях и возрасте (занятиях), при которых допускается наем детей до 18 лет, также устанавливают минимальный возраст, с которого разрешено работать и устанавливает запрет на опасные работы, работы в ночное время и другие формы эксплуатации детей на трудовом рынке. Как показано в данном исследовании, в рамках Европейского Союза также существует ряд законодательных актов, достаточно полно защищающие права несовершеннолетних на трудовом рынке в зарубежных государствах. Несмотря на существующие акты международных органов и организаций, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних на трудовом рынке приходится отмечать, что их реализация является проблемой во многих странах.
6. Регулирование трудовых прав иностранных работников зависят от содержания и качества законодательства конкретного государства. Например, в Республике Армения они обладают теми же правами, что и местные граждане. Данный принцип национального режима характерен для всех стран СНГ и многих стран дальнего зарубежья. Аналогичными являются и ограничения по трудоустройству несовершеннолетних иностранных граждан, вводимые для защиты их от чрезмерной эксплуатации. Согласно ст. 17 Трудового кодекса Республики Армения (далее – ТК РА), официально осуществлять трудовую деятельность в стране можно с 14 лет (при согласии законных представителей) . Несовершеннолетние, чей возраст составляет 14-16 лет, могут привлекаться исключительно ко временной работе, исключающей вред здоровью и развитию. Запрещается трудовая деятельность в праздничные или в выходные дни, за исключением культурных либо спортивных мероприятий. Работники возраста 14-16 лет вправе трудиться до 24 часов в неделю, в то время как в 16-18 лет - до 36 часов в неделю.
Между тем, во многих государствах СНГ прямо не запрещена трудовая деятельность несовершеннолетних иностранцев. Так, в ст. 7 Закона РТ «О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан», постоянно проживающие в стране иностранцы обладают правом на труд и его защиту, согласно действующему законодательству . Те же иностранцы, что пребывают в стране временно, вправе вести трудовую деятельность, если последняя совместима с целями их нахождения в Таджикистане. В случаях, когда конкретная должность либо деятельность сопряжена с обладанием гражданства страны, иностранным гражданам заниматься ею запрещено. Казахстана. Для обеспечения трудовых прав граждан Казахстана в законодательстве могут регламентироваться ограничения на труд иностранных граждан. В указанном законе подчеркнуто, что лица, постоянно проживающие в стране, обладают тем же правами и обязанностями, как и граждане Казахстана.
Согласно ст. 35 Закона РК «О миграции населения» Республики Казахстан, иностранные работники, прибывающие для самостоятельного трудоустройства или привлекаемые работодателями, включая внутрикорпоративный перевод, должны быть совершеннолетними. Правовому регулированию заключения трудового договора с участием несовершеннолетних, посвящена ст. 31 Трудового Кодекса Республики Казахстан. По общему правилу, его заключение возможно с шестнадцатилетнего возраста. В качестве исключения: с 15 лет - в случаях обучения в организации среднего образования; с 14 лет - при реализации трудовых функций, не наносящих вреда здоровью и обучению, в свободное от учебы время; до 14 лет – в концертной, театральной, цирковой и т. п. деятельности, не наносящей вреда здоровью и обучению. Если договор заключается несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, его также подписывает один из законных представителей.
6. Важнейшее значение для регулирования труда подростков – иностранцев в зарубежных государствах имеют механизмы защиты их личных и трудовых прав. Что касается самозащиты и защиты трудовых прав несовершеннолетних мигрантов профсоюзами для них не являются актуальными силу возраста. Даже взрослые мигранты часто не являются членами профсоюзов, не говоря уж о подростках-иностранцах.
Для защиты их трудовых прав приоритет принадлежит Государственному надзору и контролю. В его рамках действуют такие органы, как: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная инспекция труда, Генеральная прокуратура РФ и суды. Роструд, например, имеет надзорные функции и рассматривает жалобы на нарушения трудовых прав, проводит проверки и консультирует работодателей и работников. Однако, несовершеннолетние мигранты часто сталкиваются с проблемой отсутствия необходимых документов, что затрудняет защиту их прав со стороны Роструда и других государственных органов. Генеральная прокуратура РФ также осуществляет надзор в области трудовых прав. Но на практике подростки-мигранты также редко обращаются в прокуратуру из-за возраста, страха от неуверенности в эффективности такого обращения. Еще реже они обращаются с суд, а зря, ведь суды, как правило, рассматривают трудовые споры справедливо и адекватно. В заключение подчеркнем, защита трудовых прав мигрантов требует согласованных усилий со стороны профсоюзов, государственных органов, судов и других институтов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с изменениями от с изменениями от 04.10.2022 года №8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6932. (дата обращения 31.05.04.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 11.03.2024). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ –(дата обращения: 31.05.2024).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Собрание законодательства Российской Федерации — URL: https://www.szrf.ru (дата обращения 31.05.2024).
4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ: текст с изм. и доп. на 11.01.2023 // Собрание законодательства РФ. 2002. №8. Ст.474.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024). Собрание законодательства Российской Федерации (дата обращения 31.05.2024).
6. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (дата обращения: 31.05.2024).
7. Постановление Правительства Российской Федерации №115 от 14.02.1994 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории РА, и граждан РА, работающих на территории РФ. (дата обращения: 31.05.2024).
8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Нормативные акты зарубежных государств
9. Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 года №ЗР-124 (ред. от 25.10.2023) (дата обращения: 31.05.2024).
10. Трудовой кодекс Республики Казахстан №414-V от 23.11.2014 (ред. от 11.02.2024) (дата обращения: 31.05.2024).
11. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 23 июля 2016 года № 1329 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.07.2022 г.). (дата обращения: 31.04.2024)
12. Закон республики Таджикистан «О правовом положении иностранных граждан в Республике Таджикистан». (дата обращения: 31.05.2024).
13. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.05.2024 г.). (дата обращения: 31.05.2024).
14. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.02.2024 г.). (дата обращения: 31.05.2024).
15. Закон Республики Армения «О занятости». (дата обращения: 31.05.2024).
16. Закон Республики Армения «Об иностранных лицах». (дата обращения: 31.05.2024).
Научная литература
17. Алиева З. А. Особенности охраны труда несовершеннолетних в России и за рубежом// Юридический вестник. — 2021. — № 4. — С. 125–129.
18. Дацко, Н. П. Контролируемый процесс трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации / Н. П. Дацко, К. А. Хестанова // Научная гипотеза. – 2020. – № 1. – С. 69-72.
19. Демидов, Н. В. Трудовое право: учебное пособие для вузов / Н. В. Демидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 185 с.
20. Дутов, П. О. Внешняя трудовая миграция: международное сотрудничество по вопросам осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации / П. О. Дутов // Общество. Доверие. Риски: Доверие к миграционным процессам. Риски нового общества: Материалы Международного форума, Москва, 02 октября 2019 года / Под общей редакцией П.В. Терелянского. Том Выпуск 1. – Москва: Государственный университет управления, 2019. – С. 40-54.
21. Луференко, Г. Н. Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации: вопросы практики / Г. Н. Луференко // Актуальные проблемы международного права и внешнеэкономической деятельности : Материалы X международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, Владимир, 07–08 декабря 2018 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Юридический институт. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2019. – С. 284-288.
22. Особенности правового положения несовершеннолетних мигрантов в России / Е. Ю. Зинченко, Е. Н. Хазов, И. Г. Евсеева, М. В. Никитский // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 30-35.
23. Солопов О. В. Правовой статус несовершеннолетних в системе регулирования трудовых отношений в современной России// Право и политика, — 2020. — № 4. — С. 70–88.
24. Сопшина, Н. В. Трудовой договор как правовая основа трудовой деятельности граждан / Н. В. Сопшина // Молодой ученый. – 2022. – № 45(440). – С. 186-188.
25. Трудовое право России / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2018. - 592 с.
Статья в журнале
26. Угличина К.Г. Труд несовершеннолетних: проблемы и пути решения / К. Г. Угличина, А. Е. Радченко // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты: Материалы XVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Челябинск, 25–26 апреля 2019 года. Том Часть 1. – Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. – С. 216-219.
27. Франц Е.В. Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников: магистерская диссертация по направлению подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция. – Барнаул, 2021. – 109 с.
28. Эриашвили Н.Д. Международно-правовое регулирование труда несовершеннолетних работников / Н. Д. Эриашвили, Г. М. Сарбаев, А. В. Кухарев // Образование и право. – 2021. – № 8. – С. 316-320.
29. Прудникова Т. А. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов в Республике Армения // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 167-169.
30. Прудникова Т. А. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на примере Российской Федерации и ряда государств Содружества Независимых государств: особенности, актуальные вопросы. Вестник Московского университета МВД России. 2021, № 4. С. 224-227.
31. Рахимбердин К.Х. Трудовые права несовершеннолетних и их защита // Алматы, 2020 г. 10 с.
Статистические данные, размещенные в сетевом источнике
32. Статистика Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/stat/ (07.09.2022).
33. Статистический сборник «Труд и занятость в России» Федеральной службы государственной статистики, 2023. (дата обращения: 31.05.2024).
34. Собрание законодательства Российской Федерации (дата обращения 23.03.2024). Солопов О. В. Правовой статус несовершеннолетних в системе регулирования трудовых отношений в современной России// Право и политика, — 2020. — № 4. — С. 70–88.
35. Миграционная ситуация в Республике Армения за 2022 год. URL: https://e-cis.info/cooperation/3823/99655/?ysclid=lwlvvl5zym253786240 (дата обращения: 31.05.2024).
36. Пресс-релиз о деятельности Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в 2023 году. URL: https://mehnat.tj/ru/news/dt/e9ed1c94-57bc-4e15-8f6c-4144f59b9517 (дата обращения: 31.05.2024).
Диссертация
37. Бурджуев Р.Ф. Административно-правовое регулирование режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2015. 21 с