Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Работа №145935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами 7
1.1. Нормативные аспекты социально-педагогической работы с детьми-
инвалидами на современном этапе 7
1.2. Особенности организации социально-педагогической работы с детьми- инвалидами 16
Глава 2. Анализ содержания социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.1. Формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.2. Совершенствование социально-педагогической работы в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 33
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Приложения 50

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что сегодня в России наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По состоянию на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет - 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек - это около 8% от численности населения. 1 083 000 - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России. По детям статистика тоже печальная, на 01.01.2018г. детей инвалидов до 18 лет в РФ- 655 000 - это 5,6 % от общего числа инвалидов. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ежегодно число таких детей ежегодно возрастает примерно на 5%1.Инвалиды составляют 11% населения Оренбургской области (220 тысяч человек, из них почти 9 тысяч детей-инвалидов).
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В последние годы наблюдается заинтересованность государства к проблемам инвалидов, особое внимание уделяется образованию и социализации детей-инвалидов. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц инвалидов, которая включает в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, получение профессии и т.д. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Реабилитационные центры для детей-инвалидов являются учреждениями, где детям с ОВЗ оказывается реабилитационная помощь различных направлений, к которым относится медицинская, социальная, социально-педагогическая, психологическая.
В настоящее время основной целью реабилитационных центров является восстановление медицинского здоровья ребенка-инвалида, а восстановление социального статуса, которое достигается социально-педагогической работой уходит на второй план. Как известно, восстановление социального статуса, образовательных способностей и приобретение определенной социальной роли достигается при помощи социально-педагогической работы, которая включает в себя различные технологии и методики, таки образом тема нашего исследования «Содержание и методика социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре».
Методологические предпосылки к разработке темы, к пониманию социального пространства, его структуры, статусно-ролевых комплексов, анализу процесса социальной интеграции заложены в фундаментальных классических и современных работах Ф.Армстронга, Л.Бартона, П.Бурдье, М.Вебера, Д.Вудрона, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Д.Локвуда, Б.Малиновского, Р.Мертона, Ч.Миллса, Э.Нэйо, Т.Парсонса, П.Сорокина, М.Фуко, Дж.Хоманса, К.Эберля, а также в трудах отечественных ученых В.Иванова, Л.Ионина, В. Радаева, Ю.Резника, М.Руткевича, А.Филиппова, О.Шкаратана, В.Ярской.
Педагогические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, A.B. Мудрика и др.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в изучении социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ, в овладении теоретическими знании, необходимыми для реализации социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость заключается в том, что теоретические основы социально-педагогической работы - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, как можно создать благоприятные условия для развития и обучения детей с ОВЗ в реабилитационном центре. А во- вторых, как укрепить результат полученный в реабилитационном центре, в межреабилитационный период.
Объектом исследования является реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание и методика социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Цель: проанализировать опыт социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре и определить направления по ее совершенствованию.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решение следующих задач:
- выделить нормативно-правовые основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами на современном этапе;
- выявить особенности социально-педагогической работы с детьми- инвалидами;
- описать формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- проанализировать опыт социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- разработать рекомендации по совершенствования социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области реабилитационный центр «Проталинка».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы, синтез, описание, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью с экспертами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.
В данной работе были раскрыты нормативно-правовые аспекты и теоретические основы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре, также были проведены эмпирические исследования по данному направлению.
В данной выпускной квалификационной работы, мы, проанализировав нормативно-правовую базу, сделали следующий вывод, что приоритет интересов детей, детей-инвалидов, заложенный во всех правовых актах, касается положения детей. Об этом говорит ряд нормативно-правовых документов, защищающих права детей-инвалидов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральные и Региональные Законы и т.д.). По социальной реабилитации разработаны государственные программы РФ «Доступная среда», «Дети-инвалиды». Данные законы регламентируют не только правовую защиту, но и гарантируют им реабилитацию и возможность быть интегрированным в социум. Также мы выяснили, что основной целью социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является социальная защита.
Также мы выяснили, что социально-педагогическая работа является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая реабилитация, которая является составляющей социально-педагогической работы - есть одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом, так как она позволяет оптимально организовать условие для развития личности детей-инвалидов и адаптации, интеграции в социум. Социально-педагогическая работа формирует становление личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей, создает условия, которые обогащают его субъективный мир, актуализируют его потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют его к выбору оптимальных условий интеграции в общество.
Далее была рассмотрена деятельность ГАУСО РЦ «Проталинка», которая показала, что в Государственном автономном учреждении социального обслуживания Оренбургской области Реабилитационный центр «Проталинка» оказывает различные виды реабилитации, в том числе социально-педагогическую, которая включает в себя как индивидуальную, так и групповую реабилитацию. Социально-педагогическая работа в РЦ «Проталинка» осуществляется различными технологиями, которая включает в себя педагогическую диагностику, консультирование и сопровождения, а также такими методами, как атр-терапия, которая способствует более быстрой социально-педагогической реабилитации и, в дальнейшем, адаптации в социуме.
Проведенное исследование демонстрирует, что РЦ «Проталинка», проводит комплексную реабилитацию детей-инвалидов и имеет положительный результат. Реабилитация в данном центре способствует более быстрой интеграции в социум детей с ОВЗ. Так же, РЦ «Проталинка» работает, как с детьми, так и с родителями (законными представителями) помогая им в вопросах воспитания, и более глубоко понять проблемы детей- инвалидов. РЦ «Проталинка» взаимодействует с различными организациями СМИ и имеет свой сайт в интернете, где предоставляет более полную информацию о своей деятельности. Также родители очень благодарны специалистам «Проталинки» и предлагали увеличить сроки реабилитации, и давать направление на реабилитацию более трех раз в год.
Для совершенствования социально-педагогической работы в Центре были предложны следующие рекомендации. Во-первых, поспособствовать удержанию реабилитационного эффекта в межреабилитационный период, за счет консультаций родителей (законных представителей). Во-вторых, обеспечить возможность повышения квалификации специалистов Центра для внедрения новых методик работы с детьми-инвалидами. В-третьих, обеспечить условия комплексной реабилитации с элементами социальной интеграции.



1. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности // КиберЛенинка 2009 URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-i-osobennosti- sotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti(дата обращения 17.05.2019).
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. М., 2014.-380с.
3. АксеноваЛ. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4. Большой энциклопедический словарь. URL.: http://slovari.299.ru(дата обращения 20.02.2019)
5. Бурмистов К.Г. Роль реабилитационного центра в
абилитационном(реабилитационном) процессе детей-инвалидов //
КиберЛенинка 2012 URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-
reabilitatsionnogo-tsentrav-abilitatsionnom-reabilitatsionnom-protsesse-detey-invalidov (дата обращения 23.04.2019)
6. ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по
социальной реабилитации инвалидов URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200093162(дата обращения 13.04.2019)
7. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного
возраста с ОВЗ // Молодой ученый. 2016. URL:
https://moluch.ru/archive/107/25474/(дата обращения: 24.04.2018).
8. Зайцев Д.В. Основы коррекционной педагогики // Студопедия 2010. URL: https://studopedia.ru/14_101121_vvedenie.html(датаобращения: 09.05.2019).
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. — 390с.
10. Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи [Текст] / Е. Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.
11. КручковаЯ. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/158/44674/(дата обращения: 07.11.2018).
12. Малафеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна.НКЬ: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/wpcontent/(дата обращения 23.03.2019)
13. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Издательский центр, Академия, 2002.
14. Методические рекомендации по получению мотивации. URL: https://docviewer.yandex.ru/(дата обращения 13.05.2019)
15. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
16. Нагавкина Л. С. Социальный педагог: введение в должность: Материалы для работников образоват. учреждений / Л. С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С. А. Косабуцкая; Ком. по образованию Администрации СанктПетербурга. С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. Фак. соц.-пед. образования. - СПб. : КАРО, 2002.
17. Назаренко А. А., Смолянинова В. В. Арт-терапевтические методы
в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 71-73. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14883/(дата обращения: 18.06.2019).
18. Направления социально-педагогической работы с детьми-
инвалидами
URL: https://studref. com/397582/pedagogika/napravleniya_sotsialno_pedagogiches koy_raboty_detmi_invalidami (дата обращения 29.04.2019) URL:https://www.who.int/ru/news-
room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения 24.04.2019)
20. Официальный сайт ГАУСО РЦ «Проталинка» URL: https://rc- protalinka.msr.orb.ru/(дата обращения 24.04.2019)
21. Положение о центре URL: https://rc-protalinka.msr.orb.ru/(дата обращения 30.05.2019)
22. Проблемы детей-инвалидов в РФ. URL:
http://www.microanswers.ru/article/problemi-detej-invalidov-v-rf.html (дата
обращения 12.03.2019)
23. Социально-педагогическая реабилитация. URL:
https://studme.org/47275/pedagogika/sotsialno-pedagogicheskaya_reabilitatsiya(дата обращения 23.04.2019)
24. Социально-педагогическая реабилитация детей с инвалидностью. URL:https://vuzlit.ru/423456/sotsialno- pedagogicheskaya_reabilitatsiya_detey_s_invalidnostyu(датаобращения24.05.2019)
25. Статистика по детям-инвалидам в РФ. URL:
https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf (дата
обращения 25.04.2019)
26. Терницкая С.В. социально-политические аспекты работы с детьми- инвалидами // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. № 2(6). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 11-21.
27. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. — М.: АРКИ, 2016. - 120с.
28. Устав государственного автономного учреждения социального обеспечения оренбургской области реабилитационный центр «Проталинка» URL: https://rc-protalinka.msr.orb. (дата обращения 25.04.2019)
29. Федеральный Закон от 24.11.1995 №181 ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения 28.03.2019)
30. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24071998-n-124-fz-ob/ (дата
обращения 25.03.2019)
31. Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах
инвалидов" от 03.05.2012 N 46-ФЗ URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения 23.03.2019)
32. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 6 марта 2019г.) "Об образовании в Российской Федерации"URL: http://www.consultant.ru/document/(дата обращения 24.04.2019)
33. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156558/1187788c56dfc298e d511274b0a509408e1a8604/ (дата обращения 10.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ