СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами 7
1.1. Нормативные аспекты социально-педагогической работы с детьми-
инвалидами на современном этапе 7
1.2. Особенности организации социально-педагогической работы с детьми- инвалидами 16
Глава 2. Анализ содержания социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.1. Формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.2. Совершенствование социально-педагогической работы в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 33
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Приложения 50
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами 7
1.1. Нормативные аспекты социально-педагогической работы с детьми-
инвалидами на современном этапе 7
1.2. Особенности организации социально-педагогической работы с детьми- инвалидами 16
Глава 2. Анализ содержания социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.1. Формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 26
2.2. Совершенствование социально-педагогической работы в реабилитационном центре для детей -инвалидов «Проталинка» г. Оренбурга 33
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Приложения 50
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что сегодня в России наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По состоянию на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет - 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек - это около 8% от численности населения. 1 083 000 - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России. По детям статистика тоже печальная, на 01.01.2018г. детей инвалидов до 18 лет в РФ- 655 000 - это 5,6 % от общего числа инвалидов. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ежегодно число таких детей ежегодно возрастает примерно на 5%1.Инвалиды составляют 11% населения Оренбургской области (220 тысяч человек, из них почти 9 тысяч детей-инвалидов).
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В последние годы наблюдается заинтересованность государства к проблемам инвалидов, особое внимание уделяется образованию и социализации детей-инвалидов. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц инвалидов, которая включает в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, получение профессии и т.д. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Реабилитационные центры для детей-инвалидов являются учреждениями, где детям с ОВЗ оказывается реабилитационная помощь различных направлений, к которым относится медицинская, социальная, социально-педагогическая, психологическая.
В настоящее время основной целью реабилитационных центров является восстановление медицинского здоровья ребенка-инвалида, а восстановление социального статуса, которое достигается социально-педагогической работой уходит на второй план. Как известно, восстановление социального статуса, образовательных способностей и приобретение определенной социальной роли достигается при помощи социально-педагогической работы, которая включает в себя различные технологии и методики, таки образом тема нашего исследования «Содержание и методика социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре».
Методологические предпосылки к разработке темы, к пониманию социального пространства, его структуры, статусно-ролевых комплексов, анализу процесса социальной интеграции заложены в фундаментальных классических и современных работах Ф.Армстронга, Л.Бартона, П.Бурдье, М.Вебера, Д.Вудрона, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Д.Локвуда, Б.Малиновского, Р.Мертона, Ч.Миллса, Э.Нэйо, Т.Парсонса, П.Сорокина, М.Фуко, Дж.Хоманса, К.Эберля, а также в трудах отечественных ученых В.Иванова, Л.Ионина, В. Радаева, Ю.Резника, М.Руткевича, А.Филиппова, О.Шкаратана, В.Ярской.
Педагогические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, A.B. Мудрика и др.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в изучении социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ, в овладении теоретическими знании, необходимыми для реализации социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость заключается в том, что теоретические основы социально-педагогической работы - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, как можно создать благоприятные условия для развития и обучения детей с ОВЗ в реабилитационном центре. А во- вторых, как укрепить результат полученный в реабилитационном центре, в межреабилитационный период.
Объектом исследования является реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание и методика социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Цель: проанализировать опыт социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре и определить направления по ее совершенствованию.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решение следующих задач:
- выделить нормативно-правовые основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами на современном этапе;
- выявить особенности социально-педагогической работы с детьми- инвалидами;
- описать формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- проанализировать опыт социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- разработать рекомендации по совершенствования социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области реабилитационный центр «Проталинка».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы, синтез, описание, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью с экспертами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В последние годы наблюдается заинтересованность государства к проблемам инвалидов, особое внимание уделяется образованию и социализации детей-инвалидов. Целью государственной социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ОВЗ является социальная защита лиц инвалидов, которая включает в себя социальную реабилитацию, повышение качества жизни лиц с ОВЗ, обеспечение достойного уровня пенсионных выплат, охрану и восстановление здоровья, обеспечение доступности образования, получение профессии и т.д. На государственном уровне в настоящий момент принимаются и реализуются законодательные акты, складывается система специализированных учреждений по работе с данной категорией детей, к которым относятся реабилитационные центры.
Реабилитационные центры для детей-инвалидов являются учреждениями, где детям с ОВЗ оказывается реабилитационная помощь различных направлений, к которым относится медицинская, социальная, социально-педагогическая, психологическая.
В настоящее время основной целью реабилитационных центров является восстановление медицинского здоровья ребенка-инвалида, а восстановление социального статуса, которое достигается социально-педагогической работой уходит на второй план. Как известно, восстановление социального статуса, образовательных способностей и приобретение определенной социальной роли достигается при помощи социально-педагогической работы, которая включает в себя различные технологии и методики, таки образом тема нашего исследования «Содержание и методика социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре».
Методологические предпосылки к разработке темы, к пониманию социального пространства, его структуры, статусно-ролевых комплексов, анализу процесса социальной интеграции заложены в фундаментальных классических и современных работах Ф.Армстронга, Л.Бартона, П.Бурдье, М.Вебера, Д.Вудрона, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Д.Локвуда, Б.Малиновского, Р.Мертона, Ч.Миллса, Э.Нэйо, Т.Парсонса, П.Сорокина, М.Фуко, Дж.Хоманса, К.Эберля, а также в трудах отечественных ученых В.Иванова, Л.Ионина, В. Радаева, Ю.Резника, М.Руткевича, А.Филиппова, О.Шкаратана, В.Ярской.
Педагогические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, A.B. Мудрика и др.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в изучении социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ, в овладении теоретическими знании, необходимыми для реализации социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость заключается в том, что теоретические основы социально-педагогической работы - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, как можно создать благоприятные условия для развития и обучения детей с ОВЗ в реабилитационном центре. А во- вторых, как укрепить результат полученный в реабилитационном центре, в межреабилитационный период.
Объектом исследования является реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования - содержание и методика социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Цель: проанализировать опыт социально-педагогической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре и определить направления по ее совершенствованию.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решение следующих задач:
- выделить нормативно-правовые основы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами на современном этапе;
- выявить особенности социально-педагогической работы с детьми- инвалидами;
- описать формы и методы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- проанализировать опыт социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга;
- разработать рекомендации по совершенствования социально-педагогической работы в ГАУСО РЦ «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области реабилитационный центр «Проталинка».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы, синтез, описание, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью с экспертами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые содержат по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб.
В данной работе были раскрыты нормативно-правовые аспекты и теоретические основы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре, также были проведены эмпирические исследования по данному направлению.
В данной выпускной квалификационной работы, мы, проанализировав нормативно-правовую базу, сделали следующий вывод, что приоритет интересов детей, детей-инвалидов, заложенный во всех правовых актах, касается положения детей. Об этом говорит ряд нормативно-правовых документов, защищающих права детей-инвалидов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральные и Региональные Законы и т.д.). По социальной реабилитации разработаны государственные программы РФ «Доступная среда», «Дети-инвалиды». Данные законы регламентируют не только правовую защиту, но и гарантируют им реабилитацию и возможность быть интегрированным в социум. Также мы выяснили, что основной целью социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является социальная защита.
Также мы выяснили, что социально-педагогическая работа является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая реабилитация, которая является составляющей социально-педагогической работы - есть одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом, так как она позволяет оптимально организовать условие для развития личности детей-инвалидов и адаптации, интеграции в социум. Социально-педагогическая работа формирует становление личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей, создает условия, которые обогащают его субъективный мир, актуализируют его потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют его к выбору оптимальных условий интеграции в общество.
Далее была рассмотрена деятельность ГАУСО РЦ «Проталинка», которая показала, что в Государственном автономном учреждении социального обслуживания Оренбургской области Реабилитационный центр «Проталинка» оказывает различные виды реабилитации, в том числе социально-педагогическую, которая включает в себя как индивидуальную, так и групповую реабилитацию. Социально-педагогическая работа в РЦ «Проталинка» осуществляется различными технологиями, которая включает в себя педагогическую диагностику, консультирование и сопровождения, а также такими методами, как атр-терапия, которая способствует более быстрой социально-педагогической реабилитации и, в дальнейшем, адаптации в социуме.
Проведенное исследование демонстрирует, что РЦ «Проталинка», проводит комплексную реабилитацию детей-инвалидов и имеет положительный результат. Реабилитация в данном центре способствует более быстрой интеграции в социум детей с ОВЗ. Так же, РЦ «Проталинка» работает, как с детьми, так и с родителями (законными представителями) помогая им в вопросах воспитания, и более глубоко понять проблемы детей- инвалидов. РЦ «Проталинка» взаимодействует с различными организациями СМИ и имеет свой сайт в интернете, где предоставляет более полную информацию о своей деятельности. Также родители очень благодарны специалистам «Проталинки» и предлагали увеличить сроки реабилитации, и давать направление на реабилитацию более трех раз в год.
Для совершенствования социально-педагогической работы в Центре были предложны следующие рекомендации. Во-первых, поспособствовать удержанию реабилитационного эффекта в межреабилитационный период, за счет консультаций родителей (законных представителей). Во-вторых, обеспечить возможность повышения квалификации специалистов Центра для внедрения новых методик работы с детьми-инвалидами. В-третьих, обеспечить условия комплексной реабилитации с элементами социальной интеграции.
В данной работе были раскрыты нормативно-правовые аспекты и теоретические основы социально-педагогической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре, также были проведены эмпирические исследования по данному направлению.
В данной выпускной квалификационной работы, мы, проанализировав нормативно-правовую базу, сделали следующий вывод, что приоритет интересов детей, детей-инвалидов, заложенный во всех правовых актах, касается положения детей. Об этом говорит ряд нормативно-правовых документов, защищающих права детей-инвалидов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральные и Региональные Законы и т.д.). По социальной реабилитации разработаны государственные программы РФ «Доступная среда», «Дети-инвалиды». Данные законы регламентируют не только правовую защиту, но и гарантируют им реабилитацию и возможность быть интегрированным в социум. Также мы выяснили, что основной целью социальной политики Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является социальная защита.
Также мы выяснили, что социально-педагогическая работа является разновидностью профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в социуме. Социально-педагогическая реабилитация, которая является составляющей социально-педагогической работы - есть одна из приоритетных задач, стоящих перед обществом, так как она позволяет оптимально организовать условие для развития личности детей-инвалидов и адаптации, интеграции в социум. Социально-педагогическая работа формирует становление личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей, создает условия, которые обогащают его субъективный мир, актуализируют его потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют его к выбору оптимальных условий интеграции в общество.
Далее была рассмотрена деятельность ГАУСО РЦ «Проталинка», которая показала, что в Государственном автономном учреждении социального обслуживания Оренбургской области Реабилитационный центр «Проталинка» оказывает различные виды реабилитации, в том числе социально-педагогическую, которая включает в себя как индивидуальную, так и групповую реабилитацию. Социально-педагогическая работа в РЦ «Проталинка» осуществляется различными технологиями, которая включает в себя педагогическую диагностику, консультирование и сопровождения, а также такими методами, как атр-терапия, которая способствует более быстрой социально-педагогической реабилитации и, в дальнейшем, адаптации в социуме.
Проведенное исследование демонстрирует, что РЦ «Проталинка», проводит комплексную реабилитацию детей-инвалидов и имеет положительный результат. Реабилитация в данном центре способствует более быстрой интеграции в социум детей с ОВЗ. Так же, РЦ «Проталинка» работает, как с детьми, так и с родителями (законными представителями) помогая им в вопросах воспитания, и более глубоко понять проблемы детей- инвалидов. РЦ «Проталинка» взаимодействует с различными организациями СМИ и имеет свой сайт в интернете, где предоставляет более полную информацию о своей деятельности. Также родители очень благодарны специалистам «Проталинки» и предлагали увеличить сроки реабилитации, и давать направление на реабилитацию более трех раз в год.
Для совершенствования социально-педагогической работы в Центре были предложны следующие рекомендации. Во-первых, поспособствовать удержанию реабилитационного эффекта в межреабилитационный период, за счет консультаций родителей (законных представителей). Во-вторых, обеспечить возможность повышения квалификации специалистов Центра для внедрения новых методик работы с детьми-инвалидами. В-третьих, обеспечить условия комплексной реабилитации с элементами социальной интеграции.
Подобные работы
- СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Методики и техники социально-педагогической работы с детьми-инвалидами (Московский Социально-Педагогический Институт)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной работы с родителями воспитывающими ребенка инвалида в многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическая
деятельность с семьями,
воспитывающими ребенка с
ограниченными возможностями
здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019



