Введение 3
Глава 1. Содержание социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий 6
1.1. Теоретические аспекты социальной работы с ветеранами и
участниками боевых действий 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с ветеранами и
участниками боевых действий 14
Глава 2. Опыт практической деятельности Министерства социального
развития Оренбургской области по организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий 25
2.1. Анализ деятельности отдела по работе с ветеранами Министерства
социального развития Оренбургской области 25
2.2. Исследование проблем и перспектив организации социальной работы с
ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне 36
Заключение 47
Список источников и литературы 49
Приложения 52
Локальные боевые конфликты, возникающие в разных концах земного шара, непосредственно сказываются на самочувствии граждан, участвующих в боевых действиях.
В этом году исполнилась 30-ая годовщина дня вывода советских войск из Афганистана. Однако, война в Афганистане - это не единственная война, которая вошла в историю нашей страны. Великая Отечественная, Чеченская, конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Дагестане, Южной Осетии - во всех этих боевых действиях участвовали российские военные. Государство не должно забывать о неоценимом вкладе, который они внесли в мировую и отечественную историю.
Необходимость социальной защиты о военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах вытекает из гуманистического отношения к человеку, рискующему собственным здоровьем и жизнью ради государственных интересов.
Государство сегодня делает многое для людей, побывавших на войне. Ветеран боевых действий - категория пожизненная, и, соответственно социальная поддержка оказывается им в течение всей жизни. Однако, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
В России на протяжении последних 20 лет наблюдается увеличение числа инвалидов боевых действий. В настоящее время их насчитывается свыше 120 тыс.. При этом показатели их реабилитации остаются на низком уровне. Имеются проблемы законодательного обеспечения функционирования субъектов государственной системы социальной защиты и реабилитации. Она должна быть создана в структуре органов исполнительной власти, представлять собой многоуровневую систему и 3
осуществлять свою деятельность на принципах повсеместного патронажа над лицами, пострадавшими при исполнении обязанностей военной службы, на всей территории Российской Федерации, начиная с момента признания их инвалидами и до момента захоронения.
Очевидно, что важно постоянно совершенствовать этот процесс, разрабатывая новые формы помощи и оптимизируя уже существующие.
Теоретико-методологическую основу исследования составили нормативно-законодательные акты по социальной поддержке ветеранов и участников боевых действий, монографические труды, таких авторов как С.С. Алексеев, В.В. Березовец, В.А. Герасимов, В.И. Гудис, Т.И. Еремина, И.Н. Киселев и др. А.Г. Чепурной изучал проблему отсутствия системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации военных инвалидов. В.М. Корякин освещает права и льготы ветеранов боевых действий. С.О. Орлов в своих работах анализирует вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США). А.В. Ефремов рассматривает правовые вопросы, возникающие в судебной правоприменительной практике при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам, их вдовам и членам семей погибших (умерших) ветеранов.
Однако в отечественной науке существующие теоретические подходы нуждаются в совершенствовании и насыщении современными научными методами, которые позволят эффективно осуществлять социальную поддержку данной категории населения на практике.
Объект исследования: социальная работа с ветеранами и участниками боевых действий.
Предмет исследования: проблемы организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий.
Цель исследования: провести анализ проблем и перспектив организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий;
- изучить нормативно-правовые основы социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий;
- проанализировать деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области;
- исследовать проблемы и перспективы организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне.
База исследования: отдел по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анализ документов, опрос ветеранов и участников боевых действий, экспертный опрос.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих подходов к организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий.
Практическая значимость исследования заключается в изучении проблем и перспектив организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий на региональном уровне и выработке рекомендаций по совершенствованию данного вида деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и шести приложений.
Ветераны и участники боевых действий - это одна из самых уязвимых, нуждающихся в специальной поддержке и защите категория граждан. Статус ветерана в Российской Федерации представляет совокупность дополнительных прав и гарантий социальной защиты, а также мер социальной поддержки, которые установлены государством. Статус присваивается для обеспечения им достойного уровня жизни, почета и уважения в обществе.
Понятия «ветеран» и «участник боевых действий» схожи, но с точки зрения законодательства имеют некоторые отличия. И ветераны, и участники - это те, кто непосредственно находились в зоне конфликтов и участвовали в воинских операциях. Но ветераны находятся в горячих точках более продолжительное время, чем участники боевых действий. Статус ветерана присваивается только служащим воинских подразделений, в то время как участниками признаются лица, служившие в МВД, ФСИН или гражданские лица, участвовавшие в боевых действиях. Однако, государство четко не разграничивает эти две категории и предоставляет им одинаковые права и льготы.
Анализ литературы по проблеме исследования и действующего законодательства показал, что основным законодательным актом, регламентирующим меры социальной поддержки ветеранов и участников боевых действий, является Федеральный Закон «О ветеранах». Изучение данного закона и других нормативных актов позволило определить, какая помощь оказывается в нашей стране и какая необходима, для обеспечения всех необходимых потребностей лицам, имеющим статус «ветеран». Таким образом, социальная защита ветеранов предполагает осуществление системы социальных мер, направленных на создание благополучия этой категории граждан.
Особое внимание было уделено изучению мер социальной поддержки ветеранов на региональном уровне. Для этого была проанализирована деятельность отдела по работе с ветеранами Министерства социального развития Оренбургской области. Изучив статистические отчеты о деятельности отдела за последние 3 года, нам удалось выяснить характер и размеры помощи, оказываемой людям, побывавшим в районе боевых действий.
Анализ данных проведенного исследования позволил выявить достоинства и недостатки организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий, на основе которых были выработаны рекомендации по совершенствованию деятельности по организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий.
Помимо получаемых пенсий необходимо ввести ежемесячную компенсацию ветеранам и участникам боевых действий, получившим травмы физического и психического характера. Благотворительность является перспективным направлением развития системы социальной поддержки ветеранов и важным опорой в социальной работе. Необходимо проводить мероприятия, направленные на популяризацию медицинской и социальной помощи не только пожилым ветеранам, но и молодым людям - участникам боевых действий, повышать качество медицинских услуг. Проводить культурно-массовые мероприятия для ветеранов не только в крупных городах, но и в отдаленных районах, что позволит повысить уровень патриотизма у подрастающего поколения на местах. Сократить перечень необходимых документов и упростить процедуру назначения социальных услуг для ветеранов и участников боевых действий. Увеличить периодичность повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений приблизительно раз в 3 года.
По мнению автора, учет данных рекомендаций позволит в перспективе решить существующие проблемы организации социальной работы с ветеранами и участниками боевых действий и предотвратить появление новых.
1. Антипьева Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: учеб. пособие Н.В. Антипьева // СПб., 2010. 67 с.
2. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: учеб. пособие Н.В. Артамонова // Москва: «ОмегаЛ». 2011. 32 с.
3. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2011. № 6. С. 56-57.
4. Березовец В.В. Социально - психологическая реабилитация ветеранов: учеб.пособие В.В. Березовец. // М., 2011. 165 с.
5. Большова Т.Е. Военнослужащие // Российская энциклопедия социальной работы. 2013. №3. С. 5-8.
6. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: учеб. пособие М.О. Буянова // М.: Проспект. 2012. 171с.
7. Герасимов А.В. Социальная защищенность военнослужащих: учебник А.В. Герасимова // М.: Норма. 2014. 213 с.
8. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. 2015. №10. С. 6-16.
9. Гудков Л.Д. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2015. №3.С. 49.
10. Гудков Л. Д. Произвол как источник права // Независимая газета. 2014. №5. С. 5.
11. Гуслякова Л.Г. Методология социальной работы // Теория и методология социальной работы. 2014. №4. С. 5-7.
12. Еремина Т.И. Социально-психологическая адаптация граждан принимавших участие в боевых действиях: Метод. пособие Т.И. Еремина, Н.П. Крюкова, Ю.Ю Логинова // Саратов: ПМУЦ. 2012. 60 с.
13. Ефремов А.В. Некоторые вопросы, возникающие при предоставлении правовых гарантий социальной поддержки гражданам, отнесенным к ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий, а также к вдовам вышеуказанных ветеранов // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 5. С. 29 - 38.
14. Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. 2013. № 9. -С. 98 - 102.
15. Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие Т.Ф. Зарембо, А.Н. Савинова // М.: Мастерство, 2013. 193с.
16. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник М.Л. Захарова, Э.Г. Тучкова // М., 2015. 351 с.
17. Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций В.Н. Иванова, В.И. Патрушева //М.: Изд-во МГСУ «Союз». 2011. 432 с.
18. История зарождения и развития системы социальной защиты военнослужащих в России. URL: http://soc.bobrodobro.ru/20221. (дата обращения: 13.02.2019).
19. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства: Учебник С.В. Калашникова // М.: Экономика. 2012. 130 с.
20. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. С. 46.
21. Клюев А.В. Приоритеты социальной сферы в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование.
2011. № 4. С. 59-63.
22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) (в ред. от 05.02.2014) // М.: АйрисПресс. 2013. 64 с.
23. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование: Учеб. пособие А.В. Коровникова // М.: Юрист. 2016. 232 с.
24. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих. 2014. № 6. С. 13¬24.
25. Корякин В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // За права военнослужащих. 2015. № 4 С. 12.
26. Костина Е.Ю. История социальной работы: учеб. пособие Е. Ю. Костина // Владивосток: ДВГУ. 2014. 110 с.
27. Кравченко Н.А. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2010. № 2. С.8-11.
28. Липский А.Е. Военно-социальная работа // Армия и общество.
2012. № 1. С.84-95.
29. Официальный сайт Оренбургского отделения Фонда социального страхования РФ. URL: https://fss.ru/(дата обращения: 14.06.2019).
30. Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области. URL: https://www.msr.orb.ru(дата обращения: 22.05.2019).
31. Федеральный закон от 12 января 1995 г.№ 5-ФЗ. «О ветеранах»:ПКЬ: КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения: 13.02.2019).
32. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. «О
государственной социальной помощи»: Справочная правовая система Гарант. URL:
https://base.garant.ru/180687/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата
обращения: 08.03.2019).