Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

Работа №145888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье 6
1.1. Понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения 6
1.2. Сущность и содержание социально - психологической работы с детьми,
пережившими насилие в семье 18
Глава 2. Исследование опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, на примере ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 29
2.1. Опыт практической деятельности ГБУСОН Оренбургской области
«СРЦН «Гармония»» по реализации социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье 29
2.2. Анализ проблем социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье в ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 36
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложения

Проблемы насилия и жестокого обращения - одни из самых глобальных проблем нашего времени. Изучению проблем насилия и жестокого обращения уделяется пристальное внимание всего мирового сообщества. Дети, как одна из самых слабозащищенных категорий населения, наиболее подвержена влиянию насилия и жестокого обращения. Детская уязвимость является следствием их физической, психической, и социальной несформированности и незрелости, а также зависимым положением по отношению к взрослым. Данная проблема существует уже большое количество времени, и до сих пор остается важной и ключевой, во многих странах мира. Это обусловило её статус как одной из самых значимых и актуальных проблем для исследования многими учеными мира.
Так как проблема насилия и жестокого обращения с детьми остается актуальной до сих пор, на первый план выходит вопрос о формах и методах решения проблем детей, испытывающих жестокое обращение и насилие. Изучением видов, форм насилия, их последствиями, а так же разработкой методов оказания помощи и реабилитации на сегодняшний день занимается множество исследователей из разных областей: психологии, медицины, права, педагогики, социологии, и других, каждый из которых вносит свой вклад в решение данной проблемы. Говоря о исследованиях проблемы насилия необходимо отметить таких ученых как: У. Шнайдер, А. Бандура, Дж. Колман, Р. Сирс, Б. Скиннер, М. Киммель, которые изучали проблему насилия с точки зрения разных социологических и психологических подходов. Так же стоить сказать о Е.Н. Волковой, Понариной Л.В., Саблиной Т.В, работы которых были посвящены формулированию таких определений как «домашнее насилие», «насилие над ребенком», «жестокое обращение с детьми» и др.
Вместе с этим, развивается и нормативно - правовая база защиты детей. Сюда можно отнести такие законодательные акты как, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и другие.
Всё это показывает значимость и актуальность данной проблемы, а следовательно, крайне необходимо дальнейшее её изучение, а также развитие и улучшение существующих способов и форм оказания социальной помощи детям, подвергшимся насилию и жестокому обращению.
Теоретическая значимость данной работы заключается в всестороннем рассмотрении такого явления как насилие с точки зрения разных подходов, а так же описании конкретных форм и видов насилия над детьми, что помогает лучше понять сущность данного явления, что даёт возможность организовать эффективный процесс реабилитации детей, пострадавших от насилия в семье.
Практическая значимость работы заключается в анализе практического опыта оказания социально - психологической помощи детям, пережившим насилие в семье. Такой анализ позволит выявить проблемы и специфические особенности работы с детьми данной категории, и даст возможность повысить эффективность и результативность оказываемой помощи.
Объектом исследования является социально - психологическая работа с детьми, жертвами насилия в семье.
Предметом исследования являются содержание и методика социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Целью исследования данной работы является анализ опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения;
2. Изучить содержание социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
3. Описать опыт практической деятельности по реализации социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
4. Проанализировать проблемы и особенности социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Базой исследования данной работы является Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге.
Работа так же содержит в себе следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно - методической и нормативно правовой литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение.
2. Практические методы: кейс - стади, анкетирование экспертов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема насилия и жестокого обращения не теряет своей актуальности, и на данный момент остается в поле зрения исследователей социальных, психологических, правовых и медицинских наук. Необходимость изучения данной проблемы обусловлена тем, что одной из категорий, наиболее подверженной влиянию данной проблемы являются дети.
В выпускной квалификационной работе были изучены и описаны основные подходы к определению понятия и сущности такого явления как насилие, а так же его основные виды и последствия влияния на организм и психику ребенка. Анализ накопленного теоретического опыта по данной проблеме показал, что основные травматические последствия насилия в значительной степени отражаются на психическом состоянии пострадавшего. Таким образом, было принято решение об изучении практического опыта именно социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Для исследования практического опыта социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье, было выбрано учреждение, специализирующееся на такой деятельности - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге. Основной целью социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, в данном учреждении является уменьшение и ликвидация последствий травматических переживаний, которая осуществляется посредством социально - психологической работы профилактического и терапевтического характера.
Одной из основных задач данной работы было проанализировать проблемы и особенности социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие. С помощью применения практических методов исследования были выделены такие проблемы как недостаточный уровень межведомственного взаимодействия, нехватка специализированного персонала, организация проживания детей в отделении без учета возрастных и психологических особенностей воспитанников, а так же проблема отсутствия специального диагностического инструментария для выявления насилия и его последствий.
Для решения указанных проблем и повышения эффективности процесса реабилитации можно выделить следующие рекомендации: необходимо разработать и применять в учреждении специальные методики, которые способствовали бы раннему выявлению самого факта насилия, а так же его вида, для оказания эффективной помощи и устранению травматических последствий в зависимости от вида пережитого насилия. Так же необходимо организовать больше отделений, для разделения воспитанников по разным возрастным группам и с учетом личностных особенностей детей.



1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Москва : «Генезис», 2010. 272 с.
2. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. Москва : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016.160 с.
3. Акулич А.А. Основные подходы к изучению семейного насилия над детьми в современной социологии // Известия Уральского федерального университета. Общественные науки. - 2013 №2. С. 95. // URL: http://elar.urfu.ru.свободн. загл. с экрана.
4. Ардашева С.В. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми : учебно-методическое пособие. Ставрополь. 2003. 21 с.
5. Абрамов Н.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости. Агрессия и жестокость. Спб : Питер, 2005. 109 с.
6. Бернлер Г. Теория социально-психологической работы. Москва : РУ ВНИИМ, 1992. 346 с.
7. Волкова Е.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми // Национальный психологический журнал. - 2008 г. - №1 - с. 47. // URL:http://npsyj.ru.свободн. загл. с экрана.
8. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагн остикаПомощь. Предупреждение. Москва : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. 165 с.
9. Гаямова С.Б. Личная безопасность подростка : методическое пособие. Москва : ТЦ «Сфера», 2012. 50 с.
10. ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. Москва: Стандартинформ, 2006. URL: http://www. gostedu.ru/свободн. загл. с экрана.
11. Дягилева А.В. Технологии работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение : методическое пособие. Челябинск, 2011. 120 с. // URL:http://www.semya-centr.ru/.свободн. загл. с экрана.
12. Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий
// Социологические исследования. - 2010. №6 - 160 с. URL:
https://elibrary.ru.свободн. загл. с экрана.
13. Дубовицкая Т.А. Проблемы психологической готовности личности к сотрудничеству // Современные проблемы науки и образования. - 2012. №3. URL:https: //www. science-education. ru/свободн. загл. с экрана.
14. Ершова Е.Н. Домашнее насилие: социально - правовой аспект: методическое пособие. Москва. 2013. 195 с.
15. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Спб : Речь, 2013. 250 с.
16. Злобина О.Ю. Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. Иркутск : Изд. ООО оперативная типография «На Чехова», 2004. 70 с.
17. Зырина А.И. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье: методическое пособие. Пермь : «Ресурс», 2010. 110 с.
18. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. - 1998. №6. - 80 с.
19. Ипполитова Е.А. Социально - психологическая реабилитация женщин и детей, пострадавших от семейного насилия: учебно - методическое пособие. Барнаул. 2012, 40 с.
20. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. Спб : Речь, 2010. 400 с.
21. Конвенция о правах ребенка ( Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). URL:http://www.consultant.ru/.свободн. Загл. с экрана.
22. Копытин А.И. Арт - терапия жертв насилия: учебное пособие. Москва : «Психотерапия», 2010. 90 с.
23. Кошелева АД. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия: научно-методическое пособие. Москва : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2013. 195 с.
24. Круг Э.Г. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Москва : «Весь мир», 2003. 376 с.
25. Козер Л.А. Функции социального конфликта. // Американская социологическая мысль. Москва. 1996, 542 с.
26. Луковцева З.В. К вопросу о структуре психологических последствий жестокого обращения с несовершеннолетними // Психология и право. - 2013. №1 - URL:http://psyjournals.ru.свободн. загл. с экрана.
27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведен. Москва : Издательский центр «Академия», 2013. 150 с.
28. Лиманская К.А. Теоретические и методологические основы исследования социальной проблемы жестокого обращения с детьми в семье: Автореф. дисс. ...канд. социол. н. / Санкт-Петербургский гос. университет. Санкт-Петербург, 2005. 22 с.
29. Минуллина А.Ф. Основы психологического консультирования: методическое пособие // Казань: ТГГПУ, 2007. 300 с.
30. Марголина И.А. Психические нарушения у детей раннего возраста, подвергшихся жестокому обращению // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2012. №5 - 90 с.
31. Мэнделл Дж. Г. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. Москва : «Генезис», 2009. 160 с.
32. Назарова И.Г. Профилактика насилия и жестокости в отношении детей и подростков: методическое пособие. Ярославль. 2015, 103 с.
33. Навайтис Г. Психологическая помощь подросткам. Ярославль. 2005, 190 с.
34. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. Москва : ТЦ Сфера, 2002. 45 с.
35. Парфенова Н.Б К типологии поведения несовершеннолетних потерпевших в ситуации психического насилия. Спб : Издательство Санкт- Петербургского университета, - 2011. 56 с.
36. Синягина Н.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию. Москва. 2001, 120 с.
37. Сафонова Т.Я. Социальные корни жестокого обращения с детьми в семьях // Актуальные проблемы современного детства. Москва. 2010, 95 с.
38. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии постравматического стресса. Москва : Издательство «Когито-Центр», 2009. 100 с.
39. Фурманов И.А. Психологические последствия насилия над детьми. Минск : Белорусский государственный университет, 2008. 190 с.
40. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Спб. 2001, 400 с.
41. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Москва : Владос, 2005. 275 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ