СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье 6
1.1. Понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения 6
1.2. Сущность и содержание социально - психологической работы с детьми,
пережившими насилие в семье 18
Глава 2. Исследование опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, на примере ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 29
2.1. Опыт практической деятельности ГБУСОН Оренбургской области
«СРЦН «Гармония»» по реализации социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье 29
2.2. Анализ проблем социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье в ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 36
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье 6
1.1. Понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения 6
1.2. Сущность и содержание социально - психологической работы с детьми,
пережившими насилие в семье 18
Глава 2. Исследование опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, на примере ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 29
2.1. Опыт практической деятельности ГБУСОН Оренбургской области
«СРЦН «Гармония»» по реализации социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье 29
2.2. Анализ проблем социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье в ГБУСОН Оренбургской области «СРЦН «Гармония»» 36
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложения
Проблемы насилия и жестокого обращения - одни из самых глобальных проблем нашего времени. Изучению проблем насилия и жестокого обращения уделяется пристальное внимание всего мирового сообщества. Дети, как одна из самых слабозащищенных категорий населения, наиболее подвержена влиянию насилия и жестокого обращения. Детская уязвимость является следствием их физической, психической, и социальной несформированности и незрелости, а также зависимым положением по отношению к взрослым. Данная проблема существует уже большое количество времени, и до сих пор остается важной и ключевой, во многих странах мира. Это обусловило её статус как одной из самых значимых и актуальных проблем для исследования многими учеными мира.
Так как проблема насилия и жестокого обращения с детьми остается актуальной до сих пор, на первый план выходит вопрос о формах и методах решения проблем детей, испытывающих жестокое обращение и насилие. Изучением видов, форм насилия, их последствиями, а так же разработкой методов оказания помощи и реабилитации на сегодняшний день занимается множество исследователей из разных областей: психологии, медицины, права, педагогики, социологии, и других, каждый из которых вносит свой вклад в решение данной проблемы. Говоря о исследованиях проблемы насилия необходимо отметить таких ученых как: У. Шнайдер, А. Бандура, Дж. Колман, Р. Сирс, Б. Скиннер, М. Киммель, которые изучали проблему насилия с точки зрения разных социологических и психологических подходов. Так же стоить сказать о Е.Н. Волковой, Понариной Л.В., Саблиной Т.В, работы которых были посвящены формулированию таких определений как «домашнее насилие», «насилие над ребенком», «жестокое обращение с детьми» и др.
Вместе с этим, развивается и нормативно - правовая база защиты детей. Сюда можно отнести такие законодательные акты как, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и другие.
Всё это показывает значимость и актуальность данной проблемы, а следовательно, крайне необходимо дальнейшее её изучение, а также развитие и улучшение существующих способов и форм оказания социальной помощи детям, подвергшимся насилию и жестокому обращению.
Теоретическая значимость данной работы заключается в всестороннем рассмотрении такого явления как насилие с точки зрения разных подходов, а так же описании конкретных форм и видов насилия над детьми, что помогает лучше понять сущность данного явления, что даёт возможность организовать эффективный процесс реабилитации детей, пострадавших от насилия в семье.
Практическая значимость работы заключается в анализе практического опыта оказания социально - психологической помощи детям, пережившим насилие в семье. Такой анализ позволит выявить проблемы и специфические особенности работы с детьми данной категории, и даст возможность повысить эффективность и результативность оказываемой помощи.
Объектом исследования является социально - психологическая работа с детьми, жертвами насилия в семье.
Предметом исследования являются содержание и методика социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Целью исследования данной работы является анализ опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения;
2. Изучить содержание социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
3. Описать опыт практической деятельности по реализации социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
4. Проанализировать проблемы и особенности социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Базой исследования данной работы является Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге.
Работа так же содержит в себе следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно - методической и нормативно правовой литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение.
2. Практические методы: кейс - стади, анкетирование экспертов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Так как проблема насилия и жестокого обращения с детьми остается актуальной до сих пор, на первый план выходит вопрос о формах и методах решения проблем детей, испытывающих жестокое обращение и насилие. Изучением видов, форм насилия, их последствиями, а так же разработкой методов оказания помощи и реабилитации на сегодняшний день занимается множество исследователей из разных областей: психологии, медицины, права, педагогики, социологии, и других, каждый из которых вносит свой вклад в решение данной проблемы. Говоря о исследованиях проблемы насилия необходимо отметить таких ученых как: У. Шнайдер, А. Бандура, Дж. Колман, Р. Сирс, Б. Скиннер, М. Киммель, которые изучали проблему насилия с точки зрения разных социологических и психологических подходов. Так же стоить сказать о Е.Н. Волковой, Понариной Л.В., Саблиной Т.В, работы которых были посвящены формулированию таких определений как «домашнее насилие», «насилие над ребенком», «жестокое обращение с детьми» и др.
Вместе с этим, развивается и нормативно - правовая база защиты детей. Сюда можно отнести такие законодательные акты как, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и другие.
Всё это показывает значимость и актуальность данной проблемы, а следовательно, крайне необходимо дальнейшее её изучение, а также развитие и улучшение существующих способов и форм оказания социальной помощи детям, подвергшимся насилию и жестокому обращению.
Теоретическая значимость данной работы заключается в всестороннем рассмотрении такого явления как насилие с точки зрения разных подходов, а так же описании конкретных форм и видов насилия над детьми, что помогает лучше понять сущность данного явления, что даёт возможность организовать эффективный процесс реабилитации детей, пострадавших от насилия в семье.
Практическая значимость работы заключается в анализе практического опыта оказания социально - психологической помощи детям, пережившим насилие в семье. Такой анализ позволит выявить проблемы и специфические особенности работы с детьми данной категории, и даст возможность повысить эффективность и результативность оказываемой помощи.
Объектом исследования является социально - психологическая работа с детьми, жертвами насилия в семье.
Предметом исследования являются содержание и методика социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Целью исследования данной работы является анализ опыта социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать понятие, сущность и виды насилия и жестокого обращения;
2. Изучить содержание социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
3. Описать опыт практической деятельности по реализации социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье;
4. Проанализировать проблемы и особенности социально - психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье.
Базой исследования данной работы является Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге.
Работа так же содержит в себе следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно - методической и нормативно правовой литературы по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение.
2. Практические методы: кейс - стади, анкетирование экспертов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Проблема насилия и жестокого обращения не теряет своей актуальности, и на данный момент остается в поле зрения исследователей социальных, психологических, правовых и медицинских наук. Необходимость изучения данной проблемы обусловлена тем, что одной из категорий, наиболее подверженной влиянию данной проблемы являются дети.
В выпускной квалификационной работе были изучены и описаны основные подходы к определению понятия и сущности такого явления как насилие, а так же его основные виды и последствия влияния на организм и психику ребенка. Анализ накопленного теоретического опыта по данной проблеме показал, что основные травматические последствия насилия в значительной степени отражаются на психическом состоянии пострадавшего. Таким образом, было принято решение об изучении практического опыта именно социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Для исследования практического опыта социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье, было выбрано учреждение, специализирующееся на такой деятельности - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге. Основной целью социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, в данном учреждении является уменьшение и ликвидация последствий травматических переживаний, которая осуществляется посредством социально - психологической работы профилактического и терапевтического характера.
Одной из основных задач данной работы было проанализировать проблемы и особенности социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие. С помощью применения практических методов исследования были выделены такие проблемы как недостаточный уровень межведомственного взаимодействия, нехватка специализированного персонала, организация проживания детей в отделении без учета возрастных и психологических особенностей воспитанников, а так же проблема отсутствия специального диагностического инструментария для выявления насилия и его последствий.
Для решения указанных проблем и повышения эффективности процесса реабилитации можно выделить следующие рекомендации: необходимо разработать и применять в учреждении специальные методики, которые способствовали бы раннему выявлению самого факта насилия, а так же его вида, для оказания эффективной помощи и устранению травматических последствий в зависимости от вида пережитого насилия. Так же необходимо организовать больше отделений, для разделения воспитанников по разным возрастным группам и с учетом личностных особенностей детей.
В выпускной квалификационной работе были изучены и описаны основные подходы к определению понятия и сущности такого явления как насилие, а так же его основные виды и последствия влияния на организм и психику ребенка. Анализ накопленного теоретического опыта по данной проблеме показал, что основные травматические последствия насилия в значительной степени отражаются на психическом состоянии пострадавшего. Таким образом, было принято решение об изучении практического опыта именно социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье.
Для исследования практического опыта социально - психологической работы с детьми, подвергшимися насилию в семье, было выбрано учреждение, специализирующееся на такой деятельности - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Оренбургской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»» в г. Оренбурге. Основной целью социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие в семье, в данном учреждении является уменьшение и ликвидация последствий травматических переживаний, которая осуществляется посредством социально - психологической работы профилактического и терапевтического характера.
Одной из основных задач данной работы было проанализировать проблемы и особенности социально-психологической работы с детьми, пережившими насилие. С помощью применения практических методов исследования были выделены такие проблемы как недостаточный уровень межведомственного взаимодействия, нехватка специализированного персонала, организация проживания детей в отделении без учета возрастных и психологических особенностей воспитанников, а так же проблема отсутствия специального диагностического инструментария для выявления насилия и его последствий.
Для решения указанных проблем и повышения эффективности процесса реабилитации можно выделить следующие рекомендации: необходимо разработать и применять в учреждении специальные методики, которые способствовали бы раннему выявлению самого факта насилия, а так же его вида, для оказания эффективной помощи и устранению травматических последствий в зависимости от вида пережитого насилия. Так же необходимо организовать больше отделений, для разделения воспитанников по разным возрастным группам и с учетом личностных особенностей детей.
Подобные работы
- Социально-психологическая реабилитация подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающих семьях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ
РИСКА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная защита материнства и детства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2025



