Введение 4
Глава 1. Занятость населения и особенности ее регулирования в РФ 7
1.1. Нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ 7
1.2. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ 12
Глава 2. Анализ деятельности ГКУ «Центр занятости населения г.Сорочинска» 18
2.1. Содержание работы службы занятости ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска» 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению направлений совершенствования деятельности ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска» 33
Заключение 43
Список источников и литературы 47
Приложения 50
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ, выдвигает требование существенно улучшить деятельность федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций.
Особое место в данном процессе занимает совершенствование деятельности органов службы занятости населения, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер.
Совершенствование работы органов службы занятости должно быть направлено на: создание предпосылок для устойчивых темпов экономического роста, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, поддержание экономически целесообразного и социально приемлемого уровня безработицы, преодоление бедности и повышение уровня жизни населения.
Некоторые показатели недостаточно глубоко и равноценно отражают ключевые стороны деятельности органов службы занятости. Как правило, применяются так называемые «опаздывающие» показатели, т.е. показатели, характеризующие прошлое состояние рассматриваемых процессов деятельности (например, средняя длительность безработицы на конец отчетного периода и др.).
Вместе с тем обычно не находят применения «опережающие» показатели, другими словами, показатели, по изменению значений которых можно выдвигать обоснованные суждения об имеющемся потенциале органов службы занятости для достижения успешных результатов в будущем.
Все это не позволяет выявить те органы службы занятости, где достигнуты действительно наилучшие или наихудшие результаты, определить причины этого, создать необходимые предпосылки и стимулы для совершенствования стратегии действий, технологии оказания услуг и системы управления содействием занятости населения.
Теоретическая значимость ВКР состоит в том, что была дана общая характеристика нормативно-правовых основ работы службы занятости в РФ; рассмотрена организация и регулирование системы занятости населения в РФ; проведен анализ содержания работы службы занятости.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в теоретических положениях и выводах, эмпирическом исследовании по выявлению направлений совершенствования деятельности ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска».
Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы, цель и задачи данной работы.
Исследование проблем занятости населения занимались В.С. Буланова, А.Ю. Гусов, Г.П. Журавлева, Р.П. Колосова, Л.М. Низова, , И.П. Поваревич, А.Рофе, А. Харламов, Л.Лифина, В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина, В.И. Плакся, М.Д. Поваревич, А. Семенова, О.В. Абрамова, Г.П.Азаров, В.С. Бардычевский, М.О. Буянов, И.С. Викторов, В.И. Власов, К.Н. Гусов С.А. Карташов и другие авторы.
Объектом исследования является деятельность центра занятости населения г. Сорочинска.
Предметом исследования является технология работы службы занятости.
Целью дипломной работы является анализ работы службы занятости для выявления направлений совершенствования ее деятельности.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
1. Выделить нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ;
2. Описать организацию и регулирование системы занятости населения в РФ;
3. Изучить содержание работы службы занятости ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска»;
4. Проанализировать опыт практической деятельности ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска»;
5. Выявить основные направления по совершенствованию деятельности ГКУ «Центр занятости населения г. Сорочинска».
База исследования: Государственное казенное учреждение «Центр занятости г. Сорочинска»,
Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования.
Практические методы: анкетирование, эмпирическое исследование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.
Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона.
Исходя из цели, задачи служба занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.
Под технологией работы службы занятости понимается система последовательных действий и процедур, осуществляемых специалистами социальной сферы, по основным направлениям деятельности по содействию занятости населения.
На сегодняшний день деятельность службы занятости регламентируется Законом «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В данный момент технологии деятельности службы занятости включают в себя регистрацию безработных граждан по месту жительства в следующей последовательности:
1. первичная регистрация безработных граждан;
2. регистрация в целях поиска подходящей работы;
3. регистрация граждан в качестве безработных;
4. перерегистрация безработных граждан;
5. снятие граждан с регистрационного учета по безработице.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшими следует признать их право на выбор места работы, право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством Российской Федерации. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ работы службы занятости населения г. Сорочинска за 2018 год. Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа центра занятости организована и осуществляется на достаточно высоком уровне, однако, проведенное эмпирическое исследование позволило выделить основные направления реализации технологии работы службы занятости города Сорочинска. На основании этого были выделены основные направления совершенствования работы службы занятости, которые позволят повысить эффективность ее деятельности.
На основании проведенного исследования были сформулированы рекомендации, которые позволят совершенствовать деятельность центра занятости города Сорочинска.
Служба занятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей — о состоянии конъюнктуры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов.
Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку Рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.
Служба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безработице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном порядке; предоставляет материальную помощь безработным и членам их семей.
Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.
Таким образом, служба занятости населения предоставляет социальную защиту населению, информирует, ориентирует и поддерживает граждан.
1. Абрамова О.В. Правовое регулирование трудоустройства: учебник О.В. Абрамова, А.К. Гаврилина. Москва: ЗАО «Бизнес-школа», 2004. 241 с.
2. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. N 10). URL: https://base. garant.ru/70209634/(дата обращения 03.06.2019).
3. Азаров Г.П. Трудовое право: конспект лекций Азаров Г.П. Москва: «Юристъ», 2010. 185 с.
4. Бердычевский В.С. Трудовое право: учеб. пособие В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 512 с.
5. Бочарова, И.Н. Программы содействия занятости: социальная политика // Экономист, 2015 № 5. С.77.
6. В икторов И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право, 2016 №.8. С. 71.
7. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения, 2015 № 1. С. 110.
8. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи // Человек и труд, 2007 №8. С.38.
9. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. Москва: «ИНФРА-М», 2018.440 с.
10. Интерактивный портал службы занятости населения
Оренбургской области. ГКУ «ЦЗН г. Сорочинска». URL: https://szn.orb.ru/Czn/detail/bffbbef5-23d7-4dc3-8faf-e33b6a2dfc65/ (дата
обращения 06.06.2019).
11. Карташов С.А. Рынок труда: учебник С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов.Москва: «Финстатинформ», 1998. - 694 с.
12. Колосова Р.П. Экономика: учебник Р.П. Колосова. Москва: «Норма», 2017.421 с.
13. Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г // Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации 1957 - 1990: Женева, 1991.
14. Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Женева, 1991.
15. Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: https ://rosmintrud. ru(Дата обращения 04.06.2019)
16. Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории, 2014 № 4. С. 125.
17. Отчет о результатах деятельности органов труда и занятости населения Оренбургской области за 2018 год. URL:http://szn.orb.ru(дата обращения 06.06.2019).
18. Общероссийская база вакансий «Работа в России». URL: https: //russia. zarplata. ru(дата обращения 03.06.2019).
19. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009.
20. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект).Москва: «РАГС», 2004. 384 с.
21. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права // Право и государства. Теория и практика, 2015 №9. С.27.
22. Сорочинский городской округ. URL: http://ria56.ru(дата
обращения 06.06.2019).
23. Смирнов О.В. Трудовое право: учебник О.В. Смирнов. Москва: «Проспект», 2007.528 с.
24. Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населен ия в Российской Федерации». URL:http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 60/(дата обращения 03.06.2019).
25. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 103023/(дата обращения 03.06.2019).
26. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37868/(дата обращения 06.06.2019)
27. Федеральная служба по труду и занятости в РФ. URL: https://www.rostrud.ru/(дата обращения 05.06.2019).
28. Черняева Д.С. Мировой кризис и трудовые отношения // Трудовое право, 2010 №1. С.32.
29. Черняева Д.В. Международные стандарты труда и российское трудовое право // Справочник кадровика, 2006 №2. С.43.