ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……6
1.1. Основные понятия и цели социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей …6
1.2. Нормативная правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………….12
1.3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей
2.2. Государственная семейная политика в Российской Федерации
2.3. Характеристика деятельности центра социального обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Согласно Конституции Российской Федерации «Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Важнейшей задачей социального государства является защита отцовства, материнства и детства. [2, ч.2. ст. 7]. Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Особую тревогу вызывает такое социальное явление, как сиротство детей. В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной.
Это связано с ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. Изменением социального состава сиротства, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.
Актуальность темы исследования определяется тем, что социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важных задач страны и общества. Значительное число таких показателей, как социальное сиротство, детская безнадзорность так же как демографический кризис, имеет в своем основании общий кризис семьи. Невиданные духовные, экономические, политические, социальные проблемы, потрясшие нашу страну, привели к росту количества семей с разными уровнями всевозможных трудностей. Острый спад жизненного уровня населения впервые породил такую ситуацию, как отказ от детей в связи с отсутствием возможности их прокормить и обеспечивать необходимым для роста и развития. Такое состояние в российском обществе подтолкнуло развитие преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширило истоки детского неблагополучия. Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Изучение причин сиротства, исследования форм устройства детей в семью является основной для совершенствования государственной семейной политики. Проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей и их социально-правовой защиты требует объединения усилий государства, региональных и местных органов власти, социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с политикой государства в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие социальную работу и оказание юридической защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель дипломной работы – анализ правовых норм, регулирующих социальную работу и защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление основных направлений социальной работы и юридической помощи детям – сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
• определить содержание понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «социальная защита», «социальная работа»;
• проанализировать соответствующую нормативную правовую базу; – исследовать различные формы устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать юридические гарантии реализации прав детей;
• проанализировать государственную семейную политику и практическую деятельность центров социальной защиты населения в оказании помощи семьям с детьми.
Методы исследования: анализ нормативно-правовой базы и юридической литературы. Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, приложения, список использованной литературы.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. В ходе исследования, рассмотрев основные правовые нормы, регламентирующие социальную работу и юридическую защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы: – проблема сиротства остается достаточно острой; – нормативная правовая база по оказанию социальной защиты и юридической помощи достаточно широка, но она не исчерпывает всех проблем, которые требуют разрешения. Работники органов опеки и попечительства по-своему трактуют законодательство, неправомерно изымают детей из семьи на основе, так называемого, «жестокого обращения» с ребенком. Существующая нормативная правовая база не в полной мере позволяет внедрять инновационные подходы и технологии в повседневную практику работы специалистов с детьми и семьями группы риска. Серьезное затруднение в этой работе вызывает расхождение в трактовках понятия «жестокое обращение», используемых правоохранительными органами, различными ведомствами, отвечающими за реализацию политики в области защиты детей. Необходимо скорректировать понятие «жестокое обращение с ребенком» на федеральном уровне. Органы опеки и попечительства должны выступать в качестве координатора всех действий по профилактике социального сиротства, что требует внесения изменений закон. В связи с этим мы считаем, что законодательство в этой сфере требует корректив и должно совершенствоваться. В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье). Политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержке детей, в отношении которых есть опасность социального сиротства. Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье. Исследовав формы устройства детей, мы выяснили, что самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян. Сообразно понятию профессионалов, более преимущественной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родным или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной либо патронатной) дозволяет ребенку-сироте возместить то, что ему недоставало, а конкретно пройти полный курс семейной социализации (проживание и усвоение разных ролей в семье), надзора за эталонами детско-родительских и супружеских отношений, формирование дефицитных эмоций сострадания, родительской теплоты и т.д., а основное – заполучить нужную стартовую базу для предстоящей жизни, а конкретно тот комплект статусов, какие посодействовать, получив хорошее образование, отлично трудоустроиться и организовать карьерный рост. Характеризуя государственную семейную политику можно сделать вывод о том, что государство понимает проблему, пытается ее решить, предлагает значимые шаги, но явно недостаточные для решения всех вопросов, возникающих в данной сфере. На мой взгляд путями преодоления трагического социального явления станут:
• совершенствование системы устройства детей-сирот;
• экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
• возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманности, любви и уважении к ребенку;
• профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (20 ноября 1989 г.)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31
Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.06.2016) //«Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст.3301
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г №223-ФЗ, (ред. от 20.04.2016)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.196, №1, ст.16
Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ, (ред. от 31.12.2016) //«Собрание законодательства РФ), 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, №52, ст. 5880
Об опеке и попечительства: Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 28.11.2016) // «Собрание законодательства», 28.04.2008, №17, ст.1755
О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (действующая редакция от 02.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, №3, ст. 145 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации:
Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ ред. от 21.07.2014) «//Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, №52 (часть I),
Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(действующая редакция от 19.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», № 53 (ч.1), ст. 7598
Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 №712 О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606
Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р Резолюция всероссийской конференции «Профилактика социального сиротства: достижения и пути их развития» //Бюллетень законодательства о социальном обслуживании. — №4, 2014 . – с. 136-143
Медицинская реабилитация в педиатрической практике: достижения, проблемы и перспективы: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием, 01.07.2013, г. Якутск – с. 146-147
Семья: Психология, педагогика, социальная работа / Под редакцией А. А. Реана. – М.: АСТ, 2010. — 576 с.
http://www.consultant.ru/ – правовая база «Консультант»
http://www.rg.ru/–официальный сайт Российской газеты
http://www.grandars.ru/ – сайт «энциклопедия экономиста» http://soc-work.ru/ – портал о социальной работе http://tsput.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons1.htm – сайт «Дети-сироты»