Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Работа №145861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Основные характеристики детей с ограниченными возможностями
здоровья 6
1.2. Содержание социальной работы с детьми-инвалидами 14
глава 2. Опыт практической деятельности ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и пути
его совершенствования 26
2.1. Анализ деятельности ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района по работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья 26
2.2. Пути повышения эффективности социальной работы с детьми-
инвалидами ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района 34
Заключение 488
Список источников и литературы 50
Приложения 544

В Российской Федерации на 2019 год насчитывается 11,5 млн. инвалидов, среди них 670 тысяч - дети. Ежегодно количество детей- инвалидов увеличивается, что говорит о тенденции роста.
Детская инвалидность подразумевает ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, самостоятельном передвижении, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Наиболее острыми проблемами остаются социальное неравенство, бедность, проблемы с лекарственным обеспечением. К тому же инвалидность имеет большое социальное значение, так как характеризует потери трудового потенциала населения.
В настоящее время трансформация общественных отношений, изменение логики социального мышления требуют новых подходов к проблеме инвалидности, отношению здоровых людей к лицам с ограниченными возможностями, а также работе с такими людьми. Это и является стимулом для создания и внедрения новых технологий работы с детьми-инвалидами. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами предполагают обязательное включение родителей в мероприятия, так как происходит совместное обучение умениям и навыкам независимой жизни.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья мало приспособлены к окружающей среде, им трудно обучаться и развиваться в обществе. В связи с этим, необходима грамотно организованная социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент в теории и практике социальной работы недостаточно представлены современные тенденции организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальных служб, в связи с этим возникает необходимость 3
обосновать новые пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных характеристик детей-инвалидов, выделения их проблем, а также содержания социальной работы с ними.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть направлены на улучшение качества обслуживания детей-инвалидов, а выявление путей повышения эффективности будет способствовать внедрению новых технологий.
Интерес к проблеме социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет. На сегодняшний день, особую важность имеет научные исследования вопросов организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в трудах отечественных ученых - Л.И. Акатова, Л.И. Аксеновой, Е.Ф. Альчидиевой, В.Д. Байрамова, Н.Ф. Басова, М.А. Болдиной, Д.А.Быкова, Л.К. Грачева, Л.П. Гришиной. Данная проблема находит отражение и в исследованиях зарубежных авторов - М.М. Айшервуда, С. Брандта, Ш. Риддел, Т. Тинклин, А. Уилсона, М. Пристли, А. Уолкера, Д. Джоли, Е. Хайдера.
Объектом исследования дипломной работы является социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является опыт и пути повышения эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: проанализировать опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для выявления путей повышения эффективности.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Описать основные характеристики детей-инвалидов;
2. Раскрыть содержание социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
3. Проанализировать деятельность ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4. Выявить пути повышения эффективности социальной работы с детьми-инвалидами.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Беляевском районе Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: анкетирование, интервью, анализ документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория граждан в возрасте до 18 лет, имеющая отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Выделяют категории детей-инвалидов с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д.
Данная социальная группа неспособна самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Выделяют: медико-социальные, экономические, социально-бытовые, патологические проблемы, а также образования. Детям с ограниченными возможностями требуется комплексная профессиональная помощь специалистов, сочетающая в себе медицинские и социальные аспекты. Основой помощи является грамотно выстроенная система социальной работы.
Использование специалистами в работе с детьми-инвалидами таких технологий как социальная реабилитация, социальная профилактика, социально-психологическая коррекция и консультирование, и социальный патронаж будет способствовать укреплению их нравственного и физического здоровья, формированию ценностных установок, социальных потребностей, а также последующей успешной интеграции их в общество.
В Оренбургской области социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, оказывают различные учреждения, среди них ГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Беляевском районе. Социальную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБУСО «КЦСОН» осуществляет комплексное отделение социального обслуживания населения. Основными направлениями работы данного отделения являются: социально-медицинское; социально-психологическое и социально-культурное направление. Специалистами используются технологии социально-бытовой диагностики, социального патронажа, социальной реабилитации, социально-психологической коррекции и консультирования. В совокупности данные технологии помогают специалистам выстроить грамотную и комплексную работу не только с детьми-инвалидами, но и их родителями.
В рамках выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района. Были выделены критерии, которые позволили оценить эффективность данного учреждения, а также выявить пути ее повышения.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что работа специалистов данного учреждения эффективна, по таким критериям как: открытость и доступность информации о социальном обслуживании для получателей социальных услуг; уровень квалификации сотрудников. Организованы курсы повышения квалификации, применены инновационные технологии в работе с детьми-инвалидами. Получатели социальных услуг среди детей-инвалидов и их представителей располагают необходимой информацией для получения льгот и пособий.
Но по таким критериям как: комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; фандрайзинговая эффективность существуют проблемы. Получателям социальных услуг должны быть организованы благоприятные условия ожидания, что не предусмотрено в полной мере в ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района. Учреждение не сотрудничает с благотворительными организациями, что отрицательно сказывается на дополнительном финансировании организации.
Таким образом, для повышения эффективности ГБУСО «КЦСОН» Беляевского района необходимо организовать комфортные условия для получателей социальных услуг; наладить взаимодействие с благотворительными организациями для материальной поддержки центра; создать группы психологической разгрузки для родителей детей-инвалидов, а также устроить раздачу памяток по воспитанию; обеспечить возможность детям-инвалидам и их родителям дистанционно взаимодействовать со специалистами учреждения.



1. Айшервуд ММПолноценная жизнь инвалида. М.: Педагогика, 2017. 871 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2014. 368 с.
3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие М.: Юрайт, 2013.116 с.
4. Басов Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 528 с.
5. Боброва К.С. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 1. 50 с.
6. Быков Д.А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями // Педагогика. 2017. № 6. С. 132.
7. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология. 2014. № 1. С. 76.
8. Гембаренко В.И. Семья и ребенок с ограниченными возможностями // Социальное обеспечение. 2012. №3. С. 92.
9. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление. М.: Феникс, 2015. 429 с.
10. Горшкова Т.В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность // Молодой ученый. 2016. №2. С. 783-785.
11. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. 2015. №9. С. 60.
12. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2007. 124 с.
13. Гуслякова Л.Г. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями М.: Социальное здоровье России, 2016. 210 с.
14. Деева Е.В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки будущих социальных работников // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11. С. 338.
15. Декларация о правах инвалидов (принята Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975) // СПС КонсультатнтПлюс. URL: http: //www.consultant.ru/.
16. Дмитриев А.В. Проблемы инвалидов. СПб.: Питер, 2014. 245 с.
17. Замараева З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2015. 171с.
18. Калимуллина Э.Р. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского общества: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук / Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2007. 151 с.
19. Козлов С.И. Инвалидность детского населения в Российской Федерации и совершенствование системы комплексной реабилитации детей- инвалидов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук / Федер. бюро мед.-социал. Экспертизы. Москва, 2010. 30 с.
20. Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006) // СПС КонсультатнтПлюс. URL: http: //www.consultant.ru/.
21. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
22. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек. Ляпидиевская Г. В. Создание в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. М., 2013. 88 с.
23. О предоставлении инвалидам и детям-инвалидам
реабилитационных услуг в организациях социального обслуживания Оренбургской области ( постановление Правительства Оренбургской области № 942-п от 26.10.2012) // СПС ГарантРу. URL: http: //www.garant.ru/.
24. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг (постановление Правительства РФ № 1236 от 24.11.2014) // СПС КонсультатнтПлюс. URL: http: //www.consultant.ru/.
25. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: ВЛАДОС, 2012. 345 с.
26. Панов А.М. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 2015. 280 с.
27. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: Учебное пособие. М.: Академия, 2012. 256 с.
28. Прияткина Н.Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4
29. РомановМ.Р. Реабилитация инвалидов М.: Вагриус, 2013. 175с.
30. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в РФ // Социальная работа. 2013. №1. С. 124.
31. Сухих В.Г. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов // Социс. 2013. №10. С. 98-101.
32. Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Беляевском районе от 30.10.13. № 296. // Сайт ГБУСО «КЦСОН» Беялевского района. URL: https://kcson-be.msr.orb.ru/
33. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2019) // Российская газета, 2013.30 дек.
34. Фирсов М. В. Введение в профессию Социальная работа. М.: КноРус, 2014. 224 с.
35. Фролов М.И. Социальная адаптация инвалидов. М.: Нобель Пресс, 2015. 178 c.
36. Фуряева Т.В. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: в 2 ч. / Татьяна Васильевна. Изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 189 с.
37. Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. 368 с.
38. Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. М.: Эксмо, 2017. 128 с.
39. Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. 2015. №12. 31 с.
40. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 316с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ