СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Подходы к изучению проблемы направленности личности в психологии 7
1.2. Психологические условия и механизмы формирования
профессиональной направленности личности 23
1.3. Направленность личности специалиста - психолога 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ
ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты и их обсуждение 46
2. 3. Рекомендации по развитию направленности личности студентов - психологов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Подходы к изучению проблемы направленности личности в психологии 7
1.2. Психологические условия и механизмы формирования
профессиональной направленности личности 23
1.3. Направленность личности специалиста - психолога 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ
ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Результаты и их обсуждение 46
2. 3. Рекомендации по развитию направленности личности студентов - психологов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития общества особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими и определяющими формирование личности в целом.
В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности выделяют ее направленность. Такой взгляд на направленность как важнейшую характеристику личности, главный компонент в ее структуре и как универсальную основу для любых ее проявлений просматривается в различных подходах изучения психики: «деятельностного», «личностного», психологии отношений, психологии установки (в трудах СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева; Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Фельдштейна, Б.И. Додонова и др.) Направленность личности является обобщенной характеристикой человека с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы. В связи с тем, что направленность составляет одну из важнейших сторон личности, определяет ее социальную и нравственную ценность, жизненную позицию.
Проблема личностного и профессионального становления субъектов образования приобретает особую актуальность и новое звучание в контексте современных тенденций общественного развития. И основой успешного профессионального становления педагога-психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможность системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности
и ее развития.
Существует противоречие между особыми требованиями к структуре направленности личности студентов - психологов и психологов - профессионалов с одной стороны, и недостаточным вниманием, которое уделяется этому профессиональному важному качеству психолога в условиях обучения в ВУЗе, а также условиях реальной профессиональной деятельности. Дело в том, что направленность личности выступает той системообразующей характеристикой, от которой зависят не только мотивы учебной и профессиональной деятельности, выбор поступков, ориентация, но, также результативность и удовлетворенность процессом обучения и профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каково соотношение видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций?
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования: изучить особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций.
Объект исследования: направленность личности.
Предмет исследования: особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций.
Гипотеза исследования: существуют особенности в соотношении видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций, а именно:
1. Направленность личности студентов - психологов характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия и стремления к взаимодействию с ориентацией на результат, тогда как у психологов образования преобладают мотивы, связанные с общественным предназначением профессии, (деловая направленность) и ориентация на
процесс деятельности.
2. Соотношение осознаваемой (понимаемой) и неосознаваемой (эмоциональной) видов направленности личности психологов образовательных организаций характеризуется большей гармоничностью и согласованностью по сравнению со студентами-психологами.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию и структуре направленности личности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций;
3. Разработать рекомендации преподавателю вуза и психологу образования по развитию и саморазвитию направленности личности специалиста.
Теоретическую основу исследования составили работы по проблеме направленности личности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева; Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Н.И. Непомнящая, М.Е. Каневской, Г.И. Катрич, В.В. Барцалкиной, Д.И. Фельдштейна, И.Д. Егорычева, Б.И. Додонова, Н.И. Рейнвальдаи др.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - опросный метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Методы математической статистики: статистический критерий Манна - Уитни, Спирмена.
В качестве методик нами использовались следующие:
1) Методика «Изучение направленности» (В. Смекала и М. Кучера);
2) Методика диагностики социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина);
3) Методика исследования эмоциональной направленности личности (Б.И.Додонов).
База исследования: Исследование осуществлялось на базе НИУ «БелГУ» и управления образования администрации города Белгорода. В исследовании принимали участие студенты 1,2, 3 и 4 курсов факультета психологии направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в количестве 60 человек и педагоги - психологи образовательных организаций города Белгорода (60 чел.) Всего - 120 человек.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в средних специальных учебных заведениях, а также в различных формах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 78 использованных источников, приложений.
В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности выделяют ее направленность. Такой взгляд на направленность как важнейшую характеристику личности, главный компонент в ее структуре и как универсальную основу для любых ее проявлений просматривается в различных подходах изучения психики: «деятельностного», «личностного», психологии отношений, психологии установки (в трудах СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева; Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Фельдштейна, Б.И. Додонова и др.) Направленность личности является обобщенной характеристикой человека с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы. В связи с тем, что направленность составляет одну из важнейших сторон личности, определяет ее социальную и нравственную ценность, жизненную позицию.
Проблема личностного и профессионального становления субъектов образования приобретает особую актуальность и новое звучание в контексте современных тенденций общественного развития. И основой успешного профессионального становления педагога-психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможность системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности
и ее развития.
Существует противоречие между особыми требованиями к структуре направленности личности студентов - психологов и психологов - профессионалов с одной стороны, и недостаточным вниманием, которое уделяется этому профессиональному важному качеству психолога в условиях обучения в ВУЗе, а также условиях реальной профессиональной деятельности. Дело в том, что направленность личности выступает той системообразующей характеристикой, от которой зависят не только мотивы учебной и профессиональной деятельности, выбор поступков, ориентация, но, также результативность и удовлетворенность процессом обучения и профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каково соотношение видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций?
Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования: изучить особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций.
Объект исследования: направленность личности.
Предмет исследования: особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций.
Гипотеза исследования: существуют особенности в соотношении видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций, а именно:
1. Направленность личности студентов - психологов характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия и стремления к взаимодействию с ориентацией на результат, тогда как у психологов образования преобладают мотивы, связанные с общественным предназначением профессии, (деловая направленность) и ориентация на
процесс деятельности.
2. Соотношение осознаваемой (понимаемой) и неосознаваемой (эмоциональной) видов направленности личности психологов образовательных организаций характеризуется большей гармоничностью и согласованностью по сравнению со студентами-психологами.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию и структуре направленности личности в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить особенности соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций;
3. Разработать рекомендации преподавателю вуза и психологу образования по развитию и саморазвитию направленности личности специалиста.
Теоретическую основу исследования составили работы по проблеме направленности личности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева; Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Н.И. Непомнящая, М.Е. Каневской, Г.И. Катрич, В.В. Барцалкиной, Д.И. Фельдштейна, И.Д. Егорычева, Б.И. Додонова, Н.И. Рейнвальдаи др.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - опросный метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Методы математической статистики: статистический критерий Манна - Уитни, Спирмена.
В качестве методик нами использовались следующие:
1) Методика «Изучение направленности» (В. Смекала и М. Кучера);
2) Методика диагностики социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина);
3) Методика исследования эмоциональной направленности личности (Б.И.Додонов).
База исследования: Исследование осуществлялось на базе НИУ «БелГУ» и управления образования администрации города Белгорода. В исследовании принимали участие студенты 1,2, 3 и 4 курсов факультета психологии направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в количестве 60 человек и педагоги - психологи образовательных организаций города Белгорода (60 чел.) Всего - 120 человек.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в вузе, в средних специальных учебных заведениях, а также в различных формах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 78 использованных источников, приложений.
Проблема направленности личности является, на наш взгляд, особенно актуальной. Понятие «направленность личности» было введено в психологическую науку С.Л. Рубинштейном, который определял его как «динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами», динамические тенденции» проявляются в жизни личности в виде потребностей, установок, интересов, идеалов.
Е.П. Ильин выделяет две сущностных стороны направленности личности: «Совокупность или система мотивационных образований», включающая желания, влечения, потребности, склонности, убеждения, идеалы, мотивы личности и «Эта система определяет направление поведения и деятельности человека», т. е. становится «вектором поведения». Л. И. Божович, направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований. Они выделяют три основных вида отношений: отношение к себе; отношения к окружающим людям, к коллективу и обществу; отношение к делу. Этим трем основным видам отношений соответствуют три вида направленности, определяемой тремя группами мотивов: личными, коллективистскими, деловыми. Таким образом, мы видим, что первую сторону сущности направленности можно охарактеризовать как содержательную компоненту этого понятия, вторую сторону направленности — как субъектно-деятельностную. Другими словами, потребности, интересы, идеалы, мотивы личности определяют, почему человек действует, чего он хочет добиться как субъект деятельности. Другую стороной являются интересы. Оптимальное сочетание непосредственных и опосредованных интересов способствует активной и продуктивной деятельности. Если человек заинтересован в результатах и ему нравится сам процесс деятельности, то работает он с полной самоотдачей и добивается хороших успехов в труде. При этом человек испытывает удовлетворение, демонстрирует деловую активность, выполняя работу легко и непринужденно.
Основой успешного профессионального становления педагога- психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможность системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития. Существует противоречие между особыми требованиями к структуре направленности личности студентов - психологов и психологов - профессионалов с одной стороны, и недостаточным вниманием, которое уделяется этому профессиональному важному качеству психолога в условиях обучения в ВУЗе, а также условиях реальной профессиональной деятельности. Дело в том, что направленность личности выступает той системообразующей характеристикой, от которой зависят не только мотивы учебной и профессиональной деятельности, выбор поступков, ориентация, но, также результативность и удовлетворенность процессом обучения и профессиональной деятельности.
С целью изучения особенностей соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций нами было проведено исследование, которое позволило нам сделать следующие выводы.
Психологи образовательных организаций менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как студенты психологи ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и влиянию на других. Показатели ориентации на результат ярко выражены у студентов - психологов, тогда как у психологов образования наиболее выражена ориентация на процесс, что свидетельствует о наличии разных целей. У психологов образовательных организаций более значимо наличие качественной консультации, выполнения работы, а для студента более значим результат его работы. Альтруизм и труд в большей степени, чем эгоизм, свойствен психологам образовательных организаций, а показатели эгоизма и власти, свободу выше у студентов.
Также мы можем сказать, что для психологов образовательных организаций гностического типа является решение сложных познавательных проблем, им свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
У психологов образовательных организаций наблюдается более высокий уровень коммуникативной компетентности по сравнению со студентами - психологами, используя ее, психологи образовательных организаций определяют стратегию и тактику общении. Также, мы наблюдаем, что у педагогов-психологов ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Ярко прослеживается стремление к общению, в получении знаний о новом, неизвестном, потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Выражены эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, в восприятии прекрасного.
Тип направленности у студентов - психологов характеризуется интересом к соперничеству, риску и борьбе, а также глорическим типом, отвечающий за потребность в самоутверждении, почете и славе, гностический тип, романтический и акизитивный типы эмоциональной направленности личности. Из этого можно сделать вывод, что педагоги - психологи образовательных организаций города меньше всего стремятся в своей профессиональной деятельности к соперничеству и не испытывают острой потребности в самоутверждении. Студентам - психологам, наоборот, присуще желание рисковать и подвергаться опасностям. Это обозначает их потребность в удовлетворении внешнего комфорта.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что существуют особенности в соотношении видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций, а именно: 1. Направленность личности студентов - психологов
характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия и стремления к взаимодействию с ориентацией на результат, тогда как у психологов образования преобладают мотивы, связанные с общественным предназначением профессии (деловая направленность) и ориентация на процесс деятельности. 2. Соотношение осознаваемой (понимаемой) и неосознаваемой (эмоциональной) видов направленности личности психологов образовательных организаций характеризуется большей гармоничностью и согласованностью по сравнению со студентами-
психологами.
Е.П. Ильин выделяет две сущностных стороны направленности личности: «Совокупность или система мотивационных образований», включающая желания, влечения, потребности, склонности, убеждения, идеалы, мотивы личности и «Эта система определяет направление поведения и деятельности человека», т. е. становится «вектором поведения». Л. И. Божович, направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований. Они выделяют три основных вида отношений: отношение к себе; отношения к окружающим людям, к коллективу и обществу; отношение к делу. Этим трем основным видам отношений соответствуют три вида направленности, определяемой тремя группами мотивов: личными, коллективистскими, деловыми. Таким образом, мы видим, что первую сторону сущности направленности можно охарактеризовать как содержательную компоненту этого понятия, вторую сторону направленности — как субъектно-деятельностную. Другими словами, потребности, интересы, идеалы, мотивы личности определяют, почему человек действует, чего он хочет добиться как субъект деятельности. Другую стороной являются интересы. Оптимальное сочетание непосредственных и опосредованных интересов способствует активной и продуктивной деятельности. Если человек заинтересован в результатах и ему нравится сам процесс деятельности, то работает он с полной самоотдачей и добивается хороших успехов в труде. При этом человек испытывает удовлетворение, демонстрирует деловую активность, выполняя работу легко и непринужденно.
Основой успешного профессионального становления педагога- психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможность системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития. Существует противоречие между особыми требованиями к структуре направленности личности студентов - психологов и психологов - профессионалов с одной стороны, и недостаточным вниманием, которое уделяется этому профессиональному важному качеству психолога в условиях обучения в ВУЗе, а также условиях реальной профессиональной деятельности. Дело в том, что направленность личности выступает той системообразующей характеристикой, от которой зависят не только мотивы учебной и профессиональной деятельности, выбор поступков, ориентация, но, также результативность и удовлетворенность процессом обучения и профессиональной деятельности.
С целью изучения особенностей соотношения видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций нами было проведено исследование, которое позволило нам сделать следующие выводы.
Психологи образовательных организаций менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как студенты психологи ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и влиянию на других. Показатели ориентации на результат ярко выражены у студентов - психологов, тогда как у психологов образования наиболее выражена ориентация на процесс, что свидетельствует о наличии разных целей. У психологов образовательных организаций более значимо наличие качественной консультации, выполнения работы, а для студента более значим результат его работы. Альтруизм и труд в большей степени, чем эгоизм, свойствен психологам образовательных организаций, а показатели эгоизма и власти, свободу выше у студентов.
Также мы можем сказать, что для психологов образовательных организаций гностического типа является решение сложных познавательных проблем, им свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
У психологов образовательных организаций наблюдается более высокий уровень коммуникативной компетентности по сравнению со студентами - психологами, используя ее, психологи образовательных организаций определяют стратегию и тактику общении. Также, мы наблюдаем, что у педагогов-психологов ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Ярко прослеживается стремление к общению, в получении знаний о новом, неизвестном, потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Выражены эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, в восприятии прекрасного.
Тип направленности у студентов - психологов характеризуется интересом к соперничеству, риску и борьбе, а также глорическим типом, отвечающий за потребность в самоутверждении, почете и славе, гностический тип, романтический и акизитивный типы эмоциональной направленности личности. Из этого можно сделать вывод, что педагоги - психологи образовательных организаций города меньше всего стремятся в своей профессиональной деятельности к соперничеству и не испытывают острой потребности в самоутверждении. Студентам - психологам, наоборот, присуще желание рисковать и подвергаться опасностям. Это обозначает их потребность в удовлетворении внешнего комфорта.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что существуют особенности в соотношении видов направленности личности будущих педагогов-психологов и психологов образовательных организаций, а именно: 1. Направленность личности студентов - психологов
характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия и стремления к взаимодействию с ориентацией на результат, тогда как у психологов образования преобладают мотивы, связанные с общественным предназначением профессии (деловая направленность) и ориентация на процесс деятельности. 2. Соотношение осознаваемой (понимаемой) и неосознаваемой (эмоциональной) видов направленности личности психологов образовательных организаций характеризуется большей гармоничностью и согласованностью по сравнению со студентами-
психологами.
Подобные работы
- СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУЧНОГО ТРУДА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психология профессионального педагогического мышления (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018



