ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья 6
1.2. Социальная реабилитация как технология социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 14
Глава 2. Исследование опыта применения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“» 24
2.1. Характеристика деятельности ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“» по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по реализации
технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ Дроталинка“» 32
Заключение 45
Список источников и литературы 47
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья 6
1.2. Социальная реабилитация как технология социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 14
Глава 2. Исследование опыта применения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“» 24
2.1. Характеристика деятельности ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“» по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по реализации
технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ Дроталинка“» 32
Заключение 45
Список источников и литературы 47
Приложения
Период детства связан с трудностями социализации, образования, гражданского воспитания, становления личности, вхождения ее в социум, личностного, профессионального самоопределения. У детей с ограниченными возможностями здоровья к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе. С каждым годом отмечается тенденция роста количества детей, имеющих ограничения возможностей здоровья, как и на мировом уровне, так и в России.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Успешная реализация технологии социальной реабилитации позволяет привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Исследования в области детской инвалидности приобретают особую значимость в условиях стремительного нарастания проблем социального развития. Подобные работы показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне.
Теоретическая значимость состоит в том, что была дана общая характеристика категории детей с ограниченными возможностями здоровья; приведены теоретические положения и выводы; раскрыто содержание технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности методов социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию технологии социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема инвалидности детей изучалась многими зарубежными и отечественными учеными. В отечественной науке теоретические и историко-социальные аспекты указанной проблемы в аспектах социальной работы, реабилитации и специальной педагогики освещены в работах Е.Л. Луценко, И.И. Мамайчук, Л.М. Шипипыной. Л.В. Федорова и др. Существенный вклад в представления об инвалидности у детей вносят разработки Т.Д. Добровольской, А.В. Осадчих, С.П. Пешкова, Н.Б. Шабалиной, Е.Р. Ярской- Смирновой, Н.Н. Малофеева и других.
Объектом исследования является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования опыт применения технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: проанализировать реализацию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Изучить содержание социальной реабилитации как технологии социальной работы;
3. Охарактеризовать деятельность ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“»;
4. Проанализировать опыт реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение
2. Практические методы: анализ документов, кейс-стади, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Успешная реализация технологии социальной реабилитации позволяет привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Исследования в области детской инвалидности приобретают особую значимость в условиях стремительного нарастания проблем социального развития. Подобные работы показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне.
Теоретическая значимость состоит в том, что была дана общая характеристика категории детей с ограниченными возможностями здоровья; приведены теоретические положения и выводы; раскрыто содержание технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности методов социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию технологии социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема инвалидности детей изучалась многими зарубежными и отечественными учеными. В отечественной науке теоретические и историко-социальные аспекты указанной проблемы в аспектах социальной работы, реабилитации и специальной педагогики освещены в работах Е.Л. Луценко, И.И. Мамайчук, Л.М. Шипипыной. Л.В. Федорова и др. Существенный вклад в представления об инвалидности у детей вносят разработки Т.Д. Добровольской, А.В. Осадчих, С.П. Пешкова, Н.Б. Шабалиной, Е.Р. Ярской- Смирновой, Н.Н. Малофеева и других.
Объектом исследования является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования опыт применения технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: проанализировать реализацию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Изучить содержание социальной реабилитации как технологии социальной работы;
3. Охарактеризовать деятельность ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“»;
4. Проанализировать опыт реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение
2. Практические методы: анализ документов, кейс-стади, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особая категория детей, имеющих физические, психические, сенсорные нарушения и нуждающихся в особых условиях развития, воспитания и образования, которые бы минимизировали ограничения и адаптировали к социальной жизни.
Такие дети имеют ограниченные представления об окружающем мире, слабую средовую и социальную адаптацию, ограниченную мобильность, имеют трудности при обучении, выработке навыков и умений, нарушения способности принимать и передавать информацию, что, конечно же, сказывается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативного потенциала, а в дальнейшем на интеграции и социализации в обществе. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения проблем формирования основ социального поведения, общего развития, обучения самообслуживанию, привития трудовых навыков и адаптации в обществе таких детей в системе социальной работы применяется социальная реабилитация. Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в обществе, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации, повысить коммуникативный потенциал ребенка.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в ГАУСОН Оренбургской области Реабилитационном центре «Проталинка» с целью изучения и анализа реализации технологии социальной реабилитации в системе социальной работы. На основании полученных данных были проанализированы этапы процедуры предоставления центром социальных услуг по социальной реабилитации для различных категорий детей с ограниченными возможностями, рассмотрены методики, используемые широким кругом специалистов при реализации своей деятельности в рамках социальной реабилитации. Были выявлены особенности протекания реабилитационных мероприятий и трудности, с которыми сталкиваются специалисты при реализации технологии социальной реабилитации, влияние методов и форм социальной реабилитации на динамику состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью повышения результативности социальной реабилитации в Центре, нами были разработаны некоторые рекомендации, направленные на включение в работу специалистов новых методик и средств, способствующих развитию адаптивных и коммуникативных способностей, формирование социальных знаний, умений и навыков. Возможно, с помощью данных рекомендаций, удастся помочь детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть социальные барьеры и успешно интегрироваться в общество.
Такие дети имеют ограниченные представления об окружающем мире, слабую средовую и социальную адаптацию, ограниченную мобильность, имеют трудности при обучении, выработке навыков и умений, нарушения способности принимать и передавать информацию, что, конечно же, сказывается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативного потенциала, а в дальнейшем на интеграции и социализации в обществе. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения проблем формирования основ социального поведения, общего развития, обучения самообслуживанию, привития трудовых навыков и адаптации в обществе таких детей в системе социальной работы применяется социальная реабилитация. Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в обществе, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации, повысить коммуникативный потенциал ребенка.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в ГАУСОН Оренбургской области Реабилитационном центре «Проталинка» с целью изучения и анализа реализации технологии социальной реабилитации в системе социальной работы. На основании полученных данных были проанализированы этапы процедуры предоставления центром социальных услуг по социальной реабилитации для различных категорий детей с ограниченными возможностями, рассмотрены методики, используемые широким кругом специалистов при реализации своей деятельности в рамках социальной реабилитации. Были выявлены особенности протекания реабилитационных мероприятий и трудности, с которыми сталкиваются специалисты при реализации технологии социальной реабилитации, влияние методов и форм социальной реабилитации на динамику состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью повышения результативности социальной реабилитации в Центре, нами были разработаны некоторые рекомендации, направленные на включение в работу специалистов новых методик и средств, способствующих развитию адаптивных и коммуникативных способностей, формирование социальных знаний, умений и навыков. Возможно, с помощью данных рекомендаций, удастся помочь детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть социальные барьеры и успешно интегрироваться в общество.
Подобные работы
- Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2022 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ИППОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ ТРУДА ПРОФЕССИЙ В СРЕДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ ЦППМиСП № 5 «СОЗНАНИЕ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Специфика работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Дистанционный проект «Математика вокруг нас» как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



