Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья 6
1.2. Социальная реабилитация как технология социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 14
Глава 2. Исследование опыта применения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“» 24
2.1. Характеристика деятельности ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“» по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по реализации
технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ Дроталинка“» 32
Заключение 45
Список источников и литературы 47
Приложения
Период детства связан с трудностями социализации, образования, гражданского воспитания, становления личности, вхождения ее в социум, личностного, профессионального самоопределения. У детей с ограниченными возможностями здоровья к указанным трудностям добавляются проблемы физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе. С каждым годом отмечается тенденция роста количества детей, имеющих ограничения возможностей здоровья, как и на мировом уровне, так и в России.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Успешная реализация технологии социальной реабилитации позволяет привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Исследования в области детской инвалидности приобретают особую значимость в условиях стремительного нарастания проблем социального развития. Подобные работы показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне.
Теоретическая значимость состоит в том, что была дана общая характеристика категории детей с ограниченными возможностями здоровья; приведены теоретические положения и выводы; раскрыто содержание технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности методов социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию технологии социальной реабилитации в системе социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема инвалидности детей изучалась многими зарубежными и отечественными учеными. В отечественной науке теоретические и историко-социальные аспекты указанной проблемы в аспектах социальной работы, реабилитации и специальной педагогики освещены в работах Е.Л. Луценко, И.И. Мамайчук, Л.М. Шипипыной. Л.В. Федорова и др. Существенный вклад в представления об инвалидности у детей вносят разработки Т.Д. Добровольской, А.В. Осадчих, С.П. Пешкова, Н.Б. Шабалиной, Е.Р. Ярской- Смирновой, Н.Н. Малофеева и других.
Объектом исследования является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования опыт применения технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: проанализировать реализацию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСОН Оренбургской области «РЦ ,Дроталинка“».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Изучить содержание социальной реабилитации как технологии социальной работы;
3. Охарактеризовать деятельность ГАУСОН Оренбургской области «РЦ „Проталинка“»;
4. Проанализировать опыт реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение
2. Практические методы: анализ документов, кейс-стади, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особая категория детей, имеющих физические, психические, сенсорные нарушения и нуждающихся в особых условиях развития, воспитания и образования, которые бы минимизировали ограничения и адаптировали к социальной жизни.
Такие дети имеют ограниченные представления об окружающем мире, слабую средовую и социальную адаптацию, ограниченную мобильность, имеют трудности при обучении, выработке навыков и умений, нарушения способности принимать и передавать информацию, что, конечно же, сказывается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативного потенциала, а в дальнейшем на интеграции и социализации в обществе. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения проблем формирования основ социального поведения, общего развития, обучения самообслуживанию, привития трудовых навыков и адаптации в обществе таких детей в системе социальной работы применяется социальная реабилитация. Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки, помочь сформировать адекватную модель поведения в обществе, выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации, повысить коммуникативный потенциал ребенка.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование в ГАУСОН Оренбургской области Реабилитационном центре «Проталинка» с целью изучения и анализа реализации технологии социальной реабилитации в системе социальной работы. На основании полученных данных были проанализированы этапы процедуры предоставления центром социальных услуг по социальной реабилитации для различных категорий детей с ограниченными возможностями, рассмотрены методики, используемые широким кругом специалистов при реализации своей деятельности в рамках социальной реабилитации. Были выявлены особенности протекания реабилитационных мероприятий и трудности, с которыми сталкиваются специалисты при реализации технологии социальной реабилитации, влияние методов и форм социальной реабилитации на динамику состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью повышения результативности социальной реабилитации в Центре, нами были разработаны некоторые рекомендации, направленные на включение в работу специалистов новых методик и средств, способствующих развитию адаптивных и коммуникативных способностей, формирование социальных знаний, умений и навыков. Возможно, с помощью данных рекомендаций, удастся помочь детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть социальные барьеры и успешно интегрироваться в общество.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. М., 2014. 46 с.
2. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика. 2014. №5.С. 61.
3. Болдина, М.А., Деева, Е. В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №11.23 с.ПКЬ: https://cyberleninka.ru
4. Васильева Н. В. Социальная реабилитация инвалидов, Москва: «Лань», 2014. 82 с.
5. Гарипова Р.З. Социальная реабилитация инвалидов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Социальная работа - профессия 21 века). Уфа: РИЦ БашГУ. 2014. 42 с.
6. Головко С.Г. Модель социальной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 3. С. 58-63. голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
7. ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов (введен 13 декабря 2011 г.) // М.: Стандартинформ, 2013.
8. Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Реабилитационный центр "Проталинка" (ГАУСОН Оренбургской области РЦ "Проталинка"). URL: https: //rc-protalinka. msr. orb.ru.
9. Домбровская А.Ю. Социальная адаптация инвалидов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. №
1. С. 57. URL:https://elibrary.ru
10. Жулина Е.В., КудрявцевВ.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособ., М.: ТЦ Сфера, 2015. 17с.
11. Журавлева Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальное обслуживание. 2016.№11. С. 69 .
12. Зайфиди П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание. 2014. №7.С .21.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку: книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 2015. 96 с.
14. Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка / Социальная педагогика. 2014. №5. 67 с.
15. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 05.02.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
16. Кошман С.Н. Сущность и основные характеристики реабилитационно-воспитательного пространства // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1. 199-208 с.
17. Лагункина В.И. Социальная реабилитация инвалидов: социологический аспект: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.14 / Социально- технологич. ин-т. Моск. гос. ун-т сервиса. М., 2013. 233 с.
18. Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Социальное обслуживание. 2015. №2. 81 с.
19. Моздокова Ю.С. Развитие технологий социокультурной реабилитации инвалидов как потребность общества // Социальная политика и социология. 2013. № 10. С. 47.
20. Мухлаева А.И. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: дис. ... канд. соц. наук - М., 2016. - 138с.
21. Потрикеева О.Л., Матиевская Т. Ю. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: достоинства и недостатки // Дневник науки. Пермь. 2017. № 10. 8 с.
22. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. - М.: ФОРУМ, 2015. 231 с.
23. Реут М.Н. Социальные ориентации молодых людей с ограниченными возможностями // Регионология , 2014. № 4. С. 211.
24. Романов М.Р. Реабилитация инвалидов / М.: Вагриус, 2015. 175с.
25. Садилова О. А. Духовно-нравственное направление в работе реабилитационного центра // Работник социальной службы. 2017. №4. С.
26.
26. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, № 48. Ст. 4563.
27. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник, М.: Кнорус, 2016. 115с.
28. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2013. 511 с.
29. Фролова С. В. Консультативная психология: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2010.154 с.
30. Хомякова И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка- инвалида в процессе комплексной реабилитации // Социальное обслуживание. 2014. №5. 80 с.
31. Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей - инвалидов // Социальное обслуживание. 2014. №7.77 с.
32. Шумихина С.В. Эмоционально-образная терапия в практике социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Психотерапия. 2015. №8. 11с.
33. Эргемлидзе Н.Г., Анбрехт Т.А. Профессиональная реабилитация инвалидов // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1- 2 (5). С. 47-49.
34. Ярская-Смиронова Е.Р. Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие. СПб.:Питер, 2004. 316с.