ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО
КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА 8
1.1. Молодежный краеведческий туризм как вид туризма 8
1.2. Проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого
туризма в Свердловской области 20
2. СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В
СВЕРДЛОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 33
2.1. Анализ рынка и динамика предложений молодежного
краеведческого туризма в Свердловской и Челябинской области 33
2.2. Разработка молодежного краеведческого тура «Коуровская
обсерватория и окрестности реки Чусовая» 48
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ТЕМУ:
«МОЛОДЕЖНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИЗМ» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Екатеринбурга 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Нижнего Тагила 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Челябинска 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Магнитогорска 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Бланк интервью 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Протокол интервью 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Технологическая карта маршрута «Коуровская
обсерватория и окрестности реки Чусовая» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - Расчет стоимости тура
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО
КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА 8
1.1. Молодежный краеведческий туризм как вид туризма 8
1.2. Проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого
туризма в Свердловской области 20
2. СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В
СВЕРДЛОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 33
2.1. Анализ рынка и динамика предложений молодежного
краеведческого туризма в Свердловской и Челябинской области 33
2.2. Разработка молодежного краеведческого тура «Коуровская
обсерватория и окрестности реки Чусовая» 48
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ТЕМУ:
«МОЛОДЕЖНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИЗМ» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Екатеринбурга 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Нижнего Тагила 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Челябинска 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Перечень турфирм, предлагающих молодежные
краеведческие туры по Свердловской области из Магнитогорска 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Бланк интервью 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Протокол интервью 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - Технологическая карта маршрута «Коуровская
обсерватория и окрестности реки Чусовая» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - Расчет стоимости тура
В современном мире туризм выступает как сложное многогранное социальное явление. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Туризм все более становится источником финансовых поступлений для восстановления и сбережения историко-культурных ценностей. Развитие туризма указывает на неразрывную связь туризма и культуры. Туризм способствует сохранению культурного достояния регионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранению историко¬культурных памятников.
Молодежный краеведческий туризм является одним из перспективных видов развития в сфере отдыха и путешествий. Данный вид туризма достаточно молодой и мало изученный. Молодежный краеведческий туризм направлен на расширение кругозора молодых туристов, знаний о своем крае, воспитания чувства патриотизма в совокупности с физическим развитием и поддержанием состояния здоровья на должном уровне.
За последние годы наблюдается рост числа туристов и как следствие развитие туризма в целом. Молодежь, обладая инновационным потенциалом, критичностью взглядов, высокой горизонтальной, вертикальной, территориальной, информационной и интеллектуальной мобильностью имеет отличительные особенности в характере потребления туристских услуг. Краеведческий туризм соответствует современным потребностям молодежи, позволяет объединять несколько видов деятельности в одном туре и получить максимум информации и пользы за короткий срок. К сожалению, развитие такого вида туризма в Свердловской области значительно отстает, ассортимент предлагаемых продуктов является в большинстве случаев единообразным. Поэтому выявление проблем и перспектив развития молодежного краеведческого туризма является одной из актуальных тем изучения в данной сфере.
Степень научной разработанности темы. Молодежный краеведческий туризм рассматривается различными авторами в научной литературе, такой как: учебные пособия, учебники, методические пособия, статьи, только в совокупности с другими видами туризма. Понятие «молодежный краеведческий туризм» встречается только в рамках понятия «познавательный туризм» и на данный момент является недостаточно изученным как в российской, так и в зарубежной науке. Исследования на тему молодежного туризма и краеведения можно найти в работах следующих авторов: О. В. Ильина, М. А. Морозов, С. А. Шевырин, В. А. Черненко, Г. И. Афонин, И. Е. Семененко.
О. В. Ильина в своей работе «Современное состояние российского туристского рынка» отмечает недостатки, тормозящие развитие въездного туризма в России, в том числе и молодежного. В работе М. А. Морозова «Экономика туризма» выделены основные аспекты и особенности экономической деятельности в различных видах туризма. Учебное пособие С. А. Шевырина «Основы организации молодежного туризма» полностью освещает понятия, виды, функции, особенности организации и современное состояние молодежного туризма. Работы остальных авторов частично затрагивают понятие молодежного туризма и краеведения как туристского направления, также выделяются проблемы и перспективы развития данных направлений.
Исследования в области методической разработки заданий в тестовой форме представлены в следующих работах: М. М. Дудина «Основы психолого-педагогической диагностики», В. С. Аванесов «Теория и практика педагогических измерений», С. М. Мечев, Г. Ф. Привалова «Контрольно-измерительные материалы как средство качественной подготовки специалистов высшего профессионального образования», А. О. Блинов «Интерактивные методы в образовательном процессе», Л. Ф. Беликова «Методика преподавания социологии».
Объектом работы является молодежный краеведческий туризм как вид туризма.
Предметом работы выступают проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма в Свердловской области.
Цель работы - исследовать проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие молодежного краеведческого туризма как вида туризма и выделить его основные особенности.
2. Выявить проблемы и перспективы развития молодежного
краеведческого туризма в Свердловской области.
3. Провести анализ рынка предоставляемых услуг по организации молодежного краеведческого туризма в Свердловской и Челябинской области.
4. Провести и проанализировать интервью с директором турфирмы ООО «Королевство путешествий» о проблемах и перспективах развития молодежного краеведческого туризма на Урале.
5. На основе анализа разработать молодежный краеведческий туристский маршрут по Свердловской области, с учетом имеющихся ресурсов региона.
6. Предложить методическую разработку тестовых заданий на тему: «Молодежный краеведческий туризм».
Эмпирической базой исследования послужили анализ предложений молодежных краеведческих туров по турфирмам города Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска и Магнитогорска, а также материалы интервью с директором компании ООО «Королевство путешествий».
Методы исследования, использованные в работе: интервью, теоретические методы, индуктивные и дедуктивные методы, анализ информации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании спроса на направления молодежных краеведческих туров, при изучении текущего состояния рынка молодежного краеведческого туризма, при разработке молодежных краеведческих туров и последующей установке на них цен. Также материалы дипломной работы могут быть применены в практике преподавания в ВУЗах и ССУЗах таких дисциплин, как: «Страноведение», «Туристский потенциал Уральского региона», «Экскурсионное обслуживание», «Технологии и организация операторских, агентских и рекреационных услуг». Методическая разработка заданий в тестовой форме может применяться в качестве контроля знаний темы «Молодежный краеведческий туризм» по данным дисциплинам.
Туризм все более становится источником финансовых поступлений для восстановления и сбережения историко-культурных ценностей. Развитие туризма указывает на неразрывную связь туризма и культуры. Туризм способствует сохранению культурного достояния регионов, их традиций, промыслов, самобытности, восстановлению и сохранению историко¬культурных памятников.
Молодежный краеведческий туризм является одним из перспективных видов развития в сфере отдыха и путешествий. Данный вид туризма достаточно молодой и мало изученный. Молодежный краеведческий туризм направлен на расширение кругозора молодых туристов, знаний о своем крае, воспитания чувства патриотизма в совокупности с физическим развитием и поддержанием состояния здоровья на должном уровне.
За последние годы наблюдается рост числа туристов и как следствие развитие туризма в целом. Молодежь, обладая инновационным потенциалом, критичностью взглядов, высокой горизонтальной, вертикальной, территориальной, информационной и интеллектуальной мобильностью имеет отличительные особенности в характере потребления туристских услуг. Краеведческий туризм соответствует современным потребностям молодежи, позволяет объединять несколько видов деятельности в одном туре и получить максимум информации и пользы за короткий срок. К сожалению, развитие такого вида туризма в Свердловской области значительно отстает, ассортимент предлагаемых продуктов является в большинстве случаев единообразным. Поэтому выявление проблем и перспектив развития молодежного краеведческого туризма является одной из актуальных тем изучения в данной сфере.
Степень научной разработанности темы. Молодежный краеведческий туризм рассматривается различными авторами в научной литературе, такой как: учебные пособия, учебники, методические пособия, статьи, только в совокупности с другими видами туризма. Понятие «молодежный краеведческий туризм» встречается только в рамках понятия «познавательный туризм» и на данный момент является недостаточно изученным как в российской, так и в зарубежной науке. Исследования на тему молодежного туризма и краеведения можно найти в работах следующих авторов: О. В. Ильина, М. А. Морозов, С. А. Шевырин, В. А. Черненко, Г. И. Афонин, И. Е. Семененко.
О. В. Ильина в своей работе «Современное состояние российского туристского рынка» отмечает недостатки, тормозящие развитие въездного туризма в России, в том числе и молодежного. В работе М. А. Морозова «Экономика туризма» выделены основные аспекты и особенности экономической деятельности в различных видах туризма. Учебное пособие С. А. Шевырина «Основы организации молодежного туризма» полностью освещает понятия, виды, функции, особенности организации и современное состояние молодежного туризма. Работы остальных авторов частично затрагивают понятие молодежного туризма и краеведения как туристского направления, также выделяются проблемы и перспективы развития данных направлений.
Исследования в области методической разработки заданий в тестовой форме представлены в следующих работах: М. М. Дудина «Основы психолого-педагогической диагностики», В. С. Аванесов «Теория и практика педагогических измерений», С. М. Мечев, Г. Ф. Привалова «Контрольно-измерительные материалы как средство качественной подготовки специалистов высшего профессионального образования», А. О. Блинов «Интерактивные методы в образовательном процессе», Л. Ф. Беликова «Методика преподавания социологии».
Объектом работы является молодежный краеведческий туризм как вид туризма.
Предметом работы выступают проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма в Свердловской области.
Цель работы - исследовать проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие молодежного краеведческого туризма как вида туризма и выделить его основные особенности.
2. Выявить проблемы и перспективы развития молодежного
краеведческого туризма в Свердловской области.
3. Провести анализ рынка предоставляемых услуг по организации молодежного краеведческого туризма в Свердловской и Челябинской области.
4. Провести и проанализировать интервью с директором турфирмы ООО «Королевство путешествий» о проблемах и перспективах развития молодежного краеведческого туризма на Урале.
5. На основе анализа разработать молодежный краеведческий туристский маршрут по Свердловской области, с учетом имеющихся ресурсов региона.
6. Предложить методическую разработку тестовых заданий на тему: «Молодежный краеведческий туризм».
Эмпирической базой исследования послужили анализ предложений молодежных краеведческих туров по турфирмам города Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска и Магнитогорска, а также материалы интервью с директором компании ООО «Королевство путешествий».
Методы исследования, использованные в работе: интервью, теоретические методы, индуктивные и дедуктивные методы, анализ информации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании спроса на направления молодежных краеведческих туров, при изучении текущего состояния рынка молодежного краеведческого туризма, при разработке молодежных краеведческих туров и последующей установке на них цен. Также материалы дипломной работы могут быть применены в практике преподавания в ВУЗах и ССУЗах таких дисциплин, как: «Страноведение», «Туристский потенциал Уральского региона», «Экскурсионное обслуживание», «Технологии и организация операторских, агентских и рекреационных услуг». Методическая разработка заданий в тестовой форме может применяться в качестве контроля знаний темы «Молодежный краеведческий туризм» по данным дисциплинам.
В последнее время молодежные краеведческие туры становятся более популярными в связи с их основными особенностями: невысокая стоимость, насыщенность и малая продолжительность. Такие туры ориентированы на молодежь и создаются с учетом потребностей и черт данной группы. Они позволяют осуществлять во врем путешествия физическое и интеллектуальное развитие молодых людей за счет познания родного края, участия в активных, интерактивных и спортивных программах. Также немаловажным преимуществом таких путешествий является социализация людей с интровертивным типом личности.
Предпочтения молодежи в сфере туристских услуг представляют большой интерес для развития туризма в целом, т.к. молодежь имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других социально-демографических групп.
В социально-демографическом плане молодежь характеризуется как группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других своим социальным положением, ценностями, интересами, нормами и потребностями. Молодежь склонна формировать небольшие неформальные сообщества на основе одного или нескольких вышеуказанных признаков. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. Отличительной чертой молодежи является максимализм, гипертрофированное восприятие своих возможностей и постановка перед собой таких задач, которые подразумевают достижение только идеальных, перфекционистских результатов.
В первой главе на основе исследования теоретических аспектов молодежного краеведческого туризма были выявлены основные проблемы и перспективы развития данного вида туризма в Свердловской области.
Важнейшим конкурентным преимуществом Свердловской области является ее богатое историко-культурное наследие. На территории области поставлен на государственную охрану 1591 памятник архитектуры, истории и культуры. На территории Свердловской области насчитывается около 500 памятников природы, среди них геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические и ландшафтные. Свердловская область имеет достаточные ресурсы для организации краеведческих путешествий в области спелео и минералогических туров: на территории находится около 50 гор и горных образований. В исторических музеях области представлены художественные промыслы региона. Интересны также историко-этнографические музеи, знакомящие с жизнью и традициями населения Свердловской области.
Но, несмотря на вышеуказанные преимущества, на сегодняшний день развитие туризма на Урале сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как регион привлекательный для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, непроработанность нормативно-правовой базы, ограниченность рекламы туристских маршрутов области, нехватка квалифицированных кадров. Существуют государственные программы развития туризма, которые напрямую связаны с перспективами развития туризма в Свердловской области и с устранением существующих, тормозящих проблем.
Во второй главе был проведен анализ рынка молодежного краеведческого туризма в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске и Магнитогорске. Анализ позволил выявить, что в городе Екатеринбурге 8 турфирм специализируются в частности и на данном виде туризма, в Нижнем Тагиле подобные услуги предоставляют 4 компании, в Челябинске таких фирм 5, в Магнитогорске - 3. В ходе интервью были подтверждены ранее выявленные основные проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма, рассмотрена Свердловская область с точки зрения привлекательности для туристов.
На основе полученной информации был разработан туристский маршрут «Коуровская обсерватория и окрестности реки Чусовая». В туре учтены основные потребности и предпочтения молодежи, а также соблюдены требования ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.
Одной из задач ВКР стало создание методической разработки для студентов ССУЗов и ВУЗов. Для решения данной задачи в третьей главе работы было разработано такое средство диагностики знаний как педагогический тест. Тест включает в себя 22 вопроса возрастающей трудности на тему: «Молодежный краеведческий туризм». Так же разработаны критерии оценивания результатов тестирования, которые позволяют объективно оценить знания студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в ВКР были полностью достигнуты. Для повышения востребованности и популярности молодежных краеведческих туров нужно их грамотное составление и продвижение на рынке туристских услуг. Успех в популяризации молодежного краеведческого туризма будет напрямую зависеть от того, где и как будет продвигаться это направление, ведь у данного вида путешествий богатый потенциал. Немаловажным фактором развития также является восстановление, улучшение и образование необходимой инфраструктуры.
Предпочтения молодежи в сфере туристских услуг представляют большой интерес для развития туризма в целом, т.к. молодежь имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других социально-демографических групп.
В социально-демографическом плане молодежь характеризуется как группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других своим социальным положением, ценностями, интересами, нормами и потребностями. Молодежь склонна формировать небольшие неформальные сообщества на основе одного или нескольких вышеуказанных признаков. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. Отличительной чертой молодежи является максимализм, гипертрофированное восприятие своих возможностей и постановка перед собой таких задач, которые подразумевают достижение только идеальных, перфекционистских результатов.
В первой главе на основе исследования теоретических аспектов молодежного краеведческого туризма были выявлены основные проблемы и перспективы развития данного вида туризма в Свердловской области.
Важнейшим конкурентным преимуществом Свердловской области является ее богатое историко-культурное наследие. На территории области поставлен на государственную охрану 1591 памятник архитектуры, истории и культуры. На территории Свердловской области насчитывается около 500 памятников природы, среди них геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические и ландшафтные. Свердловская область имеет достаточные ресурсы для организации краеведческих путешествий в области спелео и минералогических туров: на территории находится около 50 гор и горных образований. В исторических музеях области представлены художественные промыслы региона. Интересны также историко-этнографические музеи, знакомящие с жизнью и традициями населения Свердловской области.
Но, несмотря на вышеуказанные преимущества, на сегодняшний день развитие туризма на Урале сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как регион привлекательный для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, непроработанность нормативно-правовой базы, ограниченность рекламы туристских маршрутов области, нехватка квалифицированных кадров. Существуют государственные программы развития туризма, которые напрямую связаны с перспективами развития туризма в Свердловской области и с устранением существующих, тормозящих проблем.
Во второй главе был проведен анализ рынка молодежного краеведческого туризма в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске и Магнитогорске. Анализ позволил выявить, что в городе Екатеринбурге 8 турфирм специализируются в частности и на данном виде туризма, в Нижнем Тагиле подобные услуги предоставляют 4 компании, в Челябинске таких фирм 5, в Магнитогорске - 3. В ходе интервью были подтверждены ранее выявленные основные проблемы и перспективы развития молодежного краеведческого туризма, рассмотрена Свердловская область с точки зрения привлекательности для туристов.
На основе полученной информации был разработан туристский маршрут «Коуровская обсерватория и окрестности реки Чусовая». В туре учтены основные потребности и предпочтения молодежи, а также соблюдены требования ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг.
Одной из задач ВКР стало создание методической разработки для студентов ССУЗов и ВУЗов. Для решения данной задачи в третьей главе работы было разработано такое средство диагностики знаний как педагогический тест. Тест включает в себя 22 вопроса возрастающей трудности на тему: «Молодежный краеведческий туризм». Так же разработаны критерии оценивания результатов тестирования, которые позволяют объективно оценить знания студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в ВКР были полностью достигнуты. Для повышения востребованности и популярности молодежных краеведческих туров нужно их грамотное составление и продвижение на рынке туристских услуг. Успех в популяризации молодежного краеведческого туризма будет напрямую зависеть от того, где и как будет продвигаться это направление, ведь у данного вида путешествий богатый потенциал. Немаловажным фактором развития также является восстановление, улучшение и образование необходимой инфраструктуры.
Подобные работы
- Особенности организации прохождения туристами маршрутов по Сысертской тропе в Свердловской области (Российский Университет Спорта «ГЦОЛИФК»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2005



