ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ .... 7
1.1. Молодежь как социальная группа . .... 7
1.2. Самопрезентация: понятие, стратегии, связь с реальной
идентичностью
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 36
2.1. Значение социальных сетей для молодежи ... 36
2.2. Самопрезентация в социальных сетях в оценках молодежи 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования . . . . 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования . . . . 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы линейного распределения . . 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения .
Актуальность темы исследования. Проблема построения пользователем своей идентичности в пространстве социальных сетей, его виртуальной самоидентификации, заключается в том, что данный феномен является новым. Несмотря на то, что Интернет на сегодняшний день исследуется в различных областях научного знания, что, безусловно, способствует лучшему пониманию тех процессов, которые происходят как внутри Сети, так и вне ее (именно влияние виртуальности на реальность обозначает пристальный интерес к Интернету со стороны социологии), говорить о возникновении целостного понимания того, что такое Интернет, еще рано.
Социальные сети, став дополнительной площадкой для самопрезентации молодых людей, дали каждому человеку новые формы представления себя в виртуальном пространстве-их формат предполагал максимальную приближенность создаваемого виртуального образа к реальной личности. В этих условиях исследование особенностей выстраивания идентичности при обращении человека к Интернету более чем оправдано. Привычные закономерности взаимодействия людей обретают в Интернете неожиданные черты: невозможное становится обыденностью; возникают новые возможности, которые часто несут в себе как позитивный, так и негативный потенциал. Исследование этих процессов сквозь призму понятия «идентичность» позволит выявить скрытые механизмы, лежащие в их основе. Молодежь, как основа будущего и важнейшая составляющая жизнедеятельности общества в настоящем, представляет особый интерес при изучении данных процессов. Ведь, нельзя забывать о том, что проблемы становления молодежи, являются отражением того, как общество развивается, в каком направлении идет, что также подтверждает актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности. Проблемы социализации и самоидентификации молодежи всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П.А. Сорокина и др., а также представителей других социально-гуманитарных наук - Г. Маркузе, А. Маслоу, А. Тойнби, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона. Общие вопросы социализации рассматриваются в работах таких российских авторов, как Я. И. Гилинский, А.Г. Здравомыслова, А. И. Ковалева, И.С. Кон, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаев, А.Г. Эфендиев, В.А. Ядов и др.
Вопросы специфики социализации и самоопределения современной российской молодежи - предмет исследований Е.А. Гришиной, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухина, О.Н. Козловой, В.Т. Лисовского, А.В. Пыжикова, В.А. Родионова, Б.А. Ручкина, Н.А. Сериковой, В.И. Чупрова и др.
Основные проблемы самопрезентации рассматриваются в работах таких авторов как И. Гофман, М. Снайдер, Р. Чалдини, И. Джонс и Т. Иттман.
Другие исследователи настоящего времени, внесшие вклад в изучение темы - Чупров В.И., Шкуратова И. П., Михайлова Е.М., Пикулева О.
Влияние информационных аспектов на процессы социализации молодежи анализируется в работах Е.В. Дубровиной, С.Г. Кара-Мурзы, М.М. Назарова, Р.В. Савенкова, Г.Г. Силласте и др. Вопросы социального самоопределения и интеграции молодежи освещаются в исследованиях И.А. Винтина, Ю.А. Зубок, Н.Е. Тихоновой, В.Г. Попова и др.
Анализ молодежной культуры и субкультуры осуществлен в работах Т.Г. Исламшиной, С.И. Левиковой, В.Т. Лисовского, В.В. Костюшевым, Е. Омельченко, Э.Л. Орловой, Д.В. Петровым, З.В. Сикевич, В.Я. Суртаевым, Т.Б. Щепанской и др.
Объектом исследования является самопрезентация.
Предметом исследования является самопрезентация молодежи в социальных сетях.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать самопрезентацию молодых людей в социальных сетях.
Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучить особенности молодежи как социальной группы.
2. Проанализировать понятие, стратегии самопрезентации и ее связь с реальной идентичностью.
3. Определить значение социальных сетей для молодежи.
4. Охарактеризовать процесс самопрезентации в социальных сетях в оценках молодежи
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований последних лет. Основу составляет исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2019 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос молодежи, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 30 лет.
Практическая значимость работы. Изучение процесса самопрезентации, связанного с социальными сетями, является значимым уже по причине стремительного развития явлений сетевой коммуникации и их возрастающей роли в жизни современного общества. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях для изучения особенностей самопрезентации молодежи в целом и в социальных сетях, а также материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Социология молодежи», «Социальная психология», «Социология социальных сетей».
Социальные сети являются достаточно новым явлением, но уже прочно вошедшим в нашу жизнь. Молодежь все больше проявляет интерес к ним, ведь на данной площадке можно проявить себя и самореализоваться. Потребность в социальных сетях возрастает, но общество до сих пор не может осмыслить нормы, правила и возможности, так как исследований по этой теме еще недостаточно. Сайты социальных сетей помогают молодым людям выражать себя, создавать свой образ, ведь представляя себя Другим, они могут сконструировать свой идеальный образ Я. Социальные сети позволяют подать себя в лучшем свете и наиболее выгодно.
В нашем исследовании мы рассматривали важное для понимания сущности Интернета понятие «виртуальная реальность». Поэтому важно обратить внимание на ряд характеристик, даваемых виртуальной реальности. Прежде всего к ним относятся: актуальность, интерактивность, автономность. Связь с определенностью возможности.
Специфика Интернета как виртуальной реальности, заключается в неравномерной представленности в нем разных сторон существования человека. Фантазийность и игровой характер виртуальных образов «я», их слабая соотнесенность с реальной личностью при анонимном общении свидетельствуют о том, что вся деятельность индивида в рамках этих образов является ненастоящей и потому не требующей ответственности.
Специфика технических средств Интернета создает особые возможности для самопрезентации: ник вместо имени, аватар вместо внешности, страница в социальной сети, в которой можно акцентировать одни аспекты собственной индивидуальности и не отражать другие. Попытка создать образ самого себя, оказывается выполненной с позиций взгляда Другого и поэтому обречена на неполноценность. Однако, можно сделать и другой вывод: адекватное отражение собственной личности в Интернете возможно при условии, что индивид сосредотачивается не на себе, а на некоем внешнем объекте и отражает в сетевой коммуникации свое взаимодействие с такими объектами.
Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают мир социальных сетей необычайно притягательным. У пользователя виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него.
И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о том, что социальные сети в современном мире являются одними из главных площадок самопрезентации молодежи.
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 284 с.
3. Артимович Д. А. Социальная сеть как новая форма организации социального пространства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 1. С. 70-73
4. Балич Н. Л. Социальная идентичность: теоретико-методологические основания социологического анализа // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 214-220
5. Безрукова О. Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.
6. Белинская Е. П. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3. С. 28-43
7. Белинская Е. П. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
8. Березутский Ю. В. Особенности формирования и содержания самоидентификации молодежи: теоретический анализ // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 4. С. 106-113
9. Боярова Е. А. Личность в социальной сети: социологический аспект //
Вестник Пензенского государственного университета. 2016. № 2. С. 41-44
10. Войскунский А. Е. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Высшая школа экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98¬121
11. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, 2-е изд., перераб. и доп. М.:
ИСПиМ, 2010. 592 с.
12. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2007. 546 с.
13. Гримов О.А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях // Психология и социология. 2013. № 12. С. 34-39
14. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользователей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. С. 238-251
15. Дымов Э. И. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Э. И. Дымов. Нальчик, 2006. 24 с.
16. Ефимов Е. Г. Идентичность в социальных Интернет-сетях (теоретические аспекты) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. C. 72-75
17. Звоновский В. Б. Самоидентификация пользователей в онлайнпространстве. Виртуальные личности // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2015. № 4. С. 32¬36
18. Карпова М. К. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида // Наука. Общество. Государство. 2018. Т.6. № 1. С. 11-21
19. Ковалева А. И. Идентификация социальная молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 303-307
20. Козлова Н. С. Реальная и виртуальная идентичность // Социум и власть. 2015. № 2. С. 118-121
21. Кочетов Е. В. Социализация и самоидентификация российской молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. В. Кочетов. Новочеркасск, 2005. 24 с.
22. Кривых Л. В. Символический мир как основа самоидентификации // Политико-философский ежегодник. Вып. 2. Москва, 2009. С. 130-140
23. Лескова И. В. Социальная идентичность в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. . док. социол. наук / И. В. Лескова. Москва, 2009. 48 с.
24. Лисенкова А. А. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т.6. № 4. С. 322-328
25. Мазур Л. И. Роль самоидентификации в социализации личности // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика.Филология. Философия. 2013. № 14. С. 82-88
26. Максимова О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22. С. 6-10
27. Максимова О. А. Социальные сети как пространство самоидентификации молодежи // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С.246-248
28. Мамедов А. К. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 9-13
29. Масалов А. Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2012. № 2. С. 102-110
30. Немчина В. И. Идентичность индивида в социальных интернет практиках // Философия права. 2017. № 1. С. 128-132
31. Омельченко Е. Л. Молодежь: Открытый вопрос: учебное пособие. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. 184 с.
32. Пименова О. И. Концептуализация представлений о социальной идентичности в социальных науках // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4. С.65-69
33. Римский В. Л. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 1. С. 86-96
34. Свищева А. Н. Знание в социальных сетях: формирование идентичности депривированных // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С. 31-38
35. Симонова О. А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 45-61
36. Социология молодежи: учебное пособие / [Ю. Г. Волков и др.]; под. ред. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.
37. Социология молодежи: учебное пособие / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.
38. Тихонов О. В. Трансформация феномена идентичности
в пространстве сети Интернет: автореф. дис. ... канд. филос. наук / О. В. Тихонов. Казань, 2013. 19 с.
39. Фомина Т. А. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук / Т. А. Фомина. Ставрополь, 2007. 137 с.
40. Чванова М. С. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 6. С. 32-40
41. Черняева К. О. Культурная идентификация в социальных сетях Интернета // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 1. С.209-214
42. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе Интернеткоммуникаций: социокультурный анализ: автореф. дис. . док. социол. наук / А. В. Чистяков. Ростов-на-Дону, 2006. 28 с.
43. Якоба И. А. Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 3. С. 287-292
44. Ефимова Г. З. Влияние социальных сетей на личность / Г. З.
Ефимова // Мир Науки [Электронный ресурс]. Электрон. журн. 2016. Т.4. № 5. С. 1-27. Режим доступа:
http: //mirnauki. com/PDF/20P SMN516. pdf
45. Чудова Н.В. Особенности образа Я "жителя"
интернета
[Электронный ресурс] Психология и Интернет. Режим доступа: https ://www.psychology. ru/internet/ecology/07. stm