ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 7
2. КАФЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 20
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ
ЕКАТЕРИНБУРГА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бланк интервью 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Характеристики информантов
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 7
2. КАФЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 20
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ
ЕКАТЕРИНБУРГА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бланк интервью 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Характеристики информантов
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена односторонним изучением индустрии общественного питания в рамках социологии питания - в настоящее время рынок исследования общественного питания анализируется исключительно в количественных показателях.
Это подвергает сомнению главный смысл взаимосвязи питания и общества - идентификация личности с конкретными социальными группами и обществом в целом. Если данной взаимосвязи не существует, то питание должно быть полностью исключено из области изучения социологии, о чем не может быть и речи.
Изучение способов взаимодействия личности с обществом возможно с помощью конкретных потребительских практик. Потребительские практики понимаются нами как содержание и результат деятельности агентов. При этом имеются в виду и сами социальные действия, и коммуникации, возникающие между агентами в связи с этими действиями, и социальные формы, «творимые» практиками.
В виду распространения тенденции осуществления питания вне дома, анализу должны подвергаться места общественного питания. При изучении статистических данных, можно сделать вывод, что особое внимание стоит уделить такой категории мест общественного питания как кафе. Это объясняется спецификой направленности их посещения, общедоступностью и достаточной распространенности в населенных пунктах России.
Степень научной разработанности поставленной проблематики невысока. Несмотря на высокую степень изученности такого феномена как социальные практики, потребительские практики практически не изучаются. Социальные практики широко изучались П. Бурдье, П. Бергерером, Т. Лукманом, Э. Гидденсем, Т. Парсонсом, А. Шюцем и многими другими. Среди советских социологов социальными практиками занимались В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, а также Т.И. Заславкая. Потребительские практики, как уже сказано выше, изучаются реже. Они широко освещены в работе В.В. Радаева «Социология потребления: основные подходы». Не менее важный вклад в изучение потребительских практик внесли А.В. Овруцкий, А.Л. Салагаев, А.Б. Томилов и Н.Л. Антонова.
В связи с недостаточным уровнем изучения потребительских практик в рамках одной из наиболее популярной формы досуговой деятельности считаем возможным исследовать вопрос о потребительских практик в рамках посещения кафе.
Объект исследования - потребительские практики как социальное явление.
Предмет исследования - потребительские практики посетителей кафе.
Цель работы - изучение потребительских практик посетителей кафе.
Основные исследовательские задачи:
1. Проанализировать потребительские практики как объект социологического исследования;
2. Рассмотреть места общественного питания в рамках социологии питания;
3. Изучить потребительские практики посетителей кафе Екатеринбурга;
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы качественного исследования, реализованного весной 2019 года. Основной применяемый метод сбора информации - частично стандартизированное интервью, проведенное при использовании программ Skype, WhatsApp, Viber, Telegram, а также с помощью личных встреч. Всего было проведено интервью c 14 постоянными посетителями кафе.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в научно-исследовательской деятельности, что может быть полезным для развития теоретических разработок, посвященных потребительским практикам.
Еще одна вероятная область применения достигнутых сведений - маркетинг. Владельцы таким мест общественного питания как кафе могут использовать результаты полученного исследования для создания рекламных кампаний, улучшения качества обслуживания, повышения статуса и привлечения клиентов, а также обратить внимание на имеющиеся недочеты в функционировании кафе.
Это подвергает сомнению главный смысл взаимосвязи питания и общества - идентификация личности с конкретными социальными группами и обществом в целом. Если данной взаимосвязи не существует, то питание должно быть полностью исключено из области изучения социологии, о чем не может быть и речи.
Изучение способов взаимодействия личности с обществом возможно с помощью конкретных потребительских практик. Потребительские практики понимаются нами как содержание и результат деятельности агентов. При этом имеются в виду и сами социальные действия, и коммуникации, возникающие между агентами в связи с этими действиями, и социальные формы, «творимые» практиками.
В виду распространения тенденции осуществления питания вне дома, анализу должны подвергаться места общественного питания. При изучении статистических данных, можно сделать вывод, что особое внимание стоит уделить такой категории мест общественного питания как кафе. Это объясняется спецификой направленности их посещения, общедоступностью и достаточной распространенности в населенных пунктах России.
Степень научной разработанности поставленной проблематики невысока. Несмотря на высокую степень изученности такого феномена как социальные практики, потребительские практики практически не изучаются. Социальные практики широко изучались П. Бурдье, П. Бергерером, Т. Лукманом, Э. Гидденсем, Т. Парсонсом, А. Шюцем и многими другими. Среди советских социологов социальными практиками занимались В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, а также Т.И. Заславкая. Потребительские практики, как уже сказано выше, изучаются реже. Они широко освещены в работе В.В. Радаева «Социология потребления: основные подходы». Не менее важный вклад в изучение потребительских практик внесли А.В. Овруцкий, А.Л. Салагаев, А.Б. Томилов и Н.Л. Антонова.
В связи с недостаточным уровнем изучения потребительских практик в рамках одной из наиболее популярной формы досуговой деятельности считаем возможным исследовать вопрос о потребительских практик в рамках посещения кафе.
Объект исследования - потребительские практики как социальное явление.
Предмет исследования - потребительские практики посетителей кафе.
Цель работы - изучение потребительских практик посетителей кафе.
Основные исследовательские задачи:
1. Проанализировать потребительские практики как объект социологического исследования;
2. Рассмотреть места общественного питания в рамках социологии питания;
3. Изучить потребительские практики посетителей кафе Екатеринбурга;
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы качественного исследования, реализованного весной 2019 года. Основной применяемый метод сбора информации - частично стандартизированное интервью, проведенное при использовании программ Skype, WhatsApp, Viber, Telegram, а также с помощью личных встреч. Всего было проведено интервью c 14 постоянными посетителями кафе.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в научно-исследовательской деятельности, что может быть полезным для развития теоретических разработок, посвященных потребительским практикам.
Еще одна вероятная область применения достигнутых сведений - маркетинг. Владельцы таким мест общественного питания как кафе могут использовать результаты полученного исследования для создания рекламных кампаний, улучшения качества обслуживания, повышения статуса и привлечения клиентов, а также обратить внимание на имеющиеся недочеты в функционировании кафе.
В завершении нашего исследования подведем конечные итоги. В процессе анализа теории по обозначенной нами проблеме было выявлено, что наша тема имеет низкий уровень изученности. С помощью существующей информации мы смогли сформировать теоретическую базу для проведения исследования и последующего анализа данных. Нами были раскрыты такие социологические понятия как социальные практики, потребительские практики, система общественного питания.
Потребительские практики - это сложная целенаправленная и целесообразная система действий индивида, совершаемая с целью достижения заранее поставленной цели в рамках потребления. Обычно этот процесс связан с воздействием на материальный предмет, вещь с целью его изменения для удовлетворения индивидуальных потребностей.
В настоящее время потребительские практики проходят мощнейшее видоизменение в виду с не менее глобальными социальными изменениями. В своем исследовании мы выделили основные тенденции существования и реализации этих практик.
Главной тенденцией существования потребительских практик является их ритуализация. Посетители все чаще делятся информацией о своих действиях, привлекая окружающих к повторению за ними. Постепенно эти практики начинают реализовываться не только на индивидуальном уровне, но и на групповом. Такая тенденция может объясняться необходимостью закрепления определенных социальных практик в обществе для воздействие на имеющиеся социальные структуры, а так же закрепление определенных обрядов внутри социальных групп.
Следующая тенденция - использование потребительских социальных практик для самоидентификации себя с определенной социальной группой, присвоение себе иллюзорных социальных статусов и ролей для повышения своего статуса в глазах окружающих, самоутверждение и нарциссического удовлетворения своих желаний. Чаще всего практики формируются за счет уже имеющихся в обществе образцов поведения представителей конкретных социальных групп и слоев общества. Структурированность потребительских практик в рамках посещения кафе зависит от наличия строго структурированных правил приема пищи.
В заключение хотелось бы сказать о разработанности проведенного исследования. В ходе его проведения мы обнаружили необходимость проведение аналогичного исследования среди посетителей других популярных мест общественного питания, однако такое исследование будет уже не качественного характера, а количественного. Считаем полученную и проанализированную информацию не достаточно полной и представляем возможным расширение анализируемой проблематики.
Потребительские практики - это сложная целенаправленная и целесообразная система действий индивида, совершаемая с целью достижения заранее поставленной цели в рамках потребления. Обычно этот процесс связан с воздействием на материальный предмет, вещь с целью его изменения для удовлетворения индивидуальных потребностей.
В настоящее время потребительские практики проходят мощнейшее видоизменение в виду с не менее глобальными социальными изменениями. В своем исследовании мы выделили основные тенденции существования и реализации этих практик.
Главной тенденцией существования потребительских практик является их ритуализация. Посетители все чаще делятся информацией о своих действиях, привлекая окружающих к повторению за ними. Постепенно эти практики начинают реализовываться не только на индивидуальном уровне, но и на групповом. Такая тенденция может объясняться необходимостью закрепления определенных социальных практик в обществе для воздействие на имеющиеся социальные структуры, а так же закрепление определенных обрядов внутри социальных групп.
Следующая тенденция - использование потребительских социальных практик для самоидентификации себя с определенной социальной группой, присвоение себе иллюзорных социальных статусов и ролей для повышения своего статуса в глазах окружающих, самоутверждение и нарциссического удовлетворения своих желаний. Чаще всего практики формируются за счет уже имеющихся в обществе образцов поведения представителей конкретных социальных групп и слоев общества. Структурированность потребительских практик в рамках посещения кафе зависит от наличия строго структурированных правил приема пищи.
В заключение хотелось бы сказать о разработанности проведенного исследования. В ходе его проведения мы обнаружили необходимость проведение аналогичного исследования среди посетителей других популярных мест общественного питания, однако такое исследование будет уже не качественного характера, а количественного. Считаем полученную и проанализированную информацию не достаточно полной и представляем возможным расширение анализируемой проблематики.
Подобные работы
- Сравнительный анализ потребительских практик в сфере питания (на примере Санкт-Петербурга и Екатеринбурга)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - Особенности потребительского поведения посетителей кофеен Новосибирска
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Особенности потребительского поведения посетителей кофеен Новосибирска
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Таргетированная реклама как инструмент повышения эффективности коммуникационных кампаний (на примере кафе итальянской кухни «Olivetto»)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ Г. КРАСНОЯРСКА
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ЛЕТНЕЙ ВЕРАНДЫ ДЛЯ «ГОРОДСКОГО КАФЕ «ОРИОН»»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Отчет по производственной практике (ООО «ТК «Водный» (г. Москва))
Отчеты по практике, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Трансформация городских публичных мест в условиях коммерциализации и пандемии: случай общественного пространства «Севкабель Порт»
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Цифровой сторителлинг в практике мемориальных музеев-квартир
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



