Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ

Работа №145717

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ 7
2. КАФЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 20
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ
ЕКАТЕРИНБУРГА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бланк интервью 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Характеристики информантов

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена односторонним изучением индустрии общественного питания в рамках социологии питания - в настоящее время рынок исследования общественного питания анализируется исключительно в количественных показателях.
Это подвергает сомнению главный смысл взаимосвязи питания и общества - идентификация личности с конкретными социальными группами и обществом в целом. Если данной взаимосвязи не существует, то питание должно быть полностью исключено из области изучения социологии, о чем не может быть и речи.
Изучение способов взаимодействия личности с обществом возможно с помощью конкретных потребительских практик. Потребительские практики понимаются нами как содержание и результат деятельности агентов. При этом имеются в виду и сами социальные действия, и коммуникации, возникающие между агентами в связи с этими действиями, и социальные формы, «творимые» практиками.
В виду распространения тенденции осуществления питания вне дома, анализу должны подвергаться места общественного питания. При изучении статистических данных, можно сделать вывод, что особое внимание стоит уделить такой категории мест общественного питания как кафе. Это объясняется спецификой направленности их посещения, общедоступностью и достаточной распространенности в населенных пунктах России.
Степень научной разработанности поставленной проблематики невысока. Несмотря на высокую степень изученности такого феномена как социальные практики, потребительские практики практически не изучаются. Социальные практики широко изучались П. Бурдье, П. Бергерером, Т. Лукманом, Э. Гидденсем, Т. Парсонсом, А. Шюцем и многими другими. Среди советских социологов социальными практиками занимались В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, а также Т.И. Заславкая. Потребительские практики, как уже сказано выше, изучаются реже. Они широко освещены в работе В.В. Радаева «Социология потребления: основные подходы». Не менее важный вклад в изучение потребительских практик внесли А.В. Овруцкий, А.Л. Салагаев, А.Б. Томилов и Н.Л. Антонова.
В связи с недостаточным уровнем изучения потребительских практик в рамках одной из наиболее популярной формы досуговой деятельности считаем возможным исследовать вопрос о потребительских практик в рамках посещения кафе.
Объект исследования - потребительские практики как социальное явление.
Предмет исследования - потребительские практики посетителей кафе.
Цель работы - изучение потребительских практик посетителей кафе.
Основные исследовательские задачи:
1. Проанализировать потребительские практики как объект социологического исследования;
2. Рассмотреть места общественного питания в рамках социологии питания;
3. Изучить потребительские практики посетителей кафе Екатеринбурга;
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы качественного исследования, реализованного весной 2019 года. Основной применяемый метод сбора информации - частично стандартизированное интервью, проведенное при использовании программ Skype, WhatsApp, Viber, Telegram, а также с помощью личных встреч. Всего было проведено интервью c 14 постоянными посетителями кафе.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в научно-исследовательской деятельности, что может быть полезным для развития теоретических разработок, посвященных потребительским практикам.
Еще одна вероятная область применения достигнутых сведений - маркетинг. Владельцы таким мест общественного питания как кафе могут использовать результаты полученного исследования для создания рекламных кампаний, улучшения качества обслуживания, повышения статуса и привлечения клиентов, а также обратить внимание на имеющиеся недочеты в функционировании кафе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении нашего исследования подведем конечные итоги. В процессе анализа теории по обозначенной нами проблеме было выявлено, что наша тема имеет низкий уровень изученности. С помощью существующей информации мы смогли сформировать теоретическую базу для проведения исследования и последующего анализа данных. Нами были раскрыты такие социологические понятия как социальные практики, потребительские практики, система общественного питания.
Потребительские практики - это сложная целенаправленная и целесообразная система действий индивида, совершаемая с целью достижения заранее поставленной цели в рамках потребления. Обычно этот процесс связан с воздействием на материальный предмет, вещь с целью его изменения для удовлетворения индивидуальных потребностей.
В настоящее время потребительские практики проходят мощнейшее видоизменение в виду с не менее глобальными социальными изменениями. В своем исследовании мы выделили основные тенденции существования и реализации этих практик.
Главной тенденцией существования потребительских практик является их ритуализация. Посетители все чаще делятся информацией о своих действиях, привлекая окружающих к повторению за ними. Постепенно эти практики начинают реализовываться не только на индивидуальном уровне, но и на групповом. Такая тенденция может объясняться необходимостью закрепления определенных социальных практик в обществе для воздействие на имеющиеся социальные структуры, а так же закрепление определенных обрядов внутри социальных групп.
Следующая тенденция - использование потребительских социальных практик для самоидентификации себя с определенной социальной группой, присвоение себе иллюзорных социальных статусов и ролей для повышения своего статуса в глазах окружающих, самоутверждение и нарциссического удовлетворения своих желаний. Чаще всего практики формируются за счет уже имеющихся в обществе образцов поведения представителей конкретных социальных групп и слоев общества. Структурированность потребительских практик в рамках посещения кафе зависит от наличия строго структурированных правил приема пищи.
В заключение хотелось бы сказать о разработанности проведенного исследования. В ходе его проведения мы обнаружили необходимость проведение аналогичного исследования среди посетителей других популярных мест общественного питания, однако такое исследование будет уже не качественного характера, а количественного. Считаем полученную и проанализированную информацию не достаточно полной и представляем возможным расширение анализируемой проблематики.



1. Антонова Н.Л. Проблема оснований в классификации социальных практик / Н.Л. Антонова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. Том 1. С. 240-243
2. Богомолова Е.В., Галицкая Е.Г., Кот Ю.А., Петренко Е.С. Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики / Е.В. Богомолова, Е.Г. Галицкая, Ю.А. Кот, Е.С. Петренко // Мир России. Социология. Этнология. 2017. №1. Том 26. С. 180-197
3. Василенко И.В., Ткаченко О.В. Потребительский выбор в системе социальных практик современного российского регионального населения: основные характеристики и факторы влияния / И.В. Василенко, О.В. Ткаченко // Logos et Praxis. 2013. №1. С. 62-69
4. Веселов Ю.В. Современная социальная система питания / Ю.В. Веселов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №1. С. 68-82
5. Еремин А.В. Ритуализация социально-политических практик и сакрализация власти в контексте государственно-церковных отношений постсоветской России / А.В. Еремин // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6. С. 395-399
6. Кузнецова А.С. Потребительское поведение молодежи города Москва /
А.С. Кузнецова // Власть. 2016. №8. С. 214-217
7. Максименко А.А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 1 / А.А. Максименко // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. С. 73-79
8. Малышева Е.В. Потребительские практики в сфере туризма: когортный анализ: автореферат диссертации кандидата социологических наук / Е.В. Малышева. Нижний Новгород, 2015. 19 С.
9. Маныч И.С. Рынок кафе и ресторанов: поведение потребителе / И.С. Маныч // Бизнес. Общество. Власть. 2014. №18. С. 157-168
10. Овруцкий А.В. Социология потребления: основные направления исследований / А.В. Овруцкий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. №5. С. 160-167
11. Осипова Е.Д. Трансформация социальных практик: концепция П. Бергера и Т. Лукмана в условиях кризисного общества / Е.Д. Осипова // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. Том 15. №2. С. 69-79
12. Пронина И.Н. Потребительские практики: производство различий или игра различиями / И.Н. Пронина // Регионология. 2011. №2. С. 271-272
13. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы /
B. В. Радаев // Социологические исследования. 2005. №1. С. 5-18
14. Резник Ю.М. Человек и его социальные практики / Ю.М. Резник //
Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. 2008. №2.
C. 84-102
15. Ромах О.В., Клопыжникова А.А. Структура ритуала и обряда как элементы культуры / О.В. Ромах, А.А. Клопыжникова // Аналитика культурологии. 2009. №15. С. 204-206
16. Рычкова Н.В. Потребительские практики и моделирование поведения
потребителей (методологический аспект) / Н.В. Рычкова // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №5. Том 16.
С. 284-287
17. Салагаев А.Л., Томилов А.Б. Концептуальные подходы к осмыслению потребительских практик населения / А.Л. Салагаев, А.Б. Томилов // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. №2. С. 145-151
18. Семенова М.А. Гендер и потребление: взаимовлияние двух категорий
на процесс идентификации личности (к постановке проблемы) / М.А. Семенова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №3.
С. 87-90
19. Смирнова Е.А. Теоретико-концептуальные подходы к изучению феномена социальной практики / Е.А. Смирнова // Экология человека. 2015. №1. С. 40-48
20. Ядова М.А. Социальные практики как предмет социологического анализа: введение к тематическому разделу / М.А. Ядова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2018. Серия 11. №4. С. 7-12
21. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. Практика [Электронный ресурс] / А.Я. Анцупов // Национальная энциклопедическая служба. Режим доступа: https: //vocabulary.ru/termin/praktika. html
22. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document
23. Ильченко А.С. Ритуальное поведение и мифологическое сознание в современном мире [Электронный ресурс] / А.С. Ильиченко // Anthropology. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text
24. Молодежное потребление - понятие, сущность, формы [Электронный ресурс] // GEOLIKE.RU. Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_8403.htm
25. Потребление [Электронный ресурс] // Экономика. Режим доступа: http: //economics.pp. ua/potreblenie.html
26. Потребление [Электронный ресурс] // Экономический словарь. Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/iiodaaeaiea.html
27. Практика, её основные формы. Структура практики [Электронный ресурс] // Научно-образовательная литература. Режим доступа: http://libraryno.ru
28. Пьер Бурдье: основные идеи в социологии [Электронный ресурс] // Лазер Вирта. Режим доступа: https://laservirta.ru/пьер-бурдье-основные-идеи-в- социолоЖ
29. Ритуальное поведение [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. Режим доступа: https://students-library.com/library/read/63993- ritualnoe-povedenie
30. Ритуалы и их значение в концепции Э. Эриксона [Электронный ресурс] // SciCenter.online. Режим доступа: https://scicenter.online/vozrastnaya- psihologiya-scicenter
31. Российский рынок общественного питания в демократичном сегменте. Маркетинговое исследование и анализ рынка [Электронный ресурс] // МаркетАналитика. Режим доступа: http://www.marketanalitika.ru/report /pitanie-2017 .html
32. Россияне рассказали, как предпочитают проводить свободное время [Электронный ресурс] // Rosmir. Режим доступа: https://romir.ru/studies/kafe-i- kino
33. Рынок фудсервиса в 2018 г вырос на 5.1% [Электронный ресурс] // The NPD Group. Режим доступа: https://www.npd.com/wps/portal
34. Социальная практика [Электронный ресурс] // Академик. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/13362
35. Социологические основы культурно-досуговой деятельности
[Электронный ресурс] // Studme.org. Режим доступа:
https://studme.org/210683/sotsiologiya
36. Социология досуга [Электронный ресурс] // Справочник24. Режим доступа: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_dosuga/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ