Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной рекламы 6
1.1. Понятия и основные характеристики социальной рекламы 6
1.2. Роль социальной рекламы в обществе 15
1.3. Социальная реклама как инструмент современной социальной
работы 21
Глава 2. Опыт практической деятельности КЦСОН «малахит» по реализации социальной рекламы 31
2.1. Характеристика деятельности КЦСОН «Малахит» по реализации
социальной рекламы 31
2.2. Исследование уровня информирования населения о деятельности
КЦСОН «Малахит» с помощью социальной рекламы 35
2.3. Разработка социальных проектов как механизма информирования
населения 43
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложения 56
В настоящее время в России десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в срочной социальной помощи и защите, что актуализирует необходимость организации социальной работы с различными категориями населения.
Социальная работа - это прежде всего оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Сегодня существует множество различных учреждений социального обслуживания, в которых можно получить необходимую помощь, как материального, так и психологического характера. Однако существует проблема низкого уровня информированности населения о содержании социальной работы и деятельности социальных служб, реализуемых методах и формах работы специалистов. Ресурсы современных социальных учреждений также используются не в полной мере, не сформирован необходимый уровень доверия населения к деятельности представителей социальных учреждений, необходимое общественное мнение в пользу принятия социальных проблем различных групп социально не защищенных граждан. Одним из многих инструментов целевого воздействия на аудиторию в решении наиболее актуальных социальных проблем является социальная реклама, ресурсы которой помогут социальным учреждениям привлечь внимание и сформировать определенное отношение общества к социальным и государственным проблемам и в перспективе - изменить поведенческую модель общества.
Социальная реклама представляет собой сжатую, выраженную в художественной форме информацию. Эта информация привлекает внимание людей к наиболее важным проблемам, существующим в современном обществе. Социальная реклама предназначена для всех слоев населения, вне зависимости от их возраста, пола, социального положения и интересов: она обращена ко всем. Эта особенность расширяет возможности такой рекламы, делает ее более эффективной. Поэтому социальную рекламу возможно использовать в качестве регулятора поведения людей, механизма привлечения внимания общества к социальным проблемам и информирования населения о деятельности социальных служб. Указанные обстоятельства обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - социальная реклама как феномен современного общества.
Предмет исследования - влияние социальной рекламы на уровень информирования населения о деятельности социальных учреждений.
Цель исследования - изучить содержание социальной рекламы как механизма информирования населения о деятельности социальных учреждений
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и основные характеристики социальной рекламы;
2. Изучить роль социальной рекламы в современном обществе
3. Охарактеризовать социальную рекламу как один из инструментов современной социальной работы;
4. Изучить опыт практической деятельности КЦСОН «Малахит» по реализации социальной рекламы
5. Исследовать уровень информирования населения о деятельности КЦСОН «Малахит» с помощью социальной рекламы;
6. Разработать проект социальной рекламы для КЦСОН «Малахит».
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Эмпирические методы: SWOT-анализ, анкетирование, экспертное интервью.
База исследования: ГАУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Социальная реклама - реклама определенного образа жизни, мыслей и взглядов, она направлена на актуализацию социальных проблем, разработку способов их решения и искоренения из общества. Такая реклама распространяется при спонсировании некоммерческих организаций, ассоциаций или государственных структур, или в их интересах.
В ряде случаев считается, что социальную рекламу сложно отличить от коммерческой или политической, поэтому необходимо правильно понимать цель именно рекламы социальной. Ее сформулировал С.Э. Селиверстов, который утверждает, что нужно не только освещать проблему, говорить о ней во всеуслышание и заставить общество признать ее, но и немедленно устранить ее - это представление общественных интересов, которые направлены на выполнение благотворительных целей, воспитание чувства справедливости и толерантности у граждан, привлечение внимания к проблемам социально незащищенных слоев населения, побуждение к определенному образу жизни.
В отличие от коммерческой рекламы, информация в социальной рекламе не является новой, она отображает уже происходящие в обществе процессы, то есть, чем больше знает об освещаемой проблеме ее адресат, тем более эффективной будет реклама.
Кроме того, специалисты выявили три принципа хорошей, то есть эффективной социальной рекламы. Во-первых, социальная реклама должна привлекать внимание, во-вторых, она должна запоминаться и в-третьих, она непременно должна побуждать человека к определенным действиям.
Социальная реклама, занимая минимальное место на рекламном рынке России, все же является незаменимой его частью. От того, насколько эффективно она развивается, зависит массовое и индивидуальное сознание общества, его взгляды, настроения и поведение. Социальная реклама в России существует уже около ста лет, однако ее научное изучение и развитие началось лишь в начале 1990-х годов, что не позволяет данному феномену на сегодняшний момент достичь того же уровня эффективности, что и на Западе. Но, следует заметить, что развитие социальной рекламы в России не стоит на месте, следовательно, увеличивается и степень ее эффективности.
Для достижения необходимого эффекта организаторы социальной рекламы должны владеть знаниями и навыками психологического воздействия на аудиторию, иначе ее результат не будет успешным.
Социальная реклама - один из новых методов информирования населения, используемый государством, обществом и социальными службами для социализации населения и включения его в общественные процессы города.
Исходя из проведенного социологического исследования, можно сделать вывод, что социальная реклама востребована, население считает, что ее количество необходимо увеличить.
Кроме того, по результатам анкетирования выяснилось, что о сложившихся в обществе проблемах, люди узнаю зачастую именно из социальной рекламы, в связи с чем, оценивают ее роль, как очень значительную.
Таким образом, социальная реклама способна стать механизмом информирования населения о деятельности социальных учреждений, а, значит, заслуживает внимания - изучения, разработки новых методов воздействия и технической базы, а также развития и совершенствования уже имеющихся.
СПИСОК
1. Аронсон О. «О социальной рекламе» [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: URL. - www.socreklama.ru
2. Белянин А. Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления: автореф. [Текст] / А.Б. Белянин. - М., 2012. - 23 с.
3. Библиотека Гумер: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. gumer. info, свободный.
4. Борисов, Б. Технология рекламы [Текст] / Б. Борисов - М.: ФаирПресс, 2012.
5. Вайнер, В.Л. Тренды развития социальной рекламы в России [Текст]/ В. Л. Вайнер// Журнал MarketingPRO. - 2014- №12.- С. 12-15.
6. Головлёва Е.Л. Основы рекламы / E.JI. Головлёва. - М.: ОАО «Московские учебники», Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 271 с. - (Высшее образование)
7. Голубева Г.А. Социология: учебное пособие для вузов // Г.А. Голубевой, А.В. Дмитриева - М.: ТетраСистемс, 2013. С.224.
8. Города России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://города-россия.рф/, свободный.
9. Грибок Н.Н. Социальная реклама: учебное пособие. [Текст] / Н.Н.Грибок - Москва, Московский гуманитарный университет, 2008. - 76 с.
10. Евсина Н., Нефедова А., Панова Е., Яблочкина С. Социальная реклама как основа развития современной общественной жизни // сайт - Режим доступа: URL: www.socreclama.ru.
11. Заславская Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики//Куда идет Россия? : 1998, Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: ИНФРА - М, 2004. - 312 с.
12. Ковалева, А.В. Эффективность социальной рекламы: опыт измерения [Текст]/ А.В. Ковалева// Журнал Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2012.- №4.- С. 74-76.
13. Костина A.B.Основы рекламы: учебное пособие / A.B. Костина,
Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин. - М.: КНОРУС, 2012. - 352 с.
14. Крупнов Р.В. Организация рекламной деятельности//Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 1, М.: Изд-во МГУ, 2011. - 183 с.
15. Матвеева Т.А. Место социальной рекламы и PR в
профессиональной подготовке специалистов соцаильной работы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL. -
https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-sotsialnoy-reklamy-i-pr-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-sotsialnoy-raboty
16. Мельникова, Т.Ф. Эффективность социальной рекламы [Текст]/ Мельникова Т.Ф., Кащенко Е.Г., Лужнова Н.В., Михайлова О.П.// ВЕСТНИК ОГУ.-2014.-№13.- 62 с.
17. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие / Науч. ред. М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2012. - 230 с. (Высшее образование)
18. Мы против курения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://we-non-smoking.narod.ru, свободный.
19. Николайшвили, Г.Г. Социальная реклама. Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]/ Г. Г. Николайшвили. — М.: Аспект Пресс, 2013. — С. 8-25.
20. О рекламе [Текст]: Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. -N 19.
21. Попова Ж.Г. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем. [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: URL. -http://www.cfin.ru/press/marke-ting/2001-5/08.shtml
22. Портал Комплексного центра социального обслуживания «Малахит»//https ://zabota 101. msp. midural. ru/
23. Портал последние новости рекламы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smartandmarketing.com/, свободный.
24. Последние тенденции мировой рекламы, новости брендинга: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://willad.ru/, свободный.
25. Рейковский Я.В. Экспериментальная психология эмоций. [Текст] / Я. Рейковский - М. - 2012. - 75 с.
26. Родникова Т.В. Роль и значение социальной рекламы в практике социальной работы: Учеб. Пособие / Новосибирск, 2012. - 453 с.
27. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. // 2013. С.193.
28. Файловый архив студентов: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/, свободный.
29. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. A.C. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 с. - (Серия «Высшее образование)
30. Социальная реклама.ш. [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: URL. -http://www.socreklama.ru/
31. Социальная реклама: краткая история. [Электронный ресурс]: Официальный сайт - Режим доступа: URL. - http://www.studio-videoton.ru.
32. Социальный проект «Россия без наркотиков»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://life-way.info, свободный.
33. Степанов, Е.В. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция [Текст]/ Е.В. Степанов// М.: Вест3Консалтинг, 2015. — С. 8-101.
34. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)
35. Филатова, О.Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества: учебное пособие [Текст]/ О.Г. Филатова // СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 22 с.
36. Чурадаев С. Социальная сфера как рекламное пространство// Рекламодатель: теория и практика. №3, 2004. - 13 с.
37. Шаповалов В.А. Социальная реклама как инструмент формирования общественного мнения [Текст]/ В.А. Шаповалов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5), 2016. - 3 с.
38. Шаповалов, Г.В. Основные этапы развития социальной рекламы в России [Текст]/ Г.В. Шаповалов// Журнал Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - №5.- С. 179-181.
39. Шершукова, Е. В. Специфика социальной рекламы в России: современное состояние [Текст]/ Е.В. Шершукова// Журнал Молодой ученый. — 2011. — №4. — 16