Введение 4
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха 7
1.1. Характеристика социальных проблем детей и подростков с нарушениями слуха 7
1.2. Содержание социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха 13
Глава 2. Практический аспект социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха 22
2.1. Опыт практической деятельности ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13» по социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха 22
2.2. Исследование социальной реабилитации детей и подростков с
нарушением слуха 30
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Приложения
Решение проблемы инвалидности является приоритетным, ключевым направлением в реализации социальных обязательств российского государства. Социальная реабилитация лиц с инвалидностью предполагает наличие равных прав и возможности участия во всех видах и формах социокультурной жизни наравне с другими членами общества.
Особенно значимой является проблема увеличения числа инвалидов среди детей. По данным Федеральной службы государственной статистики на сегодняшний день в Российской Федерации 605 тыс. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимо специальное образование и социальное воспитание, обусловленные их потребностями .
Многие люди, в том числе дети и подростки с нарушениями слуха, не имеют возможности полностью себя обеспечивать, получая невысокую государственную помощь. Социальная реабилитация способствует улучшению взаимодействия человека с окружающим миром. Реабилитация людей с нарушением слуха - сложный и многосторонний процесс, который включает в себя и материально-техническое обеспечение, и информационно-технологическое усовершенствование, и институционально-организационное решение, а также формирование определенного мнения общества.
На сегодняшний день накоплен достаточный материал по вопросам социальной реабилитации. В исследованиях изучены такие аспекты: понятие «реабилитация» и «социальная реабилитация (А.Б. Збанацкая, В.З. Кантор, И.М. Котельникова, З.И. Лаврентьева, Э.А. Маврина, А.Ф. Сайтханов, Е.И. Холостова и др.); теоретические положения включения реабилитируемых в социальное пространство (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Р.В. Овчарова, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Т.В. Фуряева и др.); инновационные технологии реабилитационной деятельности (Т.Н. Черняева, Л.И. Акатов, Л.И. Аксенова, М.А. Жданова, Г.М. Иващенко, Е.И. Холостова и др.); проблемы и условия осуществления социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии (Т.П. Аргунова, Т.О. Алферова, С.Н. Ваныпин, В.А. Калягин, В.З. Кантор, И.А. Коробейников, H.H. Малофеев, O.A. Потехина, А.Ф. Сайтханов, Е.И. Холостова и др.); проблема реабилитационного потенциала инвалидов в психологическом аспекте (P.M. Войтенко, Е.М. Старобина, С.А. Стеценко, Н.Б. Шабалина); вопросы реабилитации лиц с нарушениями слуха (И.А. Михаленкова, И.А.Москалик, Л.И. Руленкова, М.И. Никитина, Г.Н. Пенин и др.); особенности психического развития лиц в условиях патологии слуха (Т.Г. Богданова, И.А. Михаленкова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.); проблемы обучения и воспитания лиц с нарушенным слухом (О.А. Корнилова, Т.В. Богданова, P.M. Боскис, С.А. Зыкова, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровина, Н.М. Назарова, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, Г.Н. Пенин, Ж.И. Шиф и др.), а также вопросы адаптации, интеграции и социализации этой категории детей и подростков (Н. В. Путилина, Т. В. Семенова, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко).
Анализ научной литературы показал, что актуальность работы обусловлена как текущими, так и перспективными потребностями детей и подростков с нарушением слуха в осуществлении социальной реабилитации.
Цель исследования - изучить содержание социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха.
Объект исследования - процесс социальной реабилитации.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей и подростков с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
- дать характеристику социальных проблем детей и подростков с нарушениями слуха;
- проанализировать содержание социальной реабилитации детей и подростков с нарушением слуха;
- изучить опыт практической деятельности ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13» по социальной реабилитации детей и подростков с нарушением слуха;
- исследовать социальную реабилитацию детей и подростков с нарушением слуха.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблемам социальной реабилитации лиц с нарушением слуха; методы сравнительного, логического анализа; анкетирование с помощью разработанной анкеты и опроса; синтез; обобщение.
Теоретические методы исследования: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №13,реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В работе была дана характеристика социальных проблем детей и подростков с нарушениями слуха. Отмечено, что основой для изучения социальной реабилитации как социального явления были наработки в рамках классической социологии, которая рассматривала процессы, происходящие в обществе сквозь призму семьи. Так как семья и ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации, то были проанализированы проблемы семей с ребенком с ограниченными возможностями. На первом месте находятся материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. Третье место занимают проблемы получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания. На четвертом месте находятся психологические проблемы.
Также было проанализировано содержание социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха. Социальной реабилитацией детей с ограниченными возможностями является процесс и система восстановления способностей к самостоятельной бытовой и общественной жизнедеятельности, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
В работе был исследован опыт практической деятельности по социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13». Деятельность ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13» осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общешкольных мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской,
психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В ГБОУ СО «Екатеринбургская школа- интернат № 13» программы адаптированы для обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Основные задачи реабилитационной деятельности ГБОУ СО «Екатеринбургская школа- интернат № 13» заключаются в том, чтобы максимально приспособить ребенка с нарушениями слуха к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно - трудовую жизнь общества, но осуществление этих результатов возможно лишь посредством взаимодействия всех видов реабилитации и межведомственного сотрудничества.
Кроме этого, была исследована социальная реабилитация детей и подростков с нарушениями слуха в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа- интернат № 13». В связи с этим, в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа- интернат № 13» было проведено исследование на тему: «Проблемы организации социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха», которое помогло выявить круг проблем, возникающих при организации реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха. В исследовании принимали участие родители обучающихся в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13», а также специалисты данного учебного учреждения. Была использована сплошная выборка, поскольку исследование проводилась на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа- интернат № 13», где находятся только дети с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающие и обучающие их специалисты. В ходе проведения анкетирования было выявлено, что творчество позволяет детям и подросткам с нарушениями слуха проявить свои способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание ребенка общаться, развивать межличностные отношения. Поэтому для социальной реабилитации необходимо использовать арт-терапию. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом. Именно поэтому возможность творческого развития необходима каждому ребенку и подростку с нарушениями слуха
Таким образом можно сделать вывод о том, что необходимо создавать дополнительные условия, помогающие успешной социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха, а также привлекать местные общественные организации, которые помогут организовать как можно больше мероприятий, предоставляющих услуги по сурдопереводу при создании благоприятных условий для таких детей. И для того, чтобы решить данные проблемы мы разработали проект арт-клуба для детей и подростков с нарушениями слуха «Возрождение». В процессе реализации данной программы будет предоставлена помощь детям в повышении уровня общей культуры, формировании нравственного опыта, развитии их творческой активности, зрительных и слуховых анализаторов; также будет обеспечен процесс разностороннего развития мыслительных и познавательных способностей, помощь в борьбе с одиночеством и комплексами, имеющимися у детей с нарушениями слуха, что повлияет на успешность процесса социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями слуха.
1. Бушенева И.С., Горбунова В.В. Особенности социальной реабилитации детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата в условиях семьи // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.
2. Дарган А. А. Качество жизни людей с ограниченным жизненным пространством. - Социологическая наука и социальная практика. - 2015. - Т. 0. - № 1. - C. 98-114.
3. Екименко П. Жизнь особенных людей изменилась к лучшему [Текст] / П. Екименко // Тихоокеанская звезда. - 2016. - №133 (21 июля). - С. 3-4.
4. Збанацкая А. Б. Проблема социализации девиантной молодежи / А. Б. Збанацкая // Психология обучения. - 2015. - № 2. - С. 4-13.
5. Зотова Е. Социально-культурная реабилитация: попытка объять необъятное [Текст] / Е. Зотова // Русский инвалид. - 2018. - №2. - С. 2-3.
6. Исцеление от «рая». Реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под редакцией Е.Н. Волкова. - М.: Речь, 2016. -400 с.
7. Кабанова Е. В. Согреться у «Очага» / Е. В. Кабанова // Социальная работа. - 2016. - № 2. - С. 43-44.
8. Клопота Е. А. Социально-психологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе / Е. А. Клопота // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 87-91.
9. Корнилова О.А. Инклюзия: иллюзии и реальность проблемы обучения особенных детей в условиях современного российского общества [Текст] / О.А. Корнилова // Вестник университета. - 2018. - № 6. - С. 183¬187.
10. Кузнецова Е. И. Социализация, адаптация и реабилитация детей- сирот с использованием метода иппотерапии / Е. И. Кузнецова, С. М. Суровцева, М. И. Фаерман // Социальная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 67¬46
73.
11. Лебедева Г. В. Арт-терапия как одно из эффективных средств социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. В. Лебедева // Социальное обслуживание. - 2015. - №10. - С. 44¬51.
12. Мазоха О. В. Развитие альтернативных навыков в коммуникации / О. В. Мазоха // Социальная работа. - 2014. - № 4. - С. 52-56.
13. Менгалиева Е. Коса - девичья краса : влияние творческой деятельности на социальную реабилитацию / Е. Менгалиева // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». - 2014. - № 10. - С. 40-44 : ил.
14. Никитина Л. Е. Социальные функции воспитания: динамика изменений и прогноз развития / Л. Е. Никитина // Воспитание школьников. - 2016. - № 3. - С. 9-19.
15. Новые методы реабилитации / материал подгот. Е. Дрейер // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». - 2015. - № 7/8. - С. 45.
16. Орлова Е. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в социум через творчество / Е. В. Орлова // Воспитание школьников. - 2013.
- № 7. - С. 43-46.
17. Официальный сайт ГБОУ СО «ЕШИ № 13» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://internat126.ru
18. Пипина С. С. Лекотека в психологической реабилитации детей- инвалидов / С. С. Пипина // Социальная работа. - 2016. - № 3. - С. 50-52.
19. Путилина Н. В. Социализация личности как источник персональных компетенций / Н. В. Путилина, В. С. Сенашенко // Alma mater : вестник высшей школы. - 2014. - № 9. - С. 49-52.
20. Рулева Т. Б. Самостоятельное проживание - задача на будущее / Т. Б. Рулева // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 20-22.
21. Сабанов З.М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации [Текст] / 3.М. Сабанов // Общество и право. - 2016.
- № 3. - С. 217-221.
22. Сабанов З.М. Современные теоретико-методологические и содержательные основы профессиональной реабилитации инвалидов [Текст] / З.М. Сабанов // NOVAINFO.RU. - 2016. - №53-3. - С. 310-315.
23. Самсонова Е. В. Возможности для индивидуализации обучения / Е. В. Самсонова // Народное образование. - 2014. - № 7. - С. 180-185.
24. Семенова Т. В. Реабилитация детей-инвалидов в условиях Центра социального обслуживания / Т. В. Семенова // Логопед. - 2015. - № 9. - С. 100- 104.
25. Сидоров Н. Р. Образование как феномен культуры и фактор социализации / Н. Р. Сидоров // Школьные технологии. - 2015. - № 2. - С. 9¬20.
26. Синельникова М. С. «Детки-конфетки» - программа коррекции и профилактики нарушений эмоциональной сферы и поведения детей / М. С. Синельникова, Г. В. Кругликова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2016. - № 1. - С. 16-30.
27. Смидович Е. Смотри на меня как на равного [Текст] / Е. Смидович // Русский инвалид. - 2017. - №6. - С. 8.
28. Снегирев С. Н. Анималотерапия как средство реабилитации инвалидов / С. Н. Снегирев // Социальная работа. - 2015. - № 2. - С. 57-59.
29. Создание реабилитационного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Рогова [и др.] // Социальная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 42-45.
30. Солоед К. Создание будущего : социализация людей с РАС у нас и за рубежом / К. Солоед // Здоровье детей : журн. Изд. дома «Первое сент.». - 2014. - № 10. - С. 52-53 : ил.
31. Трихонович А. Е. Сенсорные комнаты - эффективный инструмент социально-психологической реабилитации / А. Е. Трихонович, Ю. В. Ульянова // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 60-61.
32. Черняева Т. Н. Социализация детства: образовательный контекст / Т. Н. Черняева, Е. В. Преображенская // Социальная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 76-83.
33. Шаповаленко Л. МПреимущества реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в учреждениях социальной защиты населения / Л. М. Шаповаленко // Социальная работа. - 2015. - № 12. - С. 45-47.
34. Шевелева Д. Е. Педагогические условия образовательных успехов детей с ограниченными возможностями здоровья (компаративистский подход) / Д. Е. Шевелева // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 73-86.
35. Шлейкова Н. Структурные компоненты реабилитационного пространства специального (коррекционного) детского дома / Н. Шлейкова, Н. Фоминых // Учитель. - 2015. - № 2. - С. 46-49.
36. Якупов А. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы) / Александр Якупов. - М.: Научная библиотека, 2015. - 702 с.
37. Обзор / Европейская фундация для улучшения условий жизни и
работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eurofound.europa.eu/ pubdocs/ 2009/02/en/2/EF0902EN.pdf