ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 10
1.1. Теоретические аспекты исследования современного взаимодействия государства и бизнеса 10
1.2. Выстраивание взаимодействия государства и бизнеса в ходе конфликтов: теоретическое основание 23
1.3. Взаимодействие государства и бизнеса в области капитального строительства и земельных отношений 37
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 46
2.1. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках объектов капитального строительства непроизводственного назначения 47
2.2. Формирование взаимоотношений государства и бизнеса при реализации проектов в области капитального строительства производственного назначения 62
2.2. Особенности совместной реализации государством и бизнесом объектов линейного капитального строительства 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
В современных российских условиях при смешанной экономической системе бизнес и различные государственные структуры имеют прямые и косвенные формы взаимодействия между собой. Данная ситуация обусловлена тем, что экономическое состояние государства напрямую зависит от уровня бизнес-процессов, проводимых внутри страны. Качественный симбиоз двух данных форм нередко способствует дальнейшему росту и развитию различных экономических и внутриполитических сфер. Усовершенствование процессов взаимодействия государства и бизнеса – один из основных аспектов, связанных с вопросами создания устойчивой и стабильной экономической модели, стремящейся к интенсивному развитию.
Необходимость создания институтов частной собственности неизбежно приводит не только к активному этапу взаимодействия государства и бизнеса, но и к конфликтным ситуация между различными субъектами, входящими в данный тип взаимодействия, а также внутри различных сфер современной экономики. Важно подчеркнуть, что возникновение противоречий и столкновений между государством и бизнес-субъектами происходит не только на этапе формирования, но и в периоды становления и процветания экономической системы.
Необходимость данного взаимодействия обусловлена тем, что государство будучи многомерной системой, обладающей ролью участника рынка и одновременно выступающей его регулятором, не способно обеспечивать эффективное использование ресурсов внутри каждой из многочисленных экономических сфер. В таком случае у государства возникает институциональная потребность в привлечении бизнес-сообщества для реализации разноуровневых проектов внутри различных экономических отраслей. С точки зрения области капитального строительства вопрос о необходимости привлечения эффективных коммерческих организаций стоит наиболее остро, поскольку от этого напрямую зависит инфраструктурное развитие, обеспечивающее подъем экономического цикла и рост среднего класса. Инфраструктурное взаимодействие обладает стратегическим значением не только для государства, но и для бизнеса, поскольку в ходе него каждый из акторов обладает явными целями задачами, выраженными в максимизации полезности благодаря данным взаимоотношениям. Особую роль играет принцип ограниченности ресурсов, в ходе которого в данном случае каждый из акторов испытывает нехватку земельного ресурса, тем самым, обеспечивается потребности друг в друге.
Наиболее актуальными вопросами, сохраняющимися и на сегодняшний день, являются именно те, в которых поднимается проблематика гармонизации отношений государственной системы и бизнес-сообщества в целом. В рамках исследования и анализа данного взаимодействия необходимо учитывать, что катализатором создания дисбаланса внутри системы взаимоотношений государства и бизнеса нередко выступает общество, в лице граждан, стремящееся к созданию социальной ответственности для бизнеса и государственных институтов. Поле соприкосновения интересов государства и бизнеса ни в коем случае не ограничивается исключительно совместными проектами: примеряя роль регулятора государство способно как проявлять снисхождение и способствовать развитию бизнес-климата в стране, открывая возможности развития и поиска новых точек роста для предпринимательства, так и оказывать административное давление, сопряженное с принуждением, на развитие частного сектора, формируя, тем самым, систему аморфности и гетерономности коммерческих организаций...
Подводя итоги, можно отметить, что выстроенное взаимодействие между государством и бизнесом в Санкт-Петербурге стоит характеризовать как преимущественно эффективное, но с присущими элементами дезорганизации и внутрисистемных противоречий. Санкт-Петербург, являясь городом федерального значения, самостоятельно организует систему управления и распоряжения объектами недвижимости, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации. Также Санкт-Петербург обладает правом, как и любой другой субъект федерации, принимать решения о реализации партнерских проектов совместно с коммерческими организациями, в частности, в области капитального строительства. Проведенный анализ показал, что основой для создания эффективного взаимодействия в данной области является выстраивание его по модели «партнерство» или «патронаж», поскольку наиболее успешные кейсы основывались именно на данных моделях. Также важным компонентом является выстраивание отношений с коммерческими организациями по форме государственно-частного партнерства, в которой каждый субъект отношений является полноправным участником проекта со своими интересами. При рассмотрении и анализе приведенных кейсов была выделена важная особенность взаимодействия государства и бизнеса в Санкт-Петербурге в области капитального строительства – «серо-белая» зона взаимоотношений, в рамках которой акторы взаимодействуют исключительно в правовом поле, но при этом сохраняются неформальные доверительные отношения, которые способствует принятию компромиссных решений в ходе реализации проекта. В рамках рассмотренных кейсов было также выделено, что определенная часть конфликтов между государством и бизнесом возникает в связи со сменой правящей элиты, поскольку старые прочно выстроенные связи рушатся по причине кадровых перестановок, что может приводить к острой, но временной конфронтации между акторами.
Стоит отметить, что в рассмотренных кейсах была выявлена еще одна косвенная особенность: при взаимодействии государства с крупными коммерческими организациями каждый из субъектов взаимоотношений стремится находить компромиссные решения и не усиливать конфликтное состояние. Основной причиной данной особенности может являться тот факт, что конфликты с крупными предприятиями способны перевести конфликт на новый – стратегический уровень, в ходе которого возникновение острой конфликтной ситуации может означать высокие репутационные издержки, крупные ресурсные потери, а также может привести к созданию окон возможности для реализации одним из акторов стратегий «захвата бизнеса» или «захвата государства». Возникновение такой ситуации существенно повышает риски для каждого из субъектов взаимодействия, несоизмеримые с ожидаемой полезностью от данных действий. Дополнительно стоит отметить, что в Санкт-Петербурге можно говорить о том, что совместная консолидация власти и крупных коммерческих игроков в ключевых отраслях экономики находится на достаточно высоком уровне, позволяющем выстраивать доверительные формальные и неформальные отношения.
Также общей проблемой государства и частного сектора является комплексная недооценка общественного фактора. Каждый из акторов рассматривает общество исключительно в качестве отдельной самостоятельной единицы, обладающей собственными интересами. Однако, если подойти к вопросу о гражданском обществе с точки зрения не самостоятельного актора, а как инструмента конфликтного давления на противоположную сторону, то это сможет существенно влиять на первоначальную расстановку сил в ходе каждого прямого конфликта. Работа с общественным мнением и влияние на общественное сознание, по итогу, может стать одним из главных ресурсов для каждого из акторов. В свою очередь борьба за общественное внимание и признание может стать основным конкурентным полем здоровой борьбы между государством и бизнесом за равнодоступный сильный ресурсный инструмент...
1. Нуреев Р. М. Постсоветский институционализм / Р. М. Нуреев, В. В. Дементьев. // 1-е изд. – Донецк: Каштан, 2005. – 479 c.
2. Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. М.: Наука, 2003. – 352 с.
3. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния – М.: Прогресс, 1985. – 512 с.
4. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография / Т.М. Стасова // М.: КУРС, 2012. – 192 с.
5. Шохин А. Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / А. Н. Шохин, В. Н. Кириллина, П.О. Авен и др. // М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2011. – 349 c.
6. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.
7. Berger S. Organizing Interests in Western Europe. Pluralism, Corporatism, and the Transformation of Politics / S. Berger. // Cambridge: Cambridge University Press (Cambridge Studies in Modern Political Economies). – 1983. – 440 p.
8. Bremer I. The End of the Free Market: Who Wins the War Between States and Corporations? / I. Bremer. // New York: Penguin Group, 2010. – 244 р.
9. Coen D. The Oxford Handbook of Business and Government / D. Coen, W. Grant, G. Wilson. – Oxford: Oxford University Press, 2010. – 787 p.
10. North D. Institutions, institutional change and economic performance / D. North. // 3-rd ed. – Cambridge: Cambridge university press, 1991. – 152 р.
11. Samuelson P. A. Economics: an introductory analysis // P. A. Samuelson. – 4-th ed. – McGraw-Hill Book Company, 1958. – 810 p.
12. Pigou A. Wealth and Welfare. L.: Macmillan, 1920. – 953 p.
13. Stone C. N. Regime Politics: Governing Atlanta, 1946-1988 / C. N. Stone. // Kansas: University press of Kansas. – 1989. – 330 р.
14. Wolf Jr. Ch. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives. – MIT Press, 1993. – 256 р.
15. Алейников А. В. Социокультурные механизмы воспроизводства конфликтов власти и предпринимательства в России / А. В. Алейников, И. Д. Осипов, А. Г. Пинкевич // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2014. – № 4. – С. 90–104...64